Главная страница

Урок геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника»



НазваниеУрок геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника»
Дата29.02.2016
Размер80.5 Kb.
ТипУрок

Урок геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника»

Учитель математики МБОУ Краснорогская ООШ Выгоничского района Курносова Наталья Николаевна.

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»
Китайская мудрость

Как известно, в основе нынешней модернизации российского образования лежат идеи личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  • вместе с ребятами “открыть” и доказать теорему о сумме углов треугольника;

  • обобщить и систематизировать изученный материал по данной теме;

  • познакомить учащихся с историческим материалом по изучаемой теме;

  • сформировать навыки, умения в решении геометрических задач;

  • научить решать задачи, применяя полученные знания.

Развивающие:

  • развить внимание, память, речь, логическое мышление, самостоятельность;

  • рассмотреть нескольких способов доказательства теоремы, обобщить с использованием элементов исследования, развить математическую речь;

  • сформировать умения сравнивать, обобщать факты и понятия;

  • развить сотрудничество при работе в парах.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление достигать поставленную цель; чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе;

  • воспитывать такие черты характера, как настойчивость, целеустремленность, трудолюбие и дисциплинированность;

  • привить навыки аккуратности при построении чертежей;

ход урока.

    1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. На доске тема урока и высказывание:

…Как для смертных истина ясна,
Что в треугольник двум тупым не влиться.
Данте А.

    1. Определение задач урока.

Ребята, как вы думаете, о какой фигуре пойдет речь на этом уроке? Какие задачи урока?

“открыть” и доказать теорему о сумме углов треугольника;

научить решать задачи, применяя полученные знания.

    1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сформулируйте определение треугольника. (Треугольник это геометрическая фигура, образования тремя точками, не лежащими на одной прямой, и отрезками, попарно соединяющими эти точки.)

Назовите элементы треугольника. (Углы, стороны, вершины.)

Дайте названия треугольников по сторонам. (Равносторонний, равнобедренный, разносторонний.)

Один из учащихся выбирает и показывает классу треугольники, заготовленные и лежащие на столе у учителя.

https://festival.1september.ru/articles/575075/1.gif

Треугольники различаются и по углам. Попробуем назвать треугольники по углам. (Другой учащийся выбирает: остроугольный, тупоугольный и прямоугольный треугольники.)

Давайте ответим на ряд вопросов:

Может ли треугольник иметь:

  1. два прямых угла;

  2. два тупых угла;

  3. один прямой и один тупой угол?

К доске вызывается один ученик и выполняет следующие рисунки:

https://festival.1september.ru/articles/575075/2.gif

Далее идет «коллективное обсуждение». Построенные лучи не пересекаются, значит, треугольник не получится. Сумма односторонних углов в первом случае равна 180°, во втором и третьем случае больше, чем 180°. В первом случае прямые параллельны, а во втором и третьем случае прямые расходятся. Делаем вывод: треугольники не могут иметь два прямых, два тупых. А также в треугольнике не может быть одновременно один тупой и один прямой углы.

Практическая работа (способствует актуализации знаний и навыков самопознания).

У каждого из вас есть на парте по одному треугольнику разных цветов. Ребята, мы с вами измеряли углы и с помощью транспортира и находили их сумму еще в 5 классе. Сумма углов у всех получалась разная (так может получаться потому, что неточно приложили транспортир, небрежно выполнили подсчет и т.д.).

Я предлагаю найти сумму углов треугольника двумя другими способами: возьмите треугольники, которые лежат у вас на парте. Они желтого или розового цвета. Обозначьте углы треугольника числами 1, 2, 3.

Учащиеся с желтыми треугольниками: оторвите два угла треугольника и приложите их к сторонам третьего угла так, чтобы все вершины были в одной точке. Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол.

Учащиеся с розовыми треугольниками: сложите углы во внутрь треугольника. Заметим, что перегибать треугольник надо по прямой параллельной к стороне, того угла который мы будем сгибать первым, а данный угол должен касаться данной стороны. Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол.

Чему равна градусная мера развернутого угла?

К какому выводу мы пришли?

Сумма углов треугольника равна 180 градусов.

Выполнив практическую работу, мы установили, что сумма углов треугольника равна 180 градусов.

В математике практическая работа дает возможность лишь сделать какое-то утверждение, но его нужно доказать. Утверждение, справедливость которого устанавливается путем доказательства, называется теоремой.

Какую теорему нам нужно доказать?

Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
    1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.


Прежде, чем доказать эту теорему решим две задачи устно они помогут нам при доказательстве теоремы:

1)
https://festival.1september.ru/articles/575075/3.gif

Дано: MK || AC
Укажите:
а) пару накрест лежащих углов;
б) пару внутренних односторонних углов.
Найдите углы треугольника ABC

2)
https://festival.1september.ru/articles/575075/4.gif

Дано: NC || MK
Найдите https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif3 и https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif4
    1. Этап усвоения новых знаний, умений, навыков.


  • (Возможны три способа доказательства).

  • Доказательство теоремы (развивает способность анализировать, обобщать и делать логические выводы, используя ранее изученный материал).

  • Один учащийся доказывает теорему у доски, по ходу комментируя свои действия. Остальные учащиеся работают в тетрадях. В случае неточности, учитель проводит корректировку.

  • Учитель: Что нам дано?

  • Учащийся: Дан треугольник.

  • Учитель: Постройте у себя в тетрадях произвольный треугольник и обозначьте его вершины А, В и С. Что требуется доказать?

  • Учащийся: Что сумма углов треугольника равна 180°.

    https://festival.1september.ru/articles/575075/5.gif


    Дано: ∆ ABC
    Доказать: https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifA+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifB+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifC=180°

    План доказательства:
    1) Через вершину B проведем прямую DE || AC
    2) Доказать, что https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif4 =https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif1 , https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif5 = https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif3
    3) Доказать, что если https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif4+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif2+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif5=180°, значит, https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif1+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif2+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif3=180° или в ∆ ABC https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifA+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifB+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifC=180°

  • Но такой способ доказательства не единственный. Первое доказательство было дано еще Пифагором (5 в. до н.э.) В первой книге «Начала» Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника. Слайд 10.

  • Ребята доказывают устно:

    https://festival.1september.ru/articles/575075/6.gif




    Доказательство:
    1) Через вершину B проведем луч BD|| AC.
    2) https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifhttps://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif3- накрест лежащие при BD||AC и секущей BC.
    3) BD|| AC и AB- секущая, то https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif1+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifABD=180° – односторонние углы.
    4) тогда https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif1+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif2+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif4=180° , т.к https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif4=https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif3 ,то https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif1+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif2+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif3=180° или https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifA+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifB+https://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifC=180°

  • Попробуйте доказать дома эту теорему, используя чертеж учеников Пифагора. (Ребятам раздается лист с чертежами всех трех доказательств на дом.)

  • https://festival.1september.ru/articles/575075/7.gif
    1. Физкультминутка.

VII. Закрепление изученного материала.


Теперь, пользуясь теоремой, можно обосновать, почему в треугольнике не может быть двух прямых углов, двух тупых углов, двух углов, один из которых тупой, а другой прямой.

Следствие из теоремы о сумме углов треугольника (выводится учащимися самостоятельно; это способствует развитию умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее).

В любом треугольнике либо все углы острые, либо два острых угла, а третий тупой или прямой.

Если в треугольнике все углы острые, то он называется остроугольным. Если один из углов треугольника тупой, то он называется тупоугольным. Если один из углов треугольника прямой, то он называется прямоугольным.

Устная работа: (планшеты) Слайд 15.

https://festival.1september.ru/articles/575075/8.gif

Графический диктант

  1. В треугольнике может быть два тупых угла.

  2. Утверждение, которое необходимо доказать, называется теоремой.

  3. Угол, равный 90˚ называется прямым.

  4. Угол, равный 98˚ - острый.

  5. Треугольник, в котором два тупых угла , называется тупоугольным.

  6. Утверждение, не требующее доказательства, называется аксиомой.

  7. Угол, смежный с углом треугольника, называется внешним.

Самопроверка

Итак, ребята этот урок пополнил ваши знания о треугольнике, но это еще не предел. На следующих уроках мы продолжим изучение треугольников, и вы узнаете еще много интересного и познавательного об этой геометрической фигуре.

IIX. Задание на дом.


Пункт 30. № 223 (б), № 228 (а).

IX. Итог урока.


Рефлексия:

Продолжите фразу:

  • “Сегодня на уроке я узнал…”

  • “Сегодня на уроке я научился…”

  • “Сегодня на уроке я познакомился…”

  • “Сегодня на уроке я повторил…”

  • “Сегодня на уроке я закрепил…”