|
Урок русского языка и окружающего мира в 3 классе «Морское путешествие и путешествие по островам орфографических знаний» Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3 классе « Морское путешествие и путешествие по островам орфографических знаний»
Цель: обобщить знания учащихся написания безударных гласных и парных согласных в корне слова; закрепление знаний о море, как естественном водоеме.
Задачи.
Обучающие:
- умение определять написание безударных гласных и парных согласных в корне слова;
-научить применять полученные знания на практике;
-пополнить словарный запас учащихся.
Развивающие:
-развивать орфографическую зоркость;
-развивать умение анализировать, обобщать, делать вывод;
-развивать образное мышление учащихся, устную речь.
Воспитывающие:
-воспитывать желание работать на уроке;
-воспитывать уважение к родному языку; любовь к родной природе;
-прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: Толковый словарь В.И.Даля; мультимедийный проектор; компьютер; карточки - медузы; рисунки с изображением пиратов, королевы- ударения, господина- гласного, игрушка – кораблик, рисунок- карта морских островов, карта Архангельской области, морские ракушки на каждую парту, кружки трех цветов на каждого ученика.
I .Вступительный. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока. Здравствуйте. Ребята, сегодня я вам предлагаю побыть в роли моряков, в роли мореплавателей. Мы с вами отправимся в путешествие по морям и по островам орфографических знаний. Во время путешествия мы встретимся с правилами орфографии и докажем, что мы их знаем и умеем применять на практике. Итак, в добрый путь. Кораблик – будет символом нашего урока. ( Прикрепляется на доску).
Лексико-орфографическая работа. Подготовка к плаванию.
В каждом плавании путешественники ведут бортовой журнал, где описывают каждый день пути. Давайте и мы откроем бортовые журналы (тетради). Напишем число, классная работа, тема урока: «Морское путешествие». Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией.
-А кто знает значение этого слова? (ответы детей). Правильно ли вы ответили, давайте мы посмотрим в Толковом словаре В.И. Даля. (Дети читают в словаре и записывают слово «провизия» в тетради).
В дальний путь моряки берут много овощей, которые богаты витаминами. А что мы с вами возьмем из овощей, вы узнаете, если отгадаете загадки. Отгадки пишите в свои журналы. (Показ презентации «Загадки к словарным словам». Во время этого задания 1 человек работает у доски, записывая отгадки и обозначая ударения в словах.)
-Как мы называем такие слова? Почему написание их надо запомнить (Словарные слова).
2.Окружающий мир.
-Ребята, у нас сегодня морское путешествие.
-А кто из вас был на море? (Дети поднимают руки)
-Расскажите, какое оно море, поделитесь своими впечатлениями о нем. (рассказы детей)
Какие моря вы знаете? (Черное, Белое, Балтийское …)
Региональный компонент.
- Ребята, какое море омывает нашу Архангельскую область? Покажите это море на карте.
Отправляемся на заочную экскурсию по морю. Показ презентации «На море».
Вопросы к классу:
-Море относится к искусственным или естественным водоемам?
-Какие еще естественные водоемы вы знаете? (Река, озеро, пруд, океан…)
Давайте отдохнем. У вас на партах лежат морские ракушки .
Рассмотрите их, приложите к уху и если прислушаться, то, говорят, можно услышать море. Послушаем море.
Физминутка игра «Море волнуется…»
3. Продолжаем наше морское путешествие и приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить их нам поможет только Королева Ударение.
-Как вы думаете, почему? (Дети называют правило написания слов с безударными гласными). Самостоятельная работа на карточках, затем дети выходят к доске, вписывая нужную орфограмму в слова, и «освобождают» их от медуз.
к…менистое дно з…леные водоросли
м…рской к…нек ск…листый берег
пол…сатый краб с…леные брызги
к…товая акула к…лючий ерш
рыбы - прил…палы п…тнистый осьминог
4. Приближаемся к острову Парных Согласных. Здесь еще утро, некоторые звуки еще не проснулись. Давайте произнесем звуки парные парами и «спящие» тут же проснутся. Поиграем в эхо: я называю звонкие согласные звуки, а вы хором - глухие согласные. Правит этими согласными господин Гласный.
-Кто догадался, почему? ( Правило).
Читает учитель: Парные согласные
Бывают такие опасные.
Звук хоть и ясно слышится,
А буква другая пишется.
Напишите под диктовку слова, через тире пишите проверочное слово, орфограмму выделите.
Рыбка- … Ерш-… Краб-…
Селедка-… Улитка-…
(1 человек у доски, остальные – на карточках на местах.)
5. Остров пиратов. Развитие речи.
Приближаемся к острову пиратов. А вот и сами пираты (Рисунок на доске). Пираты не отпустят нас с острова, если мы не отгадаем зашифрованные ими слова:
алакс – скала дакл – клад
еребг – берег арбкоьл- корабль
калау – акула
Назовите в словах орфограммы.
Используя отгаданные слова придумайте и запишите по одному предложению к себе в бортовые журналы, тогда пираты отпустят нас с острова.
III. Заключительный. Итог урока. Рефлексия. Наше путешествие закончилось. Вы сегодня доказали, что знаете правила орфографии и никогда не утонете в морях орфографических знаний.
Перед вами на партах лежат кружочки 3-х цветов. Выберите один из них и прикрепите на доску, получится каменистое морское дно. Кружок красного цвета – если больше понравилось начало урока, связанное с окружающим миром Кружок синего цвета – если больше понравилась середина урока, когда мы путешествовали по островам. Желтого – если урок вас оставил равнодушными, т.е. ничего не понравилось.
Д.з. Написать рассказ на тему «Море» (Не менее 5 предложений). В качестве опорных слов используйте слова нашего морского путешествия, записанные в ваших «бортовых журналах.»
Материал «На море» взят с сайта https://papa-vlad.narod.ru/ |
|
|