|
Купить пароконвектоматы в новосибирске kok.one. kok.one | Ход урока. Организационный момент Ход урока.
Организационный момент.
Девизом сегодняшнего урока будут слова математика Карла Фридриха Гаусса: «Математика – царица наук; теория чисел – царица математики».
Устный счет.
1.Вычислите:
1) 0,01+1,1+0,09 5) 1 : 10
2) 8,1+2,99+1,01 6) 8,08 : 8
1,88+3,7+0,12 7) 9 : 100
1,07+0,88+1,93 8) 0,7 : 0,01
Записать ответы на листочках. Взаимопроверка. Обучающиеся цепочкой читают
ответы.
2. Назовите два числа кратных 5; кратных 2; кратных 10.
Верно ли, что:
а) любое число, кратное 10, кратно и 5;
в) любое число, которое кратно 2 кратно и кратно 5, кратно 10?
3. Решите уравнения.
|
| И
| С
| Ч
| Л
| О
| 1
| Х – 100 = 259
| 159
| 279
| 359
| 39
| 361
| 2
| (24 – Х) + 30 =50
| 4
| 56
| 44
| 36
| 104
| 3
| 810 : в = 9
| 9
| 90
| 7290
| 80
| 801
| 4
| 30у – 2у = 280
| 1
| 100
| 18
| 10
| 1000
| 5
| 20а + 30а = 2000
| 4
| 400
| 5
| 50
| 40
|
Слово число по-гречески звучит так: «арифмос», поэтому наука о числе получила название «арифметика».
Сообщение темы урока.
-Это слово поможет сформулировать тему урока. Запишем ее: Простые и составные числа. Мы с вами начнем изучать элементы теории чисел и постоянно будем убеждаться в справедливости слов Фридриха Гаусса.
Изучение нового материала.
Подготовительная работа.
- Назовите все делители числа: а) 10; б) 13; в)1; г)12; д) 7; е )24 .
- Сколько делителей имеет каждое число?
Данное число
| Делители числа
| Количество делителей
| 10
| 1, 2, 5, 10
| 4
| 13
| 1, 13
| 2
| 1
| 1
| 1
| 12
| 1, 2, 3, 4, 6, 12
| 6
| 7
| 1, 7
| 2
| 24
| 1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24
| 8
|
-На какие группы можно разделить эти числа? Почему?
( На три группы:
1 группа – числа, которые имеют только два делителя;
2 группа – числа, которые имеют более двух делителей;
3 группа – число 1, у него только один делитель.)
- Какое число является делителем данного натурального числа?
- Какое число является делителем любого натурального числа? (1 )
Работа над новой темой.
- Такие числа как 10, 12, 24 называют составными числами, а 13 и7 простыми.
- Попробуйте самостоятельно сформулировать определения простых и составных чисел.
Определение. Натуральное число называют составным, если оно имеет более двух делителей.
- Приведите примеры составных чисел. (25, 1246, 33333, 12345 и т.д.)
- Почему эти числа являются составными? (Имеют более двух делителей, т.к. делятся на 1 и на само число и 25 кратно 5, 1246 кратно 2, 33333 кратно 3, 12345 кратно 5.)
Определение. Натуральное число называется простым, если оно имеет только два делителя: единицу и само это число.
- Приведите примеры простых чисел. (2, 3, 5, 7)
- Давайте рассмотрим форзац учебника, где приведена таблица простых чисел от 2 до 997.
- Назовите наименьшее простое число.( 2 )
- Что о нем можно сказать? ( 2 четное число ).
- Какую закономерность вы заметили в таблице простых чисел? ( Все простые числа, за исключением 2, нечетные числа).
- Почему? ( Если число четное, то оно делится на 2, значит у него больше, чем два делителя, следовательно оно составное.)
- Назовите два двузначных простых числа, два трехзначных.
- В первом задании вы выделили число 1 в третью группу. Почему? ( У него только один делитель.)
- Число 1 имеет только одон делитель: само это число. Поэтому его не относя ни к составным ни к простым числам. V . Закрепление изученного материала.
№93 , стр. 17, устно.
Сколько делителей имеет каждое из чисел: 31, 25, 100?
Ответ: 31 – 2 делителя: 1 и само это число;
25 – 3 делителя: 1, 5, 25.
100 – 9 делителей: 1, 2, 4, 5, 10, 20, 25, 50, 100.
- Какие из этих чисел являются составными? ( 25 и100).
- Почему? (Имеют больше двух делителей).
- Назовите больший делитель числа 25, 100. ( Это сами эти числа).
2. № 94, стр.17 ( самостоятельная работа с таблицей простых чисел).
- Выпишите в тетрадь только простые числа ( 101, 409, 563, 863,997).
3. №95, стр.17, устно с подробным комментарием.
Ответ: так как цифра 8 четная, то число 2968 – четное, следовательно, делится на 2,
значит число 2968 – составное, так как имеет больше двух делителей и т.д.
4. Придумайте несколько чисел, которые имеют только три делителя. (4, 9, 25, 49, 81, и
т. д).
- Какую закономерность вы заметили? ( Эти числа являются квадратами натураль-
ных чисел.)
5. Найдите сумму всех простых чисел от 30 до 50. ( 31+37+ 41+43+47 = 199).
VI Cамостоятельная работа.
Вариант 1. № 109(а), №110(а), №112(а), стр.19.
Вариант 2. № 109(б), №110(б), №112(б), стр19.
Работа проводится с последующей взаимопроверкой, ответы заранее написаны на обратной стороне классной доски.
VII Работа над задачей. 1. №113,стр.19. Стакан вмещает 210 грамм крупы. Крупой заполнили 5/7 стакана. Сколько грамм крупы насыпали в стакан?
- Прочитайте задачу.
- Как вы понимаете задачу?
- Что показывает знаменатель 7? ( На сколько равных частей разделили целое.)
-Что показывает числитель 5? ( Сколько таких равных частей взяли.)
- Что надо найти в задаче: дробь от числа или число по его дроби? (Дробь от числа.)
- Дробь5/7 – правильная или не правильная? (Правильная.)
- В результате решения задачи мы получим число большее или меньшее 210? (Меньшее, т.к. дробь 5/7 правильная.)
- Запишите решение самостоятельно. ( 210: 7х 5 + 150(г).).
2. №114, стр 19(устно с полным разбором). Дочь пообещала: « Я схожу в булочную и вымою посуду». Можно ли обещание считать выполненным, если дочь: а) вымыла посуду, но не сходила в булочную; б) сходила в булочную, но не вымыла посуду; в) и вымыла посуду, и сходила в булочную; г) не вымыла посуду и небыла в булочной?
Подумайте в чем сходство этой задачи с нахождением решения неравенства2<х<6 среди чисел 1; 3; 5; 7.
- Прочитайте задачу.
- Сколько условий в обещании девочки? ( Обещание девочки состоит из двух условий: 1) сходить в булочную, 2) вымыть посуду.)
- В каком случае обещание считается выполненным? (Обещание считается выполненным, если исполнены одновременно 2 условия).
Решение:
| 1 условие
| 2 условие
| Обещание выполнено
| а
| -
| +
| -
| б
| +
| -
| -
| в
| +
| +
| +
| г
| -
| -
| -
|
- В чем сходство этой задачи с нахождением решения неравенства? ( Каждле число должно одновременно удовлетворять двум условиям: быть больше 2, но меньше 6.) VIII. Повторение изученного материала.
№105, стр.18 ( у доски и в тетрадях.) Выразите в процентах числа: 0,01; 0,29; 0,8; 1.
- Как перевести десятичную дробь в проценты? (Надо десятичную дробь умножить на сто, а для этого перенести запятую в числе на два знака вправо.) IХ. Подведение итога урока.
- Каким свойством обладает единица? ( Число 1 не является ни простым, ни составным числом.)
- Приведите примеры простых чисел.
- Верно ли высказывание: 120005 – составное число? ( Да)
- Почему?(Число имеет больше двух множителей, оно делится на 5, т.к. запись числа оканчивается цифрой 5.)
- Какие задания вас заставили задуматься? Х . Домашнее задание. Выучить простые числа от 2 до 20. Разобрать задачу №108, стр.19, придумать и решить аналогичную; № 115, стр.19; № 117, стр.20.6> |
|
|