Главная страница

Имя существительное как часть речи



Скачать 64.45 Kb.
НазваниеИмя существительное как часть речи
Дата06.03.2016
Размер64.45 Kb.
ТипУрок

Конспект урока русского языка в 5 классе. Учитель: Янченкова Наталья Эдмундовна.

Тема: Имя существительное как часть речи

I. Мобилизующий этап

Словарная работа.

Соедините первые буквы глаголов, и вы узнаете слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.

Фантазировать, справа, уважать, пятеро, тащить, тяжёлый, бегать, мяч, окликнуть, лапта, лететь. (ФУТБОЛ).

1.На доске запись:

1) соревноват ...ся, олимпиада, тренироват ...ся

2) играеш..., побеждаеш, матч...

З) к...манда, те…исный, хо...ейный

Уч-ль. ▼Прочитайте написанные на доске группы слов. Найдите в каждом из них слова, кот6рые можно объединить по нескольким признакам од­новременно. Какие слова можно объединить в первой группе?

Уч-к: (соревноваться и тренироваться) глаголы, оба стоят в инфинитиве, пишутся

с мягким знаком.

Уч-ль. ▼Назовите слова, которые можно объединить во второй группе.

Уч-к: Во второй группе можно объединить _слова играешь ,.побеждаешь.

Это глаголы 1-го спряжения, во 2-м лице ед. чис­ла. На конце пишется мягкий знак.

Уч-ль.▼ Какие слова можно объединить в третьей группе?

Уч-к . В третьей группе можно объединить слова теннисный, хоккейный.

Это имена прилагательные мужского рода, в единственном числе, с непроверяемой согласной в корне.
2. Формулирование учащимися темы и цели урока

Уч-ль. ▼Назовите слова, оставшиеся в каждой группе. Найдите их главный общий признак и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Уч-к Олимпиада, матч, команда. . Это имена существительные.

Тема урока: «Имя существительное».

Уч-ль. ▼Учитывая тему и используя запись на доске, сформулируйте цель нашего урока.

Запись на доске: 1) повторить, что такое ... ... как часть речи и его

грамматические признаки;

2) выяснить, какие ещё значения, кроме значения предмета, могут иметь ... ... ;

З) учиться выделять ... ... среди других другux ... ....

4) повторить, какими … бывают имена существительные в предложении.

Уч-к:. Цель нашего урока: повторить, что такое имя существительное как

часть речи и его грамматические признаки; выяснить, какие ещё зна­чения, кроме значения предмета, могут иметь имена существительные; учиться выделять имена существительные среди слов других­ частей речи.
II . Актуализация знаний.

Уч-ль.▼ Приступим к реализации целей урока и вспомним, что такое имя существительное?

Уч-к:. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кmo? или что?

Учитель: ▼Приведите примеры имён существительных на тему: «Физкультура, спорт ».

Назовите грамматические признаки имён существительных:

(род, склонение, число, падеж).

Упражнение 1

Уч-ль:▼ Прочитайте и проанализируйте предложения.
Сильные руки, выносливое сердце, ловкие движенuя нужны при любой работе­. Пvть к …, …, … один - физкvльтура и спорт.
▼ На основе осуществлённого вами анализа и темы урока сформули­руйте задание к данным предложениям.

Во второе предложение надо вставить имена существительные, об­разованные от соответствующих имён прилагательных, которые вы найдёте в первом предложении. ­

▼Какое предложение у вас получилось?

Путь к силe, выносливости, ловкости один - физкультура и спорт.

▼Напишите это предложение. Подчеркните имена существительные. .

Из числа подчёркнутых имён существительных назовите те, которые

имеют значение признака, но обозначают это как предмет.

(Это существительные сила, выносливость, ловкость).

▼Сделайте вывод на основе данного наблюдения.

(Некоторые имена существительные имеют значение признака, но обо­значают его как предмет.)

▼Назовите общие грамматические признаки существительных сила,выносливость, ловкость (существительные женского рода, стоят в единственном числе, именительном падеже.)

▼Назовите грамматический признак, который отличает первое слово от остальных.

Сущ-е сила первого склоне­ния, а остальные третьего.
▼Чем по составу отличаются 2-е и 3-е существительные?

В существительном выносливость есть приставка, а в существительном ловкость её нет.

▼Чем корень существительного ловкость отличается от 1-го и 2-го сущ-х?

В корне этого существительного есть проверяемая согласная в. Проверочное слово ловок. В осталь­ных словах этой орфограммы нет.
Упражнение 2.

Сп…ртсмены упр…жняются в беге и уст..ют. Ноги отказываются двигаться, сер...це рвётся из грудной клет­ки.

Б...гуны не ост..навливаются. Приходит вmopoe дыхание, силы восст..навливают-

ся, упр...жнение прод…лжается.

▼Прочитайте предложения.

Назовите имеющиеся в данных предложениях имена существи­тельные.

Среди названных имён существительных выделите те, которые имеют значение действия, но обозначают эти действия как пред­мет.

Это существительные бег, бегуны, дыхание, упражнение. Сделайте вывод из этого наблюдения.

(Некоторые имена существительные имеют значение действия, но

обозначают его как предмет).

Заполните таблицу слов с пропущенными буквами в на­шем упражнении, группируя их по орфограммам.


Непроверяемый безударный гласный


Проверяемый безударный гласный


Непроизносимый согласный

упражняются, упражнение

Устают - устал

Сердце - сердечко

альпинист

Бегуны - бег

Опасность - опасен

человек

останавливаются - стал восстанавливаются - стал

Солнце - солнечный




продолжается - долгий







спортсмены - спорт







альпинист - Альпы







побеждает - победа







по плечу – плечи, боясь - бойся




Упражнение 3

Альп..нистом может стать только смелый человек. Смелость поб..ждает см..ртельную опас..ность. Смелому по пл..чу долгие пере­ходы с т..жёлой ношей, бесnощадное со..нце, снежные бури и высо­та, где сильно затруднено дыхание. В горы может идти тот, кто кинется на сп..сение друга, не б..ясь за свою жизнь. Альпинизм - спорт сильных, смелых и бл..городных людей.

Уч-ль: ▼Прочитайте текст. Выделите в нём основные части по смыслу и по значению имён существительных.

Начало текста - это первое предложение. В нём существительные альпинистам и человек обозначают предметы. Последнее пред­ложение - это заключение. В нём тоже существительные обозна­чают предметы. К основной части относятся все остальные пред­ложения. В них есть существительные, обозначающие предметы(плечо., солнце, бури, гора, друг, жизнь), признак как предмет (опас­ность, высота), действия как предмет (переходы. ноша, дыхание, спасение).

▼Напишите последнее предложение из этого текста, разберите его по членам. (Учащиеся делают синтаксический разбор с последу­ющей проверкой.)

Уч-ль: ▼Сделайте вывод: какими членами предложения чаще всего быва­ют имена существительные? .

Имена существительные бывают подлежащими, сказуемыми, до­полнениями.

Уч-ль: ▼Существительные могут быть также обстоятельствами. Найдите в нашем тексте предложение, в котором существительное являет­ся обстоятельством.

В горы мажет идти тот, кто. кинется на спасение друга, не бо­ясь за свою жизнь. Куда? в горы - это обстоятельство.

▼А сейчас добавьте в таблицу к словам с выделенными орфограммами в пре­дыдущем упражнении имена существительные с такими же ор­фограммами из данного текста. Какие существительные вы можете добавить в первую группу? ­

(Работа выполняется и проверяется.)

Дополнительное задание. Составьте:

а) словосочетания;

б) предложения;

в) маленький рассказ по картинке.

III. Итоги урока.

▼▼А теперь обобщите всё то, о чём мы говорили по поводу имени существительного как части речи по данному плану

1. На какие вопросы отвечает и что обозначает имя существительное?

2. Грамматические признаки имени существительного.

3.Какими членами предложения чаще всего бывают имена существительные?­

Оценки за работу
Словарная работа.

Соедините первые буквы глаголов, и вы узнаете слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.

Фантазировать, справа, уважать, пятеро, тащить, тяжёлый, бегать, мяч, окликнуть, лапта, лететь. (ФУТБОЛ).