Главная страница


Федорова Лилия Юрьевна, учитель русского языка и литературы моу школы №5 им. Ю. А. Гарнаева



Скачать 57.75 Kb.
НазваниеФедорова Лилия Юрьевна, учитель русского языка и литературы моу школы №5 им. Ю. А. Гарнаева
Дата12.02.2016
Размер57.75 Kb.
ТипДокументы

Преимущества информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

Федорова Лилия Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ школы №5 им. Ю.А.Гарнаева

с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Жуковский
В век информационных технологий подход к образованию претерпел существенные изменения. Сегодня можно учиться, не проводя много времени в классах, а иногда и вовсе не выходя из дома.

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Однако информационная технология обучения (как одна из инновационных) -это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (компьютер, аудио, видео, кино) для работы с информацией. Преимущества информационно-коммуникационных технологий заключаются прежде всего в том, что появляется возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельности подход к учебному процессу, индивидуализируется учебная деятельность, в корне меняется организация процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления, появляется возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.

Цели информационных технологий обучения – управляемое достижение запланированного уровня и качества подготовки выпускника посредством интерактивного диалога, развития системного мышления, формирования ценностных отношений.

Задачи: визуализация информации; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой, управленческой деятельности и контроля результатов; непрерывная обратная связь, архивное хранение больших объёмов информации; доступ пользователя к центральному банку данных.

Критерием результативности такого образовательного пространства являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве. А это значит, что в классе не будет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания двойки. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Обучающиеся открывает мир для себя и себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

В своей работе для оптимизации учебного процесса на базе новых информационных технологий я по-разному применяю компьютер: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе и как классный руководитель.

Рассмотрим примеры применения информационных технологий в процессе обучения. Информационные технологии прежде всего используются для организации учебного процесса, подготовки учебных пособий, изучения нового материала (можно выделить два направления – самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ), компьютерного контроля знаний учащихся, получения и работы с информацией из сети Интернет, создания и работы со школьным сайтом, позволяющим связать между собой учеников, родителей и учителей.

Например, при изучении нового материала можно выделить два направления – самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ. Самое поверхностное использование компьютера – иллюстративный материал. Компьютер, проектор, интерактивная доска освобождает не только от необходимости тащить кучу книг, делать в них закладки, но и экономит время, давая учителю возможность заранее отсортировать изобразительный материал, а также добавить необходимые аудиоматериалы.

Компьютер помогает сделать урок более продуктивным и научить школьников навыкам составления конспекта, составления схем и таблиц. Заранее подготовленный пошаговый материал дает возможность задать темп урока и в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению. Здесь могут помочь уже готовые компьютерные программы. Но, увы, их крайне мало. Методика проведения уроков с помощью готовых компьютерных программ: во-первых, восприятие готового курса отличается в восприятии школьников от учительской презентации - они зачастую воспринимают сюжет на экране как кино. Поэтому задача учителя побудить учеников к конспектированию, сформулировать проблемные вопросы, чтобы знакомство с материалом шло интенсивно. Как это иногда не обидно, строить подачу нового материала только на просмотре программы, как правило, нецелесообразно, потому что притупляется внимание. Естественно, можно применить методы активизации, которые позволят это внимание удержать. То есть применение готовых компьютерных программ требует от учителя большого количества времени на разработку уроков. Широко применимы в процессе обучения русскому языку контролирующие программы. Программы данного типа состоят из набора заданий, которые постепенно подводят учащихся к решению учебной задачи урока и помогают повторить и обобщить материал изученной темы. Оценка проделанной учащимся работы делается учителем, либо при помощи автоматической проверки результатов, либо на основе собственных представлений учителя о полноте, точности и грамотности ответов(программа по русскому языку «Фраза» и т.д.).

Особое место в моей педагогической деятельности занимает работа с интерактивной доской, которая делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Можно, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.

Доска может быть использована:

1) Для анонсирования темы.

2) Анимированные иллюстрации, сопровождающие теоретический материал.

3) Как сопровождение объяснения учителя, повторение или обобщение изученного.

Так при обучении синтаксическому разбору предложения предлагаю презентацию с приемом типа "движения в пространстве". Основу зрительного ряда составляют рисунки, репродукции картин, примеры предложений. Они обеспечивают особый эффект при сочетании красочности, анимации и необходимой учебной информации. В такие презентации можно включать учебные картины и видеофрагменты, которые во многом оптимизируют не только уроки русского языка, но и в большей степени уроки литературы

4) Для контроля знаний.

Использование компьютерного тестирования с помощью повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

 Таким образом информационные технологии в образовании применяют через применение созданных или заимствованных учителем программ. Следует также сказать о том, что перечисленные примеры применения информационных технологий в процессе обучения являются лишь примерами, а вариативность их использования более обширна в виду стремительного развития самих технологий.

Поэтому отличительной чертой современного этапа развития образовательной системы является качественная модернизация всех основных ее компонентов. Интенсивное инновационное обновление образования невозможно без широкого применения новейших информационных технологий. Информатизация образования является одним из приоритетов развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования.

Литература



  1. В.П. Демкин, Г.В. Можаева. Информационные технологии дистанционного обучения - www.ict.edu.ru/ft/003625/1.html 6. Технические устройства в современной школе (авторский коллектив). - М.: Перспектива, 2000. - 78 с.

  2. И.И. Попов, П.Б. Храмцов, Н.В. Максимов. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии. Учебное пособие. М.: РПГУ, 2001, 207 с. 2. Официальный сайт "АКДИ Экономика и жизнь" - www.akdi.ru 3. Ф.В. Шутилов, М.В. Зелинская, М.Ф.Бовыкина Виды информационных технологий – www.prepod2000.kulichki.net/item_282.html 4. А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин. Классификация информационных технологий / Грант РФФИ, проект № 02_06_80004 5.

  3. Т.Лось. Интерактивная доска на уроках русского языка. Научно-методический,культурно-просветительский ЖУРНАЛ ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»