|
Экологические аспекты в преподавании математики Математика – это не только самостоятельная наука о “математических структурах”, но и язык других наук, язык единый, универсальный, точный, простой и красивый. Хорошо сказал об этих качествах математики советский математик С.Л.Соболев: “Есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это математика. Ее понятия, представления и символы служат языком, на котором говорят, пишут и думают другие науки. Она объясняет закономерности сложных явлений, сводя их к простым, элементарным явлениям природы. Она предсказывает и предвычисляет далеко вперед с огромной точностью ход вещей”.
В математике, как ни в какой другой науке находит выражение важнейший критерий научной красоты - единство в многообразии. Математика раскрывает перед человеком красоту внутренних связей, существующих в природе, и указывает на внутреннее единство мира.
Математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего обучения непосредственную связь, с окружающим миром. На сегодняшний день стоит этот окружающий мир перед большой проблемой.
Это глобальная общечеловеческая проблема современности - экологическая проблема. Она порождена ухудшением качества окружающей среды, обусловленной индустриализацией и урбанизацией; негативными последствиями научно- технического прогресса, нарушением естественного экологического баланса.
В этой тревожной, а подчас и угрожающей экологической ситуации первостепенной образовательно- воспитательной целью должно быть формирование у учащихся поколений высокого уровня экологической культуры.
Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личности. В связи с этим необходимо систематически и постоянно формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества.
Экологические проблемы возникли не сегодня. Но в наши дни ситуация редко ухудшилась: каждую минуту на планете исчезает 23 га леса и три биологических вида.
Поэтому, обращая пристальное внимание на экологию, человек пытается прежде всего сохранить самого себя. Но, спасая себя, необходимо спасти природу.
Однако без изменения сознания человека все планы спасения останутся лишь благими пожеланиями. Одной из задач образования становится формирование экологического сознания. Это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать.
Поэтому одно из направлений школьного экологического образования - экологизация школьных дисциплин. Реализация этого направления позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого предмета в формировании "экологической" картины мира и на этой основе сформировать у учащихся системный подход к анализу экологических проблем разного уровня с использованием специфических для каждой науки методов познания окружающей действительности.
Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботе о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Каждый курс математики может вносить вклад в формирование экологического сознания. Это зависит только от учителя.
Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных программ способствует развитию экологически ценностных ориентаций. Поэтому я начинала свою работу с пересмотра учебных программ. При этом соблюдала ряд условий: вопросы экологии органически связывать с содержанием учебного материала, излагать их в информативном плане, занимая не более 5-6 минут, использовать для пробуждения интереса к изучаемому материалу (при создании проблемных ситуаций), привлекать при этом знания, приобретенные в курсах других предметов, широко использовать наглядность. Отношение к окружающей среде формируется в результате взаимодействия эмоциональной интеллектуальной, волевой сфер психики человека. Только в этом случае образуется система экологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует не только пересмотра содержания образования, но и форм, методов взаимодействия детей и взрослых, как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время, т. е. от использования учителем различных педагогических технологий.
В школьных учебниках математики почти нет задач с экологической тематикой. Современная обстановка требует введения таких задач. Поэтому целесообразно некоторые задачи наполнить экологическим содержанием, применяя специфические термины по экологии, которые знакомы учащимся. Большую роль в развитии логического мышления играет способность учеников самостоятельно составлять задачи. Я предлагаю учащимся самим составить задачи по данным и решить их. Составленные ребятами задачи необходимо анализировать на уроках. Подобные задачи дают возможность учащимися лучше представить себе практическое применение математики.
Экологический компонент в математике хорошо вписывается в каждый курс. В моем примере это:
решение задач с экологической тематикой, составление задач учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды.
построение и чтение графиков о динамике развития экосистем разных уровней.
измерительные практические работы.
Экологический компонент знакомит учащихся с такими понятиями как экологический ущерб, стоимость водопроводной воды, рост населения и др.
Их значимость обусловлена тем вниманием, которое уделяется в настоящее время проблеме экологического воспитания и образования учащихся. Использование задач с экологическим содержанием на уроках и во внеклассной работе по математике создаёт условия для: а) разъяснения сущности экологических терминов, часто употребляемых в задачах; б) формирования некоторых представлений об экономике страны; в) воспитания бережного отношения к национальному богатству страны; г) ознакомления с применением некоторых математических методов в экологии.
Ученик должен в себе воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности. Для этого организуется математические экскурсии в лес, на поляну, на родники. В этих экскурсиях мы с ребятами изучаем новый материал, решаем проблемные задачи по сохранению родной природы. Эти уроки- экскурсии воспитывает интерес к математике, и учат бережному отношению к родной природе.
Экологическое образование невозможно без развития навыков самостоятельного усвоения и критического анализа новых сведений, без умения строить научные гипотезы. Таким требованиям отвечает проектная технология. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую ребята выполняют в течение определенного времени как на уроках, так и во внеурочное время. Организуя работу над проектом, используем различные виды деятельности. Это организация и проведение мониторинга окружающей среды (познавательная), моделирование различных отношений к окружающей среде через игровые роли, формирование умения принимать решение в ситуации выбора (ценностно-ориентированная), развитие способности выражать свои чувства, эмоции, настроения в плакатах, рисунках и т. п. (эстетическая), общение (коммуникативная)
Экологизация математики будет способствовать получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблем.
Литература
Новиков Ю.В. Природа и человек.- М.:Просвещение,1991.-159с.
Сивоглазов В.И. Экология России.- М.: АО «МДС»,1995, 3-5 с.
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества.- М.: АО «Аспект Пресс», 1994.
|
|
|