Мой университет – www.moi – mummi.ru
Подробный конспект урока
Организационная информация
| Тема урока
| Средняя линия треугольника
| Предмет
| геометрия
| Класс
| 8
| Автор
| Бижова Татьяна Васильевна, учитель математики
| Образовательное учреждение
| МОУ СОШ №135 имени академика Б.В. Литвинова
| Федеральный округ России
| Россия
| Республика/край
| Челябинская область
| Город/поселение
| г. Снежинск
| Методическая информация
| Тип урока
| Урок усвоения новых знаний
| Цели урока
| Образовательные: дать определение средней линии треугольника и доказать теорему о средней линии треугольника, показать ее применение к решению задач.
Развивающие: развитие графических навыков учащихся при построении средних линий треугольника, развитие навыков исследовательской деятельности. Развитие умения обобщать полученные знания.
Воспитательные: воспитание умения работать в группах, воспитание интереса к предмету посредством презентации.
| Задачи урока
| Активизировать познавательную деятельность учащихся, развить их творческие способности, стимулировать умственную деятельность.
| Используемые педагогические технологии, методы и приемы
| Методы обучения: словесные (фронтальная беседа с классом), наглядные (метод демонстрации), частично – поисковый, исследовательский (создание проблемной ситуации)
Технологии: мультимедийный проектор, экран, презентация, АРМ учителя.
| Время реализации урока
| 1 урок, 40 минут
| Знания, умения, навыки и качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
| Учащиеся должны знать какой отрезок называется средней линией треугольника и сколько их можно построить, уметь доказывать теорему о средней линии треугольника и применять эти знания при решении задач.
| Необходимое оборудование и материалы
| Экран, ПК, мультимедийный проектор, письменные принадлежности, тетрадь, учебник.
| Дидактическое обеспечение урока
| Учебник геометрии 7-9 кл. для общеобразовательных учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина – 15 –е изд. – М.:Просвещение, 2005 и посл. издания
| Список учебной и дополнительной литературы
| 1.Геометрия. Пособие для классов вечерних (сменных) школ с ускоренным прохождением курса восьмилетней школы. Под ред. З.А. Скопец, М., «Просвещение», 1971
2.Устные упражнения по геометрии для 7-11 классов. Кн. для учителя /И.М. Смирнова, В.А. Смирнов – М.: Просвещение, 2003
3.Упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя. Авторы: С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий – М.: Просвещение, 1987
4.Задачи по геометрии. Пособие для учащихся 7 -11 кл. общеобразовательных учреждений /Б.Г.Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000
5.Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И.Юдина – 15 изд. – М.: Просвещение, 2005
6.Геометрия 7-9: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. А.Я. Цукаря. / В.Н. Руденко, Г.А. Бахурин - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994
| Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников
| Мотивация учащихся
| Учитель приветствует учащихся и объявляет тему урока, цели и задачи. Сообщает учащимся план урока, используя фрагменты презентации.
| Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия)
|
Структура презентации
№
п/п
| Структурные элементы
| Временная реализация
| № слайда
| 1.
| Организационный момент
| 1 минута
| 1,2,3,4
| 2.
| Актуализация опорных знаний
| 5 минут
| 5
| 3.
| Подготовка к восприятию нового материала (постановка проблемной ситуации)
| 5 минут
| 6
| 4.
| Изучение нового материала
| 15 минут
| 7,8,9
| 5.
| Закрепление изученного материала
| 10 минут
| 10-12
| 6.
| Итоги урока
| 3 минуты
| 13
| 7.
| Задание на дом
| 1 минута
| 14
|
Содержание кадров: 1,2. Титульные
3. Цели урока
4. План урока (содержание)
5. Актуализация опорных знаний
6. Подготовка к восприятию нового материала
7. Изучение нового материала (построение средней линии треугольника 1-ый способ)
8. Изучение нового материала (построение средней линии треугольника 2 –ой способ)
9. Изучение нового материала (доказательство теоремы о средней линии треугольника)
10. Закрепление изученного материала. Решение задач (часть I)
11. Закрепление изученного материала. Решение задач (часть II)
12. Закрепление изученного материала. Решение задач (часть III). Задача с практическим применением.
13. Итоги урока
14. Домашнее задание
15. Список используемой литературы Целесообразность использования медиапродукта на уроке:
Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет самостоятельной исследовательской деятельности учащихся
Интенсификация учебно – воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
План урока
№
п/п
| Структурные элементы
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Временная реализация
| 1.
| Организационный момент
| Учитель приветствует учащихся и объявляет название, цель, план урока, используя презентацию – сопровождение к уроку.
| Обсуждение
| 1 минута
| 2.
| Актуализация опорных знаний
| Учитель предлагает устно решить задачи со слайда на доказательство подобия треугольников и нахождение его неизвестных элементов [2;3;4]
| Учащиеся устно решают задачи, выдвигают свои версии, подводят итоги. Осуществляется фронтальный опрос, повторяются правила, теоремы.
| 5 минут
| 3.
| Подготовка к восприятию нового материала
| Учитель ставит перед учащимися задачу: найти длину озера. Далее каждый шаг презентации сопровождается кликом на кадр. Чтобы узнать длину озера, отметили т. А и В, а затем выбрали на местности т. О так, чтобы расстояние от нее до точек А и В можно было измерить. Найдя середины М и Р отрезков АО и ВО, провели прямую МР.
Длину озера узнаем, если измерим лишь длину отрезка МР. Как по длине отрезка МР узнать длину отрезка АВ? Решающую роль сыграл отрезок МР [6].
| Рассматривая чертеж на слайде, дети предполагают, что МРIIАВ и АВ = 2МР. Тогда, если МР = 50 м, то АВ = 100м.
| 5 минут
| 4.
| Изучение нового материала (построение средней линии треугольника, 1-ый способ)
| Учитель демонстрирует слайд и пошагово предлагает выполнить задания учащимся. Сделайте вывод.
Далее дается определение средней линии треугольника [1].
| Учащиеся выполняют задания учителя, пытаются сформулировать определение средней линии треугольника и выполняют чертежи в тетради.
| 3 минуты
| 5.
| Изучение нового материала (построение средней линии треугольника, 2-ой способ)
| Учитель демонстрирует построение средней линии треугольника на основе определения [1].
| Дети выполняют чертежи в тетради и отвечают на вопросы слайда. Делают вывод о том, что средняя линия треугольника параллельна основанию треугольника и равна половине его длины.
| 3 минуты
| 6.
| Изучение нового материала (доказательство теоремы о средней линии треугольника)
| Учитель с помощью учащихся формулирует теорему и предлагает ее доказать [5].
| Учащиеся выдвигают свои предположения о том, что нужно применить один из признаков подобия треугольников, признак параллельности прямых и использовать пропорциональность сходственных сторон треугольника. Записывают доказательство теоремы в тетрадь.
| 9 минут
| 7.
| Закрепление изученного материала. Решение задач (часть 1)
| Учитель предлагает обобщить свои знания и применить их при решении задач, ответить на вопросы. Установить, являются ли отрезки средними линиями треугольника? [3;4].
| Решают устно задачи со слайда, используя определение средней линии треугольника или доказанную теорему.
| 2 минуты
| 8.
| Закрепление изученного материала. Решение задач (часть 2)
| Предлагает детям решить задачу на нахождение периметра четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон прямоугольника [2;3].
| Решают задачу в парах и делают записи в тетрадях.
Озвучивают решение устно.
| 4 минуты
| 9.
| Закрепление изученного материала. Решение задач (часть 3)
| Учитель сообщает детям, что предложенная задача имеет практическое применение, например, в сельском хозяйстве. Найти длину поля, если в ней оказалось сто «шагов» полевого циркуля при условии, что DE = 1м. Учитель демонстрирует модель полевого циркуля, изготовленного из дерева [6].
| Класс разбивается на группы, решает задачу и выдвигает от каждой группы своего представителя для выступления и дополнений.
| 4 минуты
| 10.
| Подведение итогов урока
| Учитель предлагает ответить на вопросы слайда
| Устно отвечают на вопросы.
| 2 минуты
| 11.
| Запись домашнего задания
| Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы учебника на стр. 154, выполнить письменно №564,566,567, выучить доказательство теоремы о средней линии треугольника и найти другие способы доказательства в дополнительной литературе [5].
| Ученики записывают домашнее задание в дневник.
| 1 минута
| 12.
| Список использованной литературы
| Предлагает воспользоваться списком литературы, по желанию оформить работы на доказательство теоремы в виде презентации, либо на отдельном альбомном листе в виде реферата.
| По желанию записывают список дополнительной литературы.
| 1 минута
| 13.
| Рефлексия
| Учитель задает вопрос: Достигнуты ли цели урока? Что понравилось и запомнилось на уроке? В чем были затруднения? Помогла ли презентация в усвоении нового материала? Выставляет отметки наиболее активным учащимся.
| Отвечают на вопросы учителя.
|
|
|
| Спасибо за урок, дети!
|
|
|
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)
| Учитель задает вопрос: Достигнуты ли цели урока? Что понравилось и запомнилось на уроке? В чем были затруднения? Помогла ли презентация в усвоении нового материала? Выставляет отметки наиболее активным учащимся. Благодарит детей за активную работу на уроке.
| Домашнее задание
| Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы учебника на стр. 154, выполнить письменно №564,566,567, выучить доказательство теоремы о средней линии треугольника и найти другие способы доказательства в дополнительной литературе [5].
Предлагает воспользоваться списком литературы, по желанию оформить работы на доказательство теоремы в виде презентации, либо на отдельном альбомном листе в виде реферата.
| Дополнительная необходимая информация
| Слайды урока можно использовать также отдельно при изучении признаков подобия треугольников. Можно легко комбинировать материал с учетом этапа обучения: использовать часть материала на обобщающих уроках, уроках повторения в конце учебного года или перед экзаменом. Кроме того, пособие обеспечивает создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих учащихся, т.е. позволяет вести обучение в «зоне ближайшего развития». Презентацию можно дополнять задачами различного уровня сложности, учитывая особенности класса.
| Ссылки на использованные интернет-ресурсы
| нет
| В помощь учителю
| Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
| 1.Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет самостоятельной исследовательской деятельности учащихся
2.Интенсификация учебно – воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
| Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
| На следующем уроке нужно рассмотреть свойство медиан треугольника и доказать его при помощи средней линии треугольника. Целесообразна и возможна подборка задач по теме «Трапеция», задач на доказательство равенства площадей треугольников с применением свойства медиан треугольника.
| Другое
| Применение информационных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблем поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения большого объема знаний. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня его иллюстративности. Визуальная насыщенность делает учебный материал ярким, убедительным и способствует лучшему усвоению и запоминанию.
| |