|
Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми контрольной группы
Таблица 4 №
| Имя ребенка
| Баллы
| Уровень развития
| 1.
| Ростик Н.
| 1
| низкий
| 2.
| София А.
| 2
| средний
| 3.
| Лиза П.
| 3
| высокий
| 4.
| Саша С.
| 1
| низкий
| 5.
| София Б.
| 2
| средний
| 6.
| Саша М.
| 2
| средний
| 7.
| Андрей И.
| 2
| средний
| 8.
| Артур С.
| 2
| средний
|
Как видно, из таблицы 4, дети контрольной группы имеют следующие показатели:
высокий уровень получил только 1 ребенок;
средний уровень - 6 детей;
низкий уровень - 3 ребенка.
Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми экспериментальной группы
Таблица 5 №
| Имя ребенка
| Баллы
| Уровень развития
| 1.
| Ваня Д.
| 3
| высокий
| 2.
| Давид Н.
| 1
| низкий
| 3.
| Славик Г.
| 1
| низкий
| 4.
| Катя К.
| 2
| средний
| 5.
| Полина Г.
| 2
| средний
| 6.
| Лиза К.
| 1
| низкий
| 7.
| Миша К.
| 1
| низкий
| 8.
| Семен С.
| 2
| средний
|
По результатам, представленным в таблице 5, можно сделать выводы:
- высокий уровень получил 1 ребенок;
- средний уровень - 4 ребенка;
- низкий уровень - 5 детей.
Методика 3. Сочинение рассказа (сказки) (О.С.Ушакова).
Цель: определение уровня построения логического высказывания и связного изложения.
Методика проведения. Детям предлагается самостоятельно придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается.
Выполнение задания оценивается по следующим показателям:
1 - выраженность сказочного содержания;
2 - соответствие названия содержанию;
3 - логичность, законченность построения;
4 - грамматическая правильность речи;
5 - использование языковых выразительных средств.
Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается по 3 балла, общая сумма - 15 баллов.
Результаты обследования детей представлены в таблицы 6 и 7.
Определение уровня построения связного высказывания
(контрольная группа)
Таблица 6 №
| Ф.И. ребенка
| Показатели
| Баллы
| Уровень развития
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.
| Ростик Н.
| 1
| 1
| 3
| 2
| 2
| 9
| средний
| 2.
| София А.
| 2
| 2
| 1
| 1
| 1
| 7
| низкий
| 3.
| Лиза П.
| 3
| 3
| 2
| 3
| 2
| 13
| высокий
| 4.
| Саша С.
| 2
| 1
| 3
| 2
| 2
| 10
| высокий
| 5.
| София Б.
| 2
| 1
| 1
| 2
| 3
| 9
| средний
| 6.
| Саша М.
| 1
| 1
| 2
| 2
| 2
| 8
| низкий
| 7.
| Андрей И.
| 1
| 2
| 2
| 2
| 1
| 8
| низкий
| 8.
| Артур С.
| 2
| 2
| 1
| 2
| 1
| 8
| низкий
|
Результаты обследования детей контрольной группы, как видно из таблицы 6, следующие:
- высокий уровень - 2 ребенка;
- средний уровень - 2 детей;
- низкий уровень - 4 ребенка.
Определение уровня построения связного высказывания (экспериментальная группа)
Таблица 7 №
| Ф.И. ребенка
| Показатели
| Баллы
| Уровень развития
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.
| Ваня Д.
| 3
| 3
| 3
| 2
| 3
| 14
| высокий
| 2.
| Давид Н.
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 5
| низкий
| 3.
| Славик Г.
| 1
| 1
| 1
| 2
| 2
| 7
| низкий
| 4.
| Катя К.
| 2
| 1
| 1
| 2
| 2
| 8
| средний
| 5.
| Полина Г.
| 2
| 1
| 1
| 3
| 2
| 9
| средний
| 6.
| Лиза К.
| 1
| 1
| 1
| 1
| 2
| 6
| низкий
| 7.
| Миша К.
| 1
| 2
| 1
| 2
| 1
| 7
| низкий
| 8.
| Семен С.
| 2
| 2
| 2
| 1
| 1
| 9
| средний
|
Результаты диагностики детей экспериментальной группы, представленные в таблице 7, позволяют сделать вывод, что уровень построения связного высказывания следующий:
- высокий уровень показал 1 ребенок;
- средний уровень - 4 человека;
- низкий уровень - 5 детей.
После диагностики детей по всем трем методикам, можно сделать выводы о развитии словесно-логического мышления дошкольников.
Анализ результатов.
- высокий уровень - 18 - 21 балл;
- средний уровень - 11 - 17 баллов;
- низкий уровень - 7 - 10 баллов.
Результаты представлены в таблицах 8 и 9.
Уровень развития словесно-логического мышления
детей контрольной группы
Таблица 8 №
| Имя ребенка
| Методики
| Общий балл
| Уровень развития
| 1
| 2
| 3
| 1.
| Ростик Н.
| 1
| 1
| 7
| 9
| низкий
| 2.
| София А.
| 2
| 2
| 8
| 12
| средний
| 3.
| Лиза П.
| 3
| 3
| 14
| 20
| высокий
| 4.
| Саша С.
| 2
| 1
| 8
| 11
| средний
| 5.
| София Б.
| 2
| 2
| 10
| 14
| средний
| 6.
| Саша М.
| 1
| 2
| 8
| 11
| средний
| 7.
| Андрей И.
| 1
| 2
| 7
| 10
| низкий
| 8.
| Артур С.
| 2
| 2
| 9
| 13
| средний
| Из таблицы 8 видно:
2 ребенка показали высокий уровень развития словесно-логического мышления;
5 детей - средний уровень;
3 детей - низкий уровень.
Уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы
Таблица 9 №
| Имя ребенка
| Методики
| Общий балл
| Уровень развития
| 1
| 2
| 3
| 1.
| Ваня Д.
| 3
| 3
| 14
| 20
| высокий
| 2.
| Давид Н.
| 2
| 1
| 5
| 8
| низкий
| 3.
| Славик Г.
| 2
| 1
| 7
| 10
| низкий
| 4.
| Катя К.
| 2
| 2
| 8
| 12
| средний
| 5.
| Полина Г.
| 1
| 2
| 9
| 12
| средний
| 6.
| Лиза К.
| 1
| 1
| 6
| 8
| низкий
| 7.
| Миша К.
| 1
| 1
| 7
| 9
| низкий
| 8.
| Семен С.
| 1
| 2
| 9
| 12
| средний
|
Данные результаты в таблице 9, показывают:
1 ребенок имеет высокий уровень развития словесно-логического мышления;
4 детей - средний уровень;
5 детей - низкий уровень.
Как показывают результаты обследования детей, уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной и экспериментальной групп приблизительно одинаковый, но у экспериментальной группы ниже.
По итогам данного этапа была разработана программа обучения детей. Далее работа проводилась только с детьми экспериментальной группы.
Второй этап исследования
После проведения обследования детей, была проведена работа с экспериментальной группой.
Первый этап исследования проводился в течение четырех месяцев в свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы. В ходе занятий учитывались следующие моменты:
- возрастные особенности детей при отборе материала;
- активное участие детей в работе на занятиях;
- максимальное использование развивающего потенциала сказок в создании благоприятной речевой среды.
На втором этапе исследования были использованы игры, в которых были:
- знания о предметах, их назначении и качествах;
- знания о разных видах труда и его роли в жизни людей;
- знания о природных предметах и явлениях, временах года;
- пространственные ориентировки.
В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
Организуя индивидуальную дидактическую игру, создавались благоприятные условия индивидуального общения, выяснялись причины отставания, многократно упражняли детей, поднимая уровень их развития.
Правила игры для детей старших групп носят уже более обобщенный характер, но и они должны быть четко сформулированы, и ясно раскрывать заключенное в них содержание. Если в младшей группе правило непосредственно связано с показом действия, то для старших детей это необязательно, потому что дети способны запомнить правило и перспективно представить его роль в игре. Дети старшей группы способны к торможению непосредственного интереса, поэтому им можно одновременно сообщать ряд взаимно связанных правил. Если в младшей группе одно правило регулирует поведение и способ действия всех детей, то в старших группах в одной игре могут быть разные по содержанию правила для разных участников игры. Например, в играх типа загадок одни правила для детей, загадывающих загадки, и другие для детей, отгадывающих их. Но те и другие, вместе взятые, организуют поведение всех детей в игре.
По содержанию наиболее частыми являлись правила, обязывающие детей:
- действовать по очереди,
- отвечать, когда спрашивают,
- слушать товарища,
- не мешать другим в игре,
- выполнять правила,
- честно признаваться в ошибке и др.
В ходе игры воспитатель, выступая в роли участника игры, не перестает быть педагогом: он направляет игру репликами, вопросами, незаметно поддерживает инициативу детей, усилия более слабых и поощряет их успехи, создает условия для проявления самостоятельности. Своими действиями, выполнением правил он подает пример детям, дает оценку неправильным поступкам и предупреждает их. Однако не каждая игра требует оценки, так как она заключена в самом результате. Анализ же игры, ее хода может разрушить настроение детей, снять игровой интерес. Дети играют ради игры. Особенно нужно быть осторожным в оценке игры, если она имеет сюжетный характер и дети выступают в какой-то роли. В оценке игры воспитатель поддерживает радость от игры всем коллективом или группой детей.
Оценка хода и результата игры, т. е. анализ того, правильно ли дети играли, отчего зависел их результат, возможна с детьми старшей и подготовительной групп, когда дидактическая игра носит спортивный характер или похожа на такие игры, как «шашки», «гуськи». Воспитатель, заканчивая игру, должен поддержать интерес к дальнейшей игре: «А в следующий раз будем играть еще интереснее...». Каждая игра может иметь несколько постепенно усложняющихся вариантов, в зависимости от разрешаемых задач. Игры, которые использовались на втором этапе выведены в приложении №1.
На этом второй этап исследования был закончен.
|
|
|