ГЛАВА II
Эмпирическое исследование взаимосвязи школьной успешности и уровня тревожности у учащихся младшего школьного возраста 2.1. Организация и методы исследования
Целью нашего исследования является изучение зависимости школьной успешности от уровня тревожности детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: Подобрать методики и провести исследования.
Обработать исследования математически–статистическим способом.
Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Предмет исследования:Взаимосвязь уровня и видов тревожности учащихся младших классов общеобразовательной средней школы, в возрасте 10-11 лет, с их социометрическим статусом, уровнем учебной мотивации и показателями школьной успеваемости. Объект исследования: учащиеся младших классов общеобразовательной средней школы в возрасте 10 - 11 лет, в количестве 60 человек. Из них 30 девочек и 30 мальчиков. Гипотеза:Тревожность оказывает влияние на школьную успешность учащихся младших классов. Для проверки правильности сформулированной гипотезы, мы воспользовались следующими методиками: 1. «Тест школьной тревожности Филлипса». 2. «Шкала явной тревожности Дж. Тейлора» ( СМАS) (Адаптация Прихожан). 3. Определение уровня учебной мотивации (по Лускановой). 4. Социометрический тест Дж. Морено. 5. Изучение успеваемости младших школьников (в баллах). Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». Позволяет выявить у ребенка восемь основных факторов тревожности: общая школьная тревожность, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, cтрах самовыражения, cтрах ситуации проверки знаний, cтрах не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физическая сопротивляемость стрессу, страх в отношениях с учителями. Она позволяет выявить у ребенка восемь основных факторов тревожности: Общая школьная тревожность - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в школьную жизнь.
Переживание социального стресса-эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками.
Фрустрация потребности в достижении успеха- неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
Страх самовыражения - негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
Низкая физическая сопротивляемость стрессу - особенность психофизиологической организации, снижающая приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношении с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
«Шкала явной тревожности Дж. Тейлора» ( СМАS) (Адаптация А.М.Прихожан). Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale - CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет. Шкала была разработана американскими психологами A.Castaneda, В.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности ( Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлор ( J.A.Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса. В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан. По данным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса. В России шкала Тейлора проверена и адаптирована. Нами использовался вариант предложенный Прихожан А.М. При обработке результатов подсчитываются баллы совпадающие с ключом геста. Первичная оценка переводится в стандартизированную (стены). На основании шкальных оценок делаются выводы об уровне тревожности (состояние тревожности не свойственно; нормальный уровень тревожности; несколько повышенная тревожность; явно повышенная тревожность; очень высокая тревожность). Для проверки школьной успешности, которая складывается из положения среди сверстников и успеваемости, мы использовали: 4. Социометрический тест Дж. Морено.Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий (звезды, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные). В нашем исследовании был использован вопрос: «Кого из своего класса, ты бы пригласил на день рождения?» Детям было предложено сделать по три выбора. [44] «Определение уровня учебной мотивации (По Лускановой)» Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели. «Социометрический тест Дж. Морено.»Диагностика социометрического статуса учеников и групповой структуры. Выявление детей – аутсайдеров с целью коррекционной работы. Отслеживание результатов коррекционной работы. Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий (звезды, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные). В нашем исследовании был использован вопрос: «Кого из своего класса, ты бы пригласил на день рождения?» Детям было предложено сделать по три выбора. [44] Для определения уровня успеваемости была проведена работа с классными журналами. Успеваемость определялась по среднему баллу, выводимому на основании текущих оценок за полугодие. 2.2. Обработка и анализ полученных результатов
При исследовании уровня тревожности по методике «Тест школьной тревожности Филлипса», были получены следующие результаты – график 1, график 1а.
При анализе полученных результатов по каждому из восьми факторов тревожности было отмечено, что одинаковые показатели у мальчиков и у девочек были обнаружены только по 5-му фактору тревожности, связанному со «страхом ситуации проверки знаний». По остальным факторам наблюдается незначительные различия. По фактору «общая школьная тревожность» показатель у мальчиков (12 баллов) на один балл выше чем у девочек (11 баллов). Такое же различие по факторам: «переживание социального страха» (7 баллов у мальчиков и 6 баллов у девочек), «фрустрация потребности в достижении успеха» (8 баллов у мальчиков и 7 баллов у девочек). «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» (4 балла у мальчиков и 3 балла у девочек) и «проблемы страха в отношениях с учителями» (6 баллов у мальчиков и 5 баллов у девочек). По фактору «страх самовыражения» показатели тревожности у мальчиков оказались выше, чем у девочек на два балла (5 баллов у мальчиков и 3 балла у девочек). И только по 6-му фактору – «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» показатели тревожности девочек оказались выше на один балл (4 балла у мальчиков и 5 баллов у девочек).
Общее число несовпадений по всему тесту, выраженное в процентах, соответствует повышенному уровню тревожности, как у мальчиков, так и у девочек.
Полученные нами данные подтверждаются и исследованиями, проводимыми Прихожан А.М.. В своих исследованиях Прихожан А.М. также отрицает различия в уровнях тревожности у мальчиков и девочек младших классов.
Этим же вопросом, касающихся межполовых различий переживания страхов так же занимался Захаров А.И., в своих исследованиях он указывал на то, что девочки более склонны к переживанию страха, тревоги.
Из 60 протестированных детей высокий уровень тревожности выявлен у 10 учащихся (16%), повышенный уровень у 25 человек (42%), 25 человек (42%) показали уровень тревожности в пределах нормы. Результаты исследования уровня тревожности в процентном соотношении представлены в графике1.
График 1.
По результатам исследования можно выявить также межполовые различия по уровню тревожности. Высокий уровень тревожности выявлен у 4 девочек (14 %) и 6 мальчиков (21%); повышенный уровень тревожности выявлен у 11 девочек (36 %) и > 14 мальчиков (33 %); показатель уровня тревожности в пределах нормы у 15 девочек (50 %) и 10 мальчиков (46 %). Наглядно результаты представлены на графике 1а.
График 1а.
Следовательно, мы можем говорить, что по уровню школьной тревожности видимых результатов у мальчиков и у девочек мы не получили. Тем не менее, мальчики отличаются более высоким показателем тревожности (высокий уровень тревожности выявлен у 6 мальчиков и только у 4 девочек; а нормальный уровень тревожности имеют 15 девочек и только 10 мальчиов). При исследовании явной тревожности по методике «СМАS» были получены следующие результаты: график 2, график 2а.
Проводя анализ результатов представленных по методике «СМАS», предназначенной для выявления явной тревожности, как относительно устойчивого образования, мы увидели, что средние шкальные оценки в сырых баллах, полученные мальчиками ниже, чем у девочек на три балла (у мальчиков 18 баллов у девочек 21 балл). При переводе баллов в стены мы получили одинаковые стены (6 степов у мальчиков и 6 степов у девочек). В результате чего, уровень исследуемой тревожности у мальчиков и девочек оказался «нормальным». Результаты данной методики совпадают с результатами методики «Филлипса».
Далее, при рассмотрении результатов, по этой методике, у 60 учащихся данные распределились следующим образом: нормальный уровень тревожности зафиксирован у 31 человека (52%); несколько повышенная тревожность у 23 человек (38%); явно повышенная тревожность выявлена у 6 человека (10%). Результаты в процентном соотношении представлены в графике 2.
График 2
Следовательно, мы можем говорить, что у большинства детей (у 52%) наблюдается нормальный уровень явной тревожности. И лишь незначительная часть детей имеет явно повышенный уровень тревожности (10%).
Так же по результатам этого исследования можно проследить и межполовые различия по уровню явной тревожности: Нормальный уровень тревожности показали 12 девочек (40%) и 19 мальчиков (63%); несколько повышенный уровень тревожности у 15 девочек (50%) и у 8 мальчиков (27%); явно повышенная тревожность выявлена у 3 девочек (10%) и у 3 мальчиков (10%). Наглядно результаты представлены на графике 2а. График 2а.
Следовательно, мы вполне можем говорить о том, что уровень явно повышенной тревожности у мальчиков и девочек одинаков. Но эта методика показала нам явные различия между показателями нормальной тревожности, мальчиков с этим уровнем тревожности гораздо больше, чем девочек (19 мальчиков и только 12 девочек). Также видны различия в количестве детей имеющих немного повышенный уровень тревожности (15 девочек и только 8 мальчиков). Мотивация графики 3, 3а
Для диагностики статусного положения в классе использовался социометрический тест Дж. Морено.
В результате обследования были получены результаты - график 4, график 4а.
При обработке результатов 60 испытуемых нами были получены следующие данные:
«Звезды» - имеющие 5 и более выборов - 10 человек (17%).
«Предпочитаемые» - имеющие 3-4 выбора - 20 человек (34%).
«Пренебрегаемые» - имеющие 1 -2 выбора - 26 человек (44 %).
«Отверженные» - имеющие 0 выборов - 4 человека (5 %). Результаты в процентном соотношении представлены в графике 4.
График 4.
Следовательно, можно говорить о том, что большинство детей относятся к группе «пренебрегаемых», чуть меньшее количество детей в
числе «предпочитаемых». Только 10 человек относятся к «разряду звезд». В числе «отверженных» оказались всего 4 человека.
Здесь также, прослеживаются и межполовые различия. В числе «звезд» - 7 девочек (24%) и 3 мальчика (10 %); в числе «предпочитаемых» - 11 девочек (36 %) и 9 мальчиков (30 %); «пренебрегаемые» - 10 девочек (33 %) и 16 мальчиков (53 %); «отверженными» оказались 2 девочки (7 %) и 2 мальчика (7%). Результаты представлены на графике 4а. График 4а.
При анализе полученных результатов видно, что в числе «звезд» оказалось больше девочек, чем мальчиков. По числу «отверженных» межполовых различий не наблюдается, число детей попавших в эту категорию одинаково, как у мальчиков, так и у девочек. Число детей попавших в категорию «предпочитаемых» отличается незначительно, мальчиков на два человека меньше. Однако, среди количества мальчиков и девочек, попавших в зону «пренебрегаемых» разница видна более отчетливо. «Пренебрегаемых» мальчиков на 6 человек больше, чем девочек. При изучении уровня успеваемости нами были получены результаты - график 5, график 5а.
Из 60 учащихся высокий уровень успеваемости был выявлен у 19 учащихся (33 %); средний уровень успеваемости выявлен у 23 человек (35 %); низкий уровень успеваемости выявлен у 18 человек (32 %). Наглядно результаты представлены в процентном соотношении на графике 5. График 5.
Следовательно, можно говорить о том, что уровни успеваемости распределились практически одинаково, чуть выше процент детей имеющих нормальную успеваемость.
По полученным результатам можно проследить межполовые различия в результатах успеваемости. Высокий уровень успеваемости у 12 девочек (43%) и 7 мальчиков (33%); средний уровень успеваемости у 13 девочек (40%) и 10 мальчиков (24%); низкий уровень - 5 девочек (17%) и 13 мальчиков (43%). Наглядно результаты представлены на графике 5а.
График 5а.
При анализе результатов успеваемости младших школьников, в глаза сразу бросается заметная разница в успеваемости среди мальчиков и девочек. Разница в оценках прослеживается по всем четырем предметам, взятым для исследования. Разница по таким предметам как: русский язык, математика и окружающий мир, составляет 0,3-0,4 балла. Большая разница в средних отметках среди мальчиков и девочек видна в таком предмете, как чтение. Разница там равна 0,7 балла.
Полученные нами результаты схожи с выводами Прихожан A.M., говорящими о том, что девочки в младших классах учатся лучше мальчиков. Об этой же разнице говорится в работах Реан А.А., Божович Л.И., Матюхиной В.М., и Моряновой Н.П. Эти авторы связывают межполовые различия в успеваемости, с разницей познавательной мотивации, которая по их словам, в младшем школьном возрасте выше у девочек.
Для подтверждения статистической значимости полученных результатов о межполовых аспектах влияния уровня тревожности на школьную успешность мы воспользовались критерием Пирсона.
По результатам подсчета критерия Пирсона, при сопоставлении уровня тревожности и уровня успеваемости были получены следующие результаты:
1. При сравнении уровня школьной тревожности и уровня успеваемости;
Х2 = 17,2; у мальчиков X2 = 42,4; у девочек X2 = 39,8.
Эти результаты оказались статистически не значимы. 2. При сопоставлении уровня явной тревожности и уровня успеваемости:
Х2 = 20,4; у мальчиков X2 = 39,2; у девочек X2 = 40,6.
Эти результаты оказались статистически не значимы. 3. При сравнении уровня личностной тревожности и уровня успеваемости:
Х2 = 23,1; у мальчиков X2 = 31,7; у девочек X2 = 30,4.
Эти результаты оказались статистически не значимы. 4. При сравнении уровня школьной тревожности и статусного положения были получены следующие результаты:
Х2 = 80,3; у мальчиков Х2 = 96,7; у девочек Х2 =91,8.
Эти результаты оказались статистически не значимы. 5. При сопоставлении уровня явной тревожности и статусного положения:
Х2 = 79,1; у мальчиков X2 = 89,3; у девочек X2 = 88,4.
Эти результаты оказались статистически значимы. 6. При сопоставлении уровня личностной тревожности и статусного положения:
Х2= 82,8; у мальчиков X2 = 98,3; у девочек X2 = 108,1.
Эти результаты оказались статистически значимы. По результатам подсчета с помощью критерия Пирсона позволяет утверждать, что нет четкой зависимости между уровнем тревожности и успеваемостью младших школьников. Межполовых различий в отсутствии связи так же не наблюдается. Вместе с тем очень четко прослеживается связь между уровнем тревожности и статусным положением, как на общей выборке, так и при разделении детей по полу.
В исследованиях Прихожан A.M. характеристики успеваемости оказываются связанными с тревожностью преимущественно опосредованно. В качестве опосредующих факторов в младшем школьном возрасте выступают ожидаемые оценки и отношение взрослых. Прямая связь получаемых школьником отметок и тревожности обнаруживается лишь в возрасте 14-15 лет. В работе этого автора описано действие механизма «замкнутого психологического круга» тревожность может влиять на успеваемость, так же как и успеваемость на тревожность.
Полученные нами результаты по связи уровня тревожности и статусного положения младшего школьника, совпадают с результатами, полученными Гордецовой Н.М. , Кисловской В.Р., Маствелискер Э.И., которые указывают на прямую связь тревожности и социального статуса. Но полученные нами результаты не совпадают с результатами Прихожан A.M., которые говорят, что в младшем школьном возрасте отмечается связь тревожности с социометрическим статусом ребенка среди сверстников у девочек и не отмечается у мальчиков.
Выводы по II главе: На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Несмотря на необходимость разработки и исследования понятия «школьная успешность», как интегративной характеристики, включающей в себе успеваемость и статусное положение школьника в классном коллективе, в научной литературе оно пока подробно не рассматривается и не изучается. Тем не менее, оно является важным для всестороннего подхода к пониманию учебной деятельности.
Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что не существует прямой зависимости между уровнем тревожности младшего школьника и его успеваемостью.
Данное эмпирическое исследование показало, что существует зависимость между уровнем тревожности младшего школьника ( 52 %, из общего числа испытуемых) и его статусным положением в классном коллективе ( 34 %, из общего числа испытуемых).
Наблюдения показали, что высокий уровень тревожности младшего школьника (10 %, из общего числа испытуемых) оказывает влияние на низкое статусное положение ребенка в классном коллективе (5 %, из общего числа испытуемых).
Повышенный уровень тревожности (38 %, из общего числа испытуемых) оказывает влияние на высокое статусное положение (17 %, из общего числа испытуемых) младшего школьника в классном коллективе.
Адекватный уровень тревожности (52 %, из общего числа испытуемых) младшего школьника оказывает влияние на его среднее статусное положение (34 %, из общего числа испытуемых) в классном коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведенный нами анализ литературы и эмпирическое исследование позволяют нам говорить о выполнении поставленной нами цели, изучения зависимости школьной успешности и тревожности.
Во время работы в школе, мы увидели явную заинтересованность педагогического коллектива и принимающих участие в исследовании школьников. Дети с удовольствием шли на контакт и с серьезностью относились к предложенным в тестах вопросам.
Без учета такого важного фактора, как тревожность, организовать эффективную и полноценную учебную деятельность невозможно.
Важнейшее качество, предающее тревоге конструктивность – умение анализировать тревожную ситуацию, спокойно без паники разобраться в ней. С этим тесно связано, умение анализировать и планировать собственные поступки. Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:
обучение школьника приемам и методам овладением своим волнением, повышенной тревожностью;
расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;
3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации.
Обобщая накопленный в области изучения тревожности материал, мы можем сказать, что задача взрослых заключается не в том, что бы полностью избегать тревогу и добиться абсолютного душевного спокойствия детей, а в том чтобы:
1)удерживать тревогу не выше определенного уровня;
2) дать ребенку конструктивно преодолеть ее. Как известно из современной литературы, уровень тревожности коррелируется с разнообразными факторами детского развития, поэтому на базе результатов исследования, можно проводить более широкое экспериментальное исследование (проследить динамику уровня тревожности при переходе в среднее звено школы; связь уровня тревожности со стиле педагогической деятельности учителя; провести сравнительную характеристику между двумя взятыми для эксперимента классами).
Такое экспериментальное исследование может привести к возможности разработки более подробных методических рекомендаций для школьных педагогов и родителей по преодолению тревожности. |