|
Блочная система подачи материала Блочная система подачи материала
Лобышева Ирина Сергеевна, учитель математики
В своей практике я использую блочную систему, так как это позволяет экономить учебное время. Каждый блок должен иметь логически завершённый характер.
Блок – система взаимосвязанного учебного материала, содержания курса, раздела, темы, которая делится на логически связанный материал.
В крупном блоке легче всего установить причинно-следственные связи, выделять основную мысль, идею.
Образование блока:
Группируется однородный материал одного курса;
группируется однородный материал разных курсов (интегрирование);
группируется материал в рамках одной школы.
Используя различные варианты блоков, я провожу поэтапное формирование знаний и умений учащихся.
Блочная технология позволяет регулярно вносить коррективы в изучаемый материал на основе постоянной обратной связи на промежуточных этапах изучения темы и позволяет оптимально организовать зачётные уроки большой темы.
Основные этапы:
ведущая роль теоретических знаний;
обучение на высоком уровне (дифференциация);
обучение быстрым темпом;
осознанность процесса обучения и освоения способа действия;
создание условий для дальнейшего развития;
научить работать в группе, в парах (можно сменного состава).
В начале даю школьникам опережающее задание: ознакомиться, просто прочитать ( до вводного урока ).
Все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.
Категории целей познавательной деятельности:
Знание: учащийся запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) – «запомнил, воспроизвёл, узнал».
Понимание: учащийся преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интегрирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) – «объяснил, проиллюстрировал, перевёл с одного языка на другой».
Применение: по образцу в сходной или изменённой ситуации.
Анализ: вычленяет части из целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого.
Синтез: умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (план эксперимента, решения проблемы ) –«образовал новое целое».
Оценка: определим ценность и значение объекта изучения.
Способности ученика определяются при оптимально подобранных для данного ребёнка условиях.
Продемонстрирую на примере темы:
АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ (9 КЛАСС): (учебник Ю.Н.Макарычев и др. под редакцией С.А.Теляковского)
Форма: дискуссия.
Знать: определение арифметической и геометрической прогрессий.
Уметь: выводить формулы n-го члена прогрессии, применять эти формулы при решении задач.
На доске записать:
3; 6; 9; …
33; 27; 21; …
1; 4; 16; 64; …
-13; -11; -9; …
Задание: дописать каждую из последовательностей (хотя бы по три члена).
Из устных ответов учащихся выясняется, что первая последовательность получается, если +3; вторая, если -6; третья, если 4; четвёртая, если +2.
Задание: назовите последовательность, которая отличается от всех остальных.
Это №3. Почему? Все или «+» или «-», а №3 умножается. Мы выделили две категории последовательностей. Какую бы вы назвали арифметической?
Ответ: там где «+»:
№1 +3 №2 +(-6) №4 +2.
Какое бы определение вы дали арифметической прогрессии?
Учащиеся дают формулировку; d- разность ар.пр.
Учитель: Вы можете сами придумать ар.пр.?
Учащиеся: например: 2,4,6,8,10, и т.д.
Чем геометрическая отличается от арифметической?
Ответ: там умножаем. Дают учащиеся определение.
Ребята, ещё в древности придумали шахматную игру. На доске 64 клетки. Если на первую положить 2 зерна, на вторую 4, на третью 8 и т.д. , то сколько зёрен будет на последней клетке?
Ответ: (лучше заготовить заранее) 18 446 744 073 709 551 615 зёрен. Это геометрическая прогрессия. (ученик)
Вопрос: как находим n-ый член арифметической прогрессии?
a=a+d
Выпишите четыре первые члена ар.пр.(a), если
а) а=9, d= 7
Ученики: 9,16,23,30,37
б) а=2,3 , d=-0,3
Ученики: 2,3; 2; 1,7; 1,4; 1,1
А если найти 1000-й член? а, а, а…(выводят ученики с помощью учителя)
а= а+ d
а= а+ d= а+ d+ d= а+2 d
а= а+ d= а+2 d+ d= а+3 d
по аналогии а= а+4 d и т.д.
В общем виде: а= а+ d(n-1)- любой член ар.пр.
Задание: попробуйте выписать первые пять членов геом.прогрессии (b), если :
А) b=5, q=2
5; 10; 20; 40 ; 80
B) b=-12; q =
-12; -6; -3; -1.5; -0.75
А теперь сами выведете формулу n-го члена геом.пр.
Ответ:
b= b q
b= b q= b q q= b q
b= b q= b q q= b q
b= b q
Сравните формулы ар. и геом. прогрессий.
Где сложение? Где умножение?
Вопрос:
Как найти а? (а= а+ 11d)
Как найти b? (b= b q)
А теперь самостоятельно в тетради №344 (ар.пр.) и № 388 (геом.пр.). Я в это время на обратной стороне доски пишу решения.
Сравнили, объяснили, если есть вопросы.
Далее №346(а), 390(а). Учащиеся решения комментируют с места.
Итог урока: тест на два варианта – структура заданий ЕГЭ группы «А», «В».Работа в тетради под копирку.
I вариант:
1) указать предложение, которое следует считать верным определением арифметической прогрессии:
а) последовательность, в которой каждый её член получается прибавлением к предыдущему члену определённого числа, называется ар.пр. б) последовательность, в которой каждый член, которой начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом, называется ар.пр.
2) указать последовательность, которая является ар.пр.:
а) 3,6,9,12,…| б) 3,9,37,81,… в) 9,12,17,24,…
3) укажите формулу n-го члена ар.пр.:
а) а=а + d(n-1) б) а= а d в) а=3n-n
4) выпиши первые три члена ар.пр. (а), если а=-10, d=3
5) чему равен пятнадцатый член ар.пр. (b), если b=6, d=1,5
Для II варианта аналогично, но формулировки для геометрической прогрессии.
Критерии оценки:
1-е задание - 1 балл 2-е задание - 1 балл 3-е задание - 1 балл 4-е задание - 2 балла 5-е задание - 2 балла
Вывод:
«5» за 7 баллов «4» за 5-6 баллов «3» за 3-4 балла «2» за 0-2 балла.
Домашнее задание: пункты 15-19 , № 346(б), 352,390(б),395 |
|
|