|
Прямая пропорциональность и ее график Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме:
«Прямая пропорциональность и ее график»
Предмет
| Алгебра
| Класс
| 7
| Автор УМК
| Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова
| Тема урока
| Прямая пропорциональность и ее график
| Тип урока
| Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий
| Цели деятельности
учителя
| Дидактические цели: ввести понятие прямой пропорциональности, коэффициента прямой пропорциональности; отработать навыки построения графика функции y = kx, где x – независимая переменная, k – не равное нулю число.
Развивающие цели: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; самостоятельного добывания знаний.
Воспитательные цели: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; обеспечить условия для воспитания аккуратности, культуры общения, ответственного отношения к учению, интереса к изучению математики.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, выявления сделанных ошибок; высказывать свое предположение; формировать самооценку – способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
| Планируемые
образовательные
результаты
| Предметные: уметь распознавать прямую пропорциональность среди других функций; уметь строить график прямой пропорциональности; находить в повседневной жизни зависимости между переменными, которые являются прямыми пропорциональностями.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, выявления сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
| Основные понятия
| Прямая пропорциональность; коэффициент, график прямой пропорциональности.
| Ресурсы
| Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
С.С. Минаева, Л.О. Рослова / Рабочая тетрадь по алгебре для 7 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
| Организация
пространства
| Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная работа.
|
Структура и ход урока
Этап урока
| Задачи этапа
| Время, мин
| Методы и приемы работы
| Деятельность учителя
| Содержание учебного материала
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| Организационный
| Создать благоприятный психологический настрой на работу
| 1
| Словесный метод, вводная беседа
| Приветствует учащихся, проверяет подготовленность к уроку, организует внимание детей
| Девиз урока: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов
| Включаются в деловой ритм урока
| Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; слушать и понимать других
| Проверка домашнего задания
| Проверить уровень усвоения учащимися изучаемого материала
| 5
| Фронтальный опрос
| Контролирует правильность выполнения заданий, организует устранение пробелов в знаниях учеников
| На интерактивной доске записаны домашние упражнения и отдельно ответы к ним
| Проверяют домашнее задание, объясняют свои способы решения домашних упражнений
| Регулятивные: уметь определять степень успешности работы по критериям. Познавательные: представлять информацию в разных формах
| Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока
| Создать ситуацию успеха путем проверки владения материалом прошлых уроков. Сформулировать тему и цели урока.
| 4
| Практический, словесный. Эвристическая беседа
| Организует работу по актуализации опорных знаний, создает проблемную ситуацию, акцентирует внимание учеников на значимость данной темы
| Автомобиль движется со скоростью 80 км/час. Запишите формулу зависимости пути S от времени t. Как называется такая зависимость? Приведите примеры из жизни таких зависимостей
| Отвечают на вопросы, вспоминают изученный ранее материал, формулируют с помощью учителя тему и цель урока, записывают в тетрадь
| Личностные: осознавать цели и результаты саморазвития. Регулятивные: определять цель, проблему урока; самостоятельно планировать учебную деятельность; выстраивать алгоритм действий
| Изучение нового материала
| Формировать основы теоретического мышления, развивать способности определять последовательность действий для решения поставленной задачи, способности к обобщению
| 15
| Объяснительно-иллюстративный, эвристический методы. Проблемное изложение
| Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности, организует самостоятельную работу с учебником
| Определение прямой пропорциональности, понятие коэффициента. Построение графика функции y = 0,5x, y = -3x . Расположение графика функции в зависимости от k. Работа с учебником №298, №300
| Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи, озвучивают понятие прямой пропорциональности, строят графики функции
| Познавательные: уметь находить достоверную информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, выдвигать версии
| Физкультминутка
| Смена деятельности, отдых учащихся
| 2
| Практический метод
| Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся
| Гимнастика для глаз, наклоны, вращения туловищем
| Меняют вид деятельности, выполняют упражнения
| Коммуникативные: умение работать в группе в разных ролях
| Первичное закрепление нового материала
| Закрепить понятие прямой пропорциональности, умения строить график прямой пропорциональности, нахождение в повседневной жизни прямых пропорциональностей
| 8
| Наглядный, практический методы. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач, закрепляющая беседа
| Предлагает задания на «новое» знание, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся, создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах. Создает ситуацию успеха для каждого учащегося. Организует и контролирует процесс решения задач
| Какие из данных формул задают прямую пропорциональность? Чему равен коэффициент k? y= -5x, y=x, y= -x, y=x+2, y=8x, y=6/x, y=10x/2, y= -27x.
При каком значении k график функции y= kx проходит через точку А(-2;-8), О(0;0), В(1;5), С(6;6)? Работа с учебником №303, №305, №308
| Выполняют задания на новый материал, предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Работают в парах над поставленными задачами, высказывают свои предположения в паре
| Познавательные: уметь анализировать, обобщать, делать выводы; строить логически обоснованные рассуждения. Регулятивные: уметь составлять план решения, выбирать пути и средства достижения цели, работать по плану, вносить коррективы в свои действия. Коммуникативные: вести диалог, работать в паре, в группе
| Самопроверка знаний
| Выявить качество усвоения изученного материала
| 5
| Метод самоконтроля
| Организует самопроверку знаний, предлагает индивидуальные задания, обеспечивает мотивацию выполнения заданий
| Показать схематически, как расположен график функции, заданной формулой y= 4x, y= -0,9x, y= 1,7x? В рабочей тетради выполнить №37, №42, №46
| Анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения, обсуждают правильность решения задач
| Регулятивные: уметь осуществлять контроль и оценивание своих действий по результату и способу действий; определять степень успешности своей работы, вносить коррективы
| Домашнее задание
| Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания
| 2
| Словесный метод
| Дает комментарий к домашнему заданию, обеспечивает понимание способов выполнения
| п. 15, №304, №306, №309, ответить на контрольные вопросы
| Записывают в дневники домашнее задание
| Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь прогнозировать и корректировать свои действия
| Подведение итогов. Рефлексия
| Дать качественную и количественную оценку работы класса и отдельных учащихся
| 3
| Словесный метод. Метод самоконтроля и самооценки
| Подводит итоги урока, предлагает оценить меру личного продвижения к цели и успехи каждого ученика
| - сегодня я узнал…
- было трудно…
- было интересно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я попробую…
- мне захотелось…
| Осуществляют самопроверку, высказывают оценочные суждения
| Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
| |
|
|