Главная страница


«Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста»



Название«Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста»
страница3/4
Дата02.07.2016
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4

1.4. Контрольный этап исследования

После проведения занятий была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же методик, по которым дети обследовались на первом этапе (описание методик выше). Данные представлены в таблицах 10 и 11.

Уровень развития мышления детей контрольной группы

Таблица 10



Имя ребенка

Методики

Общий балл

Уровень развития

1

2

3

1.

Ростик Н.

2

1

7

10

Низкий

2.

София А.

3

2

9

14

Средний

3.

Лиза П.

3

3

14

20

Высокий

4.

Саша С.

2

2

9

13

Средний

5.

София Б.

3

2

11

16

Средний

6.

Саша М.

2

2

8

12

Средний

7.

Андрей И.

2

2

8

12

Средний

8.

Артур С.

2

2

9

13

Средний


Как мы можем увидеть из таблицы 10, уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы повысился:

высокий уровень - 1ребенок;

средний уровень - 6 детей;

низкий уровень - 1 ребенок.

Уровень развития мышления детей экспериментальной группы

Таблица 11



Имя ребенка

Методики

Общий балл

Уровень развития

1

2

3

1.

Ваня Д.

3

3

14

20

Высокий

2.

Давид Н.

2

2

7

11

Средний

3.

Славик Г.

2

2

9

13

Средний

4.

Катя К.

3

2

9

14

Средний

5.

Полина Г.

2

2

10

14

Средний

6.

Лиза К.

3

2

8

13

Средний

7.

Миша К.

2

2

9

13

Средний

8.

Семен С.

3

2

12

18

Высокий


Из таблицы 11 видно, что уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы значительно повысился:

высокий уровень - 2 детей;

средний уровень - 6 детей.

Выводы

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В дидактической игре обязательно наличие всех ее компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.

  1. Заключение

Все дидактические игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием.

Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры.

В любой игре содержатся два типа правил - правила действия и правила общения с партнерами.

Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.).

Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных полей, последовательность действий детей, их согласованность).

Эти два вида правил в простой, доступной для ребенка форме, без назидательности и навязывания воли взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению, воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

Но все это становится возможным только в том случае, если дидактическая игра, разработанная взрослым и предложенная ребенку, в готовом виде (т.е. с определенным содержанием и правилами) активно принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательством того, что игра принята, являются просьбы детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий и обучающий потенциал.

Однако не все дети включаются в игру даже при поддержке воспитателя. В каждой группе могут оказаться вялые, пассивные воспитанники, которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Коллективная, групповая работа с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослыми, его внимании, поощрении.

Анализ проведенного исследования подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сделать выводы, что использование дидактических игр в работе с дошкольниками дает более высокие результаты при соблюдении следующих условий:

1. Грамотное оснащение педагогического процесса;

2. Учет особенностей дидактических игр;

3. Интегрирование структуры, вида, форм дидактических игр;

4. Компетентность педагогов;

5. Связь дошкольного учреждения с семьей.

Также были разработаны рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей дошкольников (см. приложение).

Литература

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. - М., 1982.

2. Амонашвили Ш.А. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, И.А.Матусик. - М., 1983.

3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. -М.: Просвещение, 1992.

4. Богуславская З.М. Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.

5. Вершинина П., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 6. - С. 42-54.

6. Воронова В.Я. Дидактические игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1986.

7. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. - М.: Педагогика, 1991.

8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - М.: Наука, 1976.

9. Гербова В.В. Воспитание детей в старшей группе детского сада. - М., 1985.

10. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями //Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 60-69.

11. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М.: Педагогика, 1987.

12. Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-24.

13. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975.

14. 3ворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. - М.: Педагогика, 1988.

15. 3ябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.-С. 124-126.

16. Иванова Н. Детский сад и семья // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С. 16-19.

17. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - М.: Просвещение, 1970.

18. Крюкова Л.А. Дидактические игры в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4. - С. 43-57.

19. Менеджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М: Педагогика, 1982.

20. Миленко В. Нужно ли учить детей играть // Дошкольное воспитание. -

2005.-№4.-С. 119-123.

21. Новоселова С. Игры-занятия с предметами-орудиями для дошкольников //

Дошкольное воспитание. — 2004. - № 8. — С. 95-99.

22. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 60-66.

23. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.

24. Придумай слово. Дидактические игры и упражнения для дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1989.

25. Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 10. - С. 63-72.

26. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.

Приложение

Приложение 1

В магазине зеркал

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. С Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

Слушай команду

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш».

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды дают только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!».

Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

Найди два одинаковых предмета

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагается:

- рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

- картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

- рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

- «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».

- «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».

Найди отличия

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания, логического мышления.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

- серия картинок по две картинки на каждой карточке; надо найти пять отличий;

- карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Выкладывание узора из мозаики

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, логического и наглядного мышления, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

Смешанный лес

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание развитие мышления.

Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.

Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать».

Воспроизведение геометрических фигур

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13х10 см).

Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

Приложение 2

Игры с предметами

1. "Чудесный мешочек"

Дидактическая задача. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Игровые правила. Отгадывать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если предмет на узнан по описанию, неправильно назван.

Игровые действия. Ощупывание предмета; загадывание загадок о предмете.

Ход игры. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям.

Посадив ребят полукругом, чтобы все предметы были видны детям, он проводит краткую беседу. Затем просит нескольких детей повторить название предмета, ответить, для чего он нужен.

Воспитатель говорит:

- Сейчас мы поиграем. Кого я вызову, тот должен отгадать, что я положу в мешочек. Руслан, посмотри внимательно на все предметы, что лежат на столе. Запомнил? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила (кладет предмет в мешочек). Русик, опусти руку в мешочек. Что там лежит? Ты правильно назвал предмет. А теперь Руслан выберет того, кто подойдет ко мне и тоже узнает, какую игрушку я положила в мешочек.

Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут названы. В этой игре развиваются процессы запоминания (какие игрушки лежат на столе), вырабатывается выдержка. Все, кроем вызванного ребенка видят, какой предмет воспитатель положил в мешочек, каждому хочется подсказать, а этого делать нельзя.

В порядке усложнения этой игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребенок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку (предмет).

2. "Кто скорее соберет" (для детей 5 - 6 лет)

Дидактическая задача. Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка "яблоко", на другой -"огурец"). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

- А сейчас будем соревноваться - чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку "яблоко") надо собирать фрукты, а в эту (где нарисован огурец) - овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимает вот так корзину. Все мы потом проверили, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде.

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбирают две бригады: овощеводов и садоводов (по 2-3 человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). Указывают команду-победительницу. Затем выбирают другие команды, и игра продолжается. В конце можно устроить соревнование команд-победительниц, выявить самых быстрых, находчивых ребят, вручить им приз.

3. "Для чего нужен предмет?" (для детей 5 -6 лет)

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, активность и самостоятельность мышления; закреплять знание детей о назначении предметов обихода; инструментов, орудий труда; воспитывать бережное отношение к ним.

Игровые правила. Рассказы детей о том, как можно один и тот же предмет использовать в разных случаях, обстоятельствах. Выигрывает тот, кто больше вспомнит вариантов применения одного и того же предмета, и получает фишку.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование.

Ход игры. Воспитатель начинает игру с краткой вступительной беседы о предметах, как человек ими пользуется, как они помогают людям в жизни, труде, как надо бережно к ним относиться.

- Сейчас мы поиграли в такую игру, где вам надо будет найти в нашей комнате различные предметы и рассказать, зачем этот предмет нужен, как его можно использовать по-разному (предметы, инструменты, орудия труда-игрушки раскладываются в разных местах комнаты так, чтобы хорошо было видно).

Каждый из играющих, взяв предмет, садится на свое место. По вызову воспитателя ребенок называет предмет, рассказывает, как чем пользуются, припоминает, что еще можно с его помощью делать. Все дети слушают и дополняют ответ. Например, ребенок взял ведерко. Он может рассказать так: "Это ведро. Оно нужно для того, чтобы в нем носить воду, поливать огород, в ведре можно переносить и песок, а доярки в ведре носят молоко. Или: "Это шланг. Из него поливают цветы, огород, дорожки. Через шланг можно перепрыгнуть, как через веревочку". Или: "Это веревка. Она нужна, чтобы ею привязывать, связывать что-то, на ней можно повесить качели, белье. Через веревочку можно скакать, делать круг и делать всем вместе упражнения". Безусловно, не все эти возможности использования предметов дети сразу вспоминают. Но данная игра приучает их припоминать, извлекать из своего прошлого опыта необходимые знания, активно мыслить.
1   2   3   4