Главная страница


Школа №1226 с углубленным изучением английского языка. Учитель математики – Ледовская О. М. «Формирование проектно – исследовательских компетенций при разработке проблемного урока»



Скачать 40.04 Kb.
НазваниеШкола №1226 с углубленным изучением английского языка. Учитель математики – Ледовская О. М. «Формирование проектно – исследовательских компетенций при разработке проблемного урока»
Дата29.02.2016
Размер40.04 Kb.
ТипДокументы


Школа № 1226 с углубленным изучением английского языка.

Учитель математики – Ледовская О.М.
«Формирование проектно – исследовательских компетенций при разработке проблемного урока»
Воспитание социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личную активность нынешних школьников.

Формирование проектно – исследовательских компетенций, организация проблемно – поисковой деятельности, с учетом индивидуальных различий учащихся – это одно из важнейших условий подготовки учеников к продолжению образования, творческого самоопределения личности.

Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельного исследования развивается мышление ребенка , знания и умения добываются в ходе его собственного познавательного труда . Учебное исследование позволяет обучать ребенка в зоне его ближайшего развития.

Исходя из этого, элементы исследовательской деятельности, на мой взгляд, должны присутствовать по возможности на каждом уроке. Сейчас уже общепризнано, что урок в школе считается неэффективным , если на уроке школьники не работают активно и самостоятельно , не решают задач , требующих определенной сообразительности , догадки . Формируя проектно – исследовательские компетенции систематически обращаюсь к проблемному обучению. Проблемное обучение характеризуется постановкой таких учебных проблем, которые ученикам неизвестны. В своей работе я стараюсь использовать три основных способа постановки перед учащимися проблемной ситуации:

  • Путем четкой постановки проблемы учителем.

  • Путем создания ситуации, в которой от учащегося требуется самому понять и сформулировать имеющиеся проблемы.

  • Путем создания ситуации, с обозначенной проблемой и при решении этой проблемы ученик должен прийти к новой дополнительной проблеме

Анализируя проблемную ситуацию, которая ставится учителем, учащийся должен найти способ решения заключенной в ней проблемы, провести определенное обобщение этой ситуации.

Остановлюсь на изучении нового материала. Проблемное обучение включает в себя не только создание проблемной ситуации, но и самостоятельную творческую работу учащихся над данной ситуацией, открытии ими новых свойств, обоснование всех своих рассуждений.

Например: урок геометрии в 7 классе по теме: «Смежные и вертикальные углы»

  1. Нужно проблемную ситуацию организовать для того, чтобы:

  • определить проблемы, которые требуют от учащихся решения;

  • заинтересовать учащихся проблемой, вызвать у них стремление к ее решению.

Урок я начала с того, что предложила ребятам, работая в парах заполнить кроссворд. Ведь для развития познавательной деятельности крайне важно, чтобы информация, предложенная детям , не обнаруживала себя сразу и полностью , а побуждала ученика к поиску.

На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Работа с кроссвордами ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. Отгадав кроссворд, мы с учащимися определили, над какой темой мы будем работать на данном уроке.

Встает вопрос: Какие углы называются смежными? Какими свойствами они обладают?

-Вот этой проблемой мы и займемся сегодня на уроке.

  1. Ориентация в трудностях решения проблемы, выделение частных проблем и установление очередности их решения.


Предлагаю учащимся посмотреть на рисунок и ответить на ряд вопросов. Отвечая на поставленные вопросы, и выделив признаки этого понятия, ребята сами дают определение смежных углов.

  1. Коллективное, групповое, парное, индивидуальное решение частных проблем, проверка результатов решения и исправление ошибок. На этом этапе урока возможны следующие виды работ с учащимися:

  • Фронтальная работа со всем классом;

  • Парная работа;

  • Индивидуальная.

На данном уроке каждому ученику были розданы карточки, с изображением углов и конверты, в которых находились 5 видов углов, вырезанных из бумаги . Этот раздаточный материал был необходим ребятам для того , чтобы на практике убедиться с одним из важнейших свойств смежных углов «Сумма смежных углов равна 180*».Это основная часть урока, поэтому она должна быть осмыслена всеми учащимися. На этом же этапе урока решаются простейшие задачи на отработку основного свойства смежных углов.

  1. Объединение результатов, полученных при решении частных проблем, в решении главной проблемы осуществляется в процессе коллективной работы, которой предшествовала практическая работа (парная и индивидуальная).

Чтобы проверить усвоение полученных знаний на данном уроке мною были предложены ребятам следующие виды работ: преодоление «Геометрического лабиринта» и игра «Улей» (самостоятельная работа на два варианта).

При разработке проблемного урока необходимо очень хорошо и четко продумывать вопросы , которые предлагаются ученикам; необходимо делить материал на легко усваиваемый и более сложный; четко знать на каком этапе урока можно привлечь учебник для решения проблемы;

Применять на уроке нетрадиционные формы для поднятия интереса к предмету и для развития познавательной деятельности.
Организация проблемно – поисковой деятельности, формирование проектно – исследовательских компетенций, с учетом индивидуальных различий учащихся – это одно из важнейших условий подготовки учеников к продолжению образования, творческого самоопределения личности.