Главная страница

Урок по химии в 8 классе Учитель химии мбоу «Центр образования №2»



Скачать 59.62 Kb.
НазваниеУрок по химии в 8 классе Учитель химии мбоу «Центр образования №2»
Дата05.04.2016
Размер59.62 Kb.
ТипУрок


Открытый урок по химии в 8 классе



Учитель химии

МБОУ «Центр образования №2»

Семина Галина Анатольевна

Цели урока:

  • Познакомить с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот.

  • Продолжить формирование знаний о различиях между зарядами ионов и степенью окисления элементов.

  • Вырабатывать у школьников познавательную активность, интерес к предмету.


Задачи урока:

Образовательные: дать понятие класса кислот, рассмотреть классификацию кислот по различным признакам.

Развивающие: развить практические умения определения кислот среди других классов неорганических веществ в виртуальной лаборатории с помощью индикаторов.


Воспитывающие: вырабатывать у школьников познавательную активность, интерес к предмету через работу с икт.
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: урок-лекция.
Методы и методические приемы: словесный, исследовательский, иллюстративный; беседа, рассказ, эксперимент, тестовая работа.

Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в мир кислот. А наши тетради превратятся сегодня в путевые дневники.

Мы находимся на станции «Информационная». Прежде чем отправиться в путь, нам необходимо подготовиться к путешествию, получить информацию о веществах, которые будут нас окружать. Здесь мы познакомимся с многообразием веществ, относящихся к классу кислот. Приготовьтесь внимательно слушать и записывать.

(на доске следующая запись:

Станция «Информационная»


HR- кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка (R).

Классификация


По основности (основность кислоты определяется числом атомов водорода):

Одноосновные Двуосновные Трехосновные

HCl H2 SO4 H 3PO4


соляная серная ортофосфорная
По содержанию атомов кислорода в кислородном остатке:
Кислородные Бескислородные

HNO3-азотная H 2S-сероводородная

H 2SO4-серная HCl-соляная

Текст к таблице:

Посмотрите на таблицу. Обратите внимание на состав кислот, в них обязательно входит водород-он определяет основность. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком. Итак, кислоты-сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. В растворах между ионами водорода и ионами кислотного остатка возникает ионная связь. Водород имеет положительный заряд, а кислотный остаток будет иметь отрицательный заряд.

Например, HPO:а)заряды ионов-HPO; б)с.о.-HPO.

Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, а в другие нет. Классифицируем кислоты по 2 признакам:

1)по числу атомов водорода:а)одноосновные, б)двухосновные, в)трехосновные;

2)по наличию кислорода в кислотном остатке:

кислородсодержащие и бескислородные.

Работа по карточкам: с каждой стороны формула кислоты. Задание: показать карточку с формулой одноосновной, кислородсод-ей, трехосновной и т.д. –1-
Мы прибываем на станцию «Историческая», где познакомимся с историей открытия некоторых кислот.

Станция «Историческая»

Доклады уч-ся.

Уксусная кислота. Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была уксусная. Слово «уксус» происходит от греческого слова «оксос»-кислый. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Его научились использовать как лекарство, приправу к пище как растворитель красок. В России уксус называли «древесная кислота».

Серная кислота. С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в 10 веке. Честь ее открытия приписывается персидскому химику Абубекеру аль Рези. Но это не совсем точно. По крайней мере серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Серную кислоту выделили из купоросов и назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кислота была известна в России.

Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в 15 веке. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную-селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты. Которую потом стали называть «матерью всех кислот».

Угольная кислота. Угольную кислоту получил впервые в конце 18 века Джозеф Пристли-священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде называли содовой водой, а так как она получила широкое применение как напиток, за это открытие Пристли наградили золотой медалью.

К концу 18 века химики уже знали более десятка кислот. Что общее в составе кислот? Общее в составе и строении кислот обуславливает их общие свойства. Именно это и предстоит выяснить на следующей станции под названием «Дегустационная».

Станция «Дегустационная».

В химическом кабинете нельзя пробовать вещества на вкус. Это-грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты или кристалликов лимонной, которые лежат перед каждым. Запишите первый вывод урока: большинство кислот кислые на вкус.

Мы продолжаем свое путешествие. У нас на пути красный свет-проезда нет!

Станция «Стоп! Красный свет!»

(демонстрация с диска опытов с серной кислотой)

Запишите в тетрадь: разрушают кожу, ткани, древесину!

Осторожно!

Нейтрализовать раствором соды, смыть водой!

Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!!

Наряду с общими свойствами кислот они отличаются друг от друга по ряду признаков. Проведем сравнение свойств серной и соляной кислот. Для этого заполним таблицу. (диск)

Станция «Экспериментальная»

Хим.

формула

Название

Агрег.

состояние

Цвет

Запах

Синий

лакмус

HSO

Серная

кислота

Вязкая

жидкость

Не имеет

Не имеет




HCl

Соляная

кислота

Дымящаяся

жидкость

Не имеет

Запах

хлора





Мы прибываем на конечную станцию- «Индикаторная»

Постепенно химики научились распознавать кислоты. Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворе кислот он становился красным. Такие вещества Бойль назвал индикаторами. Сейчас мы с вами в виртуальной лаборатории. Будьте внимательны. Итак, что вы узнали на станции Индикаторная»?

Синий лакмус + кислота = красный цвет

Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за то, что помогли мне осуществить его. Хотелось теперь выяснить, что вы узнали из этого путешествия? Для этого выполним некоторые упражнения.

Тест по теме «Кислоты».
1.Кислоты-сложные вещества, состоящие из ионов:

а)водорода и ионов кислотного остатка

б)ионов металла и ионов кислотного остатка

в)ионов водорода и гидроксид-ионов
2.В пробирках находятся вещества: известковая вода, серная кислота, гидроксид калия. Как определить, где кислота:

а)добавить воду

б)добавить азотную кислоту

в)добавить синий лакмус
3.Подчеркните кислотные остатки и укажите их заряд:

HNO3 H2 CO3

H3 PO4 H2 SiO3

H2 SO4 HCl