Главная страница


Доклад для заседания группы «Мудрый педагог»



НазваниеДоклад для заседания группы «Мудрый педагог»
страница3/5
Дата23.03.2016
Размер0.72 Mb.
ТипДоклад
1   2   3   4   5

Что делают матрёшки?

Дидактическая задача. Дети узнают новое качество предметов величину.

Игровой материал. Полный комплект матрёшек из 10-12 штук. Брусок или полоску для отделения одной группы матрёшек от другой.

Описание игры. Дети садятся на стульчики, перед ними стоит стол, на столе большая матрёшка.

«Посмотрите, какая красавица к нам пришла! Во что она одета? Какого цвета у неё сарафан (платочек? Что-то она тяжёлая Может быть там что-нибудь есть? Давайте посмотрим. Матрёшка, матрёшка откройся немножко. (новая матрёшка рассматривается как и первая) Матрёшки разного роста. Какая из них выше? Какого цвета платочек у той которая выше? Какого цвета сарафан у той которая ниже?

Матрёшка, матрёшка откройся немножко! (работа повторяется. Далее открываются все матрёшки. Обращается внимание детей на то, что все матрёшки разного роста. Матрёшки делятся на две группы: большие и маленькие) Все матрёшки как и дети ходят в детский сад. Большие матрёшки в старшую группу, а маленькие в младшую. (На столе выделяется место для двух групп. Воспитатель вызывает детей по очереди и даёт указание отвести понравившуюся матрёшку в группу в зависимости от роста). А теперь пусть наши матрёшки немножко поводят хоровод, а мы им споём песенку. (воспитатель даёт нескольким детям каждому по две матрёшки, стоящие рядом и предлагает показать, как ходят матрёшки друг за другом)

А теперь наши матрёшки пойдут гулять. Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. (воспитатель вызывает ребёнка и предлагает построить старших по росту друг за другом, потом вызывает другого ребёнка и предлагает каждой большой матрёшке поставить пару, маленькую. Остальные дети берут пару матрёшек и отводят на прогулку.)

А теперь поиграем в прятки. Надо спрятать матрёшек. Маленькую в большую. Пока все не спрячутся.

Разберём и соберём

Дидактическая задача. Дети учатся различать и сравнивать предметы по величине, по их протяжённости в пространстве.

Руководство. В игре участвуют 8 детей. Приглашаются дети за общий стол. Воспитатель проводит рукой по пирамидке сверху в низ, показывая, как постепенно раздвигаются руки по мере приближения к основанию. «Это потому, что колечки наверху маленькие, а книзу становятся всё больше и больше». Каждый ребёнок должен провести руками по пирамидке. Далее рассматривается строение пирамиды, из чего она состоит. При этом рассматривается размер каждого колечка. Педагог снимая, накладывает одно колечко на другое. Потом пирамидка собирается. Палочка пододвигается к ребёнку: «Серёжа, одень колечко на палочку, подвинь своему соседу, назови его по имени и предложи одеть следующее колечко». И так пока пирамидку не соберут. Так же разбирается пирамидка. Далее педагог просит от лица палочки одеть самое большое колечко, потом поменьше, ещё меньше и т.д.

Приходите на лужок

Дидактическая задача. Дети учатся сравнивать и различать предметы по величине.

Игровой материал. Одноцветные пирамидки (с толстыми кольцами) всех имеющихся цветовых тонов. Количество пирамидок по количеству участников игры. Картонный круг диаметром 15-20 см, окрашенный в яркий зелёный цвет.

Описание игры. Дети сидят за столом на котором стоят пирамидки. Каждый ребёнок выбирает себе понравившуюся пирамидку. На середину стола воспитатель кладёт картонный круг зелёного цвета. «Это лужок с зелёной травкой, сюда будут приходить колечки, чтобы поиграть». По примеру взрослого дети разбирают свои пирамидки и выстраивают на столе перед собой колечки ровными рядами. Воспитатель берёт своё маленькое колечко, кладёт его на середину «лужка» и говорит: «Приходите на лужок, становитесь в кружок! » Он предупреждает, что на лужок приглашаются только маленькие колечки. Затем проверяют колечки. Берут одно и накладывают его на другое. Те же действия выполняются с остальными колечками. Затем роль ведущего выполняет один из детей.

Раз, два, три ищи!

Дидактическая задача. Научить ребёнка строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Игровой материал. Одноцветные пирамидки (желательно жёлтые или зелёные) с количеством колец не менее 7. Нужны 2-3 пирамидки каждого цвета.

Описание игры. Дети сидят на стульчиках, на 2-3 столах лежат разобранные пирамидки с перемешанными колечками. Две пирамидки разных цветов воспитатель ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает троих детей и и каждому из них даёт по колечку разного цвета. Каждому поручается найти пару колечку точно такого же размера. Затем этим детям предлагается оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такого же размера. Искать колечки можно только после слов «Раз, два, три ищи! ». Игра повторяется несколько раз.


Математические игры-конкурсы для детей 5-7 лет
«Продолжай считать»

Называя какое-нибудь число, взрослый бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его, и продолжает считать до десяти, возвращая мяч взрослому. Можно предложить считать в обратном порядке.

«Скажи последующее (предыдущее) число»

Взрослый бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребенок говорит следующее (предыдущее) по порядку число.

«Дополни число»

До начала игры определить число, которое играющий должен составить из двух чисел ( например, 10). Взрослый бросает ребенку мяч и называет какое-либо число (например, 7). Поймав мяч, ребенок говорит число(3), которое в сумме с названным взрослым составляет десять: 9 и 1, 8 и 2, 6 и 4, 5 и 5 и т.д.

«Назови число»

Бросая мяч, взрослый называет число и просит увеличить (уменьшить) названное число на единицу. Ребенок, поймав мяч, называет число, затем сам называет любое число, просит уменьшить его и бросает мяч взрослому.

«Сосчитай и построй»

Материал: у взрослого на белой бумаге нарисованы рисунки: цветы, домики, геометрические фигуры и т.д.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на рисунок, посчитать, сколько требуется палочек, чтобы его «нарисовать». Затем рисунок убирают, а ребенок с помощью палочек воспроизводит его самостоятельно.

«Сделай поровну»

Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребенку предлагают сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.

«Сосчитай и назови»

Материал: мелкие игрушки, счетные палочки.

Ход игры: Взрослый берёт шесть любых мелких игрушек (это могут быть счетные палочки) и расставляет их в линию. Задача ребёнка – пересчитать игрушки, показывая на каждую, и называя число и на вопрос взрослого «Сколько всего игрушек?» назвать последнее названное им число.

Количество игрушек меняется. Взрослый следит за правильностью пересчёта.

Варианты:

1). Когда ребёнок легко будет пересчитывать игрушки, поставленные в ряд, взрослый расставляет игрушки произвольно (кучкой, по кругу, в две линии).

2). Когда ребёнок будет справляться с вариантом №1, число игрушек постепенно доходит до 10.

«Найди цифру»

Материал: карточки с цифрами от 1 до 10.

Ход игры: Предложить ребёнку карточки с цифрами (1,2,3,4,5,6,7,8,9 и 10), а затем давать задания по типу: - найди цифру 5; - найди цифру 3 и т. д. Ребёнок показывает нужную цифру.

Вариант: Ребёнку даются различные задания: разложи цифры по порядку (т. е. от 1 до 10); разложи цифры в обратном порядке (т. е. от 10 до 1); отсчитай столько игрушек, сколько обозначает цифра: сколько отсчитал игрушек? (7) почему отсчитал 7 игрушек? (потому что цифра 7).

«Убираем цифры по заданию»

Материал: карточки с цифрами от 1 до 10.

Ход игры: Предложить ребёнку разложить карточки с цифрами от 1 до 10 по порядку. Попросить несколько раз пересчитать цифры, показывая при произнесении числа на саму цифру. Затем предложить пересчитать цифры в прямом и обратном порядке, показывая на соответствующую цифру.

- А теперь ты будешь убирать цифры по заданию: убирай сначала цифру 4; - теперь убирай цифру 1 и т. д. пока не останется одна цифра. Спросить ребенка, какая у тебя цифра осталась? Если ребёнок справился с заданием, похвалить.

«В чудо-мешочке»

В чудо-мешочке находятся три белых и три синих шарика. Сколько нужно вынуть шариков из мешочка, чтобы заранее утверждать, что хотя бы один будет белым? Как правило, такая задача вызывает затруднения у дошкольников. После проведения следующих игр дети легко справляются.

Игра 1

Необходимо показать ребенку пустой мешочек и два шарика разного цвета (синий и белый). Затем положите шарики в мешочек. Задайте вопрос: «Сколько шариков в мешочке? Какого они цвета?» Последует ответ: «В мешочке два шарика: один – синий, другой – белый».

Предложите ребенку поочередно несколько раз, не заглядывая в мешочек, вынуть один шарик и назвать его цвет, а затем положить его обратно.

Игра 2

Теперь положите два синих и два белых шарика. Сначала повторите с ребенком игру № 1 (см. выше), вынимая по одному шарику. Затем предложите ему вынимать, не глядя, по два шарика за один раз.

Повторите этот эксперимент достаточное количество раз. Выяснится, что если вынимать из мешочка по два шарика, то они окажутся или оба белыми, или оба синими, или один из них будет белым, а другой – синим. Пусть ребенок убедится на практике, что другие варианты невозможны.

Далее проведите с участием ребенка опыты по выбору трех шариков вслепую. Практика покажет, что в данном случае возможны лишь два варианта: либо будут вынуты два синих шарика и один белый, либо два белых и один синий.

После проведенных опытов уместно поставить вопрос: «Сколько нужно вынуть шариков, чтобы хотя бы один оказался белым?» Выражение «хотя бы один» надо пояснить. Как правило, многие дети догадываются, что достаточно вынуть три шарика. Пусть ребенок сам объяснит, почему.

Игра 3

Затем положите в мешочек три синих и три белых шарика. Выясните все возможные случаи: все три вынутых шарика синие, два синих и один белый, два белых и один синий, все три белые.

Теперь задайте вопрос: «Сколько надо вынуть из мешочка шариков, чтобы хотя бы один из вынутых оказался белым?» Больше половины – 4.

«Найди предмет такой же формы»

Материал: нарисованные на бумаги геометрические фигуры.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку одну из фигур, например круг. Ребенок должен назвать предметы такой же формы.

«Угадай, что спрятали»

Материал: карточки с изображением разных геометрических фигур.

Ход игры: На столе перед ребенком карточки с изображением геометрических фигур. Ребенок внимательно их рассматривает. Затем ребенку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребенок открывает глаза и говорит, что спрятано.

«Чудо-мешочек»

Материал: мешочек, предметы разных геометрических форм (по 2 предмета каждого вида).

Ход игры: В присутствии ребенка взрослый показывает, а затем кладет в мешок предметы разных форм. Затем взрослый предлагает ребенку на ощупь достать из мешка названную геометрическую фигуру.

«Составление геометрических фигур»

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Ход игры: Составить квадрат и треугольник маленького размера

Составить маленький и большой квадраты

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

«Найди и назови»

Материал: Набор геометрических фигур.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

«Только одно свойство»

Материал: 2 набора геометрических фигур.

Ход игры: у играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться между собой.

«В среду мы не хлопаем»

Ход игры: Вы называете любые дни недели, ребенок хлопает в ладоши (1 раз). Но в среду в ладоши хлопать нельзя!

«Будь внимательным»
Ход игры: Вы называете разные слова, в том числе и дни недели. Если ребенок слышит название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.

«Выходные – будни»

Ход игры: Если вы называете будний день недели, то ребенок делает вид, что он что-то делает: играет в игрушки, пишет, рисует. Если выходной – хлопает в ладоши или делает вид, будто спит, или что-то другое на ваше усмотрение.

«Игра с мячом»

Ход игры: Встаньте напротив, кидайте друг другу мяч и по очереди называйте дни недели. Усложнить игру можно называя дни недели в обратном порядке.

«Игрушки и дни недели»

Материал: 7 игрушек, 7 кружочков разного цвета.

Ход игры: Рассадите перед ребенком 7 игрушек и предложите раздать каждой игрушке по кружочку семи разных цветов. Ребенок раздает и называет: "Зайчику – понедельник, лисичке – вторник и т.д.. Затем кружочки собираются, перемешиваются и раздаются снова точно таким же образом в порядке следования дней недели.

«Вопросы-ответы»

Материал: мяч.

Ход игры: Садитесь с ребенком на пол и катаете друг другу мяч. Вы спрашиваете, ребенок отвечает:

Сколько дней в неделе?

Назови два выходных дня.

Как называется второй, четвертый, третий, пятый день недели?

Какой день недели первый?

Какой день недели последний?

Какой день недели идет после среды? Перед вторником?

Какой день недели спрятался между средой и пятницей?

Сколько в неделе дней? Сколько выходных? Сколько будней?

«Вчера, сегодня, завтра»

Материал: мяч.

Ход игры: Взрослый и ребенок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит короткую фразу. Ребенок должен назвать соответствующее время и бросить мяч назад.

Например: Мы лепили (вчера). На прогулку идем (сегодня).

«Когда это бывает?»

Материал: мяч.

Ход игры: Взрослый спрашивает ребенка, знает ли он, когда собирают овощи, фрукты, много желтых листьев. Потом взрослый и ребенок договариваются какое время года они будут описывать. Перебрасывая мяч друг другу, они называют признаки данного времени года. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков времени года.

«Назови соседей»

Материал: мяч.

Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч, называя часть суток. Ребенок называет соседей этой части суток, возвращает мяч назад.

"Веселые игрушки "

Упражнение на закрепление знания левой и правой руки. Попросить ребенка поднять вверх правую руку, левую ногу, топнуть правой ногой, дотронуться левой рукой до правого уха и т.д.

"Что изменилось? "

Ход игры: Ребенок сидит на стуле в центре, с четырех сторон от него стоят стулья на них положить игрушки. Взрослый называет предмет, а ребенок где он находится.. Затем меняем игрушки местами и узнаем, что изменилось?

"Далеко и близко"

Ход игры: Попросите ре6енка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него, задавая наводящие вопросы: что перед ним, что сзади, справа, слева, внизу, вверху, что далеко, что близко.

"Найди игрушку"

Ход игры: Предложить ребенку выйти из комнаты. Спрятать в комнате игрушку и попросить ребенка найти ее, используя ваши подсказки: иди вперед, поверни налево, сделать шаг назад, посмотреть внизу, на полке, в шкафу, выше, ниже и т.д.

"Клад "

Ход игры: Вместе с ребенком составить план комнаты. Указать на плане знаком место, где спрятан клад. Помочь ребенку, в случае необходимости, в каком направлении следует идти. Также можно использовать различные виды лабиринтов, схем.

"Зазеркалье"

Ход игры: Взрослый садится напротив ребенка Говорит ему:" То, что я буду делать правой ( левой ) рукой, то и ты тоже должен делать правой ( левой ) рукой. Взрослый касается по очереди своего правого плеча, левого колена, правой рукой левого уха, левой рукой правой пятки и т.д.

Математическое развлечение во второй младшей группе « В гостях у бабушки Наташи»

Программное содержание: создать у детей эмоционально приподнятое, радостное настроение; закрепить понятие количества: один – много; закрепить понятие о геометрических фигурах: круг, квадрат; закрепить понятие о длине: короткий, длинный; воспитывать умение слушать, желание принимать участие в маленьких инсценировках, доброжелательное отношение друг другу.

Материалы: домик бабушки, сундучок, ведёрки, снежинки, картина со снеговиками, корзинка с угощением, звуковые файлы.

Ход развлечения:

Воспитатель: Все в сборе

Дети, взрослые,

Мы можем начинать.

Но прежде надо дружно

Нам "здравствуйте" сказать!

Дети здороваются.

Воспитатель: Начать пора нам представление,

Нас ждет большое приключение!

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке Наташе. И отправимся мы с вами на поезде. Ребята, а из чего же состоит поезд.

Дети: Из паровоза и вагончиков.

Воспитатель: Я буду паровоз, а вы - вагончики. Ребята занимайте места.

Тянуть с началом нам нельзя,

Отправляемся в путь скорее друзья!

Поезд отправляется.( звучит сигнал паровоза)

Ребята строятся друг за другом. Звучит песня: " ".

Воспитатель: Вагончики, Вагончики по рельсам тратят,

Везут в деревню Сказкино компанию ребят.

Ну вот, мы и приехали на станцию. Она живёт вот в том домике, чтобы до неё дойти, надо пройти по длинной дорожке. Ребята, а какая дорожка длинная: красная, или синяя. Посмотрите, в каком красивом домике живёт бабушка Наташа. А какие геометрические фигуры вам напоминает этот домик?

Дети: Квадрат и треугольник.

Воспитатель: Правильно, дети, а теперь постучите в дом.

Бабушка: Здравствуйте ребята! Ой, я не помню, куда положила ключ. Ребята помогите мне открыть замок.

Пальчиков игра "Замок"

На дверях висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Постучали.

Покрутил.

Потянули.

Ой, открыли!

Бабушка: Спасибо вам ребята.

Дети: Пожалуйста.

Бабушка: Что-то я ни как не могу понять, кто же ко мне пришел.

Игра « Мы козлики »

Мы козлики!

Какие Вы? – Рогатые.

Мы зайчики.

Какие Вы? – Ушастые.

Мы ёжики.

Какие Вы? – Колючие.

Мы белочки.

Какие Вы? – Прыгучие.

Мы девочки.

Какие Вы? – Красивые.

Мы мальчики.

Какие Вы? – Сильные.

Теперь вижу.

Еще раз здравствуйте детишки!

Девченки и мальчишки!

Вы пришли ко мне в гости? Ну, тогда давайте знакомиться. Меня зовут бабушка Наташа.

А тебя как зовут? И т.д. Ой, вас как много и вы все такие разные.

А хотите со мной поиграть? У меня в домике есть волшебный сундучок , в нём хранится интересная игра. Но прежде чем увидеть, что там внутри, надо отгадать загадки.

«С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые ... »

Дети: Снежинки.

Бабушка: Правильно! ( достаёт из корзины снежинки)

Сколько снежинок, ребята?

Дети: Много снежинок.

Бабушка: Правильно! А сейчас я положу снежинку на ковёр. Сколько снежинок я положила на ковёр?

Дети: Одну снежинку.

Бабушка: И здесь одна, посмотрите, и здесь. (Раскладывает все снежинки на пол). Ребята, нам надо собрать снежинки. Во что мы их будем собирать?

Дети: Собирать будем в ведёрки.

Бабушка: Правильно, в волшебном сундучке есть ведёрки! Сколько ведёрок?

Дети: Много.

Бабушка: Каждому из вас я дам по ведёрку. Сколько у тебя ведёрок Ира?

Ира: У меня одно ведёрко. И т.д.

Бабушка: ( раздаёт каждому по ведёрку) А теперь внимательно слушайте задание! Надо каждому из вас взять по одной снежинке и положить в своё ведёрко.

( Дети выполняют задание)

Сколько вы взяли снежинок? (одну)

А теперь поставьте все ведёрки к зеркалу. Сколько всего ведёрок стоит. ( много)

Сколько снежинок ? (много)

Молодцы, ребята, понравилось вам снежинки собирать?

В какое время года выпадает снег?

Дети: Зимой.

Бабушка: Ребята, а чем вы любите зимой заниматься?

Воспитатель: Давайте ребята покажем бабушке Наташе, чем мы любим заниматься.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались.

А потом в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать пошли.

Бабушка: ВЫ в снегу валялись? А покажите мне, как вы в снегу валялись.

Дети ложатся на пол и барахтаются, затем отдыхают.

Бабушка: Молодцы. А как же вы спать легли? (дети переворачиваются на живот, голова лежит на руках). Ой, ребята, а у меня в деревне много разных животных живёт, послушайте, кто же вас разбудит? (петух, кошка, собака, лошадь). Молодцы, хорошо справились с заданием.

Вот я вижу ребята, что вы любите зиму, а песенку о зиме вы знаете?

Воспитатель: А мы сейчас и споём песенку о зиме. ( Дети поют песню)

Бабушка: Ребята, я тоже люблю очень зиму. И для вас я слепила двух снеговиков. Вот они какие. Ребята, посмотрите внимательно снеговики, получились одинаковые или разные? (игра «Найди отличия», закрепление: круг, квадрат).

Ребята, а вы хотите со мной потанцевать? Тогда становитесь в круг и повторяйте все движения за мной.

Танец «Буги – Вуги»

Бабушка: Вот и подошла к концу наша встреча, очень жаль с вами расставаться, но я надеюсь, что мы скоро встретимся опять, приходите ко мне в гости.

(бабушка заходит в домик )

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с бабушкой Наташей? Ещё придёте к ней в гости? А что это за корзинку оставила вам бабушка, да это же угощение! Сейчас мы с вами придём в группу и будем пить чай с угощением.
1   2   3   4   5