Раздел программы: «Истории России с конца XVI в. по XVIII в.» (7 класс) Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2006.
В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. Тематическое планирование рассчитано на 38 часов. Оно реализовывает компетентностный подход к образованию и первый концентр школьного исторического образования. Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2009. В результате изучения курса учащиеся должны:
называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний;
называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;
показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;
описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;
соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;
определять и объяснять понятия;
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
анализировать исторические явления, процессы, факты;
обобщать и систематизировать полученную информацию;
давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.
В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника.
«История России с XVII–XVIII в.в.» 7 кл.
Распределение учебного материала по курсу
| Контрольные работы
| №
| Наименование раздела
| Кол. часов
| Тема
| Дата
| 1
| Россия на рубеже XVI- XVII веков
| 3
| Россия на рубеже XVI- XVII веков
|
| 2
| Россия в XVII в
| 10
| Россия в XVII в
|
| 3
| Россия при Петре I
| 9
| Россия при Петре I
|
| 4
| Россия в 1725-1762 годах
| 4
| Россия в 1725-1762 годах
|
| 5
| Россия в 1762-1801 годах
| 12
| Россия в 1762-1801 годах
|
|
| Итого
| 38
| История России с XVII–XVIII вв.
|
| Итого
| 6
| КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№урока
|
Тема раздела, урока
| Кол-во
часов
|
дата
проведения
|
материалы и
оборудование
|
основные термины
и
понятия
| Домашнее
задание
дом.
задание
|
примечания
| Тема 1: Россия на рубеже XVI- XVII веков 3 часа
|
1
|
Вводный урок.
Внутренняя и внешняя политика
Бориса Годунова.
|
1
|
| карта «Российское государство в 16 в.»,презентация по теме
| история, первоисточник, научная литература
династия, дети боярские, самозванец, патриаршество
| §1 с5
п./т.3,4,5
|
| 2
| Смута
| 1
|
| карта та же
презентация по теме
| Смута, Смутное время, интервенция, «прелестные письма», самозванец
| §2 с12
п./т 3,5
|
| 3
| Окончание Смутного времени
| 1
|
| карта та же
презентация по теме
| «семибоярщина», ополчение, интервенция
| §3 с24
п./т 1,3,5
|
|
| Тема 2: Россия в XVII в. 10 часов
| 4
| Новые явления в экономике
| 1
|
| карта «Россия в 17в.»
презентация по теме
| бобыли, мелкотоварное хозяйство, мануфактура, промышленники, предприниматели,
| §4 с33
п./т 2,3,6
|
| 5
| Основные сословия российского общества
| 1
|
|
карта «Россия в 17 в.» презентация по теме
| феодалы, дворянство, боярство, местничество, барщина, оброк, владельческие и черносошные крестьяне, холопы, посадское население, подворная подать, подземельная подать, белая слобода, казачество
|
§5 с42
п./т 1,4,5
|
| 6
| Политическое развитие страны
|
1
|
| карта та же
презентация по теме
| стан, волость, воевода, самодержавие, крепостничество
| §6 с48
п./т 4,5
|
| 7
| Власть и церковь. Церковный раскол
| 1
|
| карта та же
презентация по теме
| церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.
| §7 с56
п./т 3,4
|
| 8
| Народные движения
| 1
|
| карта «народные восстания в Росси в 17в.»
презентация теме
| «поход за зипунами», шляхетство
| §8 с61
п./т1,2,5
|
| 9
| Внешняя политика
| 1
|
| карта «Россия в 17 в.» презентация по теме
п./т 1,2,3,6
| реестры, гетман, рада
| §9 с68
п./т 4,5
|
| 10
| Образование и культура в XVII веке
| 1
|
| репродукции, хрестоматия
презентация по теме
| сатира, биографическая повесть, бытовой и портретный жанр, «московское барокко»
| § 10 с75
п./т 4-7
|
| 11
| Сословный быт. Обычаи и нравы.
| 1
|
| презентация по теме
| парча, тафта, отопление избы « по- черному»
| §11 с85
п./т 3
сообщения
|
| 12
| Саратовский край в XVII веке.
| 1
|
| презентация по теме
| Поволжье, «волжские казаки»,воевода, засечная линия, острог
| Лекция
§ 1-11
|
| 13
| Обобщение по теме «Россия в 17 в.»
| 1
|
| карты по теме
|
|
|
|
Тема 3: Россия при Петре I 9 часов
| 14
| Предпосылки петровских преобразований
| 1
|
| карта «Россия в 17 в.», презентация по теме
п./т 1,4
| реформа, модернизация
| §12 с93
п./т 2,3
|
| 15
| Петр I. Россия на рубеже веков
| 1
|
| карта «Россия в 1-й половине 18в.»
презентация
| гвардия, лавра, брандер
| §13 с99
п./т 1,3,5
|
| 16
| Северная война (1700-1721)
| 1
|
| карта «Российская Империя при Петре I» презентация по теме
| конфузия, рекруты, виктория
| § 14 с105
п./т 4,5,6
|
| 17
| Реформы Петра I
| 1
|
| карта «Россия в первой половине 18в», схемы№6-7, презентация по теме 5,6
| коллегия, ранг, «регулярные граждане», подлые граждане»
| §15 с115
п./т 2,3,4
|
| 18
| Экономика России в первой четверти XVIII века
| 1
|
| карта та же, иллюстрации
презентация по теме
| протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне, подушная подать, ремесленные цехи
| §16 с122
п./т 1,4,5
|
| 19
| Народные движения в первой четверти XVIII века
| 1
|
| карта та же, презентация по теме
| казаки, «прелестные грамоты», «работные люди»
| §17 с131
п./т 4,5
|
| 20-21
| Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века
| 2
|
| иллюстрации, репродукции, презентация по теме
п./т 1,6, презентация
| канты, гравюра, ассамблеи, клавикорды
| § 18-19
с137
п./т 2,3,5
|
| 22
| Обобщение по теме «Россия при Петре 1-м»
| 1
|
| карты по теме, тесты
|
| § 12-19
|
|
Тема 4: Россия в 1725-1762 годах 4 часа
| 23-24
| Дворцовые перевороты
| 2
|
| карта «Россия в 18 в.», иллюстрации, презентация по теме
п./т 1,2
| фаворит, кондиции, верховники, регент
| §20-21
с146
п./т 3,4
|
| 25
| Внутренняя политика в 1725-1762 годах
| 1
|
| карта та же, презентация по теме таб.№12 п./т 1,5
| абсолютизм, откуп, подряд
| §22 с156
п./т 2,3,4
|
| 26
| Внешняя политика России в 1 725-1762 годах
| 1
|
| карта та же, презентация по теме
п./т 3,4
| жуз, коалиция
| §23 с163
п./т 1,2,5
|
|
Тема 5: Россия в 1762-1801 годах 12 часов
| 27
| Внутренняя политика Екатерины II
| 1
|
| карта «Россия во 2-й половине 18в.», схемы№№11, 12
презентация по теме
| каторга, монополия, секуляризация, «просвещенный абсолютизм»
| §24 с170
п./т 3,1
|
| 28
| Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева
| 1
|
| карта та же, иллюстрации
п./т 1,2
| «пугачевщина», самоуправление
| §25 с178
п./т 3,4
|
| 29
| Экономическое развитие России во второй половине XVIII века
| 1
|
| карта та же, иллюстрации
презентация по теме
| крестьяне-отходники, общество, займы, ассигнации
| §26 с184
п./т 3,4,5
|
| 30-31
| Внешняя политика Екатерины II
| 2
|
| карта та же,
презентация по теме
| нейтралитет, суверенитет, эскадра, буферное государство
| § 27-28
С192
п./т 4,5
|
| 32
| Россия при Павле I
| 1
|
| карта та же, иллюстрации, презентация по теме
п./т 1,2
| «Разжалованная грамота», фаворит, опала
| §29 с205
п./т 3,4
|
| 33
| Наука и образование в России
| 1
|
| иллюстрации, репродукции, презентация по теме
| обсерватория, водоход, ритор, академическая обсерватория
| §30 с214
п./т 1,4
|
| 34-35
| Художественная культура
| 2
|
| тексты литературных произведений, презентация по теме
презентация
| стиль, барокко, классицизм, жанр, сентиментализм
| §31-32
С222
п./т 2,4
|
| 36
| Быт и обычаи
| 1
|
| репродукции, иллюстрации,
презентация по теме презентация
| культурный раскол общества, традиции
| §33 с232
п./т 3
сообщ.
|
| 37
| Саратовский край в XVII I веке.
| 1
|
| презентация
презентация по теме
| Уездный центр, крестьянская война, губерния
| Лекция§20-33
|
| 38
| Обобщение по теме «Россия с 1725 по 1801г.г.»
| 1
|
| карты по теме, иллюстрации
|
|
|
|
Раздел программы: «Новая история. Конец XV-XVIII в.в.» (7 класс) Пояснительная записка Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования: по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2006.
Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI по XIX вв. учащимися 7 класса. Цели курса: учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;
• о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
• должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
• приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
• анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
• научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
• уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения. Учащиеся должны овладеть умениями:
• определять и объяснять понятия;
• уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
• рассматривать общественные явления в развитии;
• анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;
• уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности. Программа рассчитана на 29 часов. Учебник : Новая история, 1500-1800 :Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /А. Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л. М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2009.
«Новая история. Конец XV-XVIII в.в.» 7 кл.
| Распределение учебного материала по курсу
| Контрольные работы
| №
| Наименование раздела
| Кол. час.
| Тема
| Дата
| 1
| Европа и мир в конце XV-XVII вв.
| 13
| Европа и мир в конце XV-XVII вв.
|
| 2
| Ранние буржуазные революции. Международные отношения в XVI-XVIII вв.
| 5
| Ранние буржуазные революции. Международные отношения в XVI-XVIII вв.
|
| 3
| Эпоха Просвещения. Время преобразований. Борьба за первенство в Европе и в колониях.
| 12
| Эпоха Просвещения. Время преобразований. Борьба за первенство в Европе и в колониях.
|
|
| Итого
|
30
| Новая история. Конец XV-XVIII в.в
|
| Итого
| 4
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№урока
|
Тема раздела, урока
| Кол-во
часов
|
дата
проведения
|
материалы и
оборудование
| основные термины
и
понятия
| Домашнее
задание
дом.
задание
|
примечания
|
| Раздел 1 :Европа и мир в конце XV-XVII вв. 13 часов
|
39
|
Эпоха Великих географических открытий
|
1
|
| карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в 15-середине17вв.» ,презентация по теме
| великие географические открытия, конкистадоры, Новый Свет
|
§§ 1-2
|
|
40
|
Абсолютизм в Европе
|
1
|
| карта «Европа в 16-17 вв.» ,презентация по теме
| абсолютизм, меркантилизм. Сословное представительство
| § 3
|
| 41
| Хозяйственная жизнь Европы в ХVI-ХVII вв.
| 1
|
| карта та же, иллюстрации
,презентация по теме
| монополии, огораживание, буржуа, капитал, мануфактура, биржа
| § 4
|
| 42
| Социальная структура европейского общества Нового времени
| 1
|
| иллюстрации в учебнике, ,презентация по теме
| новое дворянство (джентри), откупщик, талья, шевалье, каботаж
| § 5
|
| 43
| Повседневная жизнь в ХVI-ХVII вв.
| 1
|
| иллюстрации
,презентация по теме
| сам, канон, .
| § 6
|
| 44
| Философия гуманизма
| 1
|
| иллюстрации
,презентация по теме
| гуманизм, утопия
| § 7-8
|
| 45
| Живопись Высокого Возрождения
| 1
|
| иллюстрации, репродукции
,презентация по теме
| Высокое Возрождение, Северное Возрождение, сонет, ренессанс
| § 9
|
| 46
| Зарождение европейской науки
|
1
|
| Иллюстрации ,презентация по теме
| каноник, бакалавр
| § 10
|
| 47
| Начало Реформации в Европе
| 1
|
| ,презентация по теме
| Реформация, протестант, пастор, лютеранство
| §11
|
| 48
| Распространение Реформации. Контрреформация
| 1
|
| Иллюстрации, презентация по теме
| кальвинизм, контрреформация, иезуиты, аутодафе
| § 12
|
| 49
| Англия в XVI в.
|
1
|
| карта «Европа в 16в.» ,презентация по теме
| англиканство,
| § 13
|
| 50
| Франция в XVI - первой половине XVII вв.
| 1
|
| карта та же, презентация по теме
| гугеноты, Варфоломеевская ночь, эдикт, месса, компромисс, гарант
| § 14
|
| 51
| Обобщение по теме:«Европа и мир в конце XV-XVII вв.»
| 1
|
| карта по теме,тесты
|
|
|
| Раздел 2: Ранние буржуазные революции. Международные отношения в XVI-XVIII вв. 5 часов
| 52
| Нидерландская революция
|
1
|
| карта «Европа в 16-18 вв.» ,презентация по теме
| гёзы, штатгальтер, иконоборческое движение
| § 15
|
| 53
| Великая Английская революция
|
1
|
| карта та же, презентация по теме
| пуритане, «железнобокие», «кавалеры»
| § 1 6
|
| 54
| Путь к парламентской монархии в Англии
| 1
|
| карта то же ,презентация по теме
| Долгий парламент, протекторат, лорд-протектор, тори, виги, спикер
| § 1 7
|
|
55
| Международные отношения в XVI-XVIII вв.
| 1
|
| карта «Европа в 16-18вв.» ,презентация по теме
| коалиция, тридцатилетняя война, Вестфальский мир
| § 1 8
|
| 56
| Обобщение по теме «Ранние буржуазные революции»
| 1
|
| карта та же, тесты
|
|
|
| Раздел 3: Эпоха Просвещения. Время преобразований. 12 часов. Борьба за первенство в Европе и в колониях.
|
57
|
Век Просвещения
|
1
|
| иллюстрации
,презентация по теме
| просвещение, разделение властей, народный суверенитет , энциклопедисты
| § 19
|
| 58
| Культура эпохи Просвещения
|
1
|
| ,презентация по теме хрестоматия
| пастораль, классицизм, атрибут
| § 20
|
| 59
| Промышленный переворот в Англии
| 1
|
| Иллюстрации, ,презентация по теме
| фабрика, прогресс, промышленный переворот, производительность труда, луддизм, аграрная революция
| § 21
|
| 60
| Английские колонии в Северной Америке
| 1
|
| карта мира в 16-18веках, ,презентация по теме
| пилигрим, «бостонское чаепитие», колониальные ассамблеи, конгресс
| § 22
|
| 61
| Война за независимость. Образование США
| 1
|
| карта « война за независимость и образование США» ,презентация по теме
| патриоты, лоялисты, принцип народного суверенитета, федерация, конституция
| § 23
|
| 62
| Начало Великой Французской революции
| 1
|
| карта «Франция в период ВФБ революции» ,презентация по теме
| третье сословие, Генеральные штаты, санкюлоты, «хлебный бунт», сословия, террор, кокарда, декрет
| § 24
|
| 63
| Установление республики во Франции
|
1
|
| карта та же ,презентация по теме
| жирондисты, якобинцы, Комитет общественного спасения, гильотина, Капет
| § 25
|
| 64
| Директория. Установление диктатуры
| 1
|
| карта «Европа в период Директорий» ,презентация по теме
| директория, термидорианцы,
| § 26.
|
| 65
| Латинская Америка в колониальный период
| 1
|
| карта «Латинская Америка в 19в.» ,презентация по теме
| коррехидоры, алькальды, касики, креолы
| § 27
|
| 66
| Страны Востока в ХVІ-ХVІІІ вв.
| 1
|
| карта мира в 18-19вв.
,презентация по теме
| могол, сипай, сегун,
сегунат, конфуцианство, синтоизм
| §§ 28, 29-30.
|
| 67
| Обобщение по теме «Эпоха Просвещения»
| 1
|
| карты по теме
|
См.выше
|
§§1-30
|
| 68
| Итоговое обобщение по теме «Новая история. Конец XV-XVIII в.в»
| 1
|
| тесты
| См.выше
|
|
|
|