|
Имя существительное как часть речи Конспект урока русского языка в 5 классе. Учитель: Янченкова Наталья Эдмундовна.
Тема: Имя существительное как часть речи
I. Мобилизующий этап
Словарная работа.
Соедините первые буквы глаголов, и вы узнаете слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.
Фантазировать, справа, уважать, пятеро, тащить, тяжёлый, бегать, мяч, окликнуть, лапта, лететь. (ФУТБОЛ).
1.На доске запись:
1) соревноват ...ся, олимпиада, тренироват ...ся
2) играеш..., побеждаеш, матч...
З) к...манда, те…исный, хо...ейный
Уч-ль. ▼Прочитайте написанные на доске группы слов. Найдите в каждом из них слова, кот6рые можно объединить по нескольким признакам одновременно. Какие слова можно объединить в первой группе?
Уч-к: (соревноваться и тренироваться) глаголы, оба стоят в инфинитиве, пишутся
с мягким знаком.
Уч-ль. ▼Назовите слова, которые можно объединить во второй группе.
Уч-к: Во второй группе можно объединить _слова играешь ,.побеждаешь.
Это глаголы 1-го спряжения, во 2-м лице ед. числа. На конце пишется мягкий знак.
Уч-ль.▼ Какие слова можно объединить в третьей группе?
Уч-к . В третьей группе можно объединить слова теннисный, хоккейный.
Это имена прилагательные мужского рода, в единственном числе, с непроверяемой согласной в корне. 2. Формулирование учащимися темы и цели урока
Уч-ль. ▼Назовите слова, оставшиеся в каждой группе. Найдите их главный общий признак и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Уч-к Олимпиада, матч, команда. . Это имена существительные.
Тема урока: «Имя существительное».
Уч-ль. ▼Учитывая тему и используя запись на доске, сформулируйте цель нашего урока.
Запись на доске: 1) повторить, что такое ... ... как часть речи и его
грамматические признаки;
2) выяснить, какие ещё значения, кроме значения предмета, могут иметь ... ... ;
З) учиться выделять ... ... среди других другux ... ....
4) повторить, какими … бывают имена существительные в предложении.
Уч-к:. Цель нашего урока: повторить, что такое имя существительное как
часть речи и его грамматические признаки; выяснить, какие ещё значения, кроме значения предмета, могут иметь имена существительные; учиться выделять имена существительные среди слов других частей речи. II . Актуализация знаний.
Уч-ль.▼ Приступим к реализации целей урока и вспомним, что такое имя существительное?
Уч-к:. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кmo? или что?
Учитель: ▼Приведите примеры имён существительных на тему: «Физкультура, спорт ».
Назовите грамматические признаки имён существительных:
(род, склонение, число, падеж).
Упражнение 1
Уч-ль:▼ Прочитайте и проанализируйте предложения. Сильные руки, выносливое сердце, ловкие движенuя нужны при любой работе. Пvть к …, …, … один - физкvльтура и спорт. ▼ На основе осуществлённого вами анализа и темы урока сформулируйте задание к данным предложениям.
Во второе предложение надо вставить имена существительные, образованные от соответствующих имён прилагательных, которые вы найдёте в первом предложении.
▼Какое предложение у вас получилось?
Путь к силe, выносливости, ловкости один - физкультура и спорт.
▼Напишите это предложение. Подчеркните имена существительные. .
Из числа подчёркнутых имён существительных назовите те, которые
имеют значение признака, но обозначают это как предмет.
(Это существительные сила, выносливость, ловкость).
▼Сделайте вывод на основе данного наблюдения.
(Некоторые имена существительные имеют значение признака, но обозначают его как предмет.)
▼Назовите общие грамматические признаки существительных сила,выносливость, ловкость (существительные женского рода, стоят в единственном числе, именительном падеже.)
▼Назовите грамматический признак, который отличает первое слово от остальных.
Сущ-е сила первого склонения, а остальные третьего. ▼Чем по составу отличаются 2-е и 3-е существительные?
В существительном выносливость есть приставка, а в существительном ловкость её нет.
▼Чем корень существительного ловкость отличается от 1-го и 2-го сущ-х?
В корне этого существительного есть проверяемая согласная в. Проверочное слово ловок. В остальных словах этой орфограммы нет. Упражнение 2.
Сп…ртсмены упр…жняются в беге и уст..ют. Ноги отказываются двигаться, сер...це рвётся из грудной клетки.
Б...гуны не ост..навливаются. Приходит вmopoe дыхание, силы восст..навливают-
ся, упр...жнение прод…лжается.
▼Прочитайте предложения.
Назовите имеющиеся в данных предложениях имена существительные.
Среди названных имён существительных выделите те, которые имеют значение действия, но обозначают эти действия как предмет.
Это существительные бег, бегуны, дыхание, упражнение. Сделайте вывод из этого наблюдения.
(Некоторые имена существительные имеют значение действия, но
обозначают его как предмет).
▼Заполните таблицу слов с пропущенными буквами в нашем упражнении, группируя их по орфограммам.
Непроверяемый безударный гласный
| Проверяемый безударный гласный
| Непроизносимый согласный
| упражняются, упражнение
| Устают - устал
| Сердце - сердечко
| альпинист
| Бегуны - бег
| Опасность - опасен
| человек
| останавливаются - стал восстанавливаются - стал
| Солнце - солнечный
|
| продолжается - долгий
|
|
| спортсмены - спорт
|
|
| альпинист - Альпы
|
|
| побеждает - победа
|
|
| по плечу – плечи, боясь - бойся
|
| Упражнение 3
Альп..нистом может стать только смелый человек. Смелость поб..ждает см..ртельную опас..ность. Смелому по пл..чу долгие переходы с т..жёлой ношей, бесnощадное со..нце, снежные бури и высота, где сильно затруднено дыхание. В горы может идти тот, кто кинется на сп..сение друга, не б..ясь за свою жизнь. Альпинизм - спорт сильных, смелых и бл..городных людей.
Уч-ль: ▼Прочитайте текст. Выделите в нём основные части по смыслу и по значению имён существительных.
Начало текста - это первое предложение. В нём существительные альпинистам и человек обозначают предметы. Последнее предложение - это заключение. В нём тоже существительные обозначают предметы. К основной части относятся все остальные предложения. В них есть существительные, обозначающие предметы(плечо., солнце, бури, гора, друг, жизнь), признак как предмет (опасность, высота), действия как предмет (переходы. ноша, дыхание, спасение).
▼Напишите последнее предложение из этого текста, разберите его по членам. (Учащиеся делают синтаксический разбор с последующей проверкой.)
Уч-ль: ▼Сделайте вывод: какими членами предложения чаще всего бывают имена существительные? .
Имена существительные бывают подлежащими, сказуемыми, дополнениями.
Уч-ль: ▼Существительные могут быть также обстоятельствами. Найдите в нашем тексте предложение, в котором существительное является обстоятельством.
В горы мажет идти тот, кто. кинется на спасение друга, не боясь за свою жизнь. Куда? в горы - это обстоятельство.
▼А сейчас добавьте в таблицу к словам с выделенными орфограммами в предыдущем упражнении имена существительные с такими же орфограммами из данного текста. Какие существительные вы можете добавить в первую группу?
(Работа выполняется и проверяется.)
▼Дополнительное задание. Составьте:
а) словосочетания;
б) предложения;
в) маленький рассказ по картинке.
III. Итоги урока.
▼▼А теперь обобщите всё то, о чём мы говорили по поводу имени существительного как части речи по данному плану
1. На какие вопросы отвечает и что обозначает имя существительное?
2. Грамматические признаки имени существительного.
3.Какими членами предложения чаще всего бывают имена существительные?
▼Оценки за работу Словарная работа.
Соедините первые буквы глаголов, и вы узнаете слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.
Фантазировать, справа, уважать, пятеро, тащить, тяжёлый, бегать, мяч, окликнуть, лапта, лететь. (ФУТБОЛ). |
|
|