|
«Приёмы сложения и вычитания: ± 1, ±2, ± 3»
Разработка урока математики
| Первый класс
| Урок - путешествие
Учитель начальных классов Ю.А. Овчинникова
Тема: «Приёмы сложения и вычитания: ± 1, ±2, ± 3»
Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний
Цель: повторить и закрепить материал, изученный ранее.
Задачи:
1. Образовательные:
закрепление изученных приемов сложения и вычитания: ± 1, ±2, ± 3;
формирование умения анализировать арифметические задачи, решать их;
повторение состава чисел в пределах 10;
повторение последовательности чисел натурального ряда;
сравнение чисел;
повторение изученного геометрического материала.
2. Развивающие:
развитие познавательной активности учащихся;
развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками;
развитие умения следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
совершенствование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
развитие психических процессов: память, мышления, воображения, восприятия, внимания, эмоций;
развитие мелкой моторики кистей рук;
развитие наблюдательности.
Воспитательные:
воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения, воспитание коммуникативной культуры учащихся
Применяемая технология: элементы здоровьесберегающего обучения, технология раскрепощенного развития детей.
Организационные формы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.
Средства обучения:
- ТСО – телевизор, DVD-плеер, рабочая тетрадь, видеозапись к сказке «Новогоднее приключение Маши и Вити», карточки с числами, классная доска, иллюстрации к уроку по сказке, карта путешествия.
Ход урока
-Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Они посмотрят, как мы с вами научились работать. Поздоровайтесь с нашими дорогими гостями.
1,2 – выше голова.
3,4 – плечи шире.
5,6 – тихо сесть.
7,8 – лень отбросим.
-Беритесь, ребята, скорей за работу!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёту!
( Стук в дверь. Заходит почтальон)
Письмо от Деда Мороза.
-Давайте, быстрее посмотрим, что внутри.
«Снегурочка пропала. Ученики 1 «В», помогите!
Похитил её в своё царство Кощей!»
(Видеофрагмент из сказки).
Посмотрим, что дальше в письме:
Не бывает зимы, снега и Нового года в кощеевом царстве. Вот и вас он решил лишить праздника.
Спасите Снегурочку! Для этого отправляйтесь в сказку, преодолейте все препятствия и соберите ключ от темницы».
Освободим Снегурочку?
А с заданиями вы готовы справиться?
И в сказку не боитесь попасть?
Нам в пути придётся туго
Надо не теряться,
А покрепче друг за друга
Вам, друзья, держаться.
Для того чтобы не заблудиться Дед Мороз с письмом прислал карту, которая поможет попасть в кощеево царство и спасти Снегурочку.
Карта перед нами. На нашем пути несколько остановок, где мы должны проявить свои математические способности.
Попасть в кощеево царство нам поможет волшебное заклинание:
эники, беники, метёлки, вареники. (повт 2 р .)
Глазки закрыли и повторяем.
На доске висит карта путешествия.
Первый этап следования – «Избушка Бабы-Яги»
III. Актуализация знаний
Устный счет
Ой, избушка на пути.
Не даёт нам в лес пройти.
Но решив здесь все задачи,
Мы продолжим путь свой дальше.
Баба-Яга приготовила для нас задачи
Для работы приготовьте карточки. Будьте внимательны, работайте дружно! Если вы решите задачи правильно, то появится первая часть ключа.
Ответы выкладывайте в строчку.
Сколько лап у волка?
Сколько ушек у белки?
Сколько хвостов у 3 сорок?
По тропинке зайчик шёл,
7 грибочков он нашёл,
Походил вокруг осин
И нашёл ещё один.
7 весёлых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Под кустом за полем ржи
Жили дружные ежи:
2 дочки, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
-Разложите карточки с числами в порядке возрастания.
- Полный числовой ряд получился? Каких чисел не хватает?
-Молодцы! Мы выполнили все задания Бабы-Яги и заработали 1 часть ключа.
Глазки закрыли. Заклинание поможет нам отправиться дальше.
Эники, беники, метёлки, вареники. (повт 2 р.) IV. Закрепление изученного материала Второй этап следования – «Густой лес» -Здесь, ребята, лес густой нас не пропускает.
Испытание опять нам он предлагает.
-Вспомните состав числа, мои верные друзья!
Наша задача заполнить в ёлочках пустые окошки. За правильно выполненные задания мы получим 2 часть ключа.
(2 ученика выполняют задание у доски, класс работает вместе с учителем).
Коллективная проверка
-Приготовьте карточки.
Дети работают над составом чисел 5,6,7. Используют карточки.
-Молодцы! Путь свободен! Мы заработали 2 часть ключа.
Глазки закрыли.
Эники, беники, метёлки, вареники. (повт 2 р.)
Третий этап следования «Старичок – лесовичок»
Старичок-лесовичок
Отлежал себе бочок.
Размяться хочется,
Да лень ему ворочаться.
Давайте покажем старичку-лесовичку, как мы дружно умеем отдыхать. А старичок нас отблагодарит и отдаст 3 часть ключа. Физкультминутка в стихотворной форме Дружно и тихо встали.
1,2,3,4,5 (тянемся вверх)
Все умеем мы считать, (наклон вниз)
Отдыхать умеем тоже. (руки в стороны)
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим…
(Длинный вдох, короткий выдох)
А вот и следующая часть ключа.
-Незаметно для себя мы оказались перед следующим испытанием.
Нахождение значения выражения
-Смотрите, это яблонька.
Яблоки она даёт
Только тем, кто счёт ведёт.
Кто ошибок не допустит,
Того дальше в царство пустит.
А чтобы не допустить ошибки при счёте, давайте вспомним, куда мы двигаемся по числовому ряду при сложении чисел (направо или налево)?
А при вычитании?
Кому сложно выполнять вычисления, можете пользоваться числовым рядом. Физкультминутка (укрепление мышц рук). 1,2,3,4,5, яблоньке будем помогать,
Посчитаем урожай,
Ну, смелее, начинай.
-Решим примеры на волшебных математических яблочках.
Приступайте к выполнению задания.
Решение примеров с комментированием.
Сложим все яблочки с заданием в корзиночку. Передайте их с последней парты на первую. Какой ряд быстрее и тише справится?
А вот и ещё одна часть ключа.
Ну что, отправляемся дальше?
Закрываем глаза и произносим заклинание.
Эники, беники, метёлки, вареники. (повт 2 р.) Четвертый этап следования - « Печка»
-Печка здесь стоит, друзья.
Заколдована она.
Камни нужно нам убрать,
Чтоб кусок ключа достать. Для этого возьмите цветные карандаши и выполните задание. Какие карандаши нам понадобятся? Взаимопроверка.
Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга.
А чтобы не ошибиться, можно посмотреть на доску.
Печка вас благодарит за помощь даёт нам 5 часть ключа!
-А можно я тоже после урока посмотрю ваши работы?
-А пока уберите их на край парты. Физкультминутка для глаз под релаксационную музыку. Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем…
Глазки сильно закрываем…
Очень быстро поморгаем…
Снова сильно закрываем…
И опять мы поморгаем…
За огоньками наблюдаем…
Снова глазки закрываем.
Дышится легко…ровно… глубоко…
Что ж, пора уже вставать.
Ушки наши растираем,
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Потянулись!
И друг другу улыбнулись!
Пятый этап следования - « Леший» Решение задач -А вот и следующее испытание!
Страшный леший здесь лесной,
С Ягусей дружбу водит,
А в школу совсем не ходит.
Задачи придётся вам решать
И лешему всё объяснять.
Откройте тетради на последней странице.
Слушайте внимательно: Леший утром нашёл 3 шишки, а вечером ещё 2. Сколько всего шишек нашёл леший?
О чём говориться в задаче?
Сколько шишек нашёл леший утром? Вечером?
- Давайте вспомним, из чего состоит любая задача?
-Из условия.
Назовите условие.
-Следующая составляющая задачи…
-Вопрос.
Назовите вопрос.
-Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос?
-Решить задачу.
-Какое решение задачи запишем?
-Что ещё надо сделать?
- Сказать ответ.
-Проговорите ответ.
А теперь послушайте, какую задачу леший сочинил про свою подругу:
Кикимора собрала 8 мухоморов. Из нескольких она сварил суп. Сколько мухоморов осталось?
О чём говориться в задаче?
-Ребятки, а мы можем решить его задачу? Почему? Дополните условие, пусть леший уму-разуму научится.
Решаем, ответ записываем в тетради на стр. 30.
-Смотрите, ещё часть ключа появилась. Значит, мы понравились лешему.
Впереди последнее испытание. Закроем глазки:
Эники, беники, метёлки, вареники. (повт 2 р.) Шестой этап следования - « Дикий кот»
Повторение геометрического материала -Пути конец, здесь дикий кот,
Он быстр и смел.
Страсть как любит, когда его удивляют.
Давайте удивим кота. У вас на партах конверты, в них геометрические фигуры. За 2 минуты вы вместе с товарищем должны составить символ Нового года.
Работа в паре
-Не забывайте правила работы в паре.
Выкладывают ёлку.
-Что получилось?
Межпредметная связь
Символ нового года – ель. Сначала ели ставились только в домах богатых людей, позже ёлки стали главным украшением всех людей.
Ну, кота мы удивили,
Ёлку для него сложили.
А на ней игрушки, шарики, хлопушки.
Мы коту её подарим,
С Новым годом всех жителей царства поздравим.
Ну и он нас, конечно, отблагодарит, последнюю часть ключа нам вручит.
(Видеофрагмент из сказки). -Ура! Снегурочка освобождена!
Мы справились. Теперь в каждом доме будет Новый год!
А нам пора возвращаться: эники, беники, метёлки, вареники.
V. Итог урока.
А вот и школа.
Вот наш класс.
-Давайте вспомним, какие задания мы выполняли, чтобы преодолеть препятствия. Я очень рада, что это задание попало именно в наш класс.
Вы отлично справились!
За работу всем опять
Ставлю я отметку 5.
Урок окончен.
|
|
|
|