Главная страница

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)»



НазваниеКалендарно-тематическое планирование элективного курса «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)»
страница2/4
Дата14.02.2016
Размер0.64 Mb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
1   2   3   4

2.7 (17)

Алгебраические структуры.



















Алгоритм «Классическая

вероятностная схема»;

классическое определение

вероятности; общее правило в нахождении «геометрических»

вероятностей; алгоритм построения геометрической модели при решении

текстовых задач.

Знать: введенные алгоритмы,

определения.

Понимать: что одна и та же

Задача на нахождения вероятности может иметь различные

математические модели, соответственно могут

получаться разные ответы.

Применять

теоретические

знания при решении различных

текстовых задач.


1)Исследование несложных связей и зависимостей.

2) Самостоятельное использование

заданных алгоритмов.

3) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 4)Презентация результатов познавательной деятельности

-вводный

-внешний

Цель: актуализация знаний учащихся при изучении нового материала.

У.О.

2.8 (18)


Алгебраические структуры.



















Алгоритм «Классическая

вероятностная схема»;

классическое определение

вероятности; общее правило в нахождении «геометрических»

вероятностей; алгоритм построения геометрической модели при решении

текстовых задач.

Знать: введенные алгоритмы,

определения.

Понимать :введенные алгоритмы,

определения.

: что одна и та же

задача на нахождения вероятности может иметь различные

математические модели, соответственно могут

получаться разные ответы.

Применять

теоретические

знания при решении различных

текстовых задач;

развитее

графической

культуры.


1) Владение навыками участия в коллективной деятельности.

2)Отыскание связи между условием задания и изученным теоретическим материалом.

3)Вести совместную деятельность.

4)Объективное оценивание достижений в своей деятельности

5) Ясно, грамотно излагать мысли при

устной и письменной речи, словесный и графический языки математики.

-текущий

- самоконтроль,

-внешний

Цель: определение

уровня понимания

учебного материала

С.Р.

2.9 (19)

Математическая индукция.



















Порядок преобразования

первоначально полученной информации; формулу частоты

вариантов; гистограмму

распределения кратностей;

«таблица измерений».


Знать: порядок преобразования

первоначально

полученной информации.

Понимать: применение

формулу частоты

вариантов; гистограмму

распределения кратностей в статистике.

Применять

теоретические знания в

решении различных

статистических

задач; использовать

компьютерные программы для

нахождения дисперсии.

1)Исследование несложных связей.

2) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты.

3)Презентация результатов

познавательной деятельности.

4)Перенос учебного материала в новую ситуацию.

-текущий

- самоконтроль,

-внешний

Цель: определение

уровня понимания

учебного материала

С.Р.

2.10 (20)

Математическая индукция.



















Понятие среднего значения данных; свойство среднего значения; понятие «дисперсии».

Решение практических задач.

Знать: порядок преобразования

первоначально полученной информации

Понимать: применение

формулу частоты

вариантов; гистограмму

распределения кратностей

в статистике.

Применять

теоретические

знания в решении различных

статистических

задач

1)Исследование несложных связей и зависимостей.

2) Самостоятельное использование

заданных алгоритмов.

3) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 4)Презентация результатов познавательной деятельности

-текущий

- самоконтроль,

-внешний

Цель: определение

уровня понимания

учебного материала

С.Р.

2.11 (21)

Математическая индукция.



















Ознакомить с функцией,

определяющую кривую Гаусса; алгоритм использования функции

в приближенных вычислениях.

Знать: алгоритм.

Понимать: график функцией,

определяющую гауссовою кривую; использование алгоритма

для нахождении

приближения вычисления

вероятности события.


Применять

теоретические

знания в решении

различных

статистических

задач и нахождении

приближения вычислений

вероятности события.


1) Владение навыками участия в коллективной деятельности.

2)Вести совместную деятельность, при этом соотносить свое мнение с мнением одноклассников.

3)Объективное оценивание достижений в своей деятельности

4) Ясно, грамотно излагать мысли в

устной и письменной речи, словесный и графический языки

математики.

-текущий

- самоконтроль,

-внешний

Цель: определение

уровня понимания

учебного материала

С.Р.

2.12 (22)

Зачет по теме: «Построение числовых систем».





















урок контроля и оценки З.У.Н.







Тема 2 Геометрия Евклида как первая научная система (10часов)

3.1 (23)

Геометрические знания древнего мира.



















Ознакомить со знаниями древнего мира.

Знать: знания древнего мира.

Понимать: теоретические обоснования.

Применять

теоретические

знания в решении

различных задач.


1)Владение навыками участия в коллективной деятельности.

2)Вести совместную деятельность, при этом соотносить свое мнение с мнением одноклассников.

-вводный

-внешний

Цель: актуализация знаний учащихся при изучении нового материала.

У.О.

3.2 (24)

Фалес и первые доказательства.



















Ознакомить Фалес и первые доказательства

Знать: первые доказательства Фалеса.

Понимать: теоретические обоснования.

Применять

теоретические

знания в решении

различных задач.


1)Владение навыками участия в коллективной деятельности.

2)Вести совместную деятельность, при этом соотносить свое мнение с мнением одноклассников.

-вводный

-внешний

Цель: актуализация знаний учащихся при изучении нового материала.

У.О.

3.3 (25)

Евклид и его «Начала».



















Ознакомить Евклид и его «Начала».

Знать: «Начала» Евклида.

Понимать: теоретические обоснования..

Применять

теоретические

знания в решении

различных задач.


1)Владение навыками участия в коллективной деятельности.

2)Вести совместную деятельность, при этом соотносить свое мнение с мнением одноклассников.

-вводный

-внешний

Цель: актуализация знаний учащихся при изучении нового материала.

У.О.

3.4 (26)

Различные системы аксиом геометрии Евклида.



















Ознакомить с различными системами аксиом геометрии Евклида.

Знать: различные системы аксиом геометрии Евклида.

Понимать: теоретические обоснования..

Применять

теоретические

знания в решении

различных задач.


1)Владение навыками участия в коллективной деятельности.

2)Вести совместную деятельность, при этом соотносить свое мнение с мнением одноклассников.

-вводный

-внешний

Цель: актуализация знаний учащихся при изучении нового материала.

У.О.

3.5 (27)

Непротиворечивость, независимость и полнота системы аксиом.



















Аксиомы стереометрии. Метод от противного при доказательстве теорем и задач.

Знать: аксиомы, следствия из аксиом.

Понимать: роль чертежа аксиом при изучении геометрии в пространстве.


Использовать изученные теоремы при доказательстве следствий, применять один из методов доказательства метод от противного, выполнять чертежи по условию.

1)Вести сравнения и оценивание последовательного решения и доказательства.

2).Умение логически обосновывать и аргументировать.

3)Различение фактов аксиом, гипотез.

4)Выбор и использование выразительных средств описания объектов (схемы, чертежи, символика).

- текущий

-внешний

Цель: определение уровня понимания теоретических знаний.

У.О.

3.6 (28)

Гильберт и его роль в аксиоматическом построении геометрии.



















Пространственные фигуры (наглядное представление) и их чертежи в трехмерном измерении.

Построение сечений с помощью аксиоматики и следствий на алгоритмической основе.

Знать: представление многогранников в пространстве и их чертежи; аксиомы и следствия из них; алгоритм построения сечений.

Понимать: пространственное представление сечений и роль чертежа в решении задач.

Строить многогранники; сечение на основе аксиом стереометрии следствий, пользоваться геометрическими приборами.

1) Вести сравнения и оценивание последовательного решения и доказательства.

2) Умение логически обосновывать и аргументировать.

3) Различение фактов аксиом, гипотез.

4) Выбор и использование выразительных средств описания объектов (схемы, чертежи, символика).

- текущий

- внешний

Цель: определение уровня воспроизведения и понимания теоретических знаний.

С.р

3.7 (29)

Векторное построение геометрии Евклида.



















Основные понятия для векторов в пространстве: вектор, длина вектора, нулевой вектор, коллинеарные вектора, равенство векторов.

Знать: определения; понятия.

Понимать: роль изученных понятий при решении стереометрических и прикладных задач.

Применять векторный метод для вычисления соотношений и расстояний.

1).Развитие абстрактного мышления.

2) Вести доказательство поэтапных рассуждений.

3) Организация самостоятельной деятельности с источником информации.

вводный

-внешний

Цель: актуализация

знаний учащихся

при изучении нового материала.

У.О.

3.8 (30)

Векторное построение геометрии Евклида.



















Практическое применение введенных основных понятий.

Знать: определения; понятия.

Понимать: роль изученных понятий при решении стереометрических и прикладных задач.

Применять векторный метод для вычисления соотношений и расстояний.

1)Выполнение алгоритма рассуждений при решении их

аргументирование.

2) Владение монологической математической устной и письменной речью при обсуждении последовательности и верности шагов.

3) Рефлексия своей деятельности и ее планирование.

-текущий

-внешний

Цель:

определение

уровня понимания

учебного материала,

систематизировать

и обобщить знания

Т

3.9 (31)

Векторное построение геометрии Евклида.



















Правила сложение и вычитание векторов, сумма нескольких векторов в пространстве.



Знать: определения; понятия.

Понимать: роль полученных знаний при проведении операций над векторами в пространстве.

Применять полученные знания при решении стереометрических и прикладных задач.

3) Отыскание связи между изученным теоретическим материалом и практическим заданием.

2) Умение слушать и быть выслушанным.

3)Доказательное и обоснованное высказывание.

-текущий

-взаимоконтроль

Цель:

Систематизировать,

обобщить

знания

изучаемой теме

Д.

3.10 (32)

Зачет по теме: Геометрия Евклида как первая научная система.



















урок контроля и оценки З.У.Н.







Тема 3 Геометрия Лобачевского как пример аксиоматической теории. (10 часов)

4.1 (33)

История пятого постулата.



















Аксио́ма паралле́льности Евкли́да, или пя́тый постула́т. Определение параллельности прямых в пространстве, параллельность прямой и плоскости. Теорема о параллельности прямых, признак параллельности прямой и плоскости, свойства параллельных прямых.

Знать: определение, свойства, теоремы, признаки.

Понимать: характерные причинно- следственные связи в условиях высказываний.

Строить доказательное рассуждение, создавать символическую запись устной монологической речи учителя.

1) Развитие абстрактного мышления

2) Умение логически обосновывать и аргументировать.

3) Различение фактов аксиом, гипотез.

4) Развитие математической устной речи учащихся и вести символическую запись.

- вводный

- внешний

Цель: определять уровень опорных знаний.

У.О.

4.2 (34)

История пятого постулата.



















Эквивалентные

Формулировки пятого

постулата.

Знать: определение, свойства, теоремы, признаки.

Понимать: характерные причинно- следственные связи в условиях высказываний.

Строить доказательное рассуждение, создавать символическую запись устной монологической речи учителя.

1) Развитие абстрактного мышления.

2) Умение логически обосновывать и аргументировать.

3) Различение фактов аксиом, гипотез.

4) Развитие математической устной речи учащихся и вести символическую запись.

- текущий

- самопроверка

Цель: выявить уровень теоретических знаний учащихся.

Т

4.3 (35)

История пятого постулата.



















Решать стереометрические задачи на основе изученного теоретического материала, особую роль уделяя задачами на доказательства.

Знать: V постулат независим от остальных аксиом и доказать его невозможно.

Понимать: характерные причинно- следственные связи в условиях высказываний.

Строить доказательное рассуждение, создавать символическую запись устной монологической речи учителя.

1) Развитие абстрактного мышления.

2) Умение логически обосновывать и аргументировать.

3) Различение фактов аксиом, гипотез.

4) Развитие математической устной речи учащихся и вести символическую запись.

- текущую

- внешний

Цель: определить уровень восприятия и понимания нового материала.

С .р.

4.4 (36)

Построение геометрии Лобачевского (модель Пуанкаре на плоскости и в пространстве)



















Плоскость Лобачевского.

Модель Пуанкаре на плоскости и в пространстве.

Знать: За плоскость Лобачевского принимается внутренность круга, прямыми считаются дуги окружностей, перпендикулярных окружности данного круга, и его диаметры.

Понимать: движения в плоскости Лобачевского— преобразования, получаемые комбинациями инверсий относительно окружностей, дуги которых служат прямыми.

Строить доказательное рассуждение, создавать символическую запись устной монологической речи учителя.

1) Развитие абстрактного мышления

2) Умение логически обосновывать и аргументировать.

3) Различение фактов аксиом, гипотез.

4) Развитие математической устной речи учащихся и вести символическую запись.

- вводный

- внешний

Цель: определять уровень опорных знаний.

У.О.

4.5 (37)

Построение геометрии Лобачевского (модель Пуанкаре на плоскости и в пространстве)



















Плоскость Лобачевского.

Модель Пуанкаре на плоскости и в пространстве.

Знать: За плоскость Лобачевского принимается внутренность круга, прямыми считаются дуги окружностей, перпендикулярных окружности данного круга, и его диаметры.

Понимать: движения в плоскости Лобачевского— преобразования, получаемые комбинациями инверсий относительно окружностей, дуги которых служат прямыми.

Строить доказательное рассуждение, создавать символическую запись устной монологической речи учителя.

1) Развитие абстрактного мышления.

2) Умение логически обосновывать и аргументировать.

3) Различение фактов аксиом, гипотез.

4) Развитие математической устной речи учащихся и вести символическую запись.

- текущий

- самопроверка

Цель: выявить уровень теоретических знаний учащихся.

Т

4.6 (38)

Построение геометрии Лобачевского (модель Клейна).



















Создание неевклидовой геометрии. Модель Клейна

Знать: расстояние между точками A и B на хорде NM определяется через двойное отношение.

Понимать: характерные причинно- следственные связи в условиях высказываний.

Строить доказательное рассуждение, создавать символическую запись устной монологической речи учителя.

1) Развитие абстрактного мышления

2) Умение логически обосновывать и аргументировать.

3) Различение фактов аксиом, гипотез.

4) Развитие математической устной речи учащихся и вести символическую запись.

- вводный

- внешний

Цель: определять уровень опорных знаний.

У.О.

4.7 (39)

Построение геометрии Лобачевского

( иные модели).



















О попытках доказательства пятого постулата.

Знать: V постулат независим от остальных аксиом и доказать его невозможно.

Понимать: характерные причинно- следственные связи в условиях высказываний.

Строить доказательное рассуждение, создавать символическую запись устной монологической речи учителя.

1) Развитие абстрактного мышления.

2) Умение логически обосновывать и аргументировать.

3) Различение фактов аксиом, гипотез.

4) Развитие математической устной речи учащихся и вести символическую запись.

- текущий

- самопроверка

Цель: выявить уровень теоретических знаний учащихся.

С.Р.

4.8 (40)

О других геометриях.



















Алгоритм решения геометрических задач векторным методом.

Знать: алгоритм.

Понимать: роль изученного метода при решении геометрических задач и доказательстве математических высказываний.

Использовать векторного метода при решении стереометрических задач, связанных с нахождением геометрических величин и доказательством высказываний

1) Умение вести доказательство на основе сравнения, сопоставления и классификации по некоторым критериям.

2) Владение монологической математической устной и письменной речью при обсуждении последовательности и верности шагов.

3) Рефлексия своей деятельности и ее планирование.

-текущий

-внешний

Цель:

систематизировать

и обобщить

знания по

изучаемой теме

Т.

4.9 (41)

О других геометриях.



















Понятия: прямоугольная система координат в пространстве, координатные плоскости, координаты точки в пространстве; правила разложения вектора по координатным векторам; нахождения координат суммы, разности и произведения вектора на число.

Знать: понятия прямоугольная система координат в пространстве; правила разложения вектора и нахождение координат суммы, разности и произведения вектора на число.

Понимать: применение теоретического материала при построении точки в пространстве и нахождение координат суммы, разности и произведения вектора на число.

Применять полученные знания при построении геометрических фигур в пространстве по заданным координатам и находить координаты вершин многогранника в пространстве.

1).Развитие абстрактного мышления.

2) Вести доказательство поэтапных рассуждений.

3) Организация самостоятельной деятельности с источником информации.

-вводный

-внешний

Цель: актуализация знаний учащихся при изучении нового материала

У.О.

Д.

4.10 (42)

Зачет по теме:

« Геометрия Лобачевского как пример аксиоматической теории».



















урок контроля и оценки З.У.Н.







1   2   3   4