Математическое развлечение в средней группе «Сказочное путешествие»
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о последовательности чисел натурального ряда.
2. Закреплять умение сравнивать и уравнивать множества.
3. Развивать сенсорные возможности детей через:
- умение быстро находить, показывать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник;
- умение зрительно различать основные цвета, а также размер геометрических форм; правильно употреблять эти слова в речи.
4. Продолжать развивать пространственные представления и умение ориентироваться по элементарному плану.
5. Развивать умение находить закономерности и их нарушение, составлять последовательности с ритмичным повторением элементов.
6. Развивать у детей умение обобщать ряд фигур по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого. Упражнять детей в доказательстве решения.
7. Развивать умение детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
8. Формирование классифицирующей деятельности.
9. Продолжать учить детей декодировать информацию, зашифрованную на карточках-кодах / цвет, величина, форма /.
10. Прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом.
11. Развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиваться.
12. Развивать творческие способности детей: умение интонацией голоса, жестами, мимикой, движениями отражать характерные особенности героев.
13. Побуждать детей к активному участию в развлечении.
14. Активизация словаря детей.
15. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, чуткость.
Материал:
- Дидактический материал: «Логические цепочки», «Сложи картинку», «Собери бабочку», «Волшебные квадраты», «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Счетные палочки Кюзенера», «Логические блоки Дьенеша», лабиринт, схемы.
- Использование ТСО: музыкальный центр для воспроизведения фрагментов произведений- П.И.Чайковский марш из оперы «Щелкунчик», Э.Григ «Утро», Ф.Шуберт «Аве-Мария», А.Лядов «Баба Яга» и Мелодии нового тысячелетия.
- Атрибуты: ширма, избушка Бабы Яги, домик зайца, три елки, мольберт, магнитная доска, столы, шесть цветов (красные 2, синие 2, желтые 2), грибок, бочонок меда, цветочек, ткань (зеленая, синяя), кочки с цифрами, костюмы (Машеньки, зайца, медведя, Бабы Яги, Иванушки; медведицы и медвежонка (детские)), кореагирующие дорожки.
Предварительная работа:
- знакомство и обучение играм: «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Счетные палочки Кюзенера», «Логические блоки Дьенеша», «Собери картинку»;
- работа с логическими цепочками и квадратами, лабиринтами;
- работа со схемами и кодами;
- знакомство с цифрами натурального ряда, разучивание стихов о цифрах;
- знакомство и разучивание игры «Зайчик»;
- работа над мимикой, жестами, движениями, интонацией;
- знакомство со сказкой об упрямом медвежонке В.Орлова;
- разучивание стихотворения «Медведь» Г.Лагздынь;
- обогащение словаря детей;
- работа с родителями над ролями героев – Машенька, Заяц, Медведь, Баба Яга.
Ход мероприятия:
Ведущий: Ребятки, я приглашаю вас сегодня в сказку! В некотором царстве, в некотором государстве…
Звучит фрагмент оперы «Щелкунчик» П.И.Чайковского; открывается дверь, ребята проходят в зал, вдруг слышится плач.
Ведущий: Что случилось? Кто же это плачет? Давайте, посмотрим откуда доносится плач! Может вон из того терема?
Дети подходят к терему.
Ведущий: Давайте постучим!
Дети стучат и выходит Машенька.
Машенька: Здравствуйте, ребятки! Меня зовут Машенька!
Дети: Здравствуй Машенька! Что случилось? Почему ты плачешь?
Машенька: Моего братца Иванушку унесли гуси-лебеди к Бабе-Яге. Что же мне делать? Матушка с батюшкой скоро вернутся, а Иванушки нет!
Ведущий: Ребятки поможем Машеньке, спасем ее братца Иванушку от Бабы-Яги! А далеко ли живет Баба-Яга?
Машенька:
За горами, за лесами,
За зелеными долами.
А дорога не проста-
Много опасностей она припасла!
А в помощь вам, я дам карту, по которой вы найдете дорогу к Бабе-Яге.
Машенька дает карту-лабиринт и прицепляет к мольберту.
Ведущий: Посмотрите, внимательно, от Машенькиного дома мы отправляемся до болота! А куда же потом?
Дети рассматривают лабиринт и по схеме определяют направление, отмечая путь маркером на карте.
Дети: От болота идем к цветку, от цветка к домику, от домика к елочке! А там и избушка Бабы-Яги!
Ведущий: Ну вот мы отметили наш путь. Карту мы возьмем с собой, чтобы не заблудиться. Не волнуйся, Машенька, мы вернем Иванушку!
Итак, куда мы отправляемся сначала?
Дети: К болоту.
Ведущий: А где же оно?
Звучит фрагмент произведения «Аве-Мария» Ф.Шуберт; дети подходят к болоту( имитация из ткани).
Ведущий: А болото-то не простое! Оно очень глубокое и если оступиться, то можно утонуть или завязнуть! Что же делать? Как перейти болото?
Дети: По кочкам пройти.
Ведущий: Правильно, чтобы пройти болото, надо наступать на кочки. Посмотрите внимательно, что же это на кочках написано?
Дети: Цифры!
Ведущий: И чтобы не увязнуть, надо пройти по цифрам по порядку. Какая же первая цифра? Где же она? Давайте подумаем, на что похожа цифра 1 (2,3,4,5)
Дети высказывают свои предположения.
Ведущий: А вот теперь пора отправляться! Будьте внимательными, смотрите не ошибитесь!
Дети проходят по кочкам с цифрами.
Ведущий: Ай, да умницы! Надо посмотреть, куда же нам дальше идти!
Дети: К цветку.
Ведущий: А где же у нас цветы?
Дети подходят к поляне с цветами (6 цветков- красные, синие, желтые). Звучит фрагмент произведения «Утро» Э.Григ.
Ведущий: Куда это мы попали? А какие же цветы на поляне? Но чего-то на лугу не хватает. Послушайте загадку и узнаете.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он спорхнул и улетел.
Дети: Бабочка.
Ведущий: Правильно, бабочек не хватает. Давайте это исправим. Сделаем бабочек сами.
Дети выбирают схемы-заготовки и подбирают соответствующие геометрические фигуры к крылышкам, опираясь, на коды, указывающие размер, форму, цвет.
Ведущий: Ребятки, какие фигуры вы использовали?
Дети: Треугольники (квадраты, круги) красные (желтые, синие) большие, треугольники (квадраты, круги) красные (желтые, синие) маленькие.
Ведущий: Давайте посадим наших бабочек на цветок такого же цвета.
Дети раскладывают бабочек на цветы.
Ведущий: Как узнать по сколько бабочек получилось на каждом цветке?
Дети: посчитать.
Дети считают.
Ведущий: Что надо сделать, чтобы на каждом цветке было по две бабочки?
Дети высказывают предположения и перекладывают бабочек.
Ведущий: Вот теперь на каждом цветке по 2 бабочки! А как по другому можно сказать?
Дети: Поровну, одинаковое количество, столько же сколько и…
Ведущий: Ну вот на поляне есть и бабочки! И стало веселее!
Но нам пора отправляться в путь. Куда же нам дальше?
Смотрим карту.
Дети: К домику.
Подходим к домику. Звучит спокойная мелодия из серии «Мелодии нового тысячелетия». Стучим.
Ведущий: Кто – кто в домике живет?
Заяц: Ишь, какие хитрые, не скажу!
Картинку сложите, и меня назовите!
Дети собирают зайца из игры «Собери картинку».
Ведущий: Кто же в домике живет?
Выходит заяц.
Заяц: Привет, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Ведущий: Заинька зайка, длинные уши,
А мы про тебя игру знаем!
Заяц: Правда? Ой, как я рад, давайте поиграем!
Игра-имитация «Снежный зайка».
Дети:
Мы слепили снежный ком,
Уши сделали на нем.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайчик белый, как живой,
И с хвостом и с головой.
За усы не тяни,
Из соломы они!
Длинные, блестящие,
Будто, настоящие.
Заяц: Спасибо вам ребятки, я так весело давно уже не играл. А куда вы идете?
Дети рассказывают зайцу куда направляются.
Заяц: Да вам через речку надо перейти, но только мост еще не построен.
Дети подходят к речке (имитация из ткани).
Ведущий: Ничего страшного, мы с ребятками поможем построить.
А дощечки не простые,
А дощечки то цветные,
Да с цепочками на них,
И продолжить надо их!
Интересно, для чего дощечки цветные? Ребята, как вы думаете?
Предположения детей. Останавливаемся на том, что будем чередовать по цвету.
Ведущий показывает, а дети отвечают. Игра «Логические цепочки».
Строим мостик, выкладывая цветные полоски чередуя.
Ведущий: Вот мост и построен! Спасибо тебе зайчик, но нам пора идти дальше. До свидания!
Заяц: Удачи вам! До свидания!
Переходим речку по мостику.
Ведущий: Ребятки, надо посмотреть на карту, куда же нам дальше?
Дети: К елкам.
Подходим к елкам. Выходит медведь.
Медведь:
Я мишка бурый-бурый,
По лесу я иду.
Кричит сорока: «Глупый!»-
Задачку не решу.
Это кто сюда пришел, уходи отсюда вон!
Ведущий: Здравствуй, Мишенька! Нам через лес пройти надо!
Медведь: Ого, чего выдумали! Не пущу!
Ведущий: Ребятки, не хочет нас мишка пускать.
Может, попробуем его ласково назвать, он и пропустит.
Дети: Мишенька, Мишутка и т.д.
Медведь: Нет, все равно не пропущу!
Ведущий: Что же делать! Давайте присядем на пенечки, и подумаем как дальше быть.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Ребятки, а, может, мы ему стихотворение про медведя расскажем.
Дети:
Про медведя есть молва:
-У медведя голова!
У него крупа – в горшках!
У него мука – в мешках!
Есть пшеница, рожь, овес!
На телеге все привез!
А еще в кульках компот!
А еще в бочонках мед!
На печи медведь лежит,
Никуда он не спешит! Г.Лагздынь.
Медведь: Знаете, ребята, а я вас все равно не пущу!
Ведущий: Мне кажется Миша, ты просто сегодня упрямишься! Мы знаем сказку, в которой один капризулька, как и ты, был всем недоволен. Написал эту сказку Владимир Орлов. Посмотри, пожалуйста!
Дети драматизируют сказку.
Выходит ребенок ,исполняющий роль Медвежонка, и девочка, играющая роль Медведицы.
Рассказчик:
Вечер по лесу плывет,
Звездочками светится.
Сыну песенку поет
Бурая медведица.
Медведица поет колыбельную.
Медведица:
На траву упала шишка.
Баю, бай, усни, сынишка!
Мишка вскакивает на ноги, топает ногой.
Мишка: Не нужна мне шишка!
Рассказчик: Зарычал сынишка!
Вышла мама за порог
Поискать ему цветок.
Медведица:
Вот тебе цветочек,
Баю бай, сыночек!
Мишка вскакивает на ноги, топает ногой.
Мишка: Не хочу цветочек!
Рассказчик: Заревел сыночек!
Вышла мама за порог
Поискать ему грибок!
Медведица:
Вот тебе грибочек,
Баю-бай, сыночек!
Мишка вскакивает.
Мишка: Не хочу грибочек!
Рассказчик: Завизжал сыночек!
Вышла мама за порог,
За зеленый бугорок,
Притащила меду
Целую колоду.
Рассказчик:
Мама песенку поет,
Мишка угощается.
Мишка:
До чего липучий мед!
Аж глаза слипаются!
Мишка засыпает.
Медведь: Неужели я был таким упрямым, простите меня, пожалуйста!
Но я расстроился потому что задачки решить не могу, которые мне сорока дала.
Ведущий: Мишенька, не расстраивайся, ребятки тебе помогут!
Медведь раздает детям игру «Волшебные квадраты». Выполненные работы вывешивают на магнитную доску.
Медведь: Ребята, а как вы догадались какие фигуры пропущены?
1-2 ребенка рассказывают свое решение.
Медведь: Ой, спасибо вам, ребятки-котятки, теперь сорока точно глупым не назовет. А куда же вы идете?
Рассказы детей.
Медведь: Да вам надо вот по этой дорожке идти и никуда не сворачивать, вы и дойдете к избушке Бабы Яги.
Дети благодарят Медведя за помощь и прощаются с ним.
Идут по кореагирующим дорожкам к избушке Бабы Яги.
Звучит фрагмент произведения «Баба Яга» А.Лядов.
Сидит Баба Яга за столом и кряхтит.
Баба Яга: Ох, что же делать! Ну что же это такое! Беда ой беда!
Ведущий: Здравствуй, бабушка!
Баба Яга: Чего вам? А вы откуда взялись? Не мешайте мне!
Дети: Отпустите Иванушку, пожалуйста!
Баба Яга: Не пущу!
Да что же это такое, все не то! Не получается!
Ведущий: Бабушка, а что ты делаешь?
Баба Яга: Да вот хочу построить новый дом, а какой придумать не могу! Моя то избушка, совсем дряхлая стала! Что же мне делать? Придумала!
Если поможете мне дом придумать, так и быть отпущу вашего Иванушку!
Ведущий: Ну конечно поможем! Сейчас ребятки целый город построят из различных домов, а ты выбирай, который тебе по душе!
Дети по схемам выкладывают фигуры домов из игр: «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Счетные палочки Кюзенера», «Логические блоки Дьенеша».
Баба Яга: Да это просто чудо, а не город! Вы настоящие архитекторы!
Спасибо вам, большое! Забирайте Иванушку, а то Машенька заждалась уже наверно! До свидания!
Дети вместе с Иванушкой возвращаются к Машеньке, которая их встречает!
Машенька: Какие вы умницы, что Иванушку вернули! Сложно ли вам было?
Дети рассказывают, кого они повстречали, и как им помогали!
Машенька: А я пока вас ждала, самовар поставила, да ватрушек испекла! Милости прошу к столу!
Математический праздник в старшей группе "Мы дружим с цифрами от 1 до 5"
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Продолжать формировать представления детей о числах и цифрах
Усовершенствовать умение детей считать до 5, оперировать числами и цифрами, используя различные анализаторы.
Продолжать закреплять знания детей о цвете и форме предметов.
Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.
Продолжать формировать умение классифицировать предметы по их назначению.
Развивающие задачи:
Продолжать развивать речь детей, посредством использования художественного слова.
Продолжать развивать предпосылки учебной деятельности – память, мышление, восприятие, внимание, фантазию.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать организованность, усидчивость, взаимовыручку.
Предварительная работа: математические игры с числами и цифрами, разучивание стихов, загадок, скороговорок; д/и по ознакомлению с окружающим на классификацию предметов; игры на ориентирование в пространстве.
Материал: чудесный мешочек с набором предметов, цифры, эмблемы в форме геометрических фигур, д\и « Четвертый лишний», иллюстрации к сказкам, макет автобуса, мяч, медали для награждения детей.
Ход развлечения:
Здравствуйте, уважаемые гости!
Сегодня у нас большой и необычный праздник!
Вход цифр:
1. Начинаем представленье
Детворе на удивленье
Единица- это я.
Я умею делать стойку
По канату я хожу
За собою цифру двойку
На веревочке вожу
2.А вот это – цифра два
Полюбуйтесь, какова.
Выгибает двойка шею
Волочится хвост за нею
3.А вот это посмотри
Выступает цифра три.
Тройка третий из значков
Состоит из двух крючков.
4.За тремя идут четыре
Острый локоть оттопыря
5.А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Вос-ль: Правильно, дорогие цифры. Наш праздник посвящен самой точной и мудрой науке - Математике. И мы приветствуем его участников - это дети группы « Красная шапочка», из которой, надеемся, вырастет много великих математиков.
Вос-ль: Мы получили приглашение в гости к царице Математике.
Вос-ль: Очень хорошо, значит, полетим в гости на воздушном транспорте. Дети, назовите, что относится к воздушному транспорту?
(Ответы детей – самолёт, вертолёт, воздушный шар и т. д).
Вос-ль: А может, мы поплывем на водном транспорте. Какие виды водного транспорта вы знаете? (корабль, лодка, плот и т.д.)
Вос-ль: Нет, у нас для этого вида транспорта нет условий. Мы поедем на наземном транспорте. Какие виды наземного транспорта, дети, вы знаете.
(Ответы детей – автобус, поезд, велосипед, трамвай и т.д.)
Вос-ль: Молодцы, ребята, вы знакомы со всеми видами транспорта. Но мы совершим путешествие на автобусе. Занимайте быстрее места.
Ребята, посмотрите направо. Давайте представим, что можно увидеть за окном автобуса. (Ответы детей)
Вос-ль: А теперь посмотрите налево. Ой, какая чудесная полянка. Давайте отдохнём на ней и поиграем. А полянка называется «Считалочка».
Да здесь кто-то забыл «Чудесный мешочек», узнаем, что в нем?
Задание №1: Определить на ощупь что находится в мешке и из чего сделано.
( в мешке 5 предметов - кубик, шар - пластмассовые, ложка деревянная, игрушка меховая и резиновая)
Выполнение задания.
Дети, а, сколько всего предметов было в мешке? Покажите цифру, которая соответствует их количеству?
Задание №2: Ребята, ребята, а там кусты зашевелились! Кто-то пытается перебежать нам дорогу. Ой, кто же это и сколько их? (Ответы)
Давайте посчитаем зайчиков. Покажите, пожалуйста, цифру, которая соответствует количеству зайчиков.
А, кто же их так испугал? (Ответ- волк)
Сколько, волков, покажите цифру?(1)
Задание №3: Тише, тише дети. Я слышу, как какая-то птица стучит по дереву. Кто же это? (Ответ- дятел)
Правильно, молодцы! Давайте посчитаем, сколько раз дятел простучит по стволу, и покажите соответственно цифру?(3)
Задание №4: Дети волк обещает не ловить зайчат, если вы отгадаете загадку; «Двое глядят, да двое слушают». Да дети это глаза и уши волка, ему без них на охоту никак нельзя.
Вос-ль: Садитесь, ребята в автобус, и едем дальше. (Поют песню)
Вот и снова полянка, давайте на ней поиграем. Полянка называется «Математическая игралочка». Играем в игру «Наоборот».
Холодно - тепло
Высокий – низкий
Узкий – широкий
Большой – маленький
Белый – черный
Толстый – тонкий
Длинный – короткий
Молодцы дети!
Смотрите, кто-то игру забыл под ёлкой. Это, наверное, зайцы, которые от волка убегали. Мы в неё поиграем, а потом зайцам отдадим.
Игра «Четвёртый лишний» (Классификация по общему признаку.
Вос-ль: А сейчас мы отправляемся на «Полянку сказок». (Дети идут цепочкой) Ну вот мы и пришли, усаживайтесь удобно на полянке.
Дети, в какую сказку, мы попали, как она называется? (Колобок)
Сколько колобков испекла бабушка, покажите цифрой?
Сколько людей в сказке, покажите цифрой?
Сколько животных в сказке, покажите цифрой?
Молодцы, дети хорошо знает сказку, и умеете считать.
А как называется эта сказка? (Три поросенка)
Сколько здесь поросят и как их зовут?(3- Наф-наф, Ниф-ниф, Нуф-нуф)
Кто охотился за поросятами? ( Волк)
Хорошо, дети и эту сказку вы знаете.
Давайте поиграем на сказочной полянке.
1. Игра «Живые цифры»
2 Игра «Исправь ошибку»
3. Игра «Цифра потерялась»
Молодцы ребята.
Играет музыка. Входит Царица Математики.
Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам на праздник. Вы узнали меня?
Я царица Математики. Вы и сами не заметили, как попали в мое царство.
Вы считали, играли по пути в мое царство. А теперь я хочу с вами поиграть, позагадывать вам загадки.
Загадки о цифрах.
1. Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
2.У него два колеса и седло на раме
Две педали есть внизу, крутят их ногами. (Велосипед)
3. На плетень взлетел петух, повстречал еще там двух. Сколько стало петухов? У кого ответ готов?(3)
4. Шевелились у цветка, все четыре лепестка. Я сорвать его хотела, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
5. У стены стоят кадушки, в каждой ровно по лягушке. Если было
5 кадушек, сколько было в них лягушек. (5)
Ребята, какие вы молодцы все то вы знаете.
Вос-ль: Царица математики, мы с ребятами тоже приготовили для тебя стихи, загадки, считалки о цифрах.
Дети читают стихи. (Царица хвалит детей)
Дети, стихи вы читали, загадки загадывали, а теперь давайте поиграем в игру «Найди свой домик» (найти свой домик соответственно геометрической форме)
Царица: У меня приготовлены подарки для тех, кто хорошо считал, читал стихи, загадывал и отгадывал загадки, весело играл.
Вос-ль: Царица Математики, а у нас все дети молодцы.
Ц.Математики: Значит, подарки получат все дети. Вот ваши первые награды
Сладкие и вкусные медали.
Наш праздник заканчивается. Мне очень жаль с вами расставаться, но мы еще не раз встретимся. Досвидания ребята и взрослые.
|