Главная страница


Методическая разработка «Интеграция экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательный процесс»



Скачать 144.61 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «Интеграция экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательный процесс»
Дата17.08.2016
Размер144.61 Kb.
ТипМетодическая разработка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 179 «Детский сад присмотра и оздоровления»

Методическая разработка

«Интеграция экспериментальной деятельности

детей старшего дошкольного возраста

в воспитательно-образовательный процесс»

Составила воспитатель

Вербицкая Татьяна Леонидовна

Кемерово 2012

Оглавление

Пояснительная записка

Принятые 23.11.2009 г. Министерством образования и науки Российской Федерации федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) установили определенные образовательные области, включаемые в обязательную часть программы дошкольного образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, а также цели и задачи, отражающие специфику каждой образовательной области. Среди образовательных областей есть как традиционные для дошкольного образования, так и новые.

Познавательная деятельность детей и раньше была важным направлением работы дошкольных учреждений. Согласно ФГТ теперь этот раздел «направлен на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей». Одна из общих проблем образования всего мира состоит в том, что оно не успевает за стремительным ростом современных технологий. Теперь уже стало очевидным, что для выживания в постоянно меняющейся среде одних только готовых знаний и алгоритмов человеку не достаточно, от каждого из нас все чаще и чаще требуется умение видеть проблемы и искать пути их решения. И это побуждает современное образования снова и снова пересматривать не только содержание, но и методы работы.

В настоящее время в систе­ме дошкольного образования формируется еще один эффектив­ный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял проч­ное место в высшей и средней школе. [3, c. 5] Дети очень любят экспериментировать. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, чем послушно проглатывать порции готовых знаний. [7, с.1.] Педагоги и исследователи отмечают положительное воздействие экспериментов на многие сферы развития ребенка. В процессе экспери­ментирования обогащается память ребенка (знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными), активизируются его мыслительные процессы (так как постоянно возникает необхо­димость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции), развивается речь (в силу появления мотивов поделиться, рассказать об увиденном, а также сформулировать обнаруженные зако­номерности и выводы). Кроме того, экспериментирование стимулирует развитие творческих способно­стей, эмоциональной сферы ребенка, оказывает влияние на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. «Даже в ходе обыденных наблюдений несложно заметить, что от уровня выраженности исследовательских устремлений ребенка напрямую зависят его успехи и в познавательном, и в психосоциальном развитии», — отмечает приверженец исследовательского обучения А. И. Савенков [5, с.7-8].

В соответствии с ФГТ построение образовательного процесса предполагается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Как известно, у дошкольников мышление является наглядно-действенным и наглядно-образ­ным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду должен базироваться на методах наглядных и практиче­ских. И хотя экспериментирование сочетает в себе оба эти вида, плюс к этому имеет множество указанных выше положительных воздействий на развитие ребенка, на сегодняшний день оно еще не достаточно широко применяется в дошкольной практике.

Учитывая принцип интеграции образовательных областей, определяемый ФГТ, на мой взгляд, детские дошкольные учреждения могут гораздо чаще организовывать экспериментальную деятельность детей, расширив круг объектов исследования, равно как и образовательных областей, в которых возможна организация экспериментирования. Это суждение и послужило отправной точкой для составления приведенного в данной методической разработке конспекта, предназначенного для организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) с интеграцией нескольких образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Познание» и «Коммуникация».

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Поможем Мойдодыру»

Задачи1:

  • Воспитывать эмоционально-положительное отношения к гигиене, чистоте («Здоровье»).

  • Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею («Безопасность»).

  • Развивать умения и навыки исследовательского поиска: принятие различных точек зрения (гипотез), связанных с решением проблемы, подбор способов проверки гипотез, оценка истинности гипотез в свете полученных результатов («Познание»).

  • Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений и т.п. с помощью правильно оформленных монологических высказываний («Коммуникация»).

  • Создать мотивацию для использования полученного на занятии опыта в дальнейшей деятельности детей (коммуникативной, трудовой и др.).

Предварительная работа:

  • оформить с детьми выставку книг, иллюстраций и детских рисунков к литературным произведениям, в которых затрагивается тема чистоты;

  • разучить с отдельными детьми отрывки из этих произведений для выразительного чтения наизусть на занятии.

Материал к занятию:

  • письмо Мойдодыра (см. Приложение 1 и 2);

  • кукла Грязнулька (девочка);

  • выставка книг, иллюстраций и детских рисунков на тему чистоты, в частности книги К. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» с иллюстрациями либо отдельные иллюстрации для пересказа;

  • для опыта: миска и кувшин для воды, мелкие опилки или сухая не очень крупная и способная задержаться на поверхности приправа (семена тмина, зелень укропа и т.п. – для выполнения роли грязи), кусок мыла, полотенца или салфетки для вытирания рук.

План занятия:

Ход занятия

1. Организационный момент

В группу входит взрослый с куклой Грязнулькой и конвертом с изображением Мойдодыра (см. Приложение) и говорит:

— Здравствуйте ребята! К вам пришла маленькая гостья с очень интересным письмом. (Отдает письмо воспитателю, сажает куклу рядом с подготовленной выставкой книг и иллюстраций.)

Воспитатель (детям): Давайте сядем в кружок, да узнаем, что в письме.

Берет конверт, открывает, достает письмо и читает:

Дорогие ребята!

В моем доме поселилась маленькая девочка, которая ни за что не хочет умываться и мыть руки. Никто не может заставить эту Грязнульку помыться. Я знаю, вы много книг читали про разных грязнуль – может, Вы мне поможете, попробуете убедить ее вымыться? Я сказал ей, что у вас есть много интересного, поэтому она согласилась прийти к вам в гости.

Очень на вас надеюсь,

Ваш Мойдодыр

Воспитатель: Ребята, вы поняли, кто пришел к нам в гости?..

Выслушать ответы детей.

Воспитатель (читает отрывок стихотворения Татьяны Ко):

Это что за чудо-юдо?

Нет, ребята это Люда,

Наша доченька Людмила

В руки взять боится мыло. [4]

—Попробуем убедить ее вымыться?..

2. Повторение и обсуждение знакомых литературных произведений

Воспитатель подходит к кукле и продолжает от ее лица:

— Ой, какие красивые картинки! А кто на них изображен?..

Воспитатель: Это иллюстрации к историям про тех, кто не хотел дружить с чистотой и что из этого вышло.

Грязнулька: Ой, наверное, что-то хорошее произошло, раз такие красивые картинки!

Воспитатель: А ты послушай, что тебе расскажут ребята.

Воспитатель по очереди приглашает детей. Дети читают наизусть отрывки из литературных произведений и показывают свои рисунки или иллюстрации из книг.

1-ый ребенок:

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка - в печку!

Я за книжку,

Та бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

Воспитатель: Ребята, вы помните эти строки?.. Их написал… (делать паузы, побуждая детей произнести имя автора) Корней Иванович Чуковский. Как называется это произведение?.. Правильно, Мойдодыр. Что случились с героем?.. (показать иллюстрации, поощрять пересказы детей либо цитирование строк наизусть) Чем закончилась эта история?..

А вот еще одна поучительная история, которую тоже написал К. И.Чуковский.

2-ой ребенок:

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

"Что такое? Почему?

Ничего я не пойму".

Воспитатель: Что случились с вещами?.. От кого они ушли?.. Вы помните название этого произведения?.. Какой конец истории про «Федорино горе»?..

Зачитать последние строки, делая паузы, позволяя детям самим досказать слова:

А на белой табуреточке

Да на вышитой… салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит,

И пыхтит, и на бабу поглядывает:

"Я Федорушку… прощаю,

Сладким чаем… угощаю.

Кушай, кушай, Федора Егоровна!"

Воспитатель: Ребята, а с вами таких грустных историй не приключалось?.. Наверное, это потому, что вы знаете, когда нужно мыть руки?.. Расскажите об этом Грязнульке!

Выслушать ответы детей, при необходимости обобщить: Мы моем руки перед едой, после прогулки, когда испачкаются руки после рисования или лепки, после того, как погладили животных и т.д.

Воспитатель: Как часто надо мыться, умываться?

Ответы детей, подведение итога: Умываться надо каждое утро, а мыться – каждую неделю, а еще перед сном каждый вечер надо мыть ноги…

Грязнулька (возражая-оправдываясь):

Людочка боится мыться

Люда маме говорит:

«В ванне можно простудиться,

Схватить насморк и бронхит.

Лучше грязной походить,

Чем с простудой маяться,

Ну зачем мне руки мыть,

Грязь сама отвалится».

Воспитатель (не спеша, как бы побуждая детей присоединиться к декламированию):

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам -

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Рано утром на рассвете умываются… мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

— Ребята, давайте покажем Грязнульке, как умеют мыться даже свинки!

3. Динамическая пауза Игра «Банька»

Ход игры: Дети встают парами, выбирая друг друга по желанию. Дети по очереди выполняют поглаживающие движения по спине, проговаривая слова [5]:

Терли-терли свинки

Друг другу спинки.

И раз, и два,

Терли свинки спинки.

Дети поворачиваются лицом друг к другу, выполняя движения:

Мыли хвостики-крючки, (потирание ладоней за спиной)

Отмывали пятачки. (круговые движения поочередно каждой рукой на уровне головы)

Парились веником, (правая рука на пояс, левая верх и назад)

Парились березовым. (то же, поменяв руки)

Ух! (потирание ладоней перед собой)

Затем игра повторяется. Дети выбирают другого партнера.

Воспитатель: Ребята, вы рассказали Грязнульке поучительные истории про нерях и грязнуль, а я хочу поведать еще одну.

В одном городе жила-была девочка-грязнуля. Больше всего на свете она не любила умываться. И у нее на руках поселились микробы, которые так и старались попасть в рот к девочке. Однажды это произошло. Девочка заболела. К ней пришел доктор и сказал, что причиной болезни стали микробы. Доктор посмотрел на руки девочки и удивился: «Это ведь раздолье для микробов!» И дал ей одно средство, которое навсегда избавило девочку от микробов. Что же это за средство?.. (Выслушать и обсудить ответы детей) Конечно, это мыло. [2]

Грязнулька: Но почему мыло? Оно же кусается, – значит вредное. И оно меньше меня – значит не такое сильное!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, права Грязнулька?.. (обращаясь к Грязнульке) А как же ты справишься с грязью?

Грязнулька: А я ее стукну! И она убежит!

Воспитатель: Ребята, как выдумаете, чего грязь больше испугается – кулака или кусочка мыла?.. А как можно узнать, кто прав?.. Давайте проведем эксперимент!

4. Опыт «Чего боится грязь»2

Воспитатель: Для начала выберем подходящий кулак. (Замечание: в данном отборе желательно «победить» воспитателю или другому взрослому, дабы предотвратить нежелательное разбрызгивание воды на детей. Если предполагается участие ребенка, то лучше накануне «порепетировать» с ним «сражение с грязью», чтобы получилось плавное опускание кулака в воду без брызг.)

Итак, попробуем разогнать грязь кулаком, а затем мылом. Что нам понадобится для опыта?.. Емкость для опыта – пусть это будет вот эта мисочка, вода, «грязь» - например, эти опилки, и, конечно же, кусочек обычного мыла (Замечание: для большей убедительности происходящего лучше попросить кого-нибудь из детей набрать воды в кувшин и принести кусочек мыла из умывальника).

Описание опыта (все действия желательно комментировать словесно):

  • Наливаем воду в миску (Замечание: желательно оставить немного воды в кувшине для ополаскивания рук, чтобы потом не отвлекаться).

  • Затем, осторожно «загрязняем» водную поверхность (Внимание! Часть «грязи» должна остаться для второго опыта, но ее не должно быть очень много).

  • Медленно и демонстративно погружаем «избранный» кулак в воду в самый «эпицентр» грязи.

  • Вынимаем кулак и демонстрируем результат, просим детей описать словами увиденное.

  • Также эффектно погружаем кусочек мыла на 3-5 мм в центре «грязи». (Это лучше поручить кому-нибудь из детей.) Выдерживаем паузу и через 1-2 секунды наблюдаем, как частицы «грязи» буквально бросятся врассыпную от места погружения мыла.

  • Спрашиваем детей, что же произошло.

  • Объясняем, что частички мыла соединяются с частичками воды, тем самым как бы отталкивая грязь.

Грязнулька: Вот это да! Оказывается, мыло против грязи сильнее! С ним никакие микробы и грязь не страшны! А как узнать, сколько мыла нужно, чтобы меня всю отмыть?

Воспитатель: Здесь секрет прост. Частички мыла, которые остались без дела начинают веселиться-пениться. То есть чем больше пены от мыла – тем меньше шансов у грязи сохраниться.

Грязнулька: Вот здорово! Я тоже люблю веселиться! Побегу скорее мыться и пениться!

5. Рефлексия

Воспитатель: Вот мы и помогли Мойдодыру и перевоспитали еще одну грязнулю. А как мы это сделали?.. Ребята, я слышала, что в соседней группе есть малыши, которые не всегда моют руки. Вы смогли бы помочь воспитателям превратить их в чистюль?.. А что бы вы для этого сделали?..

P.S. Пожелания для последующей работы:

  • В недалеком будущем стоит организовать встречу с младшими детьми, чтобы ребята могли поделиться своими знаниями. При этом не нужно навязывать старшим ребятам варианты «обучения» малышей. Пусть они делятся тем, что им ближе: проводят эксперимент, рассказывают о полюбившейся книге, обучают малышей алгоритму мытья рук и т.д. и т.п. Однако не лишней будет деликатная предварительная работа над оформлением высказываний.

  • Во вторую половину дня или ближайшую смену воспитатель-напарник читает детям стихотворение Т. Ко «Про грязнулю Людочку» (см. Приложение 4). Спрашивает, не встречали ли дети такую девочку, и узнает их мнение, почему она, в конце концов, умылась. Просит поделиться впечатлениями о занятии (НОД), выражает интерес к проведению опыта. Так как описанный выше опыт дети уже могут осуществить самостоятельно, воспитатель лишь уточняет организационные моменты.

  • В уголок экспериментирования помещаются все материалы, необходимые для проведения опыта. Желательно вместе с детьми придумать, какой знак должен быть на коробочке с «грязью». Если ведется альбом «Мы экспериментируем» или аналогичный – оформите совместно с детьми новую страницу. Если нет альбома, то стоит начать фиксировать известные детям опыты. При этом учтите, что детей очень привлекают фотографии с ними самими: рассматривая их, они делятся воспоминаниями с другими, а воспоминания могут побудить к действию, в данном случае – к самостоятельному экспериментированию.

Список источников

  1. Арканов О. Дневники — Опыты с водой [Электронный ресурс]. — URL: https://diary.ru/~Oleg-Arcanov?from=20 (дата обращения: 23.03.2012).

  2. Внеклассное мероприятие «Веселые приключения Мойдодыра» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.4stupeni.ru/stady/metod/2785-vneklassnoe-meropriyatie.html (дата обращения: 23.03.2012).

  3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. –– М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

  4. Ко Т. Про грязнулю Людочку / Стихи для детей / Стихи.ру [Электронный ресурс]. –— URL: https://stihi.ru/2006/02/21-826 (дата обращения: 23.03.2012).

  5. Овчинникова Н. В. Чикулаева О. С., Спортивно-музыкальное развлечение для детей средней группы «Чистота для здоровья нам нужна» [Электронный ресурс]. — URL: https://vospitatel.com.ua/zaniatia/fizkultura/chistota.html (дата обращения: 23.03.2012).

  6. Савенков А. И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 1–4. — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007. — 52 c.

  7. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. Рабочая тетрадь для детей 5—7 лет. — Ярославль: Академия развития, 2004. – 32 с.

Приложения

Приложение 1. Письмо от Мойдодыра



Дорогие ребята!

В моем доме поселилась маленькая девочка, которая ни за что не хочет умываться и мыть руки. Никто не может заставить эту Грязнульку помыться. Я знаю, вы много книг читали про разных грязнуль – может, Вы мне поможете, попробуете убедить ее вымыться? Я сказал ей, что у вас есть много интересного, поэтому она согласилась прийти к вам в гости.

Очень на вас надеюсь,

Ваш Мойдодыр

Приложение 2. Шаблоны для конверта







Приложение 3. Стихотворение Т. Ко «Про грязнулю Людочку»

Кто, услышав слово «мыться»,

Весь трясётся и дрожит?

Кто мочалку лишь увидит,

Сразу прятаться бежит?
И кричит: «Помоюсь завтра,

А сейчас я занята!

На меня не тратьте время,

Лучше вымойте кота».
Это что за чудо-юдо?

Нет, ребята это Люда,

Наша доченька Людмила

В руки взять боится мыло.
Людочка боится мыться

Люда маме говорит:

«В ванне можно простудиться,

Схватить насморк и бронхит.
Лучше грязной походить,

Чем с простудой маяться,

Ну зачем мне руки мыть,

Грязь сама отвалится».
Людочка приходит в сад

Ей ребята говорят:

«Не хотим играть с тобой,

Личико пойди умой».
Даже добрый пёс Борбос

От неё воротит нос,

Но неё рычит и злится,

Не желает с ней водиться.
Только мухи с Людой дружат,

Вокруг Люды роем кружат.

Гонит веткой прочь их Люда:

«С вами я дружить не буду!»
Но однажды вдруг Людмила

Всё семейство удивила,

Девочка сказала смело:

«Быть грязнулей надоело!»
Щёткой, мылом и мочалкой

Мылась Люда целый час.

Стала Мила очень милой,

Больше нет грязнуль у нас!

Приложение 4. Вариант оформления страницы для альбома «Мы экспериментируем»















!+=

1 В скобках указано название образовательной области, к которой относится задача

2 Идея опыта почерпнута из опытов с водой «Боржоми», в частности опытом №2 продемонстрированных физиком Олегом Аркановым [1]. Опыт демонстрирует такое свойство воды, как поверхностное натяжение, и способности поверхностно-активных веществ (в данном случае – обычного мыла) уменьшать его. Следует отметить, что поверхностное натяжение уменьшается и при нагревании воды, поэтому более выразительный эффект получается при использовании холодной воды и небольшого количества.