|
Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага Тема урока:
| Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага.
| Цель урока:
| Познакомить учащихся с простыми механизмами. Добиться усвоения учащимися условия равновесия рычага, понятия плечо силы. Экспериментально установить условие равновесия рычага.
| Цели учащихся:
| 1. Знать: виды простых механизмов, их предназначение; что такое рычаг, условие равновесия рычага, плечо силы.
| Оборудование для демонстраций:
| Штативы (2 шт.), набор грузов, динамометр, рычаг, блок, наклонная плоскость, деревянный цилиндр с крючком, презентация «Простые механизмы», видеофрагмент «Механизмы».
| ТСО:
| компьютер, телевизор.
| 1. Опрос
1. Прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте выясним, как вы усвоили понятие мощность. Для этого я прошу выполнить следующие задания: а) Насос за 20 с поднимает 200 кг воды на высоту 1, 2 м. Чему равна мощность двигателя насоса?
б) Рассказать о мощности. А теперь, давайте проверим, как вы решили задачу. 2. Актуализация знаний.
Вопросы классу:
- что такое сила?
- чем характеризуется сила?
Учащиеся дают устные ответы на вопросы.
2. Объяснение нового материала.
Учитель дает классу разрешить ситуацию: «Предположим, что вам необходимо выкопать колодец. Как вы это будете делать?»
Наиболее вероятные решения учащихся: «буду копать лопатой», «буду использовать экскаватор», «использую бур», могут быть и другие ответы учащихся.
Учитель: Во всех предложенных решениях Вы предлагаете использовать какие-либо механизмы. Лопата представляет собой простой механизм. Экскаватор, бур – более сложные машины, но если рассмотреть их устройство, то можно заметить, что их механическая часть представляет собой сочетание только нескольких видов простых механизмов. К изучению простых механизмов мы и приступим сегодня.
Тема урока Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага.
(Слайд 1)
Учащиеся записывают тему в рабочие тетради.
Обсуждаются цели изучения темы учащимися.
Просмотр видеофрагмента «Механизмы». (Оксфордская видео энциклопедия)
Вопросы для обсуждения: Что такое простые механизмы? Для чего они предназначены? Какие существуют простые механизмы?
Учащиеся должны дать примерно следующий ответ: «Простые механизмы предназначены для изменения силы по значению или по направлению». Если у учащихся не получается самостоятельно сформулировать ответ, то учитель оказывает небольшую помощь, задавая наводящие вопросы, и старается вывести учащихся на верный ответ.
Учитель дает определение простых механизмов, одновременно показывая текст на экране телевизора посредством электронной презентации. (Слайд 2)
«Простые механизмы – приспособления с помощью которых можно преобразовывать силу по модулю и (или) по направлению.»
Учитель: «Существует только шесть видов простых механизмов.
•рычаг
•наклонная плоскость
•блок
•винт
•ворот
•клин
( Слайды 3-8, Учащиеся записывают виды простых механизмов в рабочие тетради.)
Основные – рычаг и наклонная плоскость, остальные четыре – блок, винт, ворот, клин – представляют собой вариации первых двух.
Учитель: Сегодня мы более подробно рассмотрим рычаг. Дается определение рычага:
Рычаг – любое тело, которое может поворачиваться вокруг неподвижной опоры. (Слайд 9)
На экране монитора слайд 10: человек поднимает огромный камень. Ему нужно преодолеть вес камня – силу, направленную вертикально вниз. Он поворачивает для этого палку вокруг оси, проходящей через неподвижную точку лома – точку его опоры. Сила, с которой он действует на рычаг, меньше веса, таким образом, рабочий получает выигрыш в силе.
Демонстрация: сила в 2Н уравновешивается силой в 1Н.
Вопрос учащимся:
- почему разные по значению силы могут уравновешивать рычаг?
Учащиеся должны дать примерно следующий ответ: «Потому что разные расстояния между точками приложения сил и осью крепления рычага».
Если учащиеся затрудняются дать ответ, то учитель напоминает о том, чем характеризуется сила, что результат действия силы зависит не только от её значения, а и от точки приложения. Это делается наводящими вопросами, чтобы учащиеся с наибольшей самостоятельностью ответили на вышеназванный вопрос.
Учитель вводит понятие «плечо силы»: (Слайд 11)
«Плечо силы – расстояние от точки опоры до прямой, вдоль которой действует сила.
Плечо силы может обозначаться l, или как отрезок. ОА – плечо силы F1; ОВ – плечо силы F2»
Учащиеся записывают определение и делают рисунок в тетради.
Учитель дает задание на закрепление понятия «плечо силы» (слайды 12, 13)
- определить плечи сил F3 и F4 - определить плечи сил F5 и F6
Далее проводится эксперимент по уравновешиванию рычага, даются задания: силу в 2Н уравновесить силой в 1Н; силу в 3Н уравновесить силой в 2Н; силу в 4Н уравновесить силой в 2Н. Результаты учащиеся записывают в заранее заготовленную таблицу.
Форма таблицы и результаты могут быть примерно следующими:
F1, Н
|
| l1, м
| F2, Н
|
| l2, м
| 2
|
| 0,1
| 1
|
| 0,2
| 3
|
| 0,2
| 2
|
| 0,3
| 4
|
| 0,2
| 2
|
| 0,4
|
Классу задается вопрос: «Глядя на результаты эксперимента, какое математическое тождество (равенство) можно установить между величинами F1, l1, F2, l2?»
Учащиеся должны ответить:
F1 · l1=F2 · l2
Рычаг находится в равновесии при условии, что приложенные к нему силы обратно пропорциональны длинам их плеч:
F1 / F2 = l2 / l1
Учитель задает задания на закрепление условия равновесия рычага. (Слайды 14-16)
- Определить плечо силы F1. - Определить силу F2.
Далее учитель просит сформулировать учащихся определения плеча силы, условия равновесия рычага, просит на доске записать соответствующие формулы
Минутка рефлексии.
Учащимся задаются вопросы:
- Что мы изучали сегодня на уроке?
- Каким образом мы проводили изучение?
- Чему мы научились сегодня?
Домашнее задание.
§ 55, 56.
|
|
|