Главная страница


«Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста»



Название«Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста»
страница4/4
Дата02.07.2016
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4

4. Вершки и корешки (для детей 5-6 лет)

Дидактическая задача. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры.

Вариант № 1. После уборки урожая на своем огороде воспитатель собирает детей, показывает им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни - корешки, у других плоды -вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки, и корешки. Воспитатель объясняет правила игры:

- Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется - "Вершки и корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы разделимся на две группы: одна группа будет называть вершки, а другая -корешки (Дети делятся на две группы). Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе по вершку, а дети второй - по корешку. Так, все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал "Раз, два, три - свою пару найди!", быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По участку бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: "Вершки, найдите свои корешки!". Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое. Правильность выполнения задания могут проверить "волшебные ворота" (воспитатель и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. В старшей группе следует брать овощи с малозаметными различиями в ботве, например, петрушка и морковь, репа и редька.

Приложение 3

Настолько-печатные игры

1. Лото (для детей 5 – 6 лет)

Дидактическая задача. Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей об овощах и фруктах, цветах.

Игровое правило. Закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты: овощи — на карте, где нарисован огород, фрукты - на цветнике и клумбе.

Игровые действия. Находить маленькие карточки с изображением овощей, цветов и фруктов и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование - кто первый закроет все клеточки.

Ход игры. В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад, цветник, маленькие карточки с изображением овощей, фруктов, цветов. Дети рассматривают маленькие карточки, воспитатель выясняет, что у них в руках.

- А где растет вишня? - спрашивает воспитатель ребенка, который держит в руках картинку с вишней.

- На дереве.

- А дерево вишня где растет?

- В саду, - отвечают ребята.

- А огурец где растет?

- На грядке, на огороде.

- Где растут цветы?

- В лесу, на лугу, на клумбе.

- Вот, посмотрите, дети, на эти большие картинки. Что здесь вы видите?

- Огород.

- А на этой картинке?

- Клумба.

- Сейчас будете играть так, чтобы все, что растет в огороде, появилось в огороде, что в цветнике - попало в цветник, что в саду - в сад, и все встали бы на свои карточки (показывает клеточки на карте). Кто первый закроет все клеточки, тот и выигрывает.

Дети обмениваются карточками, и игра продолжается. Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви. Усвоив правила, дети используют их в самостоятельных играх.

2. Когда это бывает (для детей 5 – 6 лет)

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила. По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.

Игровое действие. Поиск нужной картинки.

Ход игры. На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка игровой комнаты, катание на санках, приход родителей и т.д. К каждой части суток должно быть несколько сюжетов картинок. Дети выбирают каждый любую картинку, внимательно рассматривают ее. На слово утро все дети поднимают картинку и каждый объясняет, посему он думает, I что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, чистят зубы, завтракают, занимаются и др. Затем воспитатель говорит слово день. Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят. "Вечер", - говорит воспитатель, и дети поднимают соответствующие карточки.

- Почему ты показал эту карточку? — спрашивает воспитатель вызванного ребенка.

- Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.

- Ночь, - говорит воспитатель, и дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.

Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка - утро, голубая - день, серая -вечер, черная - ночь. Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается так, чтобы слова назывались в обратной последовательности: воспитатель говорит, например, вечер, а потом утро, т.е. тем самым усиливает внимание к словесному сигналу.

3. Собери картинку (для детей 5-6 лет)

Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять знания детей о разных видах труда в колхозе; воспитывать интерес к хлеборобам, овощеводам, животноводам.

Игровое правило. За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.

Игровые действия. Поиск, складывание частей картинки.

Ход игры. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением разных видов сельскохозяйственного труда (например, сев, жатва хлеба, посадка рассады, сбор овощей, заготовка сена, уход за телятами). Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку.

- Но сейчас у нас еще одно правило: сложить надо быстро. Начнете складывать картинку и закончите по сигналу: удар кубиком по столу,

- уточняет правила игры воспитатель. Раздав картинки по числу играющих, воспитатель говорит: "Начали!" и ударяет кубиком по столу. Дети выбирают из стоящей на столе коробки нужные части своей картинки. Кто первым сложил картину, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Воспитатель обращает внимание на тех, кто не может еще быстро выполнять правила игры, подбадривает их, просит тех, кто быстро складывает картинку, помочь товарищу.

Для этой игры необходимо иметь два комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).

4. От зернышка до булочки (для детей 5 – 6 лет)

Дидактическая задача. Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают хлеб и производят хлеб; воспитывать уважение к труду хлебороба; активизировать словарь: сеялка, борона, валкоподборщик, элеватор, комбайн.

Игровые правила. Отбирать маленькие карточки и закрывать ими клеточки можно только после сигнала водящего.

Игровые действия. Разделение играющих на три бригады: "зернышко", "колосок" и "Булочка". Соревнование - кто быстрее отберет нужные карточки с изображением машин, помогающих хлеборобам в их работе, и закроет ими пустые клетки на своем поле.

Ход игры. До начала игры дети рассматривают хлеб на поле. С детьми проводится краткая беседа о том, какой путь проходит хлеб от зерна до булочки, как много людей работает для того, чтобы у всех был хлеб. Хлеборобам помогают машины: трактор, комбайн; механизмы: сеялка, снегозадержатель, валкоподборщик, борона.

- Сейчас мы поиграем так, чтобы вы вспомнили, как называются машины, когда, какие машины работают. Посмотрите на эти картины.

Воспитатель показывает три картины: поле ранней весной, летом и осенью. Дети объясняют, почему они считают, что на картине такие времена года.

- У нас будет три бригады: "зернышко", "колосок" и "булочка" (в каждой бригаде 2-3 человека). Картина, на которой изображено поле весной, выдается бригаде "зернышко", поле летом - бригаде "колосок", поле осенью - бригаде "булочка". На столе лежат картинки с изображением разных машин, которые помогают хлеборобам. Вам нужно отобрать те, которые нужны в это время года. Начинайте! - объясняет правила воспитатель. -Выигрывает та бригада, которая правильно отберет, назовет машины и закроет ими пустые клетки.

После обмена картинами можно ввести элемент соревнования — кто скорее отберет нужные картинки. Для того, чтобы усложнить задание, при перемешивании картинок можно подложить такие, на которых изображены машины в данном виде труда, например, каток, бульдозер, подъемный кран.

Выигравшая команда поучает фишку. В конце игры подсчитывает фишки и объявляют победителей.


Приложение 4

Словесные игры

1. Коза рогатая (для детей 3-4 лет)

Дидактическая задача. Учить слушать стихотворение до конца, реагировать на слово-сигнал воспитателя; воспитывать внимание детей, быстроту реакции.

Игровые правила. Убегать только после слова "забодает", возвращаться на прежнее место по сигналу воспитателя: "Бегите ко мне!".

Игровое действие. Имитация движений.

Ход игры. После того, как дети выполнят сказку "Волк и семеро козлят" и рассмотрит иллюстрации к ней (увидят рожки на голове козы), воспитатель предлагает им поиграть.

Дети стоят лицом к воспитателю. Педагог говорит им:

- Сейчас мы поиграем в козу рогатую. Я буду коза, а вы - козлятки. Когда я скажу слово "забодает", вы будете убегать от козы в другой угол комнаты.

Воспитатель медленно приближается к детям, приговаривая:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока не пьет -

Забодает, забодает, забодает.

При слове "забодает" дети убегают от козы, а коза их догоняет. В следующий раз на роль козы можно выбрать кого-либо из детей. Хорошо, если в группе есть шапочка-маска козы. Это вызовет большой интерес к игре, желание быть в ней водящим.

2. Гуси-гуси (для детей 4-5 лет)
Дидактическая задача. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровое правило. Убегать от волка только после слов: "Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!".

Игровые действия. Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.

Слова хозяйки гусей: Ответы гусей

Гуси! Гуси! га-га-га!

Есть хотите! да-да-да!

Ну, летите! Нам нельзя!

Почему? Серый волк, под горой

Не пускает нас домой.

Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

4. Летает — не летает (для детей 5-6 лет)

Дидактическая задача. Развивает у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило. Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Игровые действия. Похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.

Ход игры. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры:

- Я буду называть предметы и спрашивать: "Летает?", например: "Голубь летает? Самолет летает?" и т.д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.

Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят: "Поехали-поехали"; затем воспитатель начинает игру: "Галка летает?" - и поднимает руки. Дети отвечают: "Летает", - и тоже поднимают руки. Дом летает?", -спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.

У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

5. Отвечай быстро (для детей 6-7 лет)

Дидактическая задача. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

Игровые правила. Подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

- Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующем. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т.д.

"Зеленый", - говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Ане. "Лист", - отвечает Аня и, сказав "голубой", бросает мяч Радмиру. "Небо", - отвечает Радмир и говорит "желтый"; бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Например, начинающий говорит: "Деревянный", - и бросает мяч. "Стол", - отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: "Каменный". - "Дом", - отвечает следующий играющий и говорит: "Стальной". - "Ложка" и т.д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово "Круглый" и бросает мяч любому играющему. "Солнце", -отвечает тот и называет другую форму, например, "квадратный", бросая мяч следующему игроку. При повторении игру можно усложнить, предложив назвать не один, а два-три предмета.

Приложение 5

Рекомендации родителям

1. Правильно оборудовать дома уголок игрушек для выявления индивидуального интереса ребенка.

2. Знать какие игрушки подходят для каждого возраста и как с ними знакомить детей. Что дарить ребенку и как это делать.

3. Уметь правильно расставить и хранить игрушки.

4. Учить детей бережно относится к любому предмету.

5. Обсуждать с воспитателями ДОУ наиболее сложные для практики вопросы по воспитанию дошкольника в игре.

6. Оказывать более эффективную помощь воспитателям в создании комфортных условий для игр в группе.

7. Учиться у педагогов ДОУ планированию, наблюдению и анализу игры.

Приложение 6

Анкета для родителей

1. Имеется ли у ребенка место для игры?

2. Какие игры предпочитает ребенок?

3. Назовите наличие игрового материала, атрибуты для игр,

имеющиеся в семье.

4. Соответствуют ли игрушки, имеющиеся в семье,

возрастным особенностям ребенка?

5. Умеете ли педагогически правильно размещать игровой материал?

6. Используете ли атрибуты к игре на прогулке в соответствии с

сезоном?

7. Имеется ли в семье место для хранения игрового материала?

8. Играете ли вы с детьми?

9. Руководите ли детскими играми?

10. Имеется ли в семье игрушка, сделанная руками родителей?

11. Умеете ли делать игрушки из природного материала, ткани, драпа?

12. Назовите несколько разнообразных образцов дидактических

игрушек.

13. При покупке игрушки учитываете ли вы возраст и интерес

вашего ребенка?

14. Сколько времени проводит ребенок за игрой дома?

15. Умеют ли дети обращаться с игрушками?

16. Убирают ли их после игры на место?


Приложение 7

Рекомендации для воспитателей ДОУ

1. Создать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке, оборудовать педагогический процесс игрушками и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

2. Соблюдать время, отведенное для игры в режиме дня, способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.

3. Развивать содержание детских игр, расширять представление дошкольников об окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие события общественной жизни).

4. Систематически формировать у детей игровые умения, предусмотренные "Программой воспитания и обучения в детском саду". Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность. Развивать любознательность и познавательные способности у детей, активизировать их двигательную деятельность. Во всех видах игр создавать активное речевое общение детей, расширять словарный запас, развивать связную, выразительную речь. Поощрять проявления воображения, инициативы в выборе игры и развитии ее замысла, в подборе материалов. В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие, взаимопомощь, умение выполнять правила.

5. Обеспечить квалифицированное педагогическое управление игрой, учитывая специфический характер этой деятельности, уровень ее развития и возрастные особенности детей. В младшем дошкольном возрасте в качестве основных приемов руководства использовать совместные игры воспитателя со всей группой, с небольшими подгруппами и с отдельными детьми. Важно при этом, чтобы отношения в процессе игры между взрослым и ребенком были равными, создавалась особая, доверительная форма, игра не носила характер обучающего занятия. Обучение способами игровой деятельности должно носить ярко выраженный эмоциональный характер. В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать косвенные приемы педагогического воздействия: организацию предметно-игровой среды, постановку перед детьми проблемных игровых задач в форме вопросов, советов, обсуждение с ними плана игры. Учитывать интересы детей.

6. Совершенствовать планирование игровой деятельности, отражая в плане воспитательной работы приемы руководства, направленные на формирование игры как деятельности и использования ее как средства всестороннего воспитания детей.

7. Систематически целенаправленно оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей. Работу с ними строить дифференцированно, учитывая их образовательный уровень и условия жизни семьи.


1   2   3   4