|
Урок по математике 7 класс Тема урока «График линейной функции» (2-ой урок по теме из 3-х) Тип урока : урок изложения нового материала Урок по математике 7 класс
Тема урока «График линейной функции» (2-ой урок по теме из 3-х)
Тип урока: урок изложения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Девиз урока: Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела познаниям нет. ( Персидский и таджикский поэт Фирдоуси, 940 – 1030 лет)
Цели урока:
Образовательные: познакомить с графиком линейной функции, сформировать умение строить график, находить точки пересечения графика линейной функции с осями координат.
Развивающие: развивать навыки творческой, познавательной, мыслительной деятельности, логическое мышление, вырабатывать умение анализировать, сравнивать.
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, сигнальные карточки, учебник.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Объяснение нового материала.
Рефлексия.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала, выполнение тренировочных упражнений.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
План - конспект урока.
Название этапа урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников.
| Организационный.
| Проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок (девиз). Знакомит с таблицей результативности учащихся на уроке (нарисована на доске).
| Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на урок.
Запись в тетради даты.
| Актуализация знаний
| Проверка усвоенных на предыдущем уроке знаний. За каждый правильный ответ 1 балл (оценка соответствует количеству баллов).
А) игра «Верю - не верю».
Ниже приведены линейные функции. Если согласны, поднимите зеленую сигнальную карточку, если нет – красную.
1. У= 5Х – 3
2. У = - Х
3. У = 2Х – 3
4. У = 5
5. У =
6. У = IХI
7. У = - + 1
8. У = 7Х
В приведенных линейных функциях указаны значения k и b
1. У= 5Х – 3 k = 5 b = - 3
2. У = - Х k = -1 b = 0
3. У = 5 k = 5 b = 0
4. У = Х + 2 k = 0 b = 2
5. У = 7Х k = 7 b= 1
6.У = - 3Х – 6 k = -3 b = 6
7. У = 3Х + 10 k = 3 b = 10
8. У = + 1 k = 2 b = 1
Б) Определить, принадлежит ли точка графику функции У = Х + 2
А (- 2; 0) О (- 3; 2)
Г (- 6; - 4) Д ( 3; 4)
Е ( 2; 0) И ( 2; 4)
К ( 4; 6) М ( – 4; 6)
Ф ( 0; 2) Ш ( 2; 0) Построить на координатной плоскости точки, принадлежащие графику функции (координатная плоскость изображена на доске)
Учитель записывает количество верно выполненных примеров в таблицу оценивания знаний
|
Дети дают ответ с помощью сигнальных карточек, по просьбе учителя выборочно поясняют свой ответ.
Каждый ученик проверяет принадлежность графику двух точек методом вычисления. Работа учащихся у доски по мере выполнения предыдущего задания.
По просьбе учителя один ученик соединяет точки линией.
| Подготовка к восприятию нового материала.
| Когда римляне завоевали греков, развитие математики надолго остановилось. На целую тысячу лет! Возродили математику арабы. Выдающийся арабский поэт – математик Омар Хайям писал когда-то: …Мне мудрость не чужда была земная,
Разгадки тайн ища, не ведал сна я.
За семьдесят перевалило мне,
Что ж я узнал? – Что ничего не знаю.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение линейной функции.
Вопросы:
- Прочитайте, какое слово получилось при соединении точек прямой.
Это и будет темой нашего урока: «График линейной функции».
- Как называется заданная функция У = Х + 2 ?
Как вы думаете, какова цель нашего урока.
|
Отвечают на вопросы:
- ГРАФИК - Линейная функция.
Запись в тетрадь темы урока «График линейной функции».
Постановка цели урока.
| Объяснение нового материала.
| - Как называется проведенная линия?
Графиком линейной функции является прямая линия.
Итак, в вашем задании была дана линейная функция и вы построили ее график. А как вы его построили?
А если я уберу некоторые точки, прямая сохранится? (Поэтапное уменьшение количества точек до одной)
Вывод: для построения графика достаточно найти любые две точки, принадлежащие графику, и провести через них прямую.
Но какие удобнее выбирать точки для построения графика линейной функции?
Давайте рассмотрим особенности всех точек, расположенных на оси ординат.
Поэтому в зависимости принимают Х = 0 и вычисляют У.
Назовите особенность всех точек, расположенных на оси абсцисс
Принимая, что У = 0 получаем линейное уравнение и вычисляем Х.
Таким образом, строим две точки, принадлежащие графику А (0;У) и В (Х; 0), через них проводим прямую линию – график данной функции.
Точки А и В являются точками пересечения графика функции с осями координат.
И еще что интересного можно заметить, анализируя построенный график?
В этом заключается смысл величины b – она является ординатой точки, в которой график функции пересекает ось ординат.
Учитель предлагает ознакомиться ученикам с опорным конспектом урока.
| Ответы: - Прямая.
- Соединили построенные точки.
- Да. - Абсцисса равна нулю
( Х = 0) - Ордината равна нулю
( У = 0)
Ордината точки пересечения графика функции с осью ординат равна величине b.
Знакомятся с опорным конспектом
| Рефлексия
| Поднимите сигнальные карточки, которые означают:
Зеленый цвет - тема усвоена.
Желтый цвет – недостаточно усвоена.
Красный цвет – не усвоена.
| С помощью сигнальных карточек дают ответ о степени усвоения нового материала.
| Физкульминутка
| Отвели свой взгляд направо, отвели свой взгляд налево,
Оглядели потолок, посмотрели все вперед.
Раз – согнуться, разогнуться, два – согнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
Пять и шесть - тихо сесть.
| Ученики выполняют соответственные движения.
| Закрепление изученного материала
| А) № 319 ( а)
№ 322 ( а) Б) № 320 (а)
№ 323 ( а)
| А) выполнение тренировочных упражнений у доски детьми, недостаточно усвоившими материал. Остальные работают в тетрадях.
Б) самостоятельное выполнение заданий в тетрадях под контролем учителя.
| Домашнее задание
| Написано заранее на доске.
П.16
№ 319 ( б, в)
№ 320 ( б)
№ 322 ( б, в)
№ 323 ( б)
| Дети записывают в дневники.
| Подведение итогов урока
| Девиз урока мы сегодня претворили в жизнь?
Что нового и интересного вы узнали на уроке?
Посмотрите на таблицу успешности вашей работы на уроке и поставьте себе оценку, вычислив среднее арифметическое всех баллов.
| Ответы детей. Вычисляют среднее арифметическое и произносят результат.
| Рефлексия
| Прошу вас оценить результат урока, используя сигнальные карточки.
СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК!
| Зеленый цвет – я удовлетворен уроком, получил хорошую оценку.
Желтый цвет – урок был интересен, полезен для меня.
Красный цвет – пользы от урока я получил мало.
|
Приложение. ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УРОКА
Имя ученика
| А. «Верю - не верю»
Количество правильных ответов/ балл
| Б
Вычисление +
Построение точки
| Участие в проблемной беседе
| Работа у доски
| Самостоятельная работа в тетради
| Средний балл
| 1
| 2
| ОЛЕГ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|