Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 179 «Детский сад присмотра и оздоровления»
Методическая разработка
«Интеграция экспериментальной деятельности
детей старшего дошкольного возраста
в воспитательно-образовательный процесс»
Составила воспитатель
Вербицкая Татьяна Леонидовна
Кемерово 2012
Оглавление
Пояснительная записка
Принятые 23.11.2009 г. Министерством образования и науки Российской Федерации федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) установили определенные образовательные области, включаемые в обязательную часть программы дошкольного образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, а также цели и задачи, отражающие специфику каждой образовательной области. Среди образовательных областей есть как традиционные для дошкольного образования, так и новые.
Познавательная деятельность детей и раньше была важным направлением работы дошкольных учреждений. Согласно ФГТ теперь этот раздел «направлен на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей». Одна из общих проблем образования всего мира состоит в том, что оно не успевает за стремительным ростом современных технологий. Теперь уже стало очевидным, что для выживания в постоянно меняющейся среде одних только готовых знаний и алгоритмов человеку не достаточно, от каждого из нас все чаще и чаще требуется умение видеть проблемы и искать пути их решения. И это побуждает современное образования снова и снова пересматривать не только содержание, но и методы работы.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. [3, c. 5] Дети очень любят экспериментировать. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, чем послушно проглатывать порции готовых знаний. [7, с.1.] Педагоги и исследователи отмечают положительное воздействие экспериментов на многие сферы развития ребенка. В процессе экспериментирования обогащается память ребенка (знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными), активизируются его мыслительные процессы (так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции), развивается речь (в силу появления мотивов поделиться, рассказать об увиденном, а также сформулировать обнаруженные закономерности и выводы). Кроме того, экспериментирование стимулирует развитие творческих способностей, эмоциональной сферы ребенка, оказывает влияние на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. «Даже в ходе обыденных наблюдений несложно заметить, что от уровня выраженности исследовательских устремлений ребенка напрямую зависят его успехи и в познавательном, и в психосоциальном развитии», — отмечает приверженец исследовательского обучения А. И. Савенков [5, с.7-8].
В соответствии с ФГТ построение образовательного процесса предполагается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Как известно, у дошкольников мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду должен базироваться на методах наглядных и практических. И хотя экспериментирование сочетает в себе оба эти вида, плюс к этому имеет множество указанных выше положительных воздействий на развитие ребенка, на сегодняшний день оно еще не достаточно широко применяется в дошкольной практике.
Учитывая принцип интеграции образовательных областей, определяемый ФГТ, на мой взгляд, детские дошкольные учреждения могут гораздо чаще организовывать экспериментальную деятельность детей, расширив круг объектов исследования, равно как и образовательных областей, в которых возможна организация экспериментирования. Это суждение и послужило отправной точкой для составления приведенного в данной методической разработке конспекта, предназначенного для организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) с интеграцией нескольких образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Познание» и «Коммуникация».
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Поможем Мойдодыру»
Задачи1: Воспитывать эмоционально-положительное отношения к гигиене, чистоте («Здоровье»).
Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею («Безопасность»).
Развивать умения и навыки исследовательского поиска: принятие различных точек зрения (гипотез), связанных с решением проблемы, подбор способов проверки гипотез, оценка истинности гипотез в свете полученных результатов («Познание»).
Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений и т.п. с помощью правильно оформленных монологических высказываний («Коммуникация»).
Создать мотивацию для использования полученного на занятии опыта в дальнейшей деятельности детей (коммуникативной, трудовой и др.).
Предварительная работа: оформить с детьми выставку книг, иллюстраций и детских рисунков к литературным произведениям, в которых затрагивается тема чистоты;
разучить с отдельными детьми отрывки из этих произведений для выразительного чтения наизусть на занятии.
Материал к занятию: письмо Мойдодыра (см. Приложение 1 и 2);
кукла Грязнулька (девочка);
выставка книг, иллюстраций и детских рисунков на тему чистоты, в частности книги К. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» с иллюстрациями либо отдельные иллюстрации для пересказа;
для опыта: миска и кувшин для воды, мелкие опилки или сухая не очень крупная и способная задержаться на поверхности приправа (семена тмина, зелень укропа и т.п. – для выполнения роли грязи), кусок мыла, полотенца или салфетки для вытирания рук.
План занятия:Ход занятия1. Организационный моментВ группу входит взрослый с куклой Грязнулькой и конвертом с изображением Мойдодыра (см. Приложение) и говорит:— Здравствуйте ребята! К вам пришла маленькая гостья с очень интересным письмом. ( Отдает письмо воспитателю, сажает куклу рядом с подготовленной выставкой книг и иллюстраций.) Воспитатель (детям): Давайте сядем в кружок, да узнаем, что в письме. Берет конверт, открывает, достает письмо и читает:Дорогие ребята! В моем доме поселилась маленькая девочка, которая ни за что не хочет умываться и мыть руки. Никто не может заставить эту Грязнульку помыться. Я знаю, вы много книг читали про разных грязнуль – может, Вы мне поможете, попробуете убедить ее вымыться? Я сказал ей, что у вас есть много интересного, поэтому она согласилась прийти к вам в гости. Очень на вас надеюсь, Ваш Мойдодыр Воспитатель: Ребята, вы поняли, кто пришел к нам в гости?.. Выслушать ответы детей.Воспитатель (читает отрывок стихотворения Татьяны Ко):Это что за чудо-юдо? Нет, ребята это Люда, Наша доченька Людмила В руки взять боится мыло. [ 4] —Попробуем убедить ее вымыться?.. 2. Повторение и обсуждение знакомых литературных произведенийВоспитатель подходит к кукле и продолжает от ее лица: — Ой, какие красивые картинки! А кто на них изображен?.. Воспитатель: Это иллюстрации к историям про тех, кто не хотел дружить с чистотой и что из этого вышло. Грязнулька: Ой, наверное, что-то хорошее произошло, раз такие красивые картинки! Воспитатель: А ты послушай, что тебе расскажут ребята. Воспитатель по очереди приглашает детей. Дети читают наизусть отрывки из литературных произведений и показывают свои рисунки или иллюстрации из книг. 1-ый ребенок: Одеяло Убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. Я за свечку, Свечка - в печку! Я за книжку, Та бежать И вприпрыжку Под кровать! Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня Убежал, как от огня. Воспитатель: Ребята, вы помните эти строки?.. Их написал… (делать паузы, побуждая детей произнести имя автора) Корней Иванович Чуковский. Как называется это произведение?.. Правильно, Мойдодыр. Что случились с героем?.. (показать иллюстрации, поощрять пересказы детей либо цитирование строк наизусть) Чем закончилась эта история?..
А вот еще одна поучительная история, которую тоже написал К. И.Чуковский.
2-ой ребенок:
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму".
Воспитатель: Что случились с вещами?.. От кого они ушли?.. Вы помните название этого произведения?.. Какой конец истории про «Федорино горе»?.. З ачитать последние строки, делая паузы, позволяя детям самим досказать слова: А на белой табуреточке Да на вышитой… салфеточке Самовар стоит, Словно жар горит, И пыхтит, и на бабу поглядывает: "Я Федорушку… прощаю, Сладким чаем… угощаю. Кушай, кушай, Федора Егоровна!" Воспитатель: Ребята, а с вами таких грустных историй не приключалось?.. Наверное, это потому, что вы знаете, когда нужно мыть руки?.. Расскажите об этом Грязнульке! Выслушать ответы детей, при необходимости обобщить: Мы моем руки перед едой, после прогулки, когда испачкаются руки после рисования или лепки, после того, как погладили животных и т.д. Воспитатель: Как часто надо мыться, умываться? Ответы детей, подведение итога: Умываться надо каждое утро, а мыться – каждую неделю, а еще перед сном каждый вечер надо мыть ноги… Грязнулька (возражая-оправдываясь): Людочка боится мыться Люда маме говорит: «В ванне можно простудиться, Схватить насморк и бронхит. Лучше грязной походить, Чем с простудой маяться, Ну зачем мне руки мыть, Грязь сама отвалится». Воспитатель (не спеша, как бы побуждая детей присоединиться к декламированию):Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым Трубочистам - Стыд и срам! Стыд и срам! Рано утром на рассвете умываются… мышата, И котята, и утята, И жучки, и паучки. — Ребята, давайте покажем Грязнульке, как умеют мыться даже свинки! 3. Динамическая пауза — Игра «Банька» Ход игры: Дети встают парами, выбирая друг друга по желанию. Дети по очереди выполняют поглаживающие движения по спине, проговаривая слова [ 5]: Терли-терли свинки Друг другу спинки. И раз, и два, Терли свинки спинки. Дети поворачиваются лицом друг к другу, выполняя движения:Мыли хвостики-крючки, ( потирание ладоней за спиной) Отмывали пятачки. ( круговые движения поочередно каждой рукой на уровне головы) Парились веником, ( правая рука на пояс, левая верх и назад) Парились березовым. ( то же, поменяв руки) Ух! ( потирание ладоней перед собой) Затем игра повторяется. Дети выбирают другого партнера. Воспитатель: Ребята, вы рассказали Грязнульке поучительные истории про нерях и грязнуль, а я хочу поведать еще одну. В одном городе жила-была девочка-грязнуля. Больше всего на свете она не любила умываться. И у нее на руках поселились микробы, которые так и старались попасть в рот к девочке. Однажды это произошло. Девочка заболела. К ней пришел доктор и сказал, что причиной болезни стали микробы. Доктор посмотрел на руки девочки и удивился: «Это ведь раздолье для микробов!» И дал ей одно средство, которое навсегда избавило девочку от микробов. Что же это за средство?.. ( Выслушать и обсудить ответы детей) Конечно, это мыло. [ 2] Грязнулька: Но почему мыло? Оно же кусается, – значит вредное. И оно меньше меня – значит не такое сильное! Воспитатель: Ребята, как вы думаете, права Грязнулька?.. ( обращаясь к Грязнульке) А как же ты справишься с грязью? Грязнулька: А я ее стукну! И она убежит! Воспитатель: Ребята, как выдумаете, чего грязь больше испугается – кулака или кусочка мыла?.. А как можно узнать, кто прав?.. Давайте проведем эксперимент! 4. Опыт «Чего боится грязь»2Воспитатель: Для начала выберем подходящий кулак. ( Замечание: в данном отборе желательно «победить» воспитателю или другому взрослому, дабы предотвратить нежелательное разбрызгивание воды на детей. Если предполагается участие ребенка, то лучше накануне «порепетировать» с ним «сражение с грязью», чтобы получилось плавное опускание кулака в воду без брызг.) Итак, попробуем разогнать грязь кулаком, а затем мылом. Что нам понадобится для опыта?.. Емкость для опыта – пусть это будет вот эта мисочка, вода, «грязь» - например, эти опилки, и, конечно же, кусочек обычного мыла ( Замечание: для большей убедительности происходящего лучше попросить кого-нибудь из детей набрать воды в кувшин и принести кусочек мыла из умывальника). Описание опыта (все действия желательно комментировать словесно): Наливаем воду в миску (Замечание: желательно оставить немного воды в кувшине для ополаскивания рук, чтобы потом не отвлекаться).
Затем, осторожно «загрязняем» водную поверхность (Внимание! Часть «грязи» должна остаться для второго опыта, но ее не должно быть очень много).
Медленно и демонстративно погружаем «избранный» кулак в воду в самый «эпицентр» грязи.
Вынимаем кулак и демонстрируем результат, просим детей описать словами увиденное.
Также эффектно погружаем кусочек мыла на 3-5 мм в центре «грязи». (Это лучше поручить кому-нибудь из детей.) Выдерживаем паузу и через 1-2 секунды наблюдаем, как частицы «грязи» буквально бросятся врассыпную от места погружения мыла.
Спрашиваем детей, что же произошло.
Объясняем, что частички мыла соединяются с частичками воды, тем самым как бы отталкивая грязь.
Грязнулька: Вот это да! Оказывается, мыло против грязи сильнее! С ним никакие микробы и грязь не страшны! А как узнать, сколько мыла нужно, чтобы меня всю отмыть? Воспитатель: Здесь секрет прост. Частички мыла, которые остались без дела начинают веселиться-пениться. То есть чем больше пены от мыла – тем меньше шансов у грязи сохраниться. Грязнулька: Вот здорово! Я тоже люблю веселиться! Побегу скорее мыться и пениться! 5. РефлексияВоспитатель: Вот мы и помогли Мойдодыру и перевоспитали еще одну грязнулю. А как мы это сделали?.. Ребята, я слышала, что в соседней группе есть малыши, которые не всегда моют руки. Вы смогли бы помочь воспитателям превратить их в чистюль?.. А что бы вы для этого сделали?.. P.S. Пожелания для последующей работы: В недалеком будущем стоит организовать встречу с младшими детьми, чтобы ребята могли поделиться своими знаниями. При этом не нужно навязывать старшим ребятам варианты «обучения» малышей. Пусть они делятся тем, что им ближе: проводят эксперимент, рассказывают о полюбившейся книге, обучают малышей алгоритму мытья рук и т.д. и т.п. Однако не лишней будет деликатная предварительная работа над оформлением высказываний.
Во вторую половину дня или ближайшую смену воспитатель-напарник читает детям стихотворение Т. Ко «Про грязнулю Людочку» (см. Приложение 4). Спрашивает, не встречали ли дети такую девочку, и узнает их мнение, почему она, в конце концов, умылась. Просит поделиться впечатлениями о занятии (НОД), выражает интерес к проведению опыта. Так как описанный выше опыт дети уже могут осуществить самостоятельно, воспитатель лишь уточняет организационные моменты.
В уголок экспериментирования помещаются все материалы, необходимые для проведения опыта. Желательно вместе с детьми придумать, какой знак должен быть на коробочке с «грязью». Если ведется альбом «Мы экспериментируем» или аналогичный – оформите совместно с детьми новую страницу. Если нет альбома, то стоит начать фиксировать известные детям опыты. При этом учтите, что детей очень привлекают фотографии с ними самими: рассматривая их, они делятся воспоминаниями с другими, а воспоминания могут побудить к действию, в данном случае – к самостоятельному экспериментированию.
Список источников Арканов О. Дневники — Опыты с водой [Электронный ресурс]. — URL: https://diary.ru/~Oleg-Arcanov?from=20 (дата обращения: 23.03.2012).
Внеклассное мероприятие «Веселые приключения Мойдодыра» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.4stupeni.ru/stady/metod/2785-vneklassnoe-meropriyatie.html (дата обращения: 23.03.2012).
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. –– М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
Ко Т. Про грязнулю Людочку / Стихи для детей / Стихи.ру [Электронный ресурс]. –— URL: https://stihi.ru/2006/02/21-826 (дата обращения: 23.03.2012).
Овчинникова Н. В. Чикулаева О. С., Спортивно-музыкальное развлечение для детей средней группы «Чистота для здоровья нам нужна» [Электронный ресурс]. — URL: https://vospitatel.com.ua/zaniatia/fizkultura/chistota.html (дата обращения: 23.03.2012).
Савенков А. И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 1–4. — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007. — 52 c.
Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. Рабочая тетрадь для детей 5—7 лет. — Ярославль: Академия развития, 2004. – 32 с.
ПриложенияПриложение 1. Письмо от Мойдодыра Дорогие ребята! В моем доме поселилась маленькая девочка, которая ни за что не хочет умываться и мыть руки. Никто не может заставить эту Грязнульку помыться. Я знаю, вы много книг читали про разных грязнуль – может, Вы мне поможете, попробуете убедить ее вымыться? Я сказал ей, что у вас есть много интересного, поэтому она согласилась прийти к вам в гости. Очень на вас надеюсь, Ваш Мойдодыр Приложение 2. Шаблоны для конверта Приложение 3. Стихотворение Т. Ко «Про грязнулю Людочку» Кто, услышав слово «мыться»,
Весь трясётся и дрожит?
Кто мочалку лишь увидит,
Сразу прятаться бежит? И кричит: «Помоюсь завтра,
А сейчас я занята!
На меня не тратьте время,
Лучше вымойте кота». Это что за чудо-юдо?
Нет, ребята это Люда,
Наша доченька Людмила
В руки взять боится мыло. Людочка боится мыться
Люда маме говорит:
«В ванне можно простудиться,
Схватить насморк и бронхит. Лучше грязной походить,
Чем с простудой маяться,
Ну зачем мне руки мыть,
Грязь сама отвалится». Людочка приходит в сад
Ей ребята говорят:
«Не хотим играть с тобой,
Личико пойди умой». Даже добрый пёс Борбос
От неё воротит нос,
Но неё рычит и злится,
Не желает с ней водиться. Только мухи с Людой дружат,
Вокруг Люды роем кружат.
Гонит веткой прочь их Люда:
«С вами я дружить не буду!» Но однажды вдруг Людмила
Всё семейство удивила,
Девочка сказала смело:
«Быть грязнулей надоело!» Щёткой, мылом и мочалкой
Мылась Люда целый час.
Стала Мила очень милой,
Больше нет грязнуль у нас! Приложение 4. Вариант оформления страницы для альбома «Мы экспериментируем»
!+=
|