Главная страница

Ход урока. Организационный момент



Скачать 70.04 Kb.
НазваниеХод урока. Организационный момент
Дата05.04.2016
Размер70.04 Kb.
ТипДокументы

Ход урока.


  1. Организационный момент.


Девизом сегодняшнего урока будут слова математика Карла Фридриха Гаусса: «Математика – царица наук; теория чисел – царица математики».


  1. Устный счет.

1.Вычислите:

1) 0,01+1,1+0,09 5) 1 : 10

2) 8,1+2,99+1,01 6) 8,08 : 8

  1. 1,88+3,7+0,12 7) 9 : 100

  2. 1,07+0,88+1,93 8) 0,7 : 0,01

Записать ответы на листочках. Взаимопроверка. Обучающиеся цепочкой читают

ответы.

2. Назовите два числа кратных 5; кратных 2; кратных 10.

Верно ли, что:

а) любое число, кратное 10, кратно и 5;

в) любое число, которое кратно 2 кратно и кратно 5, кратно 10?

3. Решите уравнения.









И

С

Ч

Л

О

1

Х – 100 = 259

159

279

359

39

361

2

(24 – Х) + 30 =50

4

56

44

36

104

3

810 : в = 9

9

90

7290

80

801

4

30у – 2у = 280

1

100

18

10

1000

5

20а + 30а = 2000

4

400

5

50

40



1

2

3

4

5

Ч

И

С

Л

О


Слово число по-гречески звучит так: «арифмос», поэтому наука о числе получила название «арифметика».


  1. Сообщение темы урока.



-Это слово поможет сформулировать тему урока. Запишем ее: Простые и составные числа. Мы с вами начнем изучать элементы теории чисел и постоянно будем убеждаться в справедливости слов Фридриха Гаусса.


  1. Изучение нового материала.



    1. Подготовительная работа.

- Назовите все делители числа: а) 10; б) 13; в)1; г)12; д) 7; е )24 .

- Сколько делителей имеет каждое число?


Данное число

Делители числа

Количество делителей

10

1, 2, 5, 10

4

13

1, 13

2

1

1

1

12

1, 2, 3, 4, 6, 12

6

7

1, 7

2

24

1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24

8


-На какие группы можно разделить эти числа? Почему?

( На три группы:

1 группа – числа, которые имеют только два делителя;

2 группа – числа, которые имеют более двух делителей;

3 группа – число 1, у него только один делитель.)

- Какое число является делителем данного натурального числа?

- Какое число является делителем любого натурального числа? (1 )



    1. Работа над новой темой.


- Такие числа как 10, 12, 24 называют составными числами, а 13 и7 простыми.

- Попробуйте самостоятельно сформулировать определения простых и составных чисел.

Определение. Натуральное число называют составным, если оно имеет более двух делителей.

- Приведите примеры составных чисел. (25, 1246, 33333, 12345 и т.д.)

- Почему эти числа являются составными? (Имеют более двух делителей, т.к. делятся на 1 и на само число и 25 кратно 5, 1246 кратно 2, 33333 кратно 3, 12345 кратно 5.)

Определение. Натуральное число называется простым, если оно имеет только два делителя: единицу и само это число.

- Приведите примеры простых чисел. (2, 3, 5, 7)

- Давайте рассмотрим форзац учебника, где приведена таблица простых чисел от 2 до 997.

- Назовите наименьшее простое число.( 2 )

- Что о нем можно сказать? ( 2 четное число ).

- Какую закономерность вы заметили в таблице простых чисел? ( Все простые числа, за исключением 2, нечетные числа).

- Почему? ( Если число четное, то оно делится на 2, значит у него больше, чем два делителя, следовательно оно составное.)

- Назовите два двузначных простых числа, два трехзначных.

- В первом задании вы выделили число 1 в третью группу. Почему? ( У него только один делитель.)

- Число 1 имеет только одон делитель: само это число. Поэтому его не относя ни к составным ни к простым числам.
V . Закрепление изученного материала.


  1. №93 , стр. 17, устно.

Сколько делителей имеет каждое из чисел: 31, 25, 100?

Ответ: 31 – 2 делителя: 1 и само это число;

25 – 3 делителя: 1, 5, 25.

100 – 9 делителей: 1, 2, 4, 5, 10, 20, 25, 50, 100.

- Какие из этих чисел являются составными? ( 25 и100).

- Почему? (Имеют больше двух делителей).

- Назовите больший делитель числа 25, 100. ( Это сами эти числа).

2. № 94, стр.17 ( самостоятельная работа с таблицей простых чисел).

- Выпишите в тетрадь только простые числа ( 101, 409, 563, 863,997).

3. №95, стр.17, устно с подробным комментарием.

Ответ: так как цифра 8 четная, то число 2968 – четное, следовательно, делится на 2,

значит число 2968 – составное, так как имеет больше двух делителей и т.д.

4. Придумайте несколько чисел, которые имеют только три делителя. (4, 9, 25, 49, 81, и

т. д).

- Какую закономерность вы заметили? ( Эти числа являются квадратами натураль-

ных чисел.)

5. Найдите сумму всех простых чисел от 30 до 50. ( 31+37+ 41+43+47 = 199).

VI Cамостоятельная работа.

Вариант 1. № 109(а), №110(а), №112(а), стр.19.

Вариант 2. № 109(б), №110(б), №112(б), стр19.

Работа проводится с последующей взаимопроверкой, ответы заранее написаны на обратной стороне классной доски.

VII Работа над задачей.
1. №113,стр.19. Стакан вмещает 210 грамм крупы. Крупой заполнили 5/7 стакана. Сколько грамм крупы насыпали в стакан?

- Прочитайте задачу.

- Как вы понимаете задачу?

- Что показывает знаменатель 7? ( На сколько равных частей разделили целое.)

-Что показывает числитель 5? ( Сколько таких равных частей взяли.)

- Что надо найти в задаче: дробь от числа или число по его дроби? (Дробь от числа.)

- Дробь5/7 – правильная или не правильная? (Правильная.)

- В результате решения задачи мы получим число большее или меньшее 210? (Меньшее, т.к. дробь 5/7 правильная.)

- Запишите решение самостоятельно. ( 210: 7х 5 + 150(г).).

2. №114, стр 19(устно с полным разбором). Дочь пообещала: « Я схожу в булочную и вымою посуду». Можно ли обещание считать выполненным, если дочь: а) вымыла посуду, но не сходила в булочную; б) сходила в булочную, но не вымыла посуду; в) и вымыла посуду, и сходила в булочную; г) не вымыла посуду и небыла в булочной?

Подумайте в чем сходство этой задачи с нахождением решения неравенства2<х<6 среди чисел 1; 3; 5; 7.

- Прочитайте задачу.

- Сколько условий в обещании девочки? ( Обещание девочки состоит из двух условий: 1) сходить в булочную, 2) вымыть посуду.)

- В каком случае обещание считается выполненным? (Обещание считается выполненным, если исполнены одновременно 2 условия).

Решение:





1 условие

2 условие

Обещание выполнено

а

-

+

-

б

+

-

-

в

+

+

+

г

-

-

-


- В чем сходство этой задачи с нахождением решения неравенства? ( Каждле число должно одновременно удовлетворять двум условиям: быть больше 2, но меньше 6.)
VIII. Повторение изученного материала.

№105, стр.18 ( у доски и в тетрадях.) Выразите в процентах числа: 0,01; 0,29; 0,8; 1.

- Как перевести десятичную дробь в проценты? (Надо десятичную дробь умножить на сто, а для этого перенести запятую в числе на два знака вправо.)
IХ. Подведение итога урока.

- Каким свойством обладает единица? ( Число 1 не является ни простым, ни составным числом.)

- Приведите примеры простых чисел.

- Верно ли высказывание: 120005 – составное число? ( Да)

- Почему?(Число имеет больше двух множителей, оно делится на 5, т.к. запись числа оканчивается цифрой 5.)

- Какие задания вас заставили задуматься?
Х . Домашнее задание.
Выучить простые числа от 2 до 20. Разобрать задачу №108, стр.19, придумать и решить аналогичную; № 115, стр.19; № 117, стр.20.