Главная страница


Урока : формировать умение решать задачи «на работу»



Скачать 90.39 Kb.
НазваниеУрока : формировать умение решать задачи «на работу»
Дата05.04.2016
Размер90.39 Kb.
ТипУрок

Урок математики (алгебры) в 9 классе по теме:

«Решение задач с помощью систем уравнений второй степени».

Цель урока: формировать умение решать задачи «на работу» составлением систем уравнений;

Задачи:

Форма проведения урока: урок формирования умений и навыков.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.

План урока.

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

  2. Проверка домашней работы.

А) Решение систем уравнений.

Б) Математический диктант

  1. Актуализация знаний.

  2. Изучение нового материала. Решение задач.

  3. Самостоятельная работа.

  4. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока.
1.Организационный момент.

Вместе с дежурными учитель проверяет готовность класса к уроку.



Слайд 1

Слайд 2

d:\documents\моя аттестация\копия shablon_06\слайд1.gif

d:\documents\моя аттестация\копия shablon_06\слайд2.gif


2.Проверка домашнего задания.

А)Проверка домашнего задания осуществляется в виде самостоятельной работы по вариантам. При решении учащиеся 1 и 2 вариантов могут воспользоваться карточками- консультантами. (Эти варианты для учащихся с низким уровнем математической подготовки)

1 вариант

Решите систему уравнений:
;


Ответ: x = 1; y = 2.


2 вариант

Решите систему уравнений:
;


Ответ: x = 3; y = 0.


3 вариант

Решите систему уравнений:
;


Ответ: ( -7; -8 ); ( 5; 4 ).
Карточки-консультанты:

2 вариант.
;

;



,

,

,

,

,
Ответ: … .





1вариант
;

;

,,

,

,

,


Ответ: …



Слайд 3.
d:\documents\моя аттестация\копия shablon_06\слайд3.gif

Б) Математический диктант.

Ученики делают диктант под копировку. Копию работы оставляют себе для самопроверки. Два ученика выполняют диктант у доски по вариантам.
1. Система уравнений второй степени - это …(два и более уравнений, которыми можно манипулировать для нахождения общих решений).

2. Решением системы уравнений второй степени называют … (пару значений переменных, обращающую каждое из уравнений системы в верное равенство)
3. Решить систему уравнений второй степени значит … (найти все её решения или доказать, что этих решений нет)
4. Равносильные системы уравнений - это … (системы, имеющие одни и те же решения)

5. Какие основные способы решения систем уравнений вы знаете? (Способ подстановки, способ сложения, графический способ)
6. Подберите наиболее подходящий метод для решения следующих систем уравнений:

1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5)

Слайд 4
d:\documents\моя аттестация\копия shablon_06\слайд4.gif

(1 - подстановка; 2 – сложением; 3 – подстановка; 4 – графически; 5 – сложением)

Самопроверка с доски, обсуждение результатов (по необходимости)
3.Актуализация знаний.

Для подготовки учащихся к решению задач повторяются и систематизируются их знания.

Решение задач состоит из трёх этапов:

  1. Введение условных обозначений по условию задачи и составление при помощи них системы уравнений.

  2. Работа с системой уравнений.

  3. Ответ на вопрос задачи.

Каждый из этих этапов является важным в решении задачи.

Слайд 5
d:\documents\моя аттестация\копия shablon_06\слайд5.gif

Задачи, в которых кто-то выполняет некоторую работу, или задачи, связанные с наполнением или опорожнением резервуаров, напоминают задачи «на движение». В задачах такого типа вся работа или полный объем резервуара аналогичны роли расстояния в задачах «на движение», а производительности выполняющих работу объектов аналогичны скоростям движения. Часто объем работы в таких задачах не указывается и не является искомым. В таких случаях объем всей работы удобно принимать за единицу.

Давайте вспомним, какими величинами характеризуется данный процесс - совместная работа.

  1. Работа. Обозначаем буквой – А. Если объем работы неизвестен, то всю работу принимаем за 1. Единицы измерения работы: м3, га, машин, деталей, литров и т.д.

  2. Время – срок выполнения работы. Обозначаем буквой – t. Единицы измерения: ч, мин, смена и т.д.

  3. Производительность – это часть работы за 1 единицу времени. Обозначаем буквой – Р. Единицы измерения: м3/ч, га/смена, дет/день и т.д.

Совместная производительность – это часть работы, выполненная за 1 единицу времени вместе всеми участниками.

Формулы: А= Р . t , при А=1, Р=1/t

Слайд 6
d:\documents\моя аттестация\копия shablon_06\слайд6.gif
4.Изучение нового материала. Решение задач.
А) Ученик решает на доске № 279. [1]

Примем всю работу за 1. Пусть первый экскаватор, работая один, выполнит всю работу за x часов, а второй – за y часов.





P

t

A

I



x

1

II



y

1


y-x=4





P

t

A

I







II








+ = 1
3 ч 45 мин = 3 ч = 3 ч = ч
Таким образом, получим систему уравнений:



Выберите способ решения системы уравнений. (Подстановка)

;
;
,

,

D=289,

X1= - 2,5, не удовлетворяет условию x 0;

X2=6

Решением системы будет пара чисел

Ответ: 6 часов, 10 часов.

Обсуждение, уточнение хода решения.

Алгоритм:

  1. Если неизвестен объем работы, то всю работу примем за 1

  2. Обозначим время выполнения работы переменной

  3. Выражаем производительность работы каждого участника процесса или их совместную производительность.

  4. По условию задачи составляем уравнения и объединяем их в систему.

  5. Решаем систему уравнений, записываем ответ.

Слайд 7
d:\documents\моя аттестация\копия shablon_06\слайд7.gif
Б) Задача №325 на доске и в тетрадях
Работа по алгоритму:


  1. Если неизвестен объем работы, то всю работу примем за 1

  2. Обозначим время выполнения работы для первой трубы переменной х. для второй переменной у

  3. Выражаем производительность работы каждого участника процесса: первой трубы - , второй трубы -






P

t

A

I труба



x

1

II труба



y

1


Из данной таблицы видно, что принято за х, за y, какова производительность каждой трубы. Составим первое уравнение на основании того, что одна вторая труба могла наполнить бассейн в 1, 5 раза быстрее, чем одна первая.

х=1,5у




P

t

A

I труба







II труба








+ = 1

Имеем систему уравнений:

; ;

24y - 3y2=0;

3y(8 – y)=0;

y1=0, не удовлетворяет условию y0;

y2=8.

Таким образом,

Ответ: 12 часов, 8 часов.
5.Самостоятельная работа.

При решении работы учащиеся могут воспользоваться карточками-консультантами.

1 вариант.

Разность двух чисел равна 5, а их произведение 84. Найдите эти числа.
2 вариант.

Разность двух натуральных чисел равна 24, а их произведение равно 481. Найдите эти числа.

Слайд 8
d:\documents\моя аттестация\копия shablon_06\слайд8.gif

Карточки-консультанты к самостоятельной работе.


1 вариант

Пусть x – первое число, y – второе число. Зная, что x-y – разность чисел, x-y = …, xy – произведение чисел, xy = …, то составим и решим систему уравнений:







2 вариант.

Пусть x- натуральное число, y- второе натуральное число. Зная, что x-y-разность чисел, x-y =…, xy - произведение чисел, xy =…, то составим и решим систему уравнений:




6.Итог урока. Рефлексия.
В конце урока оцениваются ответы учащихся у доски и самостоятельные работы. Ещё раз обращается внимание учащихся на 3 этапа и алгоритм решения данных задач. Учащимся предлагается оценить, что было самым интересным, самым легким, самым трудным.
7.Задание на дом.
№ 280, 324, 288 (б,г). [1]

Список литературы:


  1. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворов; Под редакцией С. А. Теляковского.- М.: Просвещение, 1995.

  2. Источник шаблона для презентации: https://pedsovet.su/