Главная страница


Рабочая учебная программа по биологии в 7 классе разработана на основе Программы основного общего образования «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»



Скачать 276.13 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по биологии в 7 классе разработана на основе Программы основного общего образования «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»
Дата12.03.2016
Размер276.13 Kb.
ТипРабочая учебная программа


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г. ПОРОНАЙСКА


Рассмотрено на заседании МО

Протокол от 30.08.13 № __

Руководитель:

Елисеева В.И. _________



Согласовано.

«__» 09. 2013

Зам. директора по УВР

Букина Н.С._________

Утверждаю.

Приказ от ____2013 №

директор МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска

Сафенкова Е.Н. _______



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

КУРСА БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС, 2 СТУПЕНЬ

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. 7 КЛАСС». АВТОР В.Б.ЗАХАРОВ
УЧИТЕЛЬ: ЕЛИСЕЕВА В.И.

Поронайск,

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по биологии в 7 классе разработана на основе Программы основного общего образования «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», автор В. Б. Захаров, с учётом примерной образовательной программы основного общего образования по биологии.

Преподавание биологии в 2013-2014 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012, закон «Об образовании СО»

2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).

https://edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html.).

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

https://school.edu.ru/dok_edu.asp

https://ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

https://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/

https://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/.

3. Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобразования России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования).

https://ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

https://mon.gov.ru/work/obr/dok/.

4. Примерные программы основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

https://ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

https://mon.gov.ru/work/obr/dok/.

5. Приказ Министерства образования № 703 от 09.09.2008 г. «О дополнительных критериях при лицензировании ОУ»

6. Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Сахалинской области на 2013-2014учебный год

7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.

https://ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/.

8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»).

https://edu.ru

https://mon.gov.ru.

9. Материалы VI съезда Всероссийского педагогического собрания, 31.05.11. Выступление В.В. Путина.

10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

11. Учебного плана МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска на 2013 – 2014 уч. г.

В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Цели изучения биологии:

  • освоение знаний о многообразии,

  • особенностях строения,

  • процессах жизнедеятельности и

  • систематике живых организмов.

Задачи изучения биологии:

  • научить приобретать биологические знания, работать с учебником, цифровыми образовательными ресурсами, проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • научить применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности живых организмов, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;

  • научить использовать знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными;

  • развивать познавательный интерес к объектам живой природы;

  • способствовать воспитанию позитивного отношения к природе, культуры поведения в природе

  • способствовать формированию общеучебных умений и навыков.

Срок реализации программы: 1 год. Федеральный базисный учебный план для ОУ Российской Федерации отводит в 7 классе на изучение биологии на базовом уровне 70 часов, из расчета 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов, уменьшена на 2 часа за счет резервного времени на основании устава школы и графика учебного процесса на 2013-2014 учебный год. В рабочей учебной программе запланировано 24 лабораторные работы, которые являются составными частями комбинированных уроков. На 4 уроках систематизации и обобщения материала запланировано контрольное тестирование.

Ведущие формы и методы, технологии обучения

Формы (типы) уроков:

  • комбинированный урок – КУ

  • урок усвоения нового материала - УУНМ

  • Урок закрепления изучаемого материала – УЗИМ

  • Урок повторения изученного материала – УПИМ

  • Урок систематизации и обобщения материала – УСОМ

  • Урок проверки и оценки знаний учащихся - УПОУ

Виды уроков:

  • традиционные,

  • самостоятельная работа

  • уроки-практикумы

  • экскурсии

  • наблюдения

  • интерактивные уроки.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Технологии обучения: традиционная, ИКТ-технология, технология проблемного обучения, технология критического мышления, игровые технологии.

Формы (способы, средства проверки) оценки учебных результатов: устный опрос, тестирование, оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Рабочая учебная программа предполагает блочный принцип построения: первые уроки темы содержат общую характеристику систематической группы, на последующих – изучается многообразие группы, особенности их жизнедеятельности и экологии

Учебно-методический комплект выбран под редакцией Сонина Н.И., так как содержание учебника и методических материалов соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии, примерной образовательной программе основного общего образования по биологии, учебник включен в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 учебный год.

Современное оформление учебника, разнообразные вопросы и задания, возможность параллельной работы с другими пособиями, входящими в УМК, и с электронным учебным изданием способствует эффективному усвоению учебного материала.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

В тематическое планирование внесены следующие изменения по сравнению с программой:

  1. Вместо 16 час на изучение Царства Растения запланировано 19 час за счёт 3 часов резерва.

  2. На изучение царства грибы вместо 4 часов выделено 5 часов за счёт резерва

  3. На изучение Царства Животные выделено 38 часов за счёт 1 часа резерва, увеличено количество часов на тему 4.16. Млекопитающие вместо 4 часов 5 часов

  4. На изучение Раздела 5 «Вирусы» выделено 1 час, так как первоначальные сведения учащиеся получают в предыдущих классах

Лабораторные и практические работы являются составной частью комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя. Лабораторные работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с правилами техники безопасности.




Наименование разделов, тем

Количество часов

В том числе

лабораторные и практические работы

1

Введение

3




2

Раздел 1. Царство Прокариоты

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3

1

3

Раздел 2. Царство Грибы

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

Тема 2.2. Лишайники

5

4

1

2

4

Раздел  3. Царство Растения

Тема 3.1. Общая характеристика растений

Тема 3.2. Низшие растения

Тема 3.3. Высшие споровые растения (4 ч)

Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения

Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 ч)


19

2

2

6
2
7

7

5

Раздел 4. Царство Животные

Тема 4.1. Общая характеристика животных

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

38

1

2

14




Тема 4.3. «Подцарство многоклеточные животные»

1







Тема 4.4. «Тип Кишечнополостные»

3

1




Тема 4.5. «Тип Плоские черви»

2

1




Тема 4.6. Тип Круглые черви

1

1




Тема 4.7. Тип Кольчатые черви

3

1




Тема 4.8. Тип Моллюски

2

1




Тема 4.9. Тип Членистоногие

7

2




Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные животные

1







Тема 4.12. .Тип Хордовые. Подтип Черепные животные Надкласс Рыбы

2

1




Тема 4.13. Класс Земноводные.

2

1




Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся.

2

1




Тема 4.15. Класс Птицы.

4

1




Тема 4.16. Класс Млекопитающие.

5

2

6

Раздел 5. Царство Вирусы.

1







Итого:

68

24



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(программа основного общего образования «биология. многообразие живых организмов. 7 класс» автор В. Б. Захаров)

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний.

В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

В 7 классе учащиеся получают углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов.

Введение (3 ч)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.

Раздел 1. Царство Прокариоты (3 ч)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 ч)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

Демонстрация: Строение клеток различных прокариот.

Лабораторные и практические работы:

Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.

Раздел 2. Царство Грибы (4 ч)

Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Демонстрация: Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные и практические работы:

Строение плесневого гриба мукора*.

Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.

Тема 2.2. Лишайники (1 ч)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.

Демонстрация: Схемы строения лишайников, различные представители лишайников.

Раздел 3. Царство Растения (16 ч)

Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 ч)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Демонстрация

Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2. Низшие растения (2 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация: Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения водорослей*.

Тема 3.3. Высшие споровые растения (4 ч)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация

Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов, различные представители мхов, плаунов и хвощей, схемы строения папоротника; древние папоротниковидные, схема цикла развития папоротника, различные представители папоротниковидных.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения мха*.

Изучение внешнего строения папоротника*.

Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 ч)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация

Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.

Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 ч)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Схема строения цветкового растения; строения цветка, цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение), представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений*.

Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.

Раздел 4. Царство Животные (37 ч)

Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 ч)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.

Демонстрация

Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.

Лабораторные и практические работы

Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация

Схемы строения амебы, эвглены зелёной и инфузории туфельки, представители различных групп одноклеточных.

Лабораторные и практические работы

Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

Демонстрация

Типы симметрии у многоклеточных животных, многообразие губок.

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3 ч)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.

Демонстрация

Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Лабораторные и практические работы

Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.

Тема 4.5. Тип Плоские черви (2 ч)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Демонстрация

Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Лабораторные и практические работы

Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 ч)

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.

Демонстрация

Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Лабораторные и практические работы

Жизненный цикл человеческой аскариды.

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 ч)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Демонстрация

Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа Кольчатые черви.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8. Тип Моллюски (2 ч)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 ч)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация

Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса Паукообразные. Схемы строения насекомых различных отрядов.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.

Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Демонстрация

Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные (1 ч)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Демонстрация

Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация

Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.

Тема 4.13. Класс Земноводные (2 ч)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация

Многообразие амфибий. Схемы строения кистеперых рыб и земноводных.

Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни*.

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 ч)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация

Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.

Лабораторные и практические работы

Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

Тема 4.15. Класс Птицы (4 ч)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация: Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.

Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.

Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 ч)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Демонстрация

Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения млекопитающих*.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.

Раздел 5. Вирусы (2 ч)

Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов (2 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Демонстрация

Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Заключение (1 ч)

Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Резервное время — 4 ч.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

  1. Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.

  2. Строение плесневого гриба мукора*.

  3. Распознавание съедобных и ядовитых грибов

  4. Изучение внешнего строения водорослей

  5. Изучение внешнего строения мха*.

  6. Изучение внешнего строения папоротника

  7. Изучение строения и многообразия голосеменных растений

  8. Изучение строения покрытосеменных растений

  9. Определение принадлежности растений к классу Однодольные

  10. Определение принадлежности растений к классу Двудольные

  11. Распознавание животных типа Кишечнополостные

  12. Распознавание животных типа Плоские черви

  13. Выявление приспособлений Плоских червей к среде обитания

  14. Распознавание животных типа Круглые черви

  15. Распознавание животных типа Кольчатые черви

  16. Распознавание животных типа Моллюски

  17. Выявление приспособления Моллюсков к среде обитания

  18. Выявление приспособлений Насекомых к среде обитания

  19. Выявление приспособлений Хрящевых рыб к среде обитания

  20. Определение принадлежности Костных рыб к отрядам

  21. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи со средой обитания

  22. Выявление приспособлений у Пресмыкающихся к среде обитания

  23. Выявление особенностей внешнего строения Птиц в связи со средой обитания

  24. Определение принадлежности Млекопитающих к отрядам.

Контрольное тестирование

      1. Повторение и обобщение по темам Царства «Прокариоты», «Грибы», «Растения»

      2. Многообразие, распространение и роль кишечнополостных

      3. Значение и многообразие насекомых

      4. Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека

      5. Входящая контрольная работа, Промежуточная контрольная работа

      6. Итоговая контрольная работа


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

В результате изучения предмета обучающиеся 7 класса должны знать/понимать:

  • особенности жизни как формы существования материи,

  • фундаментальные понятия биологии,

  • о существовании эволюционной теории,

  • основные группы прокариот, грибов, растений, животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную значимость

  • Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, промышленности, медицине, при охране окружающей среды и здоровья человека.

В результате изучения предмета обучающиеся 7 класса должны уметь:

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций происхождение жизни;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, ЦОР. ресурсами Интернета;

  • составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка тестирования.

Количество правильных ответов в процентах соответствует традиционной оценке:

40 – 60 % – «3 « удовлетворительно,

61 – 82% – «4» хорошо

83 % и выше – «5» отлично

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя:

  • Учебная программа, Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов. / Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5кл. Биология 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2008

  • Учебное пособие для ученика, дидактический материал, Захаров В.Б. Биология: многообразие живых организмов. 7 кл. Рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Многообразие живых организмов”. – М.: Дрофа, 2008

  • Учебник, Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология: многообразие живых организмов. 7 кл. – М.: Дрофа, 2008г

  • Инструмент по отслеживанию результатов работы, Иванова Т.В. Тесты. Биология. (6-11 кл.) – М.: АСТ, 2010.

  • Биология 7. Конструктор уроков

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  • Учебник В.Б. Захаров, Биология. Многообразие живых организмов, М.: Дрофа, 2008

  • Рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов»

  • Интернет ресурсы, адреса в учебнике, например с. 20 и т.д.