Главная страница

Подробный конспект урока Организационная информация Тема урока Средняя линия треугольника Предмет геометрия Класс 8



Скачать 113.57 Kb.
НазваниеПодробный конспект урока Организационная информация Тема урока Средняя линия треугольника Предмет геометрия Класс 8
Б.В. Литвинова
Дата09.02.2016
Размер113.57 Kb.
ТипКонспект

Мой университет – www.moimummi.ru


Подробный конспект урока


Организационная информация

Тема урока

Средняя линия треугольника

Предмет

геометрия

Класс

8

Автор

Бижова Татьяна Васильевна, учитель математики

Образовательное учреждение

МОУ СОШ №135 имени академика Б.В. Литвинова

Федеральный округ России

Россия

Республика/край

Челябинская область

Город/поселение

г. Снежинск

Методическая информация

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели урока

Образовательные: дать определение средней линии треугольника и доказать теорему о средней линии треугольника, показать ее применение к решению задач.

Развивающие: развитие графических навыков учащихся при построении средних линий треугольника, развитие навыков исследовательской деятельности. Развитие умения обобщать полученные знания.

Воспитательные: воспитание умения работать в группах, воспитание интереса к предмету посредством презентации.


Задачи урока

Активизировать познавательную деятельность учащихся, развить их творческие способности, стимулировать умственную деятельность.


Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Методы обучения: словесные (фронтальная беседа с классом), наглядные (метод демонстрации), частично – поисковый, исследовательский (создание проблемной ситуации)

Технологии: мультимедийный проектор, экран, презентация, АРМ учителя.

Время реализации урока

1 урок, 40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые

актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся должны знать какой отрезок называется средней линией треугольника и сколько их можно построить, уметь доказывать теорему о средней линии треугольника и применять эти знания при решении задач.

Необходимое оборудование и материалы

Экран, ПК, мультимедийный проектор, письменные принадлежности, тетрадь, учебник.

Дидактическое обеспечение урока

Учебник геометрии 7-9 кл. для общеобразовательных учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина – 15 –е изд. – М.:Просвещение, 2005 и посл. издания

Список учебной и дополнительной литературы

1.Геометрия. Пособие для классов вечерних (сменных) школ с ускоренным прохождением курса восьмилетней школы. Под ред. З.А. Скопец, М., «Просвещение», 1971

2.Устные упражнения по геометрии для 7-11 классов. Кн. для учителя /И.М. Смирнова, В.А. Смирнов – М.: Просвещение, 2003

3.Упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя. Авторы: С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий – М.: Просвещение, 1987

4.Задачи по геометрии. Пособие для учащихся 7 -11 кл. общеобразовательных учреждений /Б.Г.Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000

5.Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И.Юдина – 15 изд. – М.: Просвещение, 2005

6.Геометрия 7-9: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. А.Я. Цукаря. / В.Н. Руденко, Г.А. Бахурин - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994


Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников

Мотивация учащихся

Учитель приветствует учащихся и объявляет тему урока, цели и задачи. Сообщает учащимся план урока, используя фрагменты презентации.

Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия)


Структура презентации




п/п

Структурные элементы

Временная реализация

слайда

1.

Организационный момент

1 минута

1,2,3,4

2.

Актуализация опорных знаний

5 минут

5

3.

Подготовка к восприятию нового материала (постановка проблемной ситуации)

5 минут

6

4.

Изучение нового материала

15 минут

7,8,9

5.

Закрепление изученного материала

10 минут

10-12

6.

Итоги урока

3 минуты

13

7.

Задание на дом

1 минута

14


Содержание кадров:
1,2. Титульные

3. Цели урока

4. План урока (содержание)

5. Актуализация опорных знаний

6. Подготовка к восприятию нового материала

7. Изучение нового материала (построение средней линии треугольника 1-ый способ)

8. Изучение нового материала (построение средней линии треугольника 2 –ой способ)

9. Изучение нового материала (доказательство теоремы о средней линии треугольника)

10. Закрепление изученного материала. Решение задач (часть I)

11. Закрепление изученного материала. Решение задач (часть II)

12. Закрепление изученного материала. Решение задач (часть III). Задача с практическим применением.

13. Итоги урока

14. Домашнее задание

15. Список используемой литературы
Целесообразность использования медиапродукта на уроке:


  • Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет самостоятельной исследовательской деятельности учащихся

  • Интенсификация учебно – воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)



План урока




п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Временная реализация

1.

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся и объявляет название, цель, план урока, используя презентацию – сопровождение к уроку.

Обсуждение

1 минута

2.

Актуализация опорных знаний

Учитель предлагает устно решить задачи со слайда на доказательство подобия треугольников и нахождение его неизвестных элементов [2;3;4]

Учащиеся устно решают задачи, выдвигают свои версии, подводят итоги. Осуществляется фронтальный опрос, повторяются правила, теоремы.

5 минут

3.

Подготовка к восприятию нового материала

Учитель ставит перед учащимися задачу: найти длину озера. Далее каждый шаг презентации сопровождается кликом на кадр. Чтобы узнать длину озера, отметили т. А и В, а затем выбрали на местности т. О так, чтобы расстояние от нее до точек А и В можно было измерить. Найдя середины М и Р отрезков АО и ВО, провели прямую МР.

Длину озера узнаем, если измерим лишь длину отрезка МР. Как по длине отрезка МР узнать длину отрезка АВ? Решающую роль сыграл отрезок МР [6].

Рассматривая чертеж на слайде, дети предполагают, что МРIIАВ и АВ = 2МР. Тогда, если МР = 50 м, то АВ = 100м.

5 минут

4.

Изучение нового материала (построение средней линии треугольника, 1-ый способ)

Учитель демонстрирует слайд и пошагово предлагает выполнить задания учащимся. Сделайте вывод.

Далее дается определение средней линии треугольника [1].

Учащиеся выполняют задания учителя, пытаются сформулировать определение средней линии треугольника и выполняют чертежи в тетради.

3 минуты

5.

Изучение нового материала (построение средней линии треугольника, 2-ой способ)

Учитель демонстрирует построение средней линии треугольника на основе определения [1].

Дети выполняют чертежи в тетради и отвечают на вопросы слайда. Делают вывод о том, что средняя линия треугольника параллельна основанию треугольника и равна половине его длины.

3 минуты

6.

Изучение нового материала (доказательство теоремы о средней линии треугольника)

Учитель с помощью учащихся формулирует теорему и предлагает ее доказать [5].

Учащиеся выдвигают свои предположения о том, что нужно применить один из признаков подобия треугольников, признак параллельности прямых и использовать пропорциональность сходственных сторон треугольника. Записывают доказательство теоремы в тетрадь.

9 минут

7.

Закрепление изученного материала. Решение задач (часть 1)

Учитель предлагает обобщить свои знания и применить их при решении задач, ответить на вопросы. Установить, являются ли отрезки средними линиями треугольника? [3;4].

Решают устно задачи со слайда, используя определение средней линии треугольника или доказанную теорему.

2 минуты

8.

Закрепление изученного материала. Решение задач (часть 2)

Предлагает детям решить задачу на нахождение периметра четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон прямоугольника [2;3].

Решают задачу в парах и делают записи в тетрадях.

Озвучивают решение устно.

4 минуты

9.

Закрепление изученного материала. Решение задач (часть 3)

Учитель сообщает детям, что предложенная задача имеет практическое применение, например, в сельском хозяйстве. Найти длину поля, если в ней оказалось сто «шагов» полевого циркуля при условии, что DE = 1м. Учитель демонстрирует модель полевого циркуля, изготовленного из дерева [6].

Класс разбивается на группы, решает задачу и выдвигает от каждой группы своего представителя для выступления и дополнений.

4 минуты

10.

Подведение итогов урока

Учитель предлагает ответить на вопросы слайда

Устно отвечают на вопросы.

2 минуты

11.

Запись домашнего задания

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы учебника на стр. 154, выполнить письменно №564,566,567, выучить доказательство теоремы о средней линии треугольника и найти другие способы доказательства в дополнительной литературе [5].

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

1 минута

12.

Список использованной литературы

Предлагает воспользоваться списком литературы, по желанию оформить работы на доказательство теоремы в виде презентации, либо на отдельном альбомном листе в виде реферата.

По желанию записывают список дополнительной литературы.

1 минута

13.

Рефлексия

Учитель задает вопрос: Достигнуты ли цели урока? Что понравилось и запомнилось на уроке? В чем были затруднения? Помогла ли презентация в усвоении нового материала? Выставляет отметки наиболее активным учащимся.

Отвечают на вопросы учителя.










Спасибо за урок, дети!










Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Учитель задает вопрос: Достигнуты ли цели урока? Что понравилось и запомнилось на уроке? В чем были затруднения? Помогла ли презентация в усвоении нового материала? Выставляет отметки наиболее активным учащимся. Благодарит детей за активную работу на уроке.

Домашнее задание

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы учебника на стр. 154, выполнить письменно №564,566,567, выучить доказательство теоремы о средней линии треугольника и найти другие способы доказательства в дополнительной литературе [5].

Предлагает воспользоваться списком литературы, по желанию оформить работы на доказательство теоремы в виде презентации, либо на отдельном альбомном листе в виде реферата.

Дополнительная необходимая информация

Слайды урока можно использовать также отдельно при изучении признаков подобия треугольников. Можно легко комбинировать материал с учетом этапа обучения: использовать часть материала на обобщающих уроках, уроках повторения в конце учебного года или перед экзаменом. Кроме того, пособие обеспечивает создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих учащихся, т.е. позволяет вести обучение в «зоне ближайшего развития». Презентацию можно дополнять задачами различного уровня сложности, учитывая особенности класса.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

нет

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

1.Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет самостоятельной исследовательской деятельности учащихся

2.Интенсификация учебно – воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)


Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующем уроке нужно рассмотреть свойство медиан треугольника и доказать его при помощи средней линии треугольника. Целесообразна и возможна подборка задач по теме «Трапеция», задач на доказательство равенства площадей треугольников с применением свойства медиан треугольника.


Другое

Применение информационных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблем поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения большого объема знаний. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня его иллюстративности. Визуальная насыщенность делает учебный материал ярким, убедительным и способствует лучшему усвоению и запоминанию.