Новый год и Рождество!!!Что такое Новый год?
Новый год — праздник, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарём, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года.
История Нового ГодаИстория Нового Года насчитывает около 25 веков. По мнению ученых,
обычай этот впервые родился в Месопотамии, где в конце IV тысячелетия до нашей эры родилась цивилизация. Древние народы праздновали Новый Год в марте. Именно в марте начинались полевые работы, и древние римляне считали март первым месяцем года. Только в 46 году до н.э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января.
По сей день все европейские народы по традиции встречают Новый Год 1 января. Например, В Бирме и Таиланде Новый Год празднуют в самую жару, поэтому люди при встрече поливают друг друга водой. Болгары, собравшись на Новогоднее торжество, на несколько минут гасят свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев. В Италии накануне Нового Года принято выбрасывать старые вещи и заменять их новыми.
В России, со времени введения Христианства, исполняя обычаи своих предков, летоисчисление начинали или с марта, или со дня святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки. Последний раз сентябрьский Новый год был отпразднован в 1698 году. Взойдя на престол, Пётр Великий изменил и летоисчисление, и
способ празднования Нового года, ссылаясь на европейские народы.
Начиная с 1700 года и по настоящее время, летоисчисление начинается от Рождества Христова, а не от дня сотворения мира. Петр I велел «перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, и стоять тому украшению от января по 7 число того же года». Что касается истории главного персонажа Нового года – Деда Мороза – то в одних странах его предками считают гномов, в других – средневековых странствующих жонглеров или бродячих продавцов детских игрушек. Иными словами, образ Деда Мороза складывался веками.
Предание о том, почему ель была избрана деревом Рождества
Значение ели
Расскажите детям предание о том, почему именно ель была избрана деревом Рождества. Сюжет этого предания таков.
Когда ночь спустилась на землю в городе Вифлееме, в пещере, куда пастухи загоняют на ночь скот, родился младенец, которому суждено было стать нашим Спасителем. Пастухи первыми пришли поклониться ему. А издалека
ведомые путеводной звездой спешили волхвы, чтобы увидеть новорожденного Иисуса и принести Ему свои дары.
Вся природа пребывает в великом торжестве: и цветы на лугу, и деревья, растущие у входа в пещеру. А было их 3 дерева: прекрасная стройная пальма, пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все они трепещут листочками, простирают свои ветви в пещеру, ставшую теперь благодаря чуду рождения Спасителя настоящим храмом.
И пальма, и маслина поспешили принести младенцу свои дары: одна осенила его своими листьями, навевая прохладу, а с нежных ветвей другой пролился душистый елей, наполняя пещеру благоуханием. Лишь скромная ель не имела даров и потому не смела, приблизиться к Божественному младенцу. Но ангел вознаградил бедную ель за то, что та не роптала. С темного неба, усеянного прекрасными сверкающими звездами, на мохнатые лапы ели стали скатываться одна за другой звездочки. И ель засияла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами звезд. Проснувшийся младенец в восторге протянул к ней свои ручки.
Но она не возгордилась своим величием, а старалась осветить своим сиянием маслину и пальму, оказавшихся в тени. Поэтому каждый год теперь в Рождество Спасителя скромная ель в своем неизменном зеленом уборе и в сиянии прекрасных огней радует собой маленьких детей. Так скромная ель сделалась символом веселого Рождественского праздника.
Советуем прочитать детям стихотворение неизвестного автора "Рождественская елка", который поэтично и трогательно рассказал легенду о елке, так щедро вознагражденной за свою скромность.
Великое чудо в ту ночь совершалось.
Спасителя Бог нам послал.
В забытой пещере, в заброшенных яслях
Младенец, Сын Божий, лежал.
Звезда над пещерой, как свет путеводный,
Сияла ученым волхвам,
И громкая песнь пастухов величаво
И стройно неслась к небесам.
С людьми вся природа в ту ночь ликовала:
Шумя на деревьях, листы
Таинственным шепотом славили Бога,
И пахли сильнее цветы.
Три дерева — пальма, маслина и елка —
У входа в пещеру росли;
И в первые дни в горделивом восторге
Младенцу поклон принесли.
Прекрасная мальма его осенила
Зеленой короной своей,
А с нежных ветвей серебристой маслины
Закапал душистый елей.
Лишь скромная елка печально стояла:
Она не имела даров,
И взоры людей не пленял красотою
Ее неизменный покров.
Увидел то ангел Господень
И елке с любовью сказал:
"Скромна ты, в печали не ропщешь,
За это от Бога награда тебе суждена".
Сказал он — и звездочки с неба
Скатились на елку одна за другой,
И вся засияла, и пальму с маслиной
Затмила своей красотой.
Младенец от яркого звездного света
Проснулся, па елку взглянул,
И личико вдруг озарилось улыбкой,
И ручки он к ней протянул.
Исполнил Спаситель свой подвиг высокий,
Учил и творил чудеса,
За нас пострадал
И, воскресши из мертвых,
Вознесен к Отцу в небеса.
А мы с той поры каждый год вспоминаем
И набожно чтим Рождество:
Ребенок ли, взрослый —
Все празднику рады,
И в каждой семье торжество.
Где дети — там елка, богаче, беднее,
Но вся в золотых огоньках.
И сколько веселья, и сколько восторга
В незлобивых детских сердцах!Обычаи и приметы Рождества. Рождественские и Калядные песнопенияНужно особенно отметить, что, пожалуй, не было на Руси другого такого праздника, который сопровождался бы таким изобилием обычаев, примет. Особенно много обрядов и примет у крестьян. И это понятно, они ближе к природе, более зависимы от нее. Примет этих такое множество, что привести их все нет никакой возможности. Главный же вопрос — вопрос о том, каков будет урожай, приплоду скота, будет ли благополучие в хозяйстве? Вот некоторые из примет.
Иней на Рождество — урожай на хлеб.
Метель в канун Рождества — будет ранняя листва.
Если Рождество теплое, весна — холодная.
Метель — пчелы хорошо роиться будут.
Небо звездное — урожай на горох.
Хороший санный путь — урожай на гречу.
Темные Святки — молочные коровы, светлые — ноские куры.
В разных местах России были свои особенные обряды и обычаи празднования Сочельника, Рождества и Святок.
К примеру, на Украине и Беларуси, как только взойдет на темном небе первая звездочка, хозяева садятся за стол и едят "богатую" кутью. Делается такая кутья с медом или растертым в подслащенной воде маком. Угощаются также овсяным киселем, вареными грибами. Еще до наступления вечера хозяин приносит с гумна сноп сена или ржи и ставит его в передний угол. Сверху на сноп помещается горшок с кутьей и зажженной в нем свечой. По столу же
разбрасывает принесенные ячмень или гречиху, сверху покрывая чистой скатертью. После ужина остатками кутьи "угощают" мороз во дворе, прося его "кути исти" и не идти "на жито, пшеницю и всяку пашницу".
В избах в огонь клали деревянную колоду, предварительно обмазанную медом и посыпанную хлебными зернами. Огонь в очаге старались поддерживать все Святки, это предвещало удачу.
Существовал обряд "обсевания" изб. Его выполняли пастухи. Войдя в избу и поздравив хозяев с праздником, они разбрасывали горсть овса, приговаривая при этом: "По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке — ребяток! Ягнята за лавочкою, телятки у лавочки, а поросятки — по всей избе!"
Ранним утром в еще синеватом рассвете слышен был церковный звон от десятков церквей. С самого утра рождественского дня в обычае было славить Христа. Славить, или колядовать, по домам любила вся православная Русь. Известно, что Петр I ездил вместе с певчими славить по боярским и купеческим домам. В Древней Руси славило и все духовенство. На юге России с его особой любовью к колядованию каждый славил по-своему: девушки пели под окнами наиболее зажиточных крестьян, те одаривали их деньгами на наряды. Молодые парни колядовали с "козой", которой одевался один из христославщиков, надевая вывернутый наизнанку тулуп. Колядовщики желали людям счастья, богатого урожая.
У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
Дьячок с образом ходил по дворам и пел праздничный тропарь, получая за это хлеб и сало.
В
Белоруссии члены церковных братств, взяв у церковного старосты колокольчик и разукрашенную рождественскую звезду с горящей внутри свечой, ходили под окнами домов и пели вирши, доставшиеся еще от старых бурсаков. Все, чем их одаривали, отдавалось в церковь.
После окончания праздничного колядования надо было обязательно искупаться в проруби, ведь колядовщики наряжались, надевали маски, иными словами, чужую личину.
Современным детям, вероятно, нужно объяснить, что славление, или колядование, ни в коей мере не банальное попрошайничество. Это старинная славянская традиция, опирающаяся на народную мудрость "Гость в дом — Бог в дом". В этом нужно видеть укрепление идеалов добра и любви к ближнему.
Дети ходили по домам славить, носили с собой звезду, которая изготавливалась из бумаги, расписывалась красками. Внутрь такой звезды помещались свечи, и окошки ее высвечивались разноцветными огоньками.
Распевали рождественские стихи, например такого содержания:
Волхвов приючайте,
Святое стечайте,
Пришло Рождество,
Начинаем торжество!
С нами Звезда идет,
Молитву поет...
Разыгрывали "святое представление", в котором наряженному царем Иродом участнику представления "срубали" голову картонным мечом. А хор в это время пел.
Ирод ты, Ирод,
Чего ты родился,
Чего не хрестился,
Я — царь Кастинкин,
Младенца люблю,
Тебе голову срублю!
В заключение славящие произносили: "Мы Христа славим-носим, у хозяев ничего не просим, а чего накладут — не бросим!"
Разумеется, хозяева обязательно одаривали детей мелкими деньгами и пирогами. Особенно широко колядование было распространено на Украине и на юге России.
Иногда колядовщики носили с собой вертепы или батлейки (искаженное от Betleem — по-польски "Вифлеем"). Вертепом был небольшой ящик (домик), сделанный из досок или плотного картона. Внутри помещались свечи и деревянные куклы. В ящичке имелись прорези для вождения кукол. Сцену, на которой происходило действие, драпировали тканью, разноцветной бумагой. На заднем плане помещались изображения икон, звезд. В вертепе славильщики, двигая фигуры, разыгрывали сцены на библейские сюжеты. Все представление сопровождалось также пением различных песен (или колядок).
Днесь пресветлая
Небу и земли царица,
Христа царя рождает.
И млеком его питает,
Пеленами увивает,
В ясли полагает,
Звезда пути являет,
Над вертепом сияет.
Волсви же пониже
Христу царю приидоша,
Трои дары принесоша:
Злато, Ливан, смирну —
Вещь предивну.
В домах богатых и зажиточных людей (купцов, лавочников) колокольчик в парадном звонил до ночи: много людей идут поздравлять и славить. Устраиваются обеды для бедных, убогих, сирот. Угощают хорошо, сытно.
Принято было раздавать милостыню. Обычай раздавать милостыню ведется из глубокой старины, участвовал в этом и сам царь, и все иные сословия. В XVI—XVII вв. в Сочельник государь объезжал тюрьмы и богадельни и собственноручно одарял их обитателей. Нищие и убогие, зная, что царь, проходя по улицам,
будет раздавать деньги, заранее собирались со всей Москвы. Справедливости ради надо сказать, что без раздачи милостыни не обходился ни один большой праздник на Руси.
Праздник Рождества был одним из самых любимых, он давал людям чувство радостного ощущения обновления вместе с рождением Божьего сына. В празднике этом сочеталось, высокое торжество события с простыми человеческими радостями — забавами, сытной едой.
На Рождество после 6 недель поста ели много, разнообразно и вкусно. В домах пахло мясными пирогами, жирными щами со свининой, гусем и поросенком с кашей. В некоторых губерниях пекли из пшеничного теста фигурки бычков, коровок, петушков, раздавали эти "козульки", родным и соседям с пожеланиями, чтобы было побольше животинки в крестьянских дворах.
В мясных лавках до потолка, словно бревна, навалены свиные мороженые туши. К
Рождеству обозами свозятся в города гуси, индюшки, рябчики, тетерева. На площадях ряды: поросячий, гусиный, куриный, огромные чаны с солониной. Торговля шла прямо из саней, без весов, поштучно, на глаз. Мясник рубит свинину, кусок, даже большой, отскочит — не беда, нищий подберет. Широка была Россия!
Все распродадут мужики: и лошадей, и сани. Лошади-то все равно со своих степных заводов, а закупят нужный в хозяйстве товар — и обратно по железной дороге.
Святки, которые продолжались от Рождества до Крещения, были праздником шумным и веселым.
Все шло своим чередом: строгий пост — очищение, покаяние, молитвы; благостные хлопоты, затем предвкушение праздника — Сочельник, всенощная — торжественное богослужение во всех русских церквах и веселые развлечения.
Настали Святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль...
А. С. Пушкин
Источник: "Большая книга праздников для малышей" Н.В. Гришечкина