Главная страница

Блочная система подачи материала



Скачать 72.14 Kb.
НазваниеБлочная система подачи материала
Дата11.02.2016
Размер72.14 Kb.
ТипДокументы

Блочная система подачи материала

  • Лобышева Ирина Сергеевнаучитель математики

В своей практике я использую блочную систему, так как это позволяет экономить учебное время. Каждый блок должен иметь логически завершённый характер.

Блок – система взаимосвязанного учебного материала, содержания курса, раздела, темы, которая делится на логически связанный материал.

В крупном блоке легче всего установить причинно-следственные связи, выделять основную мысль, идею.

Образование блока:

  1. Группируется однородный материал одного курса;

  2. группируется однородный материал разных курсов (интегрирование);

  3. группируется материал в рамках одной школы.

Используя различные варианты блоков, я провожу поэтапное формирование знаний и умений учащихся.

Блочная технология позволяет регулярно вносить коррективы в изучаемый материал на основе постоянной обратной связи на промежуточных этапах изучения темы и позволяет оптимально организовать зачётные уроки большой темы.

Основные этапы:

  1. ведущая роль теоретических знаний;

  2. обучение на высоком уровне (дифференциация);

  3. обучение быстрым темпом;

  4. осознанность процесса обучения и освоения способа действия;

  5. создание условий для дальнейшего развития;

  6. научить работать в группе, в парах (можно сменного состава).

В начале даю школьникам опережающее задание: ознакомиться, просто прочитать ( до вводного урока ).

Все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

Категории целей познавательной деятельности:

  1. Знание: учащийся запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) – «запомнил, воспроизвёл, узнал».

  2. Понимание: учащийся преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интегрирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) – «объяснил, проиллюстрировал, перевёл с одного языка на другой».

  3. Применение: по образцу в сходной или изменённой ситуации.

  4. Анализ: вычленяет части из целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого.

  5. Синтез: умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (план эксперимента, решения проблемы ) –«образовал новое целое».

  6. Оценка: определим ценность и значение объекта изучения.

Способности ученика определяются при оптимально подобранных для данного ребёнка условиях.

Продемонстрирую на примере темы:

АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ (9 КЛАСС):
(учебник Ю.Н.Макарычев и др. под редакцией С.А.Теляковского)

Форма: дискуссия.

Знать: определение арифметической и геометрической прогрессий.

Уметь: выводить формулы n-го члена прогрессии, применять эти формулы при решении задач.

На доске записать:

  1. 3; 6; 9; …

  2. 33; 27; 21; …

  3. 1; 4; 16; 64; …

  4. -13; -11; -9; …

Задание: дописать каждую из последовательностей (хотя бы по три члена).

Из устных ответов учащихся выясняется, что первая последовательность получается, если +3; вторая, если -6; третья, если https://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029.gif 4; четвёртая, если +2.

Задание: назовите последовательность, которая отличается от всех остальных.

Это №3. Почему? Все или «+» или «-», а №3 умножается. Мы выделили две категории последовательностей. Какую бы вы назвали арифметической?

Ответ: там где «+»:

№1 +3
№2 +(-6)
№4 +2.

Какое бы определение вы дали арифметической прогрессии?

Учащиеся дают формулировку; d- разность ар.пр.

Учитель: Вы можете сами придумать ар.пр.?

Учащиеся: например: 2,4,6,8,10, и т.д.

Чем геометрическая отличается от арифметической?

Ответ: там умножаем. Дают учащиеся определение.

Ребята, ещё в древности придумали шахматную игру. На доске 64 клетки. Если на первую положить 2 зерна, на вторую 4, на третью 8 и т.д. , то сколько зёрен будет на последней клетке?

Ответ: (лучше заготовить заранее) 18 446 744 073 709 551 615 зёрен. Это геометрическая прогрессия. (ученик)

Вопрос: как находим n-ый член арифметической прогрессии?

ahttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image004.gif=ahttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image006.gif+d

Выпишите четыре первые члена ар.пр.(ahttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image004_0000.gif), если

а) аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009.gif=9, d= 7

Ученики: 9,16,23,30,37

б) аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0000.gif=2,3 , d=-0,3

Ученики: 2,3; 2; 1,7; 1,4; 1,1

А если найти 1000-й член? аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0001.gif, аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image013.gif, аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image015.gif…(выводят ученики с помощью учителя)

аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image013_0000.gif= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0002.gif+ d

аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image015_0000.gif= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image013_0001.gif+ d= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0003.gif+ d+ d= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0004.gif+2 d

аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image018.gif= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image015_0001.gif+ d= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0005.gif+2 d+ d= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0006.gif+3 d

по аналогии аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image020.gif= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0007.gif+4 d и т.д.

В общем виде: аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image022.gif= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0008.gif+ d(n-1)- любой член ар.пр.

Задание: попробуйте выписать первые пять членов геом.прогрессии (bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image004_0001.gif), если :

А) bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0009.gif=5, q=2

5; 10; 20; 40 ; 80

B) bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0010.gif=-12; q = https://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image026.gif

-12; -6; -3; -1.5; -0.75

А теперь сами выведете формулу n-го члена геом.пр.

Ответ:

bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image013_0002.gif= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0011.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029.gif q

bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image015_0002.gif= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image013_0003.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0000.gif q= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0012.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0001.gif qhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0002.gif q= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0013.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0003.gif qhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image036.gif

bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image018_0000.gif= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image015_0003.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0004.gif q= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0014.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0005.gif qhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image036_0000.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0006.gif q= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0015.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0007.gif qhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image039.gif

bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image004_0002.gif= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0016.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image041.gif qhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image043.gif

Сравните формулы ар. и геом. прогрессий.

Где сложение? Где умножение?

Вопрос:

Как найти аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image045.gif? (аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image045_0000.gif= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0017.gif+ 11d)

Как найти bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image045_0001.gif? (bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image045_0002.gif= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0018.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0008.gif qhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image050.gif)

А теперь самостоятельно в тетради №344 (ар.пр.) и № 388 (геом.пр.). Я в это время на обратной стороне доски пишу решения.

Сравнили, объяснили, если есть вопросы.

Далее №346(а), 390(а). Учащиеся решения комментируют с места.

Итог урока: тест на два варианта – структура заданий ЕГЭ группы «А», «В».Работа в тетради под копирку.

I вариант:

1) указать предложение, которое следует считать верным определением арифметической прогрессии:

а) последовательность, в которой каждый её член получается прибавлением к предыдущему члену определённого числа, называется ар.пр.
б) последовательность, в которой каждый член, которой начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом, называется ар.пр.

2) указать последовательность, которая является ар.пр.:

а) 3,6,9,12,…|
б) 3,9,37,81,…
в) 9,12,17,24,…

3) укажите формулу n-го члена ар.пр.:

а) аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image022_0000.gif=а https://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0019.gif+ d(n-1)
б) аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image022_0001.gif= а https://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0020.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image052.gifdhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image054.gif
в) аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image022_0002.gif=3n-nhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image036_0001.gif

4) выпиши первые три члена ар.пр. (аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image022_0003.gif), если аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0021.gif=-10, d=3

5) чему равен пятнадцатый член ар.пр. (bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image004_0003.gif), если bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0022.gif=6, d=1,5

Для II варианта аналогично, но формулировки для геометрической прогрессии.

Критерии оценки:

1-е задание - 1 балл
2-е задание - 1 балл
3-е задание - 1 балл
4-е задание - 2 балла
5-е задание - 2 балла

Вывод:

«5» за 7 баллов
«4» за 5-6 баллов
«3» за 3-4 балла
«2» за 0-2 балла.

Домашнее задание: пункты 15-19 , № 346(б), 352,390(б),395