Организационный момент
| Цель этапа: Мобилизовать обучающихся для работы на уроке.
Дидактическая задача: настрой обучающихся на работу
Метод: слово учителя
Форма организации деятельности: фронтальная
| Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка состояния класса и готовности учеников к уроку, организация внимания.
| Рапортичка старосты об отсутствующих учениках на столе учителя, приветствуют учителя, стоя и молча.
|
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
| Цель:
1) Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания;
2) устранить обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя навыки построения блок-схем для конструкций
ветвления, следование, цикл
Дидактическая задача: контроль уровня усвоения изученного ранее материала, исправление и комментирование ошибок. Метод: беседа, демонстрация Форма организации деятельности: фронтальная
| До начала урока проверить домашнее задание у двоих обучающихся, запланированных ранее. В начале урока мотивировать обучающихся работать по образцу. Опрос обучающихся по домашнему заданию. При проверке акцентировать внимание на типах числовых данных, порядке расположения элементов блок-схем для конструкций
ветвления, следование, цикл. Подведение итога по домашнему заданию. Проведение письменного опроса по теоретическому материалу темы «Линейные алгоритмы и величины» (5 вопросов), чтение и демонстрация вопросов.
Опрос: Знание элементов блок-схем, типов данных
Какой фигурой обозначается начало и конец алгоритма?
Какие два типа числовых данных вы знаете?
Как обозначается команда присваивания?
Какие ограничения есть для задания имен переменным?
Какой фигурой обозначается команда ввода/вывода данных?
Контроль знаний, предложить взаимопроверку выполненных работ по образцу.
| До начала урока двое обучающихся набирают на учительском компьютере блок-схемы из домашней работы. Во время демонстрации заданий домашней работы, с помощью проектора, обучающиеся выполняют самоконтроль выполненного домашнего задания.
Анализируют ошибки.
Подведение итога домашней работы. Письменно отвечают на вопросы, демонстрируемые на экране.
Обмениваются листочками с соседом и проводят взаимоконтроль выполненной работы по образцу (слайд с ответами). Выставляют отметки.
Сдают листочки учителю.
|
Изучение нового учебного материала
| Цель:
1) Получение представления об алгоритмических для конструкциях
ветвления, следование, цикл, , а так же правилах работы изучаемых алгоритмических для конструкциях ветвления, следование, цикл алгоритмической структуры;
2) на основе приобретаемых знаний выработать умение строить алгоритмических для конструкциях ветвления, следование, цикл
Дидактическая задача: уметь видеть признаки алгоритмических для конструкциях
ветвления, следование, цикл, уметь выбирать тип алгоритма для решения конкретной задачи, уметь строить блок-схемы алгоритмических для конструкцияхветвления, следование, цикл Метод: проблемный, мини-лекция, практическая работа Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная
| Организация внимания. Предлагает выполнение практического задания на построение алгоритма (задание на слайде), при составлении которого учащиеся сталкиваются с проблемой, нехватки знаний для решения поставленной задачи.
1) Предлагаю составить словесный и графический алгоритм решения следующей задачи:
В прямоугольном треугольнике известны длины катетов a и b. Определите длину гипотенузы c.
Начало
дано (ввести) a и b
вывести c
конец
- Что мы можем сказать про данный алгоритм? Как в нем сменяются действия?
| Акцентируют внимание на учителе Выполняют практическое задание за компьютером, составляя блок-схему с помощью ЦОР «Конструктор блок-схем», и проверяют блок-схему для трех наборов данных. Обращают внимание на то, что в ходе проверки возникает проблема: алгоритм не работает для 3 случая (работа блок-схемы прерывается или выдается неверный ответ).
|
Помогает учащимся сформулировать вывод.
Формулирует тему урока: «Алгоритмические конструкции :ветвления, следование, цикл»
| Вывод: с помощью линейной алгоритмической конструкции задачи такого типа решать неудобно или невозможно.
Выдвигают гипотезу, что есть возможность организации решения таких задач другим способом.
|
Объясняет новый материал по теме урока с использованием презентации «Алгоритмические конструкции :ветвления, следование, цикл»
| Слушают объяснение учителя, составляют конспект мини-лекции учителя.
|
Алгоритмическая конструкция следование – это конструкция, в которой действия сменяются последовательно одно за другим.
2) Даны два числа a и b. Определите большее из них.
Начало
ввести a и b
если a>b то вывести a иначе вывести b
конец
- Что мы можем сказать про данный алгоритм? Как в нем сменяются действия?
Алгоритмическая конструкция ветвление – это конструкция, в которой действия сменяются в зависимости от выполнения поставленного условия.
3) Изобразить в графическом редакторе paint клетчатое поле размером 4*4.
Начало
запустить графический редактор
выбрать инструмент прямоугольник на панели инструментов
изобразить квадрат
скопировать квадрат
вставить копию
присоединить к имеющемуся
повторить пункты 5 и 6 еще 2 раза
конец
- Что мы можем сказать про данный алгоритм? Как в нем сменяются действия?
Алгоритмическая конструкция цикл – это конструкция, в которой имеется участок с повторением действий.
Различают:
Цикл с параметром (конечное количество повторений)
Цикл с предусловием (команды повторяются пока выполняется какое-либо условие)
Цикл с постусловием (команды повторяются пока условие имеет значение ложь).
| Контроль работы учеников в классе:
низкий уровень: записывают информацию с компьютера и доски в тетрадь;
средний уровень: участвуют в объяснении учителя новой темы, отвечая на элементарные вопросы по новой теме;
высокий уровень: участвуют в объяснении учителя новой темы, предлагая свои варианты решения предложенных задач .
|
Закрепление учебного материала
| Цель:
1) закрепление полученных на III этапе урока знаний обучающимися, выработка умения составлять блок-схемы для решения задач на
для конструкциях ветвления, следование, цикл
2) научиться применять знания в сходной ситуации. Дидактическая задача: выявить уровень усвоения объясненного материала Метод: частично-поисковый, работа с ЦОР, беседа
Форма организации деятельности: работа в парах
| Предлагает для решения задачи № 1, 2 с Листа «Ветвление». Предлагает ученикам (Ф.И.) выполнить работу на учительском компьютере с последующее демонстрацией на экране. Консультирование обучающихся, пояснения по организации каждой формы ветвления.
Предупреждает, что решения задач (блок-схемы) обучающиеся записали в тетрадь.
| Решают задачи № 1,2 с использованием ЦОР «Конструктор блок-схем». Ученики выполняют построение блок-схем на учительском компьютере (отметка за выполнение работы). При необходимости обращаются за помощью.
Блок-схемы двух первых задач записывают в тетрадь.
|
Предлагает обучающимся прочитать оставшиеся тексты задач с Листа «Ветвление» и классифицировать их по формам ветвления (полное и неполное), чтобы определить уровень понимания условия задачи и осознанного выбора формы ветвления при составлении алгоритма. Опрос ранее запланированного ученика о классификации задач.
| Работа с Листом «Ветвление» по классификации текстов задач. Запись классификации номеров задач по формам ветвления в тетрадь.
Ученик (Ф.И.) зачитывает свой вариант классификации, при необходимости остальные обучающиеся вносят поправки и дополнения.
Обучающийся (Ф.И.) получает отметку за правильную классификацию.
|
| Для закрепления изученного материала предлагается парная практическая работа.
Определяет консультантов из числа учеников, быстро усвоивших материал. Контроль знаний: правильное выполнение задания парой (сверка с листом ответов, который прикреплен на доске). Подведение итогов урока.
На экране демонстрируется блок-схема задачи предложенной в начале урока, предлагается найти ошибки и способы отладки блок-схемы. Объявление отметок за урок.
| Выполняют парную практическую работу по решению задач (2 задачи) по составлению блок-схем и отладка программы. При необходимости используется помощь консультантов или учителя. На Контрольных листах пары запись полученных ответов.
Определяют ошибки в показанной блок-схеме, и предлагают способы их устранения.
|
Задание на дом
| Цель:
Получение обучающимися домашнего задания и методики его выполнения, подведение итогов урока.
Дидактическая задача: закрепление знаний полученных на уроке, формирование умений по составлению блок-схем для решения задач содержащих алгоритмические конструкции
ветвления, следование, цикл Метод: слово учителя Форма организации деятельности: фронтальная
| Дает индивидуальное домашнее задание 2-х уровней сложности (уровень учащийся выбирает самостоятельно).
| Закрывают программу.
Записывают д/з в дневниках (прикрепляют листы с индивидуальными заданиями в тетрадь).
|