Главная страница


Конспекта урока Аттестуемый педагог: Сильванькова Елена Николаевна Предмет: информатика и икт 9 класс Тема урока: Алгоритмические конструкции : ветвления, следование, цикл Цели урока



НазваниеКонспекта урока Аттестуемый педагог: Сильванькова Елена Николаевна Предмет: информатика и икт 9 класс Тема урока: Алгоритмические конструкции : ветвления, следование, цикл Цели урока
Дата12.02.2016
Размер88.5 Kb.
ТипКонспект

Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог: Сильванькова Елена Николаевна

Предмет: информатика и ИКТ 9 класс

Тема урока: Алгоритмические конструкции :ветвления, следование, цикл

Цели урока:

- дать определение алгоритмической конструкции следование, ветвление, цикл, показать графическое исполнения каждой из алгоритмических конструкций;

- учить составлять словесные и графические алгоритмы с использование конструкций;

- развивать операторное мышление, воспитывать культуру поведения на уроке информатики.

Задачи урока:

- научить разрабатывать алгоритмы, содержащие команду ветвления, следование, цикл;

- научить делать выбор формы ветвления на основе анализа условия задачи;

- развить умение работать в группе.





Этапы работы

Содержание этапа







Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Цель этапа: Мобилизовать обучающихся для работы на уроке.

Дидактическая задача: настрой обучающихся на работу

Метод: слово учителя

Форма организации деятельности: фронтальная


Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка состояния класса и готовности учеников к уроку, организация внимания.


Рапортичка старосты об отсутствующих учениках на столе учителя, приветствуют учителя, стоя и молча.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель:

1) Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания;

2) устранить обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя навыки построения блок-схем для конструкций

ветвления, следование, цикл

Дидактическая задача: контроль уровня усвоения изученного ранее материала, исправление и комментирование ошибок.
Метод: беседа, демонстрация
Форма организации деятельности: фронтальная


До начала урока проверить домашнее задание у двоих обучающихся, запланированных ранее.
В начале урока мотивировать обучающихся работать по образцу.
Опрос обучающихся по домашнему заданию. При проверке акцентировать внимание на типах числовых данных, порядке расположения элементов блок-схем для конструкций

ветвления, следование, цикл.
Подведение итога по домашнему заданию.
Проведение письменного опроса по теоретическому материалу темы «Линейные алгоритмы и величины» (5 вопросов), чтение и демонстрация вопросов.

Опрос: Знание элементов блок-схем, типов данных

  1. Какой фигурой обозначается начало и конец алгоритма?

  2. Какие два типа числовых данных вы знаете?

  3. Как обозначается команда присваивания?

  4. Какие ограничения есть для задания имен переменным?

  5. Какой фигурой обозначается команда ввода/вывода данных?

Контроль знаний, предложить взаимопроверку выполненных работ по образцу.


До начала урока двое обучающихся набирают на учительском компьютере блок-схемы из домашней работы.
Во время демонстрации заданий домашней работы, с помощью проектора, обучающиеся выполняют самоконтроль выполненного домашнего задания.

Анализируют ошибки.

Подведение итога домашней работы.
Письменно отвечают на вопросы, демонстрируемые на экране.

Обмениваются листочками с соседом и проводят взаимоконтроль выполненной работы по образцу (слайд с ответами). Выставляют отметки.

Сдают листочки учителю.

Изучение нового учебного материала


Цель:

1) Получение представления об алгоритмических для конструкциях

ветвления, следование, цикл, , а так же правилах работы изучаемых алгоритмических для конструкциях ветвления, следование, цикл алгоритмической структуры;

2) на основе приобретаемых знаний выработать умение строить алгоритмических для конструкциях ветвления, следование, цикл

Дидактическая задача: уметь видеть признаки алгоритмических для конструкциях

ветвления, следование, цикл, уметь выбирать тип алгоритма для решения конкретной задачи, уметь строить блок-схемы алгоритмических для конструкцияхветвления, следование, цикл
Метод: проблемный, мини-лекция, практическая работа
Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная


Организация внимания.
Предлагает выполнение практического задания на построение алгоритма (задание на слайде), при составлении которого учащиеся сталкиваются с проблемой, нехватки знаний для решения поставленной задачи.

1) Предлагаю составить словесный и графический алгоритм решения следующей задачи:

В прямоугольном треугольнике известны длины катетов a и b. Определите длину гипотенузы c.

Начало

  1. дано (ввести) a и b



  2. вывести c

конец

- Что мы можем сказать про данный алгоритм? Как в нем сменяются действия?

Акцентируют внимание на учителе
Выполняют практическое задание за компьютером, составляя блок-схему с помощью ЦОР «Конструктор блок-схем», и проверяют блок-схему для трех наборов данных.
Обращают внимание на то, что в ходе проверки возникает проблема: алгоритм не работает для 3 случая (работа блок-схемы прерывается или выдается неверный ответ).

Помогает учащимся сформулировать вывод.

Формулирует тему урока: «Алгоритмические конструкции :ветвления, следование, цикл»

Вывод: с помощью линейной алгоритмической конструкции задачи такого типа решать неудобно или невозможно.

Выдвигают гипотезу, что есть возможность организации решения таких задач другим способом.


Объясняет новый материал по теме урока с использованием презентации «Алгоритмические конструкции :ветвления, следование, цикл»


Слушают объяснение учителя, составляют конспект мини-лекции учителя.

Алгоритмическая конструкция следование – это конструкция, в которой действия сменяются последовательно одно за другим.

2) Даны два числа a и b. Определите большее из них.

Начало

  1. ввести a и b

  2. если a>b то вывести a иначе вывести b

конец

- Что мы можем сказать про данный алгоритм? Как в нем сменяются действия?

Алгоритмическая конструкция ветвление – это конструкция, в которой действия сменяются в зависимости от выполнения поставленного условия.

3) Изобразить в графическом редакторе paint клетчатое поле размером 4*4.

Начало

  1. запустить графический редактор

  2. выбрать инструмент прямоугольник на панели инструментов

  3. изобразить квадрат

  4. скопировать квадрат

  5. вставить копию

  6. присоединить к имеющемуся

  7. повторить пункты 5 и 6 еще 2 раза

конец

- Что мы можем сказать про данный алгоритм? Как в нем сменяются действия?

Алгоритмическая конструкция цикл – это конструкция, в которой имеется участок с повторением действий.

Различают:

Цикл с параметром (конечное количество повторений)

Цикл с предусловием (команды повторяются пока выполняется какое-либо условие)

Цикл с постусловием (команды повторяются пока условие имеет значение ложь).

Контроль работы учеников в классе:

низкий уровень: записывают информацию с компьютера и доски в тетрадь;

средний уровень: участвуют в объяснении учителя новой темы, отвечая на элементарные вопросы по новой теме;

высокий уровень: участвуют в объяснении учителя новой темы, предлагая свои варианты решения предложенных задач .

Закрепление учебного материала

Цель:

1) закрепление полученных на III этапе урока знаний обучающимися, выработка умения составлять блок-схемы для решения задач на

для конструкциях ветвления, следование, цикл

2) научиться применять знания в сходной ситуации.
Дидактическая задача: выявить уровень усвоения объясненного материала
Метод: частично-поисковый, работа с ЦОР, беседа

Форма организации деятельности: работа в парах



Предлагает для решения задачи № 1, 2 с Листа «Ветвление».
Предлагает ученикам (Ф.И.) выполнить работу на учительском компьютере с последующее демонстрацией на экране.
Консультирование обучающихся, пояснения по организации каждой формы ветвления.

Предупреждает, что решения задач (блок-схемы) обучающиеся записали в тетрадь.


Решают задачи № 1,2 с использованием ЦОР «Конструктор блок-схем».
Ученики выполняют построение блок-схем на учительском компьютере (отметка за выполнение работы).
При необходимости обращаются за помощью.

Блок-схемы двух первых задач записывают в тетрадь.


Предлагает обучающимся прочитать оставшиеся тексты задач с Листа «Ветвление» и классифицировать их по формам ветвления (полное и неполное), чтобы определить уровень понимания условия задачи и осознанного выбора формы ветвления при составлении алгоритма.
Опрос ранее запланированного ученика о классификации задач.


Работа с Листом «Ветвление» по классификации текстов задач. Запись классификации номеров задач по формам ветвления в тетрадь.

Ученик (Ф.И.) зачитывает свой вариант классификации, при необходимости остальные обучающиеся вносят поправки и дополнения.

Обучающийся (Ф.И.) получает отметку за правильную классификацию.




Для закрепления изученного материала предлагается парная практическая работа.


Определяет консультантов из числа учеников, быстро усвоивших материал.
Контроль знаний: правильное выполнение задания парой (сверка с листом ответов, который прикреплен на доске).
Подведение итогов урока.

На экране демонстрируется блок-схема задачи предложенной в начале урока, предлагается найти ошибки и способы отладки блок-схемы.
Объявление отметок за урок.

Выполняют парную практическую работу по решению задач (2 задачи) по составлению блок-схем и отладка программы.
При необходимости используется помощь консультантов или учителя.
На Контрольных листах пары запись полученных ответов.

Определяют ошибки в показанной блок-схеме, и предлагают способы их устранения.


Задание на дом


Цель:

Получение обучающимися домашнего задания и методики его выполнения, подведение итогов урока.

Дидактическая задача: закрепление знаний полученных на уроке, формирование умений по составлению блок-схем для решения задач содержащих алгоритмические конструкции

ветвления, следование, цикл
Метод: слово учителя
Форма организации деятельности: фронтальная



Дает индивидуальное домашнее задание 2-х уровней сложности (уровень учащийся выбирает самостоятельно).

Закрывают программу.

Записывают д/з в дневниках (прикрепляют листы с индивидуальными заданиями в тетрадь).