Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида» Белгородской области п. Чернянка
Сообщение «Музыкально-игровая гимнастика - основа музыкально-ритмических двигательных способностей ребенка младшего возраста»
Подготовила:
Муз. руководитель Колесникова И.Л.
2013г.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, занятия в музыкальной школе, секции, театральных студиях и т.д.
Идея синтеза музыки и движения от философов Древней Греции была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Далькрозом (1865-1950), который разработал на ее основе уже в начале 20-го века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических движениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга».
Говоря о большом значении музыки в развитии движений, известный педагог Н. А. Ветлугина отмечает «...между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и тоже поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремиться выразить ее содержание».
В младшем возрасте перед музыкальными руководителями стоит задача - сформировать у детей простейшие музыкально-ритмические движения. Этому способствует использование музыкально-игровой гимнастики.
Использование музыкально-игровой гимнастика подразумевает активизацию двигательной активности детей под музыку, как на занятиях, так и в течение всего пребывания в детском саду (на зарядке, между занятиями, на прогулке и т.д.), кроме того, увеличивается объем разнообразных движений в упражнениях. Иначе говоря, чтобы научиться двигаться, надо много двигаться. Но если этот процесс не доставляет детям радости, не является привлекательным для детей, то он перестает быть эффективным.
Развитие музыкально-ритмических способностей предполагает связь движений с музыкой — они отражают особенности музыкального произведения. Предпосылкой этой деятельности должна стать элементарная ритмичность в действиях ребенка, связанных с музыкой (отдельные движения, совместные действия взрослого и малыша на первом году жизни). Затем, в два-три года, дети активнее осваивают простейшие связи музыки и движения. Они могут почувствовать и передать в движении равномерный ритм, характер марша или пляски, начало и окончание пьесы, смену двух ее частей. Постепенно, двигаясь под музыку, во время игр, плясок, упражнений (для них подбирается специальный репертуар), дети овладевают музыкально-ритмическими навыками.
В упражнениях осваиваются отдельные элементы: ритмичные хлопки, плясовые движения. Игры и пляски строятся на сопоставлении двух частей произведения контрастного музыкального звучания. Например, звучит спокойная музыка — дети гуляют по комнате, звучит веселая — останавливаются и хлопают в ладоши. Детская двигательная активность развивается постепенно. Вначале движения малыша еще мало согласованы с музыкой, плохо координированы. В процессе постоянных упражнений у него появляется большая уверенность, более точные действия под музыку, самостоятельность в своих проявлениях. Связь движений с характером произведения на первых занятиях весьма приблизительна, однако отметить ее нужно. Воспитатель говорит ребенку, что двигаться можно только тогда, когда звучит музыка.
Постепенно дети подводятся к ощущению формы музыкального произведения, они могут почувствовать смену двух контрастных частей его и сначала по показу педагога, а затем самостоятельно изменять движения в соответствии с музыкой.
Малыши второго года жизни часто нуждаются в показе. Затем некоторые из них начинают действовать совместно с педагогом, а наиболее активные по его указанию и самостоятельно. Остальные двигаются за ними. Трехлетние могут узнавать музыку к игре, пляске, упражнению. После прослушивания пьесы их можно спросить, что надо делать. Дети отвечают: плясать, ходить, прыгать и т. д. Это позволяет им действовать осознанно, уверенно.
Пляски и игры для младших дошкольников не отличаются большим разнообразием действий. Поэтому постепенное последовательное разучивание здесь не требуется. Воспитатель, показывая, сразу вводит детей в действие. Например, знакомя с пляской «Гуляем и пляшем» М. Раухвергера, он говорит: «Послушайте, какая музыка хорошая! Пойдемте погуляем, походим по комнате». Исполняется первая часть музыки, во время которой малыши свободно ходят вместе с воспитателем по комнате. При исполнении второй части весело пляшут.
Пляски с пением, когда действия продиктованы текстом, также не требуют предварительного показа. Достаточно повторить каждый куплет 2-3 раза, чтобы дети хорошо усвоили движения. Эмоциональный подъем, желание играть, плясать вызывает любимая игрушка. Например, малыши весело пляшут, а потом, при появлении игрушечной собачки, убегают на свои места. А если в гости к детям приходит мишка, каждый по очереди с ним танцует.
Идя от простого к сложному, от детских песенок до современных эстрадных композиций, дети приобщаются к прекрасному, учатся ритмическими движениями передавать музыкальное произведение, его настроение, содержание, постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
Следующее условие - выбор оптимальной системы занятий, что связано с использованием в обучении детей двух уровней работы с музыкально-ритмическим материалом. Первый уровень можно условно назвать тренинговым, он предполагает освоение ряда музыкально-игровых упражнений без специального разучивания. Этот материал, в основном, исполняется по показу воспитателя и включается в утреннюю зарядку, различные занятия и паузы между ними. Целью таких тренинговых композиций не являются задачи точного и правильного выполнения упражнений, а их цель дать возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений.
Работа проходит в три этапа. На первом этапе - в младшем возрасте -следует опираться на способность детей к подражанию. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности. Например, когда дети младшего возраста слушают русскую народную мелодию "Как у наших у ворот", у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребенок не чувствует шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеет танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то музыкально-ритмические движения у него не получатся выразительными. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и т. д.
Второй этапе обучения - средний возраст - способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения,
композиции в целом и отдельные движения. Третий этап работы - старший возраст - подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные.
В основу музыкально-двигательного содержания гимнастики на каждом возрастном этапе должна быть положена система постепенно усложняющихся разновидностей музыкально-ритмических упражнений: -музыкальные сказки;
-танцевальные упражнения и музыкально-ритмические игры; -ритм-блоки;
-комплексы ритмической гимнастики; -двигательно-ритмические задачки.
музыкальные сказки -сюжетные занятия длительностью 15-20 минут, двигательное содержание которых составляют основные виды движений, объединённые сказочным сюжетом с участием любимых персонажей, выполняемые под музыку;
танцевальные упражнения и музыкально-ритмические игры разновидности подвижных игр и игровых заданий с музыкально-ритмической доминантой;
ритм-блоки - мини-комплексы общеразвивающих упражнений с выраженной ритмической доминантой, выполняемые с музыкальным сопровождением в течении 5-7 минут в основной части занятия;
двигательно-ритмические задачки - упражнения целенаправленно развивающие в игровой форме способность к восприятию, дифференцировке и воспроизведению ритмической структуры двигательных действий.
Используя музыкально - игровую гимнастику как основу развития музыкально-ритмических двигательных способностей, педагоги содействуют обогащению творческого опыта детей как предпосылок их успешного общего и музыкального развития. |