Главная страница

Личностно-ориентированный подход к одаренным детям на уроках математики



Скачать 83.67 Kb.
НазваниеЛичностно-ориентированный подход к одаренным детям на уроках математики
Дата14.03.2016
Размер83.67 Kb.
ТипДокументы

Личностно-ориентированный подход к одаренным детям на уроках математики

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых.

В настоящее время выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. Тесты на творческую активность, проводимые психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых 2%, среди подростков – 11%, среди 7-летних – 17%, а среди 6-летних – 37%. Отсюда и видна роль школы и учителя в развитии одаренности.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности.

С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребенка.

С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной, психомоторной, академической, интеллектуальной, творческой.

В своей практике я стараюсь развивать общую одаренность, которая представляет собой широкий диапазон творческих способностей, лежащих в основе успешного освоения, а затем успехов во многих видах деятельности.

Процесс выявления способных детей достаточно сложный. В школе в основном учатся дети, способные при благоприятных условиях обучения достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. В этой связи мне представляется наиболее значимым трехэтапный комплекс мероприятий для работы со способными детьми.

На первом этапе я выявляю сведения об успехах ребенка в какой-либо деятельности, полученные от родителей с помощью группового тестирования. Для этого предлагаю примерно такие вопросы:

- замечали ли Вы у своего ребенка проявление каких-либо способностей?

- в каком возрасте это произошло?

- что Вы предприняли тогда?

- поощряете ли Вы интересы своего ребенка?

- какими способами Вы поддерживаете интерес к творчеству у ребенка? и т.д.

После проведения опроса объясняю родителям роль семьи в развитии творческого ребенка: при поддержке родителей способности развиваются, без нее – нивелируются. По окончании первого этапа подвожу итог: кто из детей, по мнению родителей, обладает какими способностями. Прихожу к выводу, что у большинства детей имеются способности к разному виду деятельности.

На втором этапе провожу диагностику детей с помощью психологических тестов для выявления творческих способностей у детей как одного из главных показателей творческой одаренности. Использую тесты для изучения различных видов мышления («Обведи контур», «Лишний предмет», «Нелепица», «Раздели на группы», «Определи понятия» и др.), различных свойств памяти, развитости воображения, развитости интеллекта, речевой готовности, математических способностей.

После прохождения ребенком второго этапа отмечаю детей с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях, учитывая, что на определенном этапе могут быть проявлены признаки одаренности далеко не все и не у всех по ряду каких-либо причин.

Такие дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Определив таких ребят, следует научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Этот интерес можно поддерживать по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов; решением задач практического содержания (с использованием межпредметных связей); занимательными элементами урока.

Направляю основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников.

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приемов повышения качества обучения математике. В моей работе под термином «личностно-ориентированный подход в обучении» понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого учащегося и в зависимости от индивидуальных особенностей ученика совершенствовать их.

Личностно-ориентированный урок, как я понимаю, в отличие от традиционного, в первую очередь, изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащегося.

На третьем этапе начинаю работу по развитию творческих способностей учащихся как фактора проявления творческой одаренности.

При планировании уроков я предусматриваю развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения, большое внимание уделяю возможности детям постоянно приобщаться к новому, постоянно развивающемуся потоку информации. На уроках дети обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. На творческом уровне развития способностей ученик способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед учеником. Приведу примеры из собственной практики.

На уроке математики учащимся предлагаю задания поискового характера, задания с наращиванием условия. «К Новому году вырезали 102 снежинки. 10 мальчиков вырезали по 3 снежинки каждый». Предлагаю дополнить условие и поставить вопрос.

  1. «А остальные снежинки вырезали девочки. Сколько снежинок вырезали девочки? На сколько больше снежинок вырезали девочки, чем мальчики?»

  2. «Сколько снежинок вырезала каждая из девочек?» (Количество девочек может быть разным. Главное, дети должны найти второе число, на которое бы делилось 72. Это может быть и 8, и 9, и 2, и 12, и 6, и т.д.)

  3. «А 5 девочек вырезали по 12 снежинок каждая. Сколько снежинок вырезали взрослые?» (Дополненная так задача уже будет решаться четырьмя действиями)

Таким образом, дети не только находятся в творческом поиске условия задачи, но усложняют задачу. Такая работа позволяет детям быстрее научиться решать любые задачи.

Урок, направленный на развитие творческих способностей, включает три этапа.

I этап «Разминка». На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий. Это придает дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти умения в совокупности входят в структуру заданий творческого характера. Приведу пример простой репродуктивной задачи интенсивного характера: «Прочитать числа, обращая внимание на знаки препинания: 21, 22, 23… 24? 25! 26?! 27, 28 ,29. Сосчитать их сумму рациональным способом, уменьшить ее на 25 и разделить на 2. Сколько у вас получилось? (100). С какими постоянными величинами в математике оно у вас ассоциируется? В названия каких литературных произведений входит это число?»

Большинство учащихся на этом этапе работы стараются работать, используя все свои возможности и способности.

II этап «Развитие психических механизмов: памяти, воображения, внимания».

Следует отметить, что тренировка памяти не заменяет обучения, а способствует повышению его эффективности. Целенаправленная работа по развитию творческих способностей показывает, что существует прямая связь между ними и уровнем развития памяти и внимания. Те ученики, которые быстрее выполняют задачи творческого характера, успешнее решают и задачи, определяющие степень развития названных познавательных процессов. Это говорит о том, что специальные задания, формирующие приемы рационального запоминания, тренирующие внимание, особенно произвольное, необходимо постоянно включать в уроки, приучая детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах и ведет к повышению эффективности обучения в целом.

III этап «Решение частично-поисковых задач разного уровня»

Интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи этого этапа являются выражением именно такого подхода к проблеме развития творческих способностей.

Например, тема «Нахождение периметра прямоугольника»

№1

Длина прямоугольника равна 8 см, ширина 4 см. Найди периметр прямоугольника.

№2

Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина в два раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника разными способами.

№3

Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина 4 см. Вычисли периметр прямоугольника. Начерти другие прямоугольники с таким же периметром.

№4

Прямоугольник, длина которого равна 8 см, а ширина 4 см, Таня обложила вокруг счетными палочками. Длина каждой палочки равна 2 см. сколько таких палочек потребовалось?

Аналогичные задания предлагаются учащимся и на других уроках, где каждому ученику дано право выбора. При этом видно продвижение одних и отставание других, а ученик имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Благодаря такому подходу активизируется мыслительная деятельность учащихся и поддерживается их интерес к знаниям.

Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Задания творческого характера даются всему классу. При их выполнении оцениваю только успех.

В каждом классе, это известно всем, все учащиеся делятся на три группы: слабую, среднюю, сильную. Учитывая возможности каждого ученика, я составляю разноуровневые задания для каждой из групп. Задание под №1 выполняют учащиеся 1 группы (слабые), задание под №2 выполняют учащиеся 2 группы (средние), задание под №3 – учащиеся 3 группы (сильные). При этом учащиеся первой группы, справившись со своим заданием, переходят к следующему заданию. Учащиеся второй группы, справившись со своим заданием, переходят к заданию третьей группы. Учащиеся третьей группы, справившись со своим заданием, переходят к выполнению дополнительного задания под №4, а если дополнительное задание они не получают, тогда помогают другим учащимся класса.

Распределяя карточки среди учеников и зная их познавательные особенности и возможности, я не только определяю уровень овладения знаниями, но и учитываю личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

Постоянное, целенаправленное внимание к проблеме развития творческой одаренности формирует беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), умение выдвигать и развивать гипотезы.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые способности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов, по моему мнению, должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.