Главная страница

Как "измерить" готовность к школе



НазваниеКак "измерить" готовность к школе
Дата16.02.2016
Размер45.1 Kb.
ТипДокументы

Как "измерить" готовность к школе


Мы хотим порекомендовать вам методики, позволяющие проверить уровень готовности к школе по некоторым показателям умственного развития. Они ни в коей мере не исчерпывают всех сторон готовности, но помогают выявить наиболее типичные причины, приводящие к трудностям в начальном обучении.

Давайте проверим, насколько хорошо ваш ребенок умеет слушать и выполнять указания взрослого. Это умение окажется необходимым с первых же дней обучения в школе. Ведь даже умный, способный и много знающий ребенок не сможет ничего усвоить, если он плохо воспринимает то, что говорит учительница.

Возьмите тетрадный лист в клетку и предложите ребенку "поучиться рисовать красивые узоры".

- Я буду говорить тебе, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую, - объясняете вы. - Ты помнишь, где у тебя правая рука? Правильно, это та, в которой карандаш. Ну-ка, вытяни ее в сторону. Куда она показывает?

- На дверь.

- Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, ты проведешь ее в сторону двери. А куда покажет левая рука?

- К окну.

- Правильно. Когда я скажу "налево", ты проведешь линию по направлению к окну. Я буду говорить не только, в какую сторону проводить линию, но и какой она должна быть длины - в одну или в две клеточки. Рисуй только то, что я скажу. Когда проведешь линию, остановись и жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Новую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая.

Теперь покажите ребенку, откуда начинать рисовать узор (начинать нужно в левом верхнем углу листа, немного отступя от краев), и диктуйте:

- Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Она клетка вверх. Одна направо. Одна вниз. Одна направо. Одна клетка вверх. А теперь сам рисуй дальше узор, который у тебя получается.

При правильном выполнении "диктанта" должен получиться такой узор.































































































































Если ребенок допускает ошибки, поправьте его: этот узор тренировочный. Рисуя его, ребенок должен лучше понять инструкцию. При самостоятельном продолжении узора его нужно довести до конца строчки.

Когда этот узор готов, покажите ребенку, откуда начинать следующий, и диктуйте:

- Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Две направо. Одна вниз. Одна направо. Две клетки вниз. Две направо. Две вверх. Одна направо. Одна клетка вверх. Две направо. Одна вниз. Одна клетка направо. Две вниз. Дальше рисуй этот узор сам.

Теперь уже по ходу рисования не дается никаких дополнительных указаний, ошибки не исправляются. Когда узор доведен до конца строки, начинайте диктовать следующий:

- Две клетки вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Одна клетка налево (слово "налево" нужно слегка подчеркнуть голосом). Одна клетка вниз. Две направо. Две вверх. Две направо. Одна вниз. Одна налево. Одна вниз. Две клетки направо. Дальше рисуй сам.

И, наконец, последний узор:

- Две клетки вверх. Одна клетка налево. Две клетки верх. Одна клетка направо. Одна вниз. Две направо. Одна в низ. Одна налево. Две клетки вниз. Одна направо. Одна клетка вверх. Две направо. Одна вверх. Одна налево.

Две клетки вверх. Одна направо. Одна клетка вниз. Две направо. Одна вниз. Одна клетка налево. Две клетки вниз. Дальше рисуй сам.

Теперь оценим уровень выполнения каждого из узоров (кроме тренировочного). Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оцениваются порознь.

Самый высокий уровень - это, разумеется, безошибочное воспроизведение узора. Его оценивают в 4 балла. Если имеются одна-две ошибки, ставится 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок становится больше, чем правильно воспроизведенных участков узора, то ставится 1 балл. И, наконец, если правильных участков нет вовсе, то ставится 0 баллов.

Теперь сложите все баллы, полученные ребенком за выполнение узоров под диктовку (сумма может составить от 0 баллов, если все выполнено совершенно неверно, до 12 баллов, если три основных узора воспроизведены безошибочно).

К концу седьмого года жизни, когда до поступления в школу осталось два-три месяца, о хорошем уровне ориентации на указания взрослого свидетельствует балл не ниже семи. Если же до поступления в школу еще больше полугода, то вполне достаточно и пяти баллов.

Оценки самостоятельного продолжения узоров обычно бывают несколько ниже. В качестве ориентировочной нормы можно указать 5 баллов для периода, непосредственно предшествующего поступлению в школу, и 4 балла - за полгода до поступления.