Главная страница

«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»



Название«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
Дата06.03.2016
Размер81.4 Kb.
ТипДокументы

Выступление на РМО учителей математики «Реализация ФГОС в преподавании математики»

Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»

Выступление подготовила

учитель математики МОУ-СОШ №13

Бовт Людмила Васильевна

Новый мир имеет новые условия и требует

новых действий.

Н.Рерих.

Каждый из нас, кто отдал школе не один десяток лет и кто только начинает работать , задает себе вопрос: в чем суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Вопрос этот из ряда «вечных», и каждый отвечает на него по-своему.

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы. И современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельного учиться и многократно переучиваться в течении жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для дальнейшего успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД.


Регулятивные

Познавательные

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Коммуникативные

Личностные


ЦЕЛЬЮ образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

ЗАДАЧЕЙ современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способствовать к саморазвитию и самосовершенствованию.

Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник» и др.)

Регулятивные УУД – отражают способность обучающего строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты ( цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Коммуникативные УУД – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Актуальность современного образования

В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образованном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).


Обеспечение возможностей учащимися самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Основные функции УУД


Создание условий для развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться» толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.



Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентности в любой области познания.


Каждый урок с УУД

Умение решать задачи – такое же

практическое искусство, как умение плавать и бегать.

Ему можно научиться только путем подражания и упражнения.

Д. Пойа.

Примеры заданий.

Математика 5 класс

Содержание учебной деятельности

Л и ч н о с т н ы е У У Д

Рублика ищем информацию.

1.а) Известно, что цифры 0,1,2,3,…, которые мы

используем в вычислениях, называют арабскими, но придумали их не арабы.

Кто придумал эти цифры?

б) Почему цифры 0,1,2,3,…, называют арабскими?

2.ΧΧΙΙ Олимпийских играх в Москве (1980г.) спортсмены СССР получили 195 медалей, из них 126 золотых и бронзовых,146 золотых и серебряных. Сколько золотых, серебряных и бронзовых медалей в отдельности получили спортсмены СССР?

Р е г у л я т и в н ы е У У Д

1. Из нескольких монет только одна фальшивая – она легче остальных. Как с помощью чашечных весов без гирь определить фальшивую монету:

а) за одно взвешивание, если монет 3;

б) за два взвешивания, если монет 9;

в) за три взвешивания, если монет 27?

2. Тест «Найди ошибку»

Тема « Свойства вычитания натуральных чисел»

  1. 45-(25+17)=37

  2. 90-67=23

  3. 764-(264+40)=460

  4. 301-(20+20)=120

  5. 56-36-7=13

  6. (200+67)-100=33

  7. 1200-1100-40=1060

  8. 32+13-5=40

  9. 56+8+12-26=50

  10. 75-31-9+15=50

П о з н а в а т е л ь н ы е У У Д

1. Найди выражения, значения которых равны:

(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;

(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.

Объясни, как ты их искал?

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) Запиши это свойство в виде равенства;

в) Сравни свою запись с такой:

( a + b)*c = a*c +b*c.

Сделай вывод.

2. Докажите, что сумма всех чисел магического квадрата 3x3 делится на 3.

К о м м у н и к а т и в н ы е У У Д

1. Групповая работа- класс делится на группы по 4-5 человек. Задание- составить кроссворд по теме «Квадрат и прямоугольник». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.

2. Ролевые игры. Например «Угадай, кто это?»

Каждый из участников записывает на листе бумаги свою характеристику учебной деятельности, не указывая в ней внешние данные. Ведущий зачитывает характеристики. Все угадывают, чьи они. Затем характеристики дополняются другими учащимися.


Патриотическое воспитание, отношение к историческим ценностям; формирование интереса к истории страны, уважение к ценностям культур других народов.

Составление плана и последовательности действий; волевому усилию в преодолении препятствий.

Обнаружить ошибку и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей знаково-символическое моделирование.

Общеучебные действия: поиск и выделение информации

Логические действия:

построение логической цепи рассуждений.

Действия постановки и решения проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Учиться познавать себя через восприятия других.



Рекомендации по развитию универсальных учебных действий

Личностные УУД.

  • Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

  • В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

  • Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

  • Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Регулятивные УУД

  • Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

  • Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

  • Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

Познавательные УУД

  • Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).

  • Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД

  • Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.

  • Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

  • Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.

  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, ихинтересы, особенности развития.


Список использованной литературы.

  1. Асмолов ,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование УУД в основной школе. ― М .: Просвещение,2010.

  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект./ Под ред. А.М. Кондакова,А.А. Кузнецова.―М.:Просвещение,2009.

  3. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы /Под ред. В.Д. Шадрикова.―М.: Гардарики,2002.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект.―М.: Просвещение,2010.(Стандарты второго поколения)

  5. Учебник Математика 5 класс. Никольский С.М.―М.: Просвещение 2013.