|
Первые шаги в математике
Игра учит сравнивать две группы предметов
Необходимый инвентарь: куклы или другие игрушки, чашки.
◈ Как играем: посадите пять игрушек и поставьте перед ними четыре чашки. «Сейчас угостим их чаем. А почему одна игрушка заплакала? Как ей помочь?».
◈ Закрепляем: в дальнейшем можно доводить количество игрушек до 10.
◈ Усложняем: сравнивать количество предметов можно на глаз — реальные предметы в комнате, например, бокалы и чашки и т. п. Чего больше, меньше? Если ребенок затрудняется, протяните веревочки или положите палочки от одного предмета к другому (это знак равенства).
Малыши-карандаши
Игра знакомит ребенка с количественным составом числа из единиц
Необходимый инвентарь: цветные карандаши разного цвета.
◈ Как играем: положите карандаш на стол, обратите внимание на то, что он один — красный. Справа от него положите еще один, но другого цвета. Теперь их два: один красного цвета, другой зеленого. Значит, число два состоит из двух единиц. Положите еще один карандаш, например, желтого цвета. Проговорите, что число три состоит из трех единиц. Аналогично доведите счет до 5-10. Вспомните сказку про Козленка, который умел считать до 10. Как он спас животных. Подчеркните: «Как хорошо уметь считать!». А как думает ваш ребенок? А если всех, кого спас Козленок, изобразить в виде кружочков? Наклеить их и посчитать, то получится, что ваш ребенок спасает героев сказки. Похвалите его.
◈ Закрепляем: поиграйте в игру «Угадай-ка». Из скольких единиц состоит число 3, 4? Показывайте цифры, если ребенок знает их. Возьмите в следующий раз разные игрушки: машинку, ежа, собаку, зайца и т. д. Число четыре состоит из четырех единиц (один еж, одна машинка, одна собака, один заяц). Посчитайте слева направо и наоборот, подчеркните, что количество от этого не изменится. А если игрушки поставить в круг, как же запомнить, от какой начали считать?
◈ Меняйтесь ролями. Постоянно поощряйте ребенка.
Пиф-паф
Игра знакомит детей с цифрами
Необходимый инвентарь: два зайца, две морковки, цифры 1 и 2.
◈ Как играем: возьмите из коробки с игрушками двух зайчиков или другие игрушки и расскажите историю про их дружбу. Про то, как однажды им принесли посылки. В одной коробке лежала одна морковка, а в другой — две. Почему же их не поровну? Выясните, что на одной коробке нарисована цифра «1», поэтому в коробке одна морковка, на другой — цифра «2», поэтому в ней две морковки. Познакомьте детей с этими цифрами. Не забудьте уравнять подарки для зайчиков, чтобы не обидеть их.
◈ Закрепляем: так можно познакомить и с другими цифрами (до 10).
◈ Напишите эти цифры в тетради. А еще можно вылепить их из пластилина.
Школа Мудрой Совы
Игра учит соотносить количество предметов с их цифровым обозначением
Необходимый инвентарь: карточки с цифрами, предметные картинки или игрушки, Мудрая Сова (игрушечная или нарисованная).
◈ Как играем: скажите ребенку, что к вам в гости будет приходить Мудрая Сова. Сегодня она принесла картинки и к ним карточки с цифрами от 1 до 5. Покажите картинку, на которой нарисовано, например, четыре машинки. Пусть ребенок найдет карточку с цифрой «4». Аналогично обыграйте и остальные картинки. Справится ли ребенок сам, без помощи Совы? Похвалите его за старание.
◈ Закрепляем: играем наоборот — вы показываете карточку с цифрой «3», а ребенок должен подать картинку, на которой нарисовано три яблока, и т. п. Меняйтесь ролями: ребенок показывает карточки с цифрами, а вы ищете нужную картинку. А может, ему поможет Мудрая Сова?
◈ Играем на кухне в игру «Вкусные цифры». Берем три мандарина и находим карточку с цифрой «3» и т. п. Не забывайте приглашать Мудрую Сову — пусть полакомится.
◈ А если прикрепить цифру «1» на холодильник, а цифру «2» на шторы? А остальные? Подумайте. Разрешите ребенку это сделать. Если у него возник интерес к цифрам, он будет рад наклеить их на все, что найдет, а вы?
Считалочки
Игра знакомит с порядковым счетом Необходимый инвентарь: игрушки.
◈ Как играем: поставьте на столе в ряд игрушки. Скажите, что к вам опять пришла в гости Мудрая Сова. Она поиграет с вами в игру. Нужно правильно ответить, кто стоит на первом (втором и т. д.) месте. Считаем слева направо. «Кто стоит между зайцем и медведем?» — «Тут стоит белка. Она вторая» и т. д. Обратите внимание на то, что если игрушки считать справа налево, то те игрушки, которые были первыми, станут последними.
◈ Закрепляем: игрушки можно ставить друг за другом — паровозиком. Вы все дома? Поиграйте в паровозик. Кто будет первым: мама, папа? Решать ребенку. Обязательно обращайте внимание на то, откуда ведется счет.
◈ Выясните, кто стоит на втором месте — мама или бабушка, а кто на третьем? А если паровозом станет последний вагон? Изменится ли порядковый счет?
◈ Вы заняты на кухне? Поиграйте в эту игру на новый лад: поставьте на стол разную посуду — тарелку, Чашку, ложку и т. д. Спрашивайте, что стоит на первом, втором, третьем месте. Меняйте местами посуду. Теперь они и по счету другие.
➣ Внимание: количественный состав — это состав из единиц, он не меняется. А порядковый состав может меняться, если считать в другом направлении. Не перепутайте!
Паровозик из Ромашково
Игра знакомит с порядковым счетом
Необходимый инвентарь: стулья.
◈ Как играем: поставьте стулья друг за другом – это паровозик из Ромашкова. Пригласите детей или взрослых поиграть вместе с вами. Можно спеть песенку Паровозика из этого мультипликационного фильма:
Проехал мост мой веселый паровоз;
Он сейчас притормозит,
На посадку пригласит.
«Эй, друзья, сюда скорей!
Не толкайтесь у дверей
Не мяукайте, не лайте,
Быстро место занимайте».
◈ Куда едем? А хоть куда: в зоопарк, на дачу и т. д. Но обязательно обыграйте.
◈ Закрепляем: ехать могут и игрушки, машинист — ребенок.
◈ Усложняем: если ребенок умеет считать, наклейте на стульчики их порядковые номера. Умница
Игра учит решать простейшие задачи
Необходимый инвентарь: ваза с фруктами.
◈ Как играем: скажите ребенку: «У нас в вазе лежат два яблока, одно я отдам тебе. Сколько яблок останется? Почему их станет меньше?». Обязательно все покажите на наглядном примере. «А как сделать, чтобы их стало больше?» — Ребенок должен положить в вазу одно яблоко. Придумывайте аналогичные задачи про все, что у вас есть под рукой. Используйте любую ситуацию для этого: вы купили ребенку новые шорты, третьи по счету? Спросите, например: «Сколько шорт у тебя теперь стало?». Отметьте, что если мы отнимаем, то говорим «осталось», если прибавляем, говорим «стало».
◈ Закрепляем: на улице вы увидели сидящих детей, один ушел. Предложите придумать про них задачу и решить ее. Если ребенок знает цифры, то можно ее записать.
◈ Усложняем: ребенок должен сам придумать устную задачу, а вы решите ее и обязательно ошибитесь. Доставьте ребенку удовольствие вас поправить.
Задачи Мудрой Совы
Игра учит решать простейшие задачи на сложение, вычитание: прибавить, отнять 2; формирует наглядно — образное мышление
Необходимый инвентарь: тетрадь, карандаш, мелкие предметы.
◈ Как играем: сегодня Мудрая Сова будет учить решать задачи. Положите перед ребенком слева два красных кружочка и два синих, а справа два синих. Скажите, что это заколдованные лесные жители. Предложите придумать про них задачу. Пусть ребенок фантазирует: красными кружочками могут быть и белочки, и листочки. Если ребенок не справляется, то Мудрая Сова придет на помощь. Расскажите ей стихотворение:
Совушка-сова, большая голова,
На суку сидела, головой вертела...
◈ Закрепляем: играем наоборот. Ребенок раскладывает кружочки, квадратики, а вы решаете задачи. А если вы долго ждете электричку и у вас есть мел? Или вы стираете в ванной, а ребенок помогает мыть игрушки? Придумайте вместе с ребенком задачу про них. Так вы подготовите своего математика к школе.
Сказочная математика
Игра закрепляет умение считать (количественный, порядковый счет)
Необходимый инвентарь: книжки сказок с картинками.
◈ Как играем: вспомните сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Предложите посчитать, сколько героев сказки тянули репку, встретили Колобка, жили в теремке. А если персонажей «Теремка» сравнить по росту, по величине? Кто самый большой, маленький? Кто меньше медведя, но больше зайки? И т. д. А если их «превратить» в кружочки, наклеить в тетрадь и подписать под ними цифры? Например: мышка — серый кружочек, лягушка — зеленый, зайка — белый, волчок — большой серый кружок.
◈ Закрепляем: вспомните сказки В. Сутеева «Разные колеса» и «Под грибом». Как могли звери спрятаться под грибом, что с ним произошло? Почему не катилась телега в сказке «Разные колеса»? (Колеса были разного размера.) А если все сказки зарисовать? Получится целая Страна сказочной математики.
Полезные стихи
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка,
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько на негу ребят?
* * *
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу — ох!**
(Сколько овощей принесла хозяйка?)
* * *
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку*
(Сколько предметов дама сдавала в багаж?)
* * *
По утрам у Айболита,
До обеденной поры,
Лечат зубы:
Зебры, зубры,
Тигры, выдры и бобры.
(Сколько разных зверей вылечил Айболит?)
Математические игры-конкурсы ля детей 4-5 лет Посади огород
Дидактическая задача. Учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии с расположением заместителей.
Материал.
1. Набор игрушечных овощей (по 2 предмета каждого вида на ребёнка) .
2. Листы картона (12*12 см, разделённые на 4 части (по одному листу на ребёнка) .
3. Карточки с заданиями: 5 карточек (12*12, разделённых на 4 части. На карточках нарисованы кружки разных цветов, по одному в каждой части. Карточки выглядят следующим образом: на первой карточке расположены в двух верхних частях 2 зелёных кружка, а в двух нижних - 2 жёлтых, а с низу 2 зелёных. На третьей - сверху жёлтый и зелёный, снизу жёлтый и зелёный. На четвёртой - сверху зелёный и жёлтый кружок, а снизу жёлтый и зелёный. На пятой -и сверху зелёный и жёлтый кружок и снизу зелёный и жёлтый.
Руководство.
Воспитатель показывает детям матрёшку и говорит, что это матрёшка-огородница, которая любит загадывать загадки про огород. Дети получают листы, разделённые на 4 части, - это огород, где они будут сажать на грядки свои овощи: по 2 репки и по 2 огурчика. Взрослый говорит, что сажать овощи нужно так. как скажет матрёшка. Он показывает первую карточку с цветными кружками (вверху 2 зелёных кружка, внизу - 2 жёлтых). После того как дети выполнят задание им последовательно предъявляются остальные четыре карточки.
Сначала детям дают 3 задания, при повторном проведении игры задания увеличиваются до 5.
Через ручеёк
(в игре участвует вся группа детей)
Дидактическая задача. Учить детей по разному обозначать предметы в игровой ситуации.
Материал. Мел, скамейка, верёвка.
Руководство.
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает поиграть в игру "Через ручеёк". Он берёт две длинные верёвки и кладёт их на пол параллельно на расстоянии друг от друга 40 см. "Это ручеёк, - говорит воспитатель. - Вы сейчас будете прыгать через ручеёк. Не замочит ноги. Кто оступиться, попадёт в воду, тот больше играть не сможет, а сядет на травку (ковёр) и будет сушить ножки на солнышке". Дети группами подходят к ручейку и перепрыгивают через него.
Когда все дети перепрыгнут, воспитатель продолжает: "Очень редко ручеек бывает такой прямой и ровный. На самом деле он изгибается в одном месте становится шире (раздвигаются верёвки, в другом - уже (верёвки сдвигаются). Вот какие берега стали у нашего ручейка. Там где узко перепрыгнуть легко, а где широко - трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий и на дне появились камушки (воспитатель рисует мелом кружки на полу и показывает, как по ним перебраться). Дети перебираются по камушкам, а кто замочил ноги, садятся сушить на солнышке. "А теперь нам надо перебраться в этом месте, предлагает воспитатель (указывает на другое широкое место в ручье). Ручей здесь глубокий, придётся построить мост. Поперёк ручья ставиться скамейка. Все дети по скамейке переходят ручей.
Заканчивая игру воспитатель говорит:"Мы очень хорошо сегодня поиграли. Что у нас было ручейком? Что было камушками? Что было мостиком? Как вы сушили ножки на солнышке? (Допускаются хоровые ответы) .
А сейчас подойдите к ручейку и потрогайте водичку, холодна ли она, а кто хочет — пополощите руки, попейте из горсточки вкусной, холодной водички. Воспитатель тоже присоединяется к детям, но желательно, чтобы в начале дети сами воспроизводили движения.
Кукла Маша купила мебель
(в игре участвуют 4-5 детей)
Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.
Материал.
1. Макет кукольной комнаты. Это большая коробка без крышки (50*50 см, с нарисованными по бокам окнами и дверями.
2. Кукольная мебель. Должно быть 3-4 предмета разной формы (круглой квадратной, прямоугольной) .
3. Вырезанные из картона геометрические фигуры соответствующие по форме и величине предметам кукольной мебели.
4. Лист бумаги, изображающий кукольную комнату. На нём в соответствующих местах отмечены окна и двери.
Руководство. Кукольная комната располагается на столе перед детьми так чтобы хорошо было видно всё, что находится внутри комнаты. Воспитатель сообщает о том, что кукла Маша купила новую мебель и расставила её по комнате. Посередине она поставила стол, рядом с ним - стул, у стены под окном - диван (при первоначальном проведении игры должно быть не более трёх предметов). Рассказ сопровождается размещением предметов в нужных местах комнаты.
Затем педагог рассказывает о том, что медвежонок Миша пришёл к Маше в гости и увидел, как Маша удобно расставила мебель в комнате, и ему тоже захотелось поставить мебель у себя дома так же. Воспитатель показывает детям Мишину комнату - лист бумаги - и разъясняет, где расположена дверь, а где окна.
Потом говорит, что у Миши вместо мебели будут похожие на них фигуры (каждый ребёнок получает одну из картонных фигур, изображающих мебель). Воспитатель просит подумать, какая фигура будет вместо стола, какая - вместо стула и т.д. Взрослый помогает детям подобрать фигуры в соответствии с предметами мебели (названия фигур при этом не называются) .
Затем дети по очереди размещают свои фигуры в соответствующих местах листа бумаги.
Когда это бывает
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.
Игровые правила. Рассказывает о своей картинке и отгадывает её тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока её не отгадают.
Ход игры. Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры. воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года.
Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.
Воздушные шары
Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый) путём подбора по образцу.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15*0, 5 см) шести цветов, Шесть кругов таких же цветов (диаметром 10 см). Это ниточки и шарики.
Руководство. Дети у нас есть воздушные шары и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещаются на равном состоянии вертикально 6 полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета. После этого двое или трое детей привязывают остальные шарики и называют цвета шариков.
Затем быстро раскладывается раздаточный материал и ребята самостоятельно проделывают ту же работу.
Спрячь мышку
Дидактическая задача. Закреплять у детей представление о шести цветах.
Материал. Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20*15, посередине белый квадрат (8*8) на котором нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же цветов — дверцы (10*10, большая мягкая игрушка — кошка. Раздаточный материал: такой же материал меньшего размера — цветные листы (10*8 см, белые квадраты 585 см, цветные квадраты 6*6 см.
Руководство: Воспитатель «Мы будем играть в игру «Спрячь мышку. У меня мышкины домики (выставляются три домика, рядом выкладываются квадраты 6 цветов). Видите, мышки выглядывают в окно. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку, Вызываются по очереди трое детей. Если кто допустил ошибку, вызывается ребёнок для исправления ошибки. Далее воспитатель достаёт кошку и ищет домик где допущена ошибка.
Детям раздаётся по одному листочку - «мышкиному домику» и по шесть квадратов разных цветов. «А теперь вы спрячьте своих кошек пока мышка спит». Когда все дети выполнят работу кошка снова идёт на охоту. При этом надо дать возможность детям допустившим, ошибки, исправить их. Если ошибка не исправлена кошка забирает мышку. В конце игры подвести итог.
Подбери по цвету
Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Материал. У каждого ребёнка карточка (30 * 20 см, разделённая на 6 клеток. (10*10см) разных цветов, мелкие картонные силуэты игрушек по одному каждого цвета.
Руководство. Воспитатель Мы будем играть в игру «Подбери по цвету» У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синюю машину) А что это? (Показывает красную машину) А чем они они отличаются? (так же выясняются цвета остальных игрушек)
А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она в ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета она будет видна.
Вариант 2
Материал. Кукла. Раздаточный: те же карточки-коврики, по две игрушки силуэта каждого цвета, в том числе одинаковые игрушки одного цвета.
Руководство. Сегодня у вас такие же коврики, только больше игрушек, которые надо спрятать. На каждой клеточке прячется по 2 игрушки. Когда вы закончите мы с куклой Таней посмотрим, как вы подобрали игрушки.
Вариант 3
Материал. Кукла. Раздаточный: коврики карточки, 2 или 3 геометрические фигуры каждого цвета разной формы, величины.
Руководство. Сегодня мы опять будем играть в игру «Подбери по цвету», только вместо игрушек я вам раздала фигурки разной формы. Разложите их по клеточкам коврика так, чтобы их не было видно. У вас есть фигурки одинакового цвета, значит, их надо положить вместе. Теперь начинайте, а мы с куклой Таней будем смотреть, что у вас получится.
Подбери по форме
Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Материал.
Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм.
Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) .
Руководство. Детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.
Сбор фруктов
Дидактическая задача. Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.
Материал. Яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие;три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см.
Руководство. Воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.
Разноцветные ленточки
Дидактическая задача. Научить детей различать цветовые тона путём сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Научить точно и старательно выполнять поручения группы.
Игровой материал. Цветные ленточки или полоски цветной бумаги, 4 ленточки или полоски бумаги основных цветовых тонов.
Описание игры. В игре принимает вся группа. Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом. Напротив них стоят три столбика, на каждом из которых набор ленточек разного цвета.
«Хотите играть с ленточками? Тот, кому я дам ленточку, подойдёт к столу и будет прикладывать её к ленточкам, лежащим на столе. Сейчас я покажу вам, как надо искать. Какого цвета ленточку мне поискать? Хотите, я найду синюю (воспитатель берёт синюю ленточку из коробки, прикладывает сначала к розовой) Нет, не такая. (потом прикладывает к синей) Такая? (дети отвечают и хлопают в ладоши) А теперь все по очереди будут искать ленточки. В конце игры все дети, выполнившие поручения, берут свои ленточки и машут ими под аплодисменты остальных участников.
|
|
|