Главная страница

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочное время»



Скачать 109.15 Kb.
Название«Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочное время»
Дата11.03.2016
Размер109.15 Kb.
ТипЗадача

САЙТ 1

ТЕМА: «Развитие творческих способностей учащихся

на уроках математики и во внеурочное время»
Учитель математики МБОУ СОШ №132

Климанова Наталья Николаевна

08.12.2014

1. НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

САЙТ 2

Задача учителя не в том, чтобы

дать ученикам максимум знаний,

а в том, чтобы привить им интерес

к самостоятельному поиску знаний,

научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер

САЙТ 3
В настоящее время существует острая социальная потребность в развитии творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию всех способностей человека.


Актуальность.

Л. Н. Толстой сказал вот такую замечательную фразу: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». И эти слова как никогда очень актуальны в настоящее время.

  • Сегодня, в период осуществления перехода на стандарты нового поколения, особенно важным является создание адаптивной образовательной среды для обеспечения оптимального уровня развития каждого ученика, его задатков, способностей, творческого потенциала.


САЙТ 4

Что такое творчество? Существует много различных определений понятия творчества.

Американский ученый П.Хилл:

«Творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».

Большой энциклопедический словарь дает такое определение:

«Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальность.»

Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Как же активизировать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы поисковая активность, реализуясь в различных видах деятельности, как бы сама себя поддерживала? Эти вопросы волнуют меня как учителя, и в своей работе я пытаюсь найти на них ответы.

Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана тема исследования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности».
САЙТ 5
Объект исследования: развитие творческих, познавательных способностей у учащихся.

Предмет исследования: роль математики в формировании творческого мышления и познавательной активности на уроках математики и внеурочной деятельности.

Цель: Создание условий для развития, проявления познавательного интереса, самоутверждения учащихся в своих возможностях на уроках математики и внеурочной деятельности.
САЙТ 6
Задачи:

- повышать уровень познавательной активности и учебную мотивацию учащихся по математике;

- привить навыки самостоятельной работы учащихся при изучении данного предмета;

- стимулировать познавательные интересы школьников;

- дать учащимся качественное образование;

- раскрыть способности, интеллектуальный, творческий потенциал каждого ученика;

- использовать инновационные педагогические технологии;

- совершенствовать формы и методы организации учебной и внеурочной деятельности.
2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ
САЙТ 7

Для развития творческих способностей необходим комплекс условий, благоприятствующих творчеству. Такой комплекс весьма многообразен. Он начинается с ситуаций, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых способностей, качеств личности творца, созданием творческого климата в научно-исследовательском коллективе и т. п.

Условия творческого развития :

А) Свободная атмосфера в школе и классе.

Б) Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь детям.

В) Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя.

Г) Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, здоровью, к его способностям.

Д) Поощрение высказывания оригинальных идей.

Е) Использование личного примера творческого подхода к решению проблемы

САЙТ 8

Что мешает творчеству?

Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.

Второй враг творчества – чересчур высокая самокритичность. Должно быть некоторое равновесие между одаренностью и самокритичностью, потому что слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику.

Третий враг творческого мышления – лень. Когда человек желает что-то сделать – он непременно должен начать.

Познавательный интерес это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
САЙТ 9
Этапы развития творчества

  • Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры «Кто больше?»)

  • Исследовательский (творчество в изучении предмета, через решение проблемных ситуаций)

  • Самовыражение через различные виды деятельности (например, сочинение «хитрых» задач, математических сказок, составление математических кроссвордов, закономерностей, ребусов)

Творческое развитие доступно каждому ребёнку.
Педагогами разработаны различные методы обучения школьников.

Развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков) акцентировано на учебной деятельности, развивающей теоретическое мышление и личность ученика.

Творческим подходом обладает метод  проблемного обучения (М.И. Махмутов). Его цель – усвоение учениками предметного материала путем решения специальных познавательных задач – проблем и моделирования проблемных ситуаций.

Педагогическая инженерия  (Г.П. Щедровицкий, Н.Н. Халаджан) сместила акценты с передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получения авторизованной учебной продукции.

Эвристическое обучение (А.В. Хуторской) в отличие от предыдущих методов исключило из процесса обучения репродуктивные элементы деятельности. Оно преследует цель не только развивать ученика, но и сделать его субъектом и конструктором своего образования, организатором своих знаний.

Креативная педагогика в наибольшей степени соответствует природе творчества. Ее задачей является развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития.
4. ИЗ ОПЫТА МОЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

САЙТ 10
В своей работе я применяю разнообразные нетрадиционные уроки:

* урок – конкурс * урок – игра, * урок –соревнование,

* урок- творчество, * урок- путешествие, * урок – конференция.

* практическая работа
Урок – творчества – это урок, на котором необходимо составить и решить задачу. На таких уроках присутствует элемент исследования решения, установления связей между различными видами задач, элемент творчества.

Такие уроки часто провожу при изучении геометрии (составление задачи по готовым чертежам). Такие задания позволяют на каждый шаг решения задачи высказывать собственное мнение и собственное видение проблемы и ее обоснования.

Уроки – творчества позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать умения и навыки более осознанного, практического применения школьниками изученного материала, дают возможность увеличить объем решаемых задач, разобрать задачи как легкие, так и более сложные.
САЙТ 11
Упражнения для развития «художественного» творчества

а) выполнение рисунков, чертежей;

б) составление задач, примеров;

в) уроки фантазии «Путешествие с квадратом» (треугольником, окружностью, отрезком и т. д.);

г) составление рисунков, узоров из треугольников, квадратов и кругов;

д) сочинение математических сказок.
Для тематического повторения или обобщения темы я провожу уроки-зачеты в соревновательной форме в три этапа. На первом этапе проходит личное соревнование по решению тестов на определения, на знание правил, на применение этих правил при решении той или иной задачи. На втором этапе проходит соревнование трех команд по выполнению заданий по карточкам. При этом капитаны команд оценивают результативность работы каждого члена команды. На третьем этапе приходит игра команд блиц-опрос. В конце урока анализируются вопросы, ответы, разбираются нерешенные задания, дается оценка всем командам, личный вклад каждого игрока и награждение команды-победителя.
САЙТ 12
Важную роль в развития творческих способностей и познавательной активности отводится играм на уроках математики и во внеурочной деятельности.

В.А.Сухомлинский писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В своей практике я использую игры на уроках с учетом целей и индивидуальных возможностей учащихся. Я использую различные игры: игра-викторина, игра-путешествие, игра-вопрос-ответ, игра-художников и т.д.

Организовать активную деятельность учащихся по закреплению и практическому применению изучаемого материала помогают логические игры. С их помощью легко разнообразить учебные приемы, сменять виды деятельности, способствуя тем самым развитию логического мышления, внимания и интереса к изучаемому вопросу. Учащиеся получают возможность придумать свой вариант использования игры, реализовывая свой творческий потенциал.

САЙТ 13
Нетрадиционные домашние задания

  • Задания на составления текстов задач, примеров, уравнений.

  • Разработка наглядного пособия.

  • Разработка кроссворда или карточки с заданием по теме.

  • Составление ребусов, шарад, пословиц

  • Составление презентаций к конкретным темам.



Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Изучение математики, особенно при использовании на уроках информационных технологий, является одним из основных механизмов, помогающих решать задачу повышения познавательной активности.

Систематически использую на уроках задания в тетрадях с печатной основой, которые расширяют границы учебников за счет большого количества различных упражнений, заданий, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

САЙТ 14

ребусы

САЙТ 15

игры с геометрическими фигурами

САЙТ 16 ПОКАЗАТЬ ГАЗЕТУ

составление кроссвордов, математических газет
Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся к математике.

Важное место в развитии творческих способностей на уроках математики и во вне урочной деятельности занимает исследовательская деятельность. Учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями, подходами к решению проблемы в процессе познания.

Внеклассная работа.

По моему мнению, внеклассная работа по математике составляет неотъемлемую часть работы по привитию интереса к предмету, углублению и расширению знаний учащихся по математике. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности школьников. Ежегодно в школе проводится олимпиада по предмету во всех параллелях. На олимпиаду допускаются желающие участвовать в ней дети. Задания и более простые и сложные. Нужно дать почувствовать каждому ребенку, даже слабому, что учителя верят в их силы и возможности.

В этом году учащиеся школы приняли участие во Всероссийском заочном интеллектуальном конкурсе для школьников 1-11 классов «Эрудит России», организованный автономной некоммерческой организацией Центр дистанционного образования развития детского творчества и спорта «Баньян» совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет», при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.

На уроках внеурочной деятельности ребята вместе со мной не только решают задачи, но и выполняют творческие задания. Недавно на одном из таких уроков мы все вместе делали снежинки для нового года.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

САЙТ 17

Работа над развитием творческих способностей у детей должна быть

длительной и целенаправленной. Эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата.

Результаты надежны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранные с надлежащим остроумием и занимательностью.
САЙТ 18
По мнению П.П. Блонского “…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.
САЙТ 19
Роль педагога, в данном случае, заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Здесь мы сталкиваемся с движением от простого к сложному, от интуиции к творчеству.
САЙТ 20 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ