|
Пояснительная записка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.
Факультатив «Офисные приложения» предназначен для учащихся VII классов, которые еще не изучали базовый курс информатики. Программа факультатива рассчитана на 34 часа в учебном году, 1 час в неделю. Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в области информатики.
Основные цели курса:
- реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
- раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;
- развивать у учащихся информационную культуру;
- создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
- освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
Задачи:
- формирование практических навыков работы на компьютере;
- формирование умения планировать свою деятельность.
Формы занятий:
- рассказ;
- беседа;
- работа в парах;
- работа малыми группами;
- презентации;
- работа с электронными карточками;
- игра;
- учебный проект.
Формы контроля:
- тестирование;
- викторины.
Основные разделы факультатива:
- Работа с ПК и введение в информатику.
- Компьютер и программное обеспечение.
- Графический редактор.
- Текстовый редактор Microsoft Word.
- Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологий.
- Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
- Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel.
Содержание: Тема I. Графический редактор
Постановка задачи. Что такое графический редактор Paint. Окно программы Paint. Рабочее поле. Набор инструментов и меню инструмента. Палитра цветов. Атрибуты изображения.
Основы работы с программой Paint. Техника создания изображений. Общие сведения. Кисть и карандаш. Ластики. Как рисовать геометрические фигуры. Распылитель. Заливка.
Изменение размеров изображения. Редактирование деталей изображения. Ввод текста. Работа с фрагментами изображения. Печать изображения.
Учащиеся должны
знать:
- инструменты графического редактора;
- возможности графического редактора.
Учащиеся должны
уметь:
- создавать рисунки в графическом редакторе;
- редактировать графические объекты.
Тема II. Текстовый редактор
Постановка задачи. Что такое текстовый редактор Word. Окно программы. Рабочее поле. Основы работы с программой Word. Техника создания текстовых документов. Общие сведения.
Ввод текста. Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. Вставка таблиц и графики. Печать текста.
Учащиеся должны
знать:
- инструменты текстового редактора;
- возможности текстового редактора.
Учащиеся должны
уметь:
- создавать текстовые документы в редакторе Word;
- редактировать и форматировать документы.
Тема III. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологии
Назначение и возможности программы PowerPoint. Создание презентации. Изменение дизайна оформления слайда. Создание презентации. Вставка рисунков, звука, клипов. Демонстрация слайд-фильма. Запись презентации на диск. Управление способом демонстрации слайдов (эффекты при переходе слайда, режим непрерывного показа, использование анимации в слайдах, использование гиперссылок, скрытые слайды).
Учащиеся должны
знать:
- назначение и возможности программы PowerPoint;
- структуру окна программы;
- назначение пунктов меню и команд на панели инструментов;
- этапы и приемы создания презентации в PowerPoint.
Учащиеся должны
уметь:
- располагать на слайде текст и графику;
- использовать различные режимы отображения слайдов;
- применять различное оформление слайдов;
- удалять, перемещать и копировать слайды;
- анимировать объекты на слайдах;
- настраивать способ демонстрации презентации;
- управлять демонстрацией вручную;
- сохранять слайд-фильм на диске, считывать с диска;
- связывать слайды между собой и с другими файлами при помощи системы гиперссылок.
Тема IV. Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Понятие компьютерного вируса. Виды вирусов. Антивирусные программы. Методы защиты от компьютерных вирусов.
Учащиеся должны
знать:
- понятие вируса;
- виды компьютерных вирусов;
- распространенные антивирусные программы;
- методы защиты от компьютерных вирусов.
Учащиеся должны
уметь:
- производить проверку дисков на наличие вирусов.
Тема V. Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel
Заполнение рабочей таблицы информацией, форматы представления данных, вычисления в таблице (формулы и простейшие блочные функции). Использование абсолютной адресации. Построение диаграмм. Статистическая обработка данных (заполнение таблицы исходными данными, статистические расчеты). Поиск информации в таблице (меню Правка). Построение диаграмм. Вставка таблиц и диаграмм Excel в документ Word. Работа со списками (сортировка данных, использование фильтров, подведение итогов, создание сводной таблицы).
Учащиеся должны
знать:
- назначение и возможности табличного процессора;
- структуру окна приложения;
- назначение команд горизонтального меню;
- назначение инструментов;
- основные операции над фрагментами и таблицами;
- функции и операции, производимые над данными;
- разницу между относительными и абсолютными ссылками в формулах; назначение и возможности “Мастера диаграмм”;
- назначение и содержание отдельных элементов диаграммы;
- порядок оформления и вывода таблиц и диаграмм;
- как поместить рабочую таблицу Excel в документ Word.
Учащиеся должны
уметь:
- вводить текст, числа и формулы в таблицу;
- редактировать данные;
- выделять фрагменты в таблицы и выполнять основные операции над фрагментами;
- изменять ширину столбца и высоту строки;
- применять необходимые операции и функции при расчётах и обработке данных;
- использовать абсолютные и относительные ссылки в формулах;
- выполнять оформление таблицы (обрамление и заполнение);
- строить диаграммы с использованием Мастера диаграмм;
- редактировать построенную диаграмму (область построения диаграммы, область диаграммы, легенду, заголовок, метки данных, ряды данных);
- подготовить документ к печати и печатать сформированный документ;
- размещать в документе Word рабочую таблицу Excel. Тематический план.
№ темы
| № занятия
| дата
| Название темы, занятия
| Кол-во часов
| Форма занятий
|
| 1
|
| Правила техники безопасности в компьютерном кабинете.
| 1
| презентация
| I
|
|
| Графический редактор.
| 3
|
| 2
|
| - объекты рисунка и его параметры
| 1
| лекция
| 3
|
| - создание и редактирование рисунка
| 1
| практическая работа
| 4
|
| Практическая работа
| 1
| практическая работа
| II
|
|
| Текстовый редактор Microsoft Word
|
10
|
| 5
|
| - объекты текстового документа и их параметры
| 1
| презентация
| 6
|
| - способы выделения объектов текстового документа
| 1
| практическая работа
| 7-9
|
| - создание и редактирование текстового документа
| 3
| практическая работа, работа с карточками
| 10
|
| - форматирование текста
| 1
| практическая работа
| 11-12
|
| - оформление текста в виде таблицы
| 2
| Презентация, рассказ
| 13
|
| - включение в текстовый документ графических объектов
| 1
| работа с карточками
| 14
|
| Практическая работа
| 1
| Практическая работа
| III
|
|
| Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологии
| 10
|
| 15
|
| - понятие мультимедиа-технологии
| 1
| Беседа, рассказ
| 16
|
| - выбор дизайна презентации
| 1
| Беседа, презентация
| 17
|
| - ввод текстовой информации на слайды
| 1
| Презентация, практическая работа
| 18
|
| - рисунки и графические примитивы на слайдах
| 1
| Презентация, практическая работа
| 19-20
|
| - использование анимации в презентации
| 2
| Презентация, практическая работа
| 21
|
| - звук в презентациях
| 1
| практическая работа
|
| 22
|
| - переходы между слайдами
| 1
| практическая работа
| 23
|
| Создание презентации на выбранную тему
| 1
| Практическая работа, работа в группах
| 24
|
| Защита презентации
| 1
| Презентация, работа в группах
| IV
|
|
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы
| 3
|
| 25
|
| - понятие и виды компьютерных вирусов
| 1
| Рассказ, беседа
| 26
|
| - основные антивирусные программы
| 1
| Рассказ, беседа
| 27
|
| - защита информации от компьютерных вирусов
| 1
| Рассказ, деловая игра
| V
|
|
| Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel
| 6
| рассказ
| 28
|
| - знакомство с интерфейсом программы. Основные понятия.
| 1
| практическая работа, рассказ
| 29
|
| - ввод информации в ячейки
| 1
| практическая работа
| 30
|
| - встроенные, математические функции
| 1
| работа с карточками
| 31
|
| - сортировка и поиск данных
| 1
| практическая работа
| 32
|
| - построение диаграмм
| 1
| работа с карточками
| 33
|
| - построение графиков
| 1
| работа с карточками
| VI
| 34
|
| Повторение
| 1
|
|
|
|
| Итого часов в 7 классе:
| 34
|
|
Литература:
Intel «Обучение для будущего».- М., 2004.
Леонтьев В.П. Персональный компьютер.-М.2006.
Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ».-М.: Дрофа, 2004
Симонович С.В. Практическая информатика.-М.2000.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.2012.
Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: методическое пособие.-М.,2010.
|
|
|