|
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики» Выступление на РМО учителей математики «Реализация ФГОС в преподавании математики»
Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
Выступление подготовила
учитель математики МОУ-СОШ №13
Бовт Людмила Васильевна
Новый мир имеет новые условия и требует
новых действий.
Н.Рерих.
Каждый из нас, кто отдал школе не один десяток лет и кто только начинает работать , задает себе вопрос: в чем суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Вопрос этот из ряда «вечных», и каждый отвечает на него по-своему.
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы. И современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельного учиться и многократно переучиваться в течении жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для дальнейшего успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД.
Регулятивные Познавательные УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные Личностные
ЦЕЛЬЮ образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
ЗАДАЧЕЙ современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способствовать к саморазвитию и самосовершенствованию.
Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник» и др.)
Регулятивные УУД – отражают способность обучающего строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты ( цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Коммуникативные УУД – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Актуальность современного образования
В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образованном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Обеспечение возможностей учащимися самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Основные функции УУД
Создание условий для развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться» толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.
Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентности в любой области познания.
Каждый урок с УУД
Умение решать задачи – такое же
практическое искусство, как умение плавать и бегать.
Ему можно научиться только путем подражания и упражнения.
Д. Пойа.
Примеры заданий.
Математика 5 класс
| Содержание учебной деятельности
| Л и ч н о с т н ы е У У Д
Рублика ищем информацию.
1.а) Известно, что цифры 0,1,2,3,…, которые мы
используем в вычислениях, называют арабскими, но придумали их не арабы.
Кто придумал эти цифры?
б) Почему цифры 0,1,2,3,…, называют арабскими?
2.ΧΧΙΙ Олимпийских играх в Москве (1980г.) спортсмены СССР получили 195 медалей, из них 126 золотых и бронзовых,146 золотых и серебряных. Сколько золотых, серебряных и бронзовых медалей в отдельности получили спортсмены СССР?
Р е г у л я т и в н ы е У У Д
1. Из нескольких монет только одна фальшивая – она легче остальных. Как с помощью чашечных весов без гирь определить фальшивую монету:
а) за одно взвешивание, если монет 3;
б) за два взвешивания, если монет 9;
в) за три взвешивания, если монет 27?
2. Тест «Найди ошибку»
Тема « Свойства вычитания натуральных чисел»
45-(25+17)=37
90-67=23
764-(264+40)=460
301-(20+20)=120
56-36-7=13
(200+67)-100=33
1200-1100-40=1060
32+13-5=40
56+8+12-26=50
75-31-9+15=50
П о з н а в а т е л ь н ы е У У Д
1. Найди выражения, значения которых равны:
(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;
(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.
Объясни, как ты их искал?
а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;
б) Запиши это свойство в виде равенства;
в) Сравни свою запись с такой:
( a + b)*c = a*c +b*c.
Сделай вывод.
2. Докажите, что сумма всех чисел магического квадрата 3x3 делится на 3.
К о м м у н и к а т и в н ы е У У Д
1. Групповая работа- класс делится на группы по 4-5 человек. Задание- составить кроссворд по теме «Квадрат и прямоугольник». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.
2. Ролевые игры. Например «Угадай, кто это?»
Каждый из участников записывает на листе бумаги свою характеристику учебной деятельности, не указывая в ней внешние данные. Ведущий зачитывает характеристики. Все угадывают, чьи они. Затем характеристики дополняются другими учащимися.
| Патриотическое воспитание, отношение к историческим ценностям; формирование интереса к истории страны, уважение к ценностям культур других народов.
Составление плана и последовательности действий; волевому усилию в преодолении препятствий.
Обнаружить ошибку и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей знаково-символическое моделирование.
Общеучебные действия: поиск и выделение информации
Логические действия:
построение логической цепи рассуждений.
Действия постановки и решения проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Учиться познавать себя через восприятия других.
|
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий
Личностные УУД.
Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Регулятивные УУД
Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Познавательные УУД
Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).
Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД
Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.
Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, ихинтересы, особенности развития.
Список использованной литературы.
Асмолов ,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование УУД в основной школе. ― М .: Просвещение,2010.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект./ Под ред. А.М. Кондакова,А.А. Кузнецова.―М.:Просвещение,2009.
Подготовка учителя математики: Инновационные подходы /Под ред. В.Д. Шадрикова.―М.: Гардарики,2002.
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект.―М.: Просвещение,2010.(Стандарты второго поколения)
Учебник Математика 5 класс. Никольский С.М.―М.: Просвещение 2013.
|
|
|