Главная страница

Заветы святого князя Владимира русскому народу



Скачать 87.13 Kb.
НазваниеЗаветы святого князя Владимира русскому народу
Дата06.03.2016
Размер87.13 Kb.
ТипДокументы


МБОУ «Топкановская основная

общеобразовательная школа»

Заветы святого князя Владимира русскому народу


Яцкина Галина Васильевна

учитель истории
Топканово 2014
И православною рукою
Была страна осенена,
И стала наша Русь Святою,
И до сих пор свята она.

А.Несмелов. Введение.

Вряд ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже более тысячи лет это имя почитаемо на Руси. Мы не можем точно знать, каким был этот человек, но легендарный образ Великого князя - Крестителя Руси и собирателя славянских племен дошел до нашего времени. Летописи называют его «Великим» именно потому, что он провёл обряд крещения Руси. Князь Владимир - одна из самых ярких фигур истории Отечества и, возможно, крупнейшая в Древней Руси. О нем  знает практически каждый человек, каждый школьник, интересующийся историей. С именем Владимира Святого ассоциируется не только крещение Руси, но и пришедшая с христианством письменность, выход Руси на новый культурный и внешнеполитический уровень. Вообще его правление, и тем более, крещение, является некой точкой отсчета истории нашей Родины, моментом, с которого внутренняя и внешняя политика и жизнь государства приняла совершенно другой оборот. Жизнь и деятельность князя Владимира известна по летописям, былинам. Уже с четвертого класса школьники получают представление о Владимире Святом, Красно Солнышко, о его роли в нашей истории. Но ни в одном учебнике нет никаких сведений о заветах князя Владимира русскому народу. Именно эта тема мало известна не только детям, но и взрослым людям. Данная работа направлена на то, что бы понять, что завещал русскому народу князь Владимир и выполняем ли мы эти заветы.


Основная часть.

Вся жизнь князя Владимира будто поделена надвое, и складывается впечатление, что принадлежит двум разным людям: Владимир-язычник и Владимир-христианин. Знакомясь с событиями крещения Руси, мы видим, как серьезно и продуманно Владимир подошел к вопросу веры. Он понял, что личную и государственную жизнь можно создавать только на фундаменте веры в единого Бога. Поэтому он всесторонне ознакомился с существовавшими в то время религиями и остановился на лучшей из них. Дл Наиболее обстоятельный рассказ о крещении князя Владимира и жителей Киева читается в «Повести временных лет».

Возвратившись после своего крещения из Корсуни в Киев, Владимир прежде всего окрестил 12 своих сыновей, а затем велел рубить и жечь всех идолов, а главного из них - Перуна с серебряной головой - бросить в реку. Потом приказал всем киевлянам явиться на берег Днепра. Митрополит Михаил и греческие священники освятили Днепр и торжественно совершили таинство крещения народа. Взрослые люди вошли в воду, маленькие дети были на руках отцов и матерей, между тем как на берегу стояли великий князь, супруга его, бояре и воины, окрещенные еще в городе Корсунь. Священники прочитали молитву над людьми, вошедшими в воду, окропили их елеем и благословили. В эту минуту Владимир поднял руки к небу и сказал: «Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия, и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его!»

В словах этой весьма краткой по объему, но необычайно пространной, можно сказать, всеобъемлющей по своему внутреннему содержанию, молитвы заключена вся суть христианской жизни, в ней даны заветы святого князя Владимира русскому народу. Молитва эта заставляет глубоко вдуматься в ее слова и почувствовать то, что переживал произносивший ее в тот великий момент Владимир. При всей своей видимой простоте и полной безыскусственности, она отличается необычайной глубиной содержащихся в ней мыслей и указывает на то, как глубоко усвоил князь, недавний язычник, подлинные основы христианского учения. В ней, по сути, заключается полностью вся программа истинно христианской жизни. А так как словами этой молитвы святой князь молился о своем родном народе и о себе как о духовном вожде этого народа таковым он несомненно мыслил себя, занимаясь потом всю остальную жизнь свою подлинно апостольской деятельностью, то из этой молитвы мы можем видеть, чего именно желал князь ново крещенному русскому народу, какой путь жизни по принятии святого крещения для него предначертывал, и, следовательно, молитва эта явно заключает в себе заветы святого князя Владимира русскому народу.

Какие же это заветы? О чем молился Владимир и чего он желал русским людям?

«Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новые люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны христианския…»

Вот первый завет, завет первостепенной важности для каждого, кто решается начать христианскую жизнь, для каждого, желающего жить христианской жизнью, быть подлинным христианином,- завет боговедения, завет богопознания. Богопознание есть первая и основная задача жизни истинного христианина. Чтобы быть христианином, необходимо прежде всего веровать в Бога, надеяться на Бога и любить Бога. Но нельзя веровать в того, надеяться на того и любить того, кого не знаешь. Отсюда сама собой вытекает для каждого христианина насущнейшая необходимость богопознания. Следовательно, все, что говорит о Боге или открывает людям Бога, должно быть предметом изучения для человека верующего. О Боге красноречиво говорит окружающая нас природа всем своим гармоничным и целесообразным устройством; о Боге выразительно свидетельствуют глубины собственного человеческого духа, если человек добросовестно стремится к подлинному самопознанию; но полнее всего и яснее всего, конечно, открывает Бога само его Божественное слово — Священное Писание и Священное Предание, содержащееся в богослужебных книгах, творениях общепризнанных святых и описаниях жизни прославленных церковью святых угодников. Все это и должно быть предметом самого внимательного и старательного изучения в течение всей жизни христианина.

Но как понимать это «богопознание»? Разве могут земные люди в полном смысле этого слова «познать Бога» и проникнуть во все тайны божеского существа, изучить и постигнуть самое существо Божие? Конечно, с христианской точки зрения отнюдь не о таком богопознании идет речь. В христианском представлении человек должен стремиться познать Бога настолько и лишь в той мере, в какой сам Бог благоволил людям открыть себя и в какой это необходимо для человеческого спасения, духовного возрождения и вступления в общение с Богом.

Такое познание Бога ведет к конечной цели христианства- Богообщению.
«... И утверди в них веру праву и несовратну...», - вот второй завет князя Владимира, - завет нерушимого хранения правой, то есть, православной веры и твердого, непоколебимого стояния в ней, несмотря ни на какие соблазны и испытания, вплоть до готовности жизнь свою отдать за нее.
Православие всегда было душой русского народа. Святой православной вере обязан русский народ всем, что есть у него подлинно великого, возвышенного и святого. А потому только тщательное исполнение второго завета святого князя Владимира о верности святому православию способно возродить русский народ, а через него и все человечество.

Третий завет говорит о необходимости неустанной борьбы с «супротивным врагом», вплоть до окончательной победы над ним, при помощи Божией: «... помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побжду козни его». Кто этот «супротивный враг»?
Это - враг Божий и враг человеческого спасения, в христианском представлении это диавол и всякого рода зло, от него происходящее. Своими собственными слабыми человеческими силами победить диавола, победить зло, от него происходящее, человек не может, а потому и говорит князь Владимир: «...надеяся на Тя и на Твою державу»...
Это - завет неустанной, никогда не прекращающейся борьбы со злом, находящимся, прежде всего, в душе самого человека - со своими греховными страстями и похотями, - а затем и со злом в окружающей жизни. Истинный христианин непримирим к несправедливости и злу. Очевидно, сам Владимир, а за ним и православная церковь, считали, что истинный христианин всю жизнь свою должен бороться со злом, почему и именуется «воином Христовым». Ни на один миг не смеет он складывать своего оружия, но всю надежду на победу в этой борьбе должен возлагать единственно на благодать Божию: всякая самоуверенность, всякое «самонадеяние» в этой «брани» всегда посрамляется и карается поражением и торжеством врага.
Непримиримая борьба со злом во всех его видах и проявлениях - вот лозунг, типичный для православного русского человека на протяжении всей его истории. Во имя этой борьбы со злом за правду Божию велись у нас и все войны- сначала за веру православную, позже - за веру, царя и Отечество. Вспомним замечательную речь великого князя Александра Невского, обращенную к его малочисленной дружине перед битвой со словами: «Братия, нас немного, а враг силен, но не в силе Бог, а в правде… Не убоимся множества ратних, яко с нами Бог!» Глубоко чужда была русскому человеку всякая идея какого бы то ни было компромисса со злом. Он всегда чувствовал душой своей ее фальшь и горячо восставал против нее. Вспомним как пожертвовал собой великий Московский святитель Филипп, не желавший примириться с опричниной царя Ивана Грозного, какую подлинно самоотверженную стойкость и твердость в борьбе за веру и Родину проявил Гермоген, патриарх Всероссийский, не шедший ни на какие компромиссы с поляками, уже засевшими в Кремле, хотя он и находился в их власти. А как мужественно оборонялась Троицко-Сергиевская лавра, ставшая на время из иноческой обители как бы военной крепостью! В тоже время, третий завет ни в коей мере не является призывом к развязыванию войн и конфликтов, а только призыв к борьбе с теми, кто посягает на православие и святую Русь. Так его нужно трактовать и сегодня.

Сам князь Владимир после крещения следовал тому, о чем говорил в своей молитве.  Он  стал совсем другим человеком, только и помышлял о Боге, о добрых делах, о спасении души. Он заботился о просвещении своего народа, строил новые города, заселял пустынные земли, укреплял границу земли Русской. На следующий год после крещения князь начал строить церковь Святой Богородицы на том самом месте, где когда то пострадали первые на Руси христиане-мученики Феодор и Иоанн.

Владимир каждый день посещал богослужение и всей душой старался поступать по слову Божию. Услышав однажды в церкви, как священник произносит слова Евангелия: «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут», - Владимир приказал собрать всех нищих на его княжий двор и дать все, что им нужно: пищу, одежду и деньги. А для больных и немощных снедь развозили по городу на телегах. Владимир стал осуществлять заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным и обездоленным. Помощь эту оказывали широко. Успешному распространению веры Христовой среди русского народа содействовало в особенности то, что она распространялась большей частью мирными средствами - проповедью, убеждением, а не огнем и мечом, как это нередко делалось раньше. На закате жизни князь Владимир стал примерным христианином, образцом смирения, кротости и милосердия.


Заключение.

Глубока и содержательна замечательная, хотя столь краткая и несложная по внешней форме молитва крестителя и просветителя святого князя Владимира, которую произнес он в великий и священный момент крещения русского народа. Эту молитву надлежало бы знать наизусть каждому православному русскому человеку, а вытекающие из нее заветы не только помнить, но и следовать им, сделать их программой своей жизни, как личной, так общественной, а возможно и государственной. Церковь у нас по-прежнему отделена от государства, но мы видим, что руководители нашего государства уважительно относятся к вере православной, посещают богослужения, чтят православную историю и веру. Русский народ, в лице своих многочисленных лучших представителей, хорошо помнил и исполнял священные заветы князя Владимира на протяжении всей своей истории. В наше время, как я отмечала, многие ничего не знают о заветах князя Владимира, но это не значит, что им не следуют. В современной России растет число верующих людей, открываются церковные школы, восстанавливаются монастыри и храмы, строятся новые. Люди вновь пришли к Богу, к православной вере. Я неоднократно побывала в паломнических поездках и убедилась в том, как растет из года в год число истинно верующих. Это люди разных поколений, много молодежи и юношества.

«Без Бога - ни до порога!» - так выразительно гласит старая русская пословица. Остановимся же у порога, оглянемся на свою жизнь, и поймем, что мы, как православные, обязаны давать всем живой пример христианского подвига в своей личной жизни!


Литература и интернет ресурсы:

1.Из «Повести временных лет» Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СП: Наука, 2004.

2. Костомаров Н.И. Князь Владимир Святой. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Наука, 1991.

3.Карпов А. Ю.Владимир Святой. ЖЗЛ. М. 1989.

4. Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси .Сборник статей. М. 2008.

5.http://maponz.info/index.php/religiya/72-41/2335-l-r1836

6.http://www.pravmir.ru/zavety-knyazya-vladimira/

7.https://pravoslavie.ru