|
Урок веселья, День прикола, День безделья! И вручал бы по порядку Если б я был педагогом,
Я бы не был очень строгим!
Отменил бы, как нагрузку
Математику и русский!
Ввёл бы я урок веселья,
День прикола, День безделья!
И вручал бы по порядку
За ответы шоколадку!
Если б я был педагогом,
То помог бы в жизни многим!
Я бы двойки всем исправил,
А себе шестерки ставил!
Если б я был педагогом,
Я б у школьного порога
Надевал прикид крутой!
То один, а то другой!
Я отвел бы на уроки
Пять минуток только сроку!
А потом бы мы балдели:
Перемена – две недели!
Но учителем, наверно,
Очень трудно в жизни стать!
Говорят: мечтать не вредно!
Вредно
II. Работа с пословицами.
Во все времена, у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность. “Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг”,- писал Шота Руставели в двенадцатом веке. Нет народа, у которого не было бы легенд и пословиц о дружбе. А вы, ребята, знаете пословицы о дружбе? (Друзья познаются в беде. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Хороший друг ближе брата.)
Обратите внимание на доску. Здесь написаны пословицы. Но, по-моему, в них что-то перепутано. Помогите разобраться.
Кто старых друзей забывает,
| а товарища выручай.
| Сам погибай,
| тот новых не наживёт.
| Дружба крепка не лестью,
| лучше новых двух.
| Старый друг
| а правдой и честью.
| Молодцы! Справились с заданием.
III. Беседа.
- Что же такое дружба? (Дружба-это когда люди интересуют другдруга, доверяют друг другу)
- А кто может быть другом, настоящим другом? (Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удачам)
Прочитайте 105-е наставление из “Книги о воспитании” Каюма Насыри и сформулируйте качества, необходимые для настоящего друга. [1]
Сто пятое наставление.
“Один мудрец сказал сыну: “О, сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего, не связывайся со лжецом-слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадёжен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого. Избегай также дружбы глупца и невежды. Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний-один вред. Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги, эта дружба ничего не даст, кроме разорения. А случится пойти к такому за помощью- испытаешь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути. Обходи стороной также разиню и труса,-с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия”.
(Настоящий друг должен быть честным, справедливым, щедрым, внимательным, щедрым.)
- А вот как сказал об этом В. Шекспир:
Настоящий друг везде Верен: в дружбе и в беде; Грусть твоя тревожит. Ты не спишь-он спать не может, И во всём, без дальних слов, Он помочь тебе готов.
Как вы, ребята, понимаете такое выражение: “До дружбы надо вырасти”?
Как вы считаете, почему знаменитый философ Вольтер считал, что “глаза дружбы редко ошибаются”?(Друзья видят друг в друге не только хорошее, но и замечают недостатки.)
Видите, какой большой смысл вкладывается великими людьми в понятие “дружба”. Давайте и мы с вами будем подходить к этому слову с высокой меркой.
IV. Правила дружбы.
Ребята, как вы думаете. А есть ли какие-то правила, законы дружбы? (Дети дают свои ответы, затем открывается плакат “Законы дружбы”:
Один за всех и все за одного.
С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
Не ябедничай, лучше помоги.
Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
Помоги другу в беде.
В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.)
Конечно, существует много законов дружбы, но это-основные.
V. Ученик читает стихотворение “Друзья”.
Друзья.
Мы с соседом Петькой - Верные друзья. Он получит двойку - Получаю я.
Вместе мяч гоняем, Вместе лёд сосём, На уроке пения Громче всех поём.
Он залез в малину - Я малину рву. Он порвёт штанину- Я свою порву.
Мы всегда весёлые, Мы навек друзья. Потеряй он голову- Потеряю я.
Правильно ли мальчики понимают, что такое дружба?
А девочки покажут вам небольшую сценку. Посмотрите внимательно и попробуйте ответить на вопрос: “Какой закон дружбы нарушила Муся?”
Навестила.
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
- Пойди и узнай, что с ней. Может, она больна? Может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала Валю в постели, она лежала с завязанной щекой.
- Ох, Валечка!-сказала Муся, присаживаясь на стул.-У тебя, наверное, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв, и знаешь, бабушка как раз уехала, мама на работе...
Моя мама тоже на работе,-сказала Валя. - А мне надо полоскание...
Ох, Валечка, мне тоже давали полоскание, и мне стало лучше, как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая...
Валя оживилась и закивала головой.
Да, да, грелка... Муся, на кухне стоит чайник...
Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!-Муся вскочила и побежала к окну.
Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в передню,долго стучала ногами,надевая галоши. Потом,просунув в дверь голову,крикнула:
Выздоравливай,Валечка! Я ещё приду к тебе,обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.[2]
(Муся нарушила закон “Помоги другу в беде”.)
Будем мы так поступать, навещая больного товарища?
VI. Беседа о дружбе в классе.
На прошлом классном часе мы с вами начали сочинять рассказ о классе. Я проанализировала ваши записи, и вот что получилось.
Рассказ о нашем классе.
В классе проходило собрание, посвящённое коллективу. “Ребята,-спросила учительница,-о чём в отношении друг к другу вы хотели бы поговорить сегодня?”
О дружбе, об отношениях друг с другом, можно ли разрешать споры при помощи кулаков,-ответили ребята.
Я считаю,-сказала одна девочка,-что нам в первую очередь надо говорить о внимательности друг к другу. Ведь это самое главное.
А что такое внимательность?-спросил учитель.
Это когда один человек помогает другому, когда замечают, плохо тебе или хорошо, проявляют чуткость.
А всегда ли мы заботливы к другим или только заботимся о своём благополучии?-снова задал вопрос учитель и попросил вспомнить какой-нибудь пример, когда в классе по отношению к нему проявили заботу и чуткое отношение.
Когда я получил двойку, меня поддержали одноклассники,-сказал один ученик.
Когда меня обозвали, за меня вступились,-сказал другой.
Кто-то вовсе не нуждается в поддержке одноклассников.
- Как видите, примеров внимательного отношения друг к другу вы привели немного. Значит, в нашем классе не хватает самого главного-заботы, доброты, чуткости по отношению друг к другу.
Почему же это происходит? Вы ответили, что причина в неумении считаться с другими, в том, что каждый их вас думает в первую очередь о себе. А если вы смогли это увидеть, значит, вас не совсем устраивают отношения в нашем коллективе.
Вот что вы предложили:
Мы должны поддерживать друг друга в беде.
Мы не должны обижать друг друга, а тем более бить.
Мы должны понимать друг друга и уважать.
Мы должны уметь слушать и слышать друг друга.
Мы не должны смеяться над ошибками своих одноклассников, нужно помогать товарищам.
Мы не должны предавать друг друга.
Если мы будем следовать эти правилам, мы будем сильными, непобедимыми. И все, глядя на вас, сделают вывод, что в дружбе-сила.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель: Что означает для вас слово «сплочённость»?
– для чего нужна людям сплочённость?
– какие примеры сплочённости вы можете привести из литературы и истории?
2. Инсценировки сказки «Дружба врозь – врагу радость».
По мотивам бирманской сказки
В давние времена неподалеку от леса паслось стадо коров. Держались они всегда вместе, ни одна от стада не отходила. А в лесу жил тигр, и был он очень хитер и коварен. Давно уж хотелось ему задрать какую-нибудь корову, но стадо было точно каменная скала
— попробуй тут утащить хоть одну!
Тогда он решил как-нибудь разобщить стадо, рассорить коров. Вот однажды подобрался он к одной корове и стал ей нашептывать:
— послушай, круторогая! А знаешь, что вон та загнутыми рогами и впалыми боками, надумала забодать тебя?
Потом он подполз к другой корове:
— эй, длиннохвостая! Ты, я вижу, пасешься, как ни чем не бывало. Или не видишь, как пыжится вон та корова, с прямыми рогами? Да ведь она забодать тебя собирается! Поверили коровы хитрому тигру, стали подозрительно вглядываться друг в друга и вскоре перессорились из-за какого-то пустяка. Они уже не держались все вместе, как раньше, — порознь траву щиплют, порознь на водопой шагают. Перессорил тигр всех коров, и теперь ему ничего не стоило задрать их одну за другой: и круторогую, и длиннохвостую, и пятнистую, и ту, что со впалыми боками. Так и съел все стадо.
С тех пор люди говорят: «Коровы врозь — тигру радость».
Учитель:
– какой класс можно назвать сплочённым? А ученики нашего класса сплочённые? Почему?
– что может случиться с классом, в котором нет сплочённости в следующих ситуациях:
* кто-то в классе тяжело заболел и попал в больницу;
* в классе нужно делать генеральную уборку;
* класс принимает участие в спортивных соревнованиях;
* ученики не слушаются учителей;
* в классе появился живой уголок
Как сплочённость поможет нам решить сообща эти или любые другие нелегкие проблемы?
3.Игра
– представьте себе, что самолёт, на котором летел ваш класс на отдых потерпел крушение. Вы оказались на необитаемом острове. Ближайшие 20 лет вы не сможете попасть домой. Из вещей у вас остались:
? Миски, кружки, ложки.
? Ракетница.
? Подборка полезных книг про всё.
? Мясные консервы.
? Топор, нож, лопата.
? Канистра с питьевой водой.
? Бинты, вата, зелёнка, перекись водорода.
? Винтовка с запасом патронов.
? Шоколад.
? Золото, бриллианты.
? Большая собака.
? Рыболовные снасти.
? Туалетное зеркало, шило, мыло, шампунь.
? Тёплая одежда, одеяла.
? Соль, сахар, набор витаминов.
? Медицинский спирт.
– как вы организуете жизнь на острове?
– кто будет ваш лидер?
– какие законы вы разработаете?
– будут ли какие либо меры наказания за проступки? Какие и почему?
– как и кому, вы распределите имеющиеся вещи?
– кому достанется больше вещей – сильным или слабым?
– где будут жить мальчики, где девочки?
– ваш класс будет жить «общиной» или по одному? Почему?
– как сплочённость поможет вам выжить на острове? – опишите, что произойдёт с вашим классом, если среди вас не будет сплочённости.
– как можно сделать класс сплочённым?
4. Заполнение анкеты
5.Выводы: для сплочения класса необходимы совместные дела и мероприя-тия. Предложение: посещение боулинг-клуба «Мемфис» на осенних каникулах.
Приложение 1
Анкета
( для школьников)
Цель: Выяснить характер отношений между учениками
1.Удовлетворён ли ты своими отношениями с одноклассниками?
-да - скорее да, чем нет -скорее нет ,чем да -нет
2.Твои отношения с одноклассниками:
-дружеские
-приятельские
-нормальные
-равнодушно-прохладные
-враждебные, конфликтные
3.Что тебе нравится в отношениях с одноклассниками?
4.Что не нравится?
5.Охотно ли ты ходишь в школу?
-всегда –не всегда -редко -никогда
6.Рассказываешь ли ты о своих проблемах кому-либо из одноклассников?
-всегда –не всегда -редко -никогда
7.Есть ли в классе человек, которого ты считаешь другом? (да, нет)
8.Есть ли в классе человек ,которого ты хотел бы иметь в друзьях?
9.Есть ли в классе люди, которых ты не любишь?
10.Что тебе в них не нравится?
11.Каким ты считаешь свой класс?
-дружным -не очень дружным -совсем не дружным
12.Что ты предлагаешь для того, чтобы класс стал дружнее?
|
|
|