Главная страница

Уроков в 5 классе по теме: «Фонетика»



Скачать 60.04 Kb.
НазваниеУроков в 5 классе по теме: «Фонетика»
Дата16.03.2016
Размер60.04 Kb.
ТипУрок

Урок русского языка в 5 классе.

( Урок – путешествие в страну Фонетика)
Один из заключительных уроков в 5 классе по теме: «Фонетика» (Повторение и обобщение пройденного материала). Задача учителя – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не разочаровала детей, а наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, поэтому выбрана игровая технология. Соблюдены необходимые условия:

-соответствие путешествия учебно-воспитательным целям урока;

-доступность для учащихся данного возраста.
Тема урока: Фонетика. (Повторение и обобщение пройденного материала).

Цели: 1. повторить, обобщить и углубить сведения о звуках и буквах

русского алфавита, закрепить навык их произношения и написания;

2. освоить новые знания о неизвестных сторонах русского языка;

3. прививать любовь к родному слову, русской речи.

Задачи:

-развитие творческого мышления;

-формирование интереса к предмету;

-развитие умения высказываться на лингвистическую тему, применять

ранее полученные знания в новой ситуации.

Оборудование урока: карта страны Фонетика на магнитной доске,

презентация в программе Power Point,

мультимедийная система, таблицы по теме,

цветные жетоны.
Ход урока:
1.Вводное слово учителя. Целеполагание:

Сегодня мы с вами проведём урок – путешествие по удивительной стране Фонетика. Карта этой страны перед вами. На ней указаны станции следования. (Назвать цели урока)

Проблемный вопрос урока:

Нужно ли изучать законы фонетики?

Какой вид транспорта мы выберем для нашего путешествия? За правильные ответы я вам буду выдавать цветные жетоны, по которым мы в конце урока определим лучших знатоков фонетики.

Девизом урока будут слова: (записать в тетрадь)
« Кто знает АЗ да БУКИ, тому и книги в руки».
-Как вы понимаете это высказывание?

(Знание алфавита даёт человеку возможность познать многое через

чтение книг).

Русский народ издавна высоко ценил знания, с большим уважением относился к людям, умеющим читать и писать, создал много пословиц о роли азбуки в познании. Прочитаем пословицы:

Аз да буки – начало науки.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Аз, буки, веди страшат, как медведи.

Буквы кривые, да смысл прямой.

Без букв и грамматики не учатся математике.
- О чём сказано в этих пословицах? Чем отличается последняя пословица от предыдущих? Запишите одну из пословиц в тетрадь.

Обучение грамоте было очень трудным на Руси, давалось оно зубрёжкой. Вот как об этом написала Н.Кончаловская в книге «Наша древняя столица»:
В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И учили буквы так:

А.да Б как Аз да Буки,

В как Веди, Г – глагол,

И учитель для науки

По субботам их порол.

2. Актуализация знаний.

- Как называется наука, которая изучает язык?

(Лингвистика – наука о языке, в ней есть разделы, изучающие различные его стороны: звуки речи, слова, предложения.)

-Какой раздел науки изучает звуковую сторону языка?

(Фонетика знакомит со звуками речи, учит правильно произносить их.)

- А какой раздел изучает начертания букв, их виды?

(Графика)

Задание №1.

С состав названных слов входят части «фон» и «граф». Придумайте и запишите слова, в состав которых входит этот элемент (по вариантам)

1 вариант 2 вариант

-фон - граф (ия)

-Отгадайте загадку:

Чёрные, кр…вые,

В. од…ночку все н…мые.

Встанут в ряд –

Сейчас заг…в…рят. (буквы)
- Сколько же букв в русском языке? (33)

Задание №2

Списать, вставить пропущенные буквы. (Ученик выполняет задание у доски).

-На какую орфограмму пропущена буква? (Безударные гласные в корне слова).

-А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит?

Задание №3.

Расположи название стран (разделов) Русского Языка в алфавитном порядке:

Фонетика, Морфология. Орфоэпия, Графика, Орфография,

Пунктуация, Синтаксис, Морфемика, Лексика, Грамматика
Вывод: - Для чего же нужно знать алфавит?
Мы продолжаем наше путешествие. И следующая станция называется Звуковая.

- Много ли звуков имеется в русском языке?

Ответить на этот вопрос не просто. Звуки человеческой речи не пересчитаешь, их множество. Даже у одного человека, когда он говорит, звуки бесконечно разные. Есть ведь просто варианты произношения, которые зависят от твоего настроения, от того, простужен ли ты или нет…Отдельно взятые звуки сами по себе не обозначают ни предметов, ни их признаков, ни действий.

-И всё-таки, сколько звуков названо в школьном учебнике? Как отличить на письме звуки и буквы? (Звуки помещаются в квадратные скобки).

Задание №4

Из звуков [ п ], [ р ], [ к ] и [ а ], [о ], [ ы ] составьте слова, запишите их в транскрипции.
-Какова же роль гласных звуков в русском языке? Сколько их?

Гласных – 6, то есть в 6 раз меньше, чем согласных. Но от этого их роль не снижается. Именно гласные звуки делают нашу речь мелодичной, благозвучной: «даны они для пенья». Этому же служат такие согласные звуки, как [р] [л] [м] [н] [й] Их называют «звучными» или сонорными согласными.

Чтение стихотворения С. Есенина:

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

-Какой сделали речь гласные и звучные согласные? (Напевной, благозвучной).

Задание №5.

Перед вами два животных: жаваруга и мамалына. Нрав у них разный.

-Какое из них ласковое, а какое злое? Что в названиях животных помогло вам определить их нрав?
Мы выяснили, что звуки делают нашу речь либо плавной, напевной, либо резкой, что знание законов фонетики очень важно при написании стихов.

Но мы не можем не вспомнить о самых богатых буквах, которые могут играть двойную роль. Что это за буквы?

Раскрыть значения букв Е, Е, Ю, Я.

Задание №6

Найти в отрывке из стихотворения В.Каменчук слова с буквами Е, Е, Ю, Я, записать их в 2 столбика. Какие звуки они обозначают?

Родная речь.

Средь белого света, У звёзд, у людей ли,

Средь чёрной земли У птичьей ли стаи

Не в странствиях где-то Есть место рожденья,

Мы речь обрели: Есть речь их родная.

Мы продолжаем наше путешествие. И у нас на пути станция Орфографическая.

- С каким орфографическим правилом связаны буквы Е, Е, Ю, Я?

Чтобы ответить на вопрос, попробуйте расшифровать схему:

е

Ъ --------------------------ё

ю

я

Задание №7

Запишите слова, распределяя их в 2 столбика.

Л…ю, б…ёт, под…ём, птич…и, от…езд, обез…яна, с…ёмки, лис..и, мурав…и, раз…ём.
Мы прибываем на станцию Орфоэпическую. Что изучает орфоэпия?

(Раздел языкознания, где изучаются правила образцового литературного произношения).

Задание №8

Записать по рядам слова, расставить в них ударения. Помните, что
Ошибка в ударении Ни молодым, ни старым

Граничит с преступлением, Нельзя одним ударом

Пускай запомнит стар и млад Не то, что нужно, ставить под удар.
портфель щавель стаканы

средства документ шофёр

магазин километр договор

Задание №9

Прочитайте слова, правильно произнесите их:
Дачный скучно чтобы почта

ночной [чн ] конечно [ шн] что [ шт ] нечто [ чт]

точный нарочно мачта

отлично отлично

И заканчиваем мы наше путешествие на стации Фонетический разбор.

Задание №10.

Выполните фонетический разбор слов по рядам:

Снег, всё, цепь, вьюга, клюв, ёж.

3.Заключительное слово учителя.

Наше путешествие закончилось, но на карте страны Фонетика остались ещё территории, не охваченные сегодня нашим вниманием. Вы ещё не раз встретитесь с ними.

4. Рефлексия

Что же мы сегодня повторили? Что вам понравилось на уроке?

Надеюсь, вы убедились, как важно знать законы фонетики и графики, чтобы правильно говорить и писать. А теперь определим лучших знатоков фонетики по числу полученных жетонов. (Награждение учеников медалями «Знаток фонетики»).

Домашнее задание: нарисовать страну Фонетика, выполнить фонетический разбор слов упр. 304.