|
«Умножение десятичных дробей на натуральное число» МОУ «Гущинская ООШ»
Открытый урок по математике
«Умножение десятичных дробей на натуральное число»
5 класс
Учитель: Черемисина Лариса
Викторовна
2013 год
Тема урока: «Умножение десятичных дробей на натуральное число» Тип урока: урок усвоения новых знаний и УУД.
Форма урока: коллективная (традиционный урок).
Цель урока: Формирование умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Совершенствование умений при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.
Способствование развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Результаты деятельности урока.
Предметные
Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.
Метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Личностные
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы: проблемный, словесный, наглядный. Оборудование урока:
Доска, компьютер, презентация «Умножение десятичных дробей на натуральные числа», карточки, рабочая тетрадь, физкультминутка.
Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с..
Технологическая карта урока
Тема урока : «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» (5 класс, математика)
Этап урока
| Время
| Смысловой блок(содержание)
| Деятельность и действия учителя
| Деятельность и действия ученика (ов)
| Используемые методы, приемы, формы
| Формируемые УУД
| 1.Организационный
этап
| 1-2
| Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.
Приобретать знания – храбрость
Приумножать их – мудрость
А умело их применять великое искусство.
Мы с вами сегодня на уроке покажем наше искусство применять знания . Улыбнемся друг другу и пожелаем себе на уроке удачи.
А девиз нашего
сегодняшнего урока:
«Знания имей отличные по теме
«Дроби десятичные»!
| Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу.
| Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.
Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.
В паре улыбаются друг другу.
| Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку,
| .
Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
| 7
| Ребята! На доске записаны числа.
32,34; 57; 168; 19; 3,68; 0,125; 538; 47,1; 0,06; 77 .
Разбейте их на 2 группы
I - натуральные числа;
II – десятичные дроби.
2) Восстановите
цепочку:
(Презентация Слайд 1)
| Подводит обучающихся к постановке цели и темы урока.
| 1) I - натуральные числа:
57; 168; 19; 538; 77 .
II – десятичные дроби.
32,34; 3,68; 0,125; 47,1; 0,06;
2) 3 · 5 = 15; 15 · 3 = 45;
45 · 2 = 90; 90 · 3 = 270;
270 · 2= 540; 540 : 5 = 108.
| Беседа в ходе фронтальной работы.
Постановка задачи.
| Регулятивные УУД :Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .
Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую .
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме .
| 3.Целеполагание и мотивация
|
| – Обратите внимание, какое действие наиболее часто встречается в цепочке?
- Как вы думаете какая тема нашего урока?
-Какие числа кроме десятичных дробей мы вспоминали в начале урока? Поэтому тема нашего урока не просто «Умножение десятичных дробей», а «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
- Запишите в тетрадь дату и тему урока.
-Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?
| Обеспечивает мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока
| -Умножение.
-Умножение десятичных дробей.
-Натуральные.
В тетрадь ученики записывают дату и тему урока.
- Изучить правила умножения десятичных дробей на натуральные числа.
| Беседа в ходе фронтальной работы.
Наблюдение, проблемная
ситуация.
| Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. .
| 4.Первичное усвоение новых знаний и способов усвоения
|
| Даётся задание обеим группам: необходимо найти периметр квадрата со стороной 1,27 дм (зелёный квадрат) – 1 группа, 3,6дм (жёлтый квадрат)– 2 группа
Как найти периметр такого квадрата? Предлагается учащимся его найти способом сложения длин сторон. Записать результаты на доске.
1,27 + 1,27 + 1,27 +1,27= 5,08 (дм); 3,6 + 3,6 + 3,6 + 3,6 = 14,4 (дм)
А как по-другому можно было найти тот же периметр?
Давайте умножим числа, выражающие длины сторон, на 4, не обращая пока внимания на запятые (учащиеся работают на месте)
127 · 4 =508;
36 · 4 = 144.
Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните.
| Перед знакомством с новым материалом детей разделить на 2 группы (дети вытягивают жетоны двух цветов (зелёного и жёлтого) или по вариантам.
Ставится проблемная ситуация.
|
- Найти сумму длин сторон.
В тетрадях: 1,27 + 1,27 + 1,27 = 1,27 = 5,08 (дм); 3,6 + 3,6 + 3,6 + 3,6 = 14,4 (дм)
-Умножить длину стороны квадрата на 4
В тетрадях: 127 · 4 = 508;
36 · 4 = 144.
-Отличаются только запятой.
Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
|
Наблюдение, проблемная
ситуация
работа с текстом
(сравнение).
| Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию
Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
| 5.Первичное закрепление
| 7
| . № 55; №1 (Презентация СЛАЙД 2).
Задание выполняется в тетради , проверяя и проговаривая устно цепочкой.
Решить упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306
( а,б,в); 1307.
| Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов,
| Выполняют задание самостоятельно в тетради :
1) №55; № 1, самопроверка, проговаривая устно цепочкой;
2) упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306( а,б,в); 1307.
|
Самостоятельная
работа, рефлексия.
Самоконтроль.
| Регулятивные УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
| 6. Релаксация (физминутка).
| 2
|
| Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
Стали мы теперь бодрее,
Будем думать мы быстрее.
| Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать.
|
|
| 7. Организация первичного
контроля
|
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Презентация (Слайд 3)
Рубрика «Это интересно»
(Слайд)
| Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками
| Выполняют самостоятельную работу.
Затем работа в парах. Обменяться тетрадями, проверить решение по эталону ( Слайд 3)
Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки.
Выполняют умножение и отвечают на вопрос
| Самостоятельная
работа, рефлексия, работа в группах,
взаимоконтроль.
| Регулятивные УУД :
Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .
| 8. Подведение итогов урока.
|
| - Мы переходим к последнему этапу.
Подводим итог работы на уроке.
Какую цель ставили?
Достигли цели ? Почему ?
| Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
| С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Отвечают на вопросы учителя.
| Беседа в ходе фронтальной работы.
Фиксирование нового содержания.
| Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .
| 9. Информация о домашнем задании
|
| Прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр.204;
На «5»: № 1330; 1331; 1332
На «4»: № 1330; 1331
На «3»: № 133
| Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
.
| Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока
| Беседа в ходе фронтальной работы.
|
| 10. Рефлексия
|
| А сейчас оцените свою работу на уроке. На столах
кружочки красного, желтого и зеленого цветов. Что они вам
напоминают? Ваша задача поднять тот кружочек, который
соответствует вашему ответу на мои вопросы
- Могу выполнять умножение самостоятельно ( зеленый кружочек)
- Нужна помощь ( желтый кружочек)
- Совсем не могу выполнить умножение на натуральное число ( красный кружочек)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
– Вы достигли цели урока?
Что вы использовали для достижения цели?
– Что интересного вы заметили при умножении десятичных дробей на натуральное число?
– Проанализируйте результат своей работы.
| Организует рефлексию.
| Отвечают на вопросы учителя.
| Беседа в ходе фронтальной работы.
Рефлексия.
| Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
|
Р- ?
Р - ?
1,27 дм 3,6 дм
рубрика «Это интересно»: В старину на Руси каждая монета имела своё название:
3 коп.- алтын; 5 коп. – пятак; 10 коп. – гривенник; 20 коп. – двугривенный;
25 коп. – четвертак; 15 коп. – пятиалтынный; 50 коп. – полтинник.
А вы знаете, что были монеты меньше одной копейки: одна вторая копейки – грош, а как называли одну четвёртую копейки?
Задание: Каждому правильному ответу соответствует буква. Решите пример, найдите в таблице ответ, замените буквой, получите зашифрованное слово.
0
,6 · 7 = 4.2 П
5,2 · 2 0= 104 О
5 · 1,6 = 8 Л
0,07 · 8 = 0,56 У
58,6 · 14 = 820,4 Ш
73 · 0, 03 = 2,19 К
3 · 0,06 = 0,18 А
0,56
| 0,18
| 4,2
| 8
| 104
| 820,4
| 2,19
| У
| А
| П
| Л
| О
| Ш
| К
|
№1. Вычислите:
А) 1,6 × 3 = Е) 15,2 × 3 =
Б) 0,24 × 2 = Ж) 0,25 × 8 =
В) 3 × 0,5 = З) 0,23 × 4 =
Г) 2,5 × 4 = И) 3,2 × 5 =
Д) 0,02 × 5 = К) 0,02 × 77 =
СЛАЙД 3.
Самостоятельная работа.
____І___вариант_______________
1) Выполните действия:
а) 8,353 × 7 =
б) 62,32 × 9 =
в) 0,0005 × 54 =
г) (65,51 – 8,367) × 27 =
ІІ___вариант _______________
1) Выполните действия:
а) 5,249 × 9 =
б) 27,43 × 7 =
в) 0,007 × 63 =
г) (45,67 – 5,085) × 23 =
Решение самостоятельной работы.
Самостоятельная работа.
__І___вариант_______________
1) Выполните действия:
а) 8,353 × 7 = 58,471;
б) 62,32 × 9 = 560,88;
в) 0,0005 × 54 = 0,027;
г) (65,51 – 8,367) × 27 = 1542,861
_____ ІІ___вариант ___________
1) Выполните действия:
а) 5,249 × 9 = 47,241
б) 27,43 × 7 = 192,01
в) 0,007 × 63 = 0,441
г) (45,67 – 5,085) × 23 = 933,455 |
|
|