|
Упражнение 7 Упражнение 7 Ученик
Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун? Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов. А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун – не отрывая тело от земли. (С.Волков)
Задания:
Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.
Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.
Когда говорят _____________________________________, то сравнивают человека _______________________________. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. ____________________________________? Пластунами называли казаков-разведчиков, которые, ________________________________, были способны ___________________________, а передвигаясь, ___________________________________.
Упражнение 8 Ученик
Сжечь корабли – окончательно, решительно порвать с прошлым. Похожий смысл имеют выражения: перейти Рубикон, сжечь мосты.
Когда человек отрезает себе все пути к отступлению, отбрасывает последние колебания и решительно устремляется вперед, говорят, что он сжег корабли. Корабль в этом выражении – символ бегства.
Чтобы лишить себя возможности убежать, побороть искушение и не отступить перед лицом трудностей, древние воины сжигали корабли. Так поступил в 1066 году после высадки в Англии вождь норманнов Вильгельм Завоеватель. Очевидно, этот поступок придал силы его воинам: они наголову разбили англосаксонского короля Гарольда Второго, и на престол взошел Вильгельм.
А первыми, согласно античным историкам, сожгли корабли женщины. Это были жены троянцев, бежавших после падения Трои и заброшенных к берегам Италии. Место это понравилось женщинам, и, чтобы мужья прекратили скитания и остались жить здесь, женщины-троянки предали огню все корабли. (С.Волков)
Задание:
В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.
Упражнение 9 Ученик
1. О его учености знали и мельник, и солдаты, и дамы, и министры.
2. Ремесленники, рудокопы, матросы поднялись против власти Трех Толстяков.
3. С улицы, из домов, из раскрытых окон кабачков, из-за оград увеселительных садов неслись отдельные слова песенки.
4. Малиновые, сиреневые, ярко-зеленые, рыжие, белые и золотые парики пылали в солнечных лучах.
5. Они собрали фокусников, укротителей, клоунов, чревовещателей, танцоров.
6. Эти рудокопы и эти грязные ремесленники не имеют ружей, пистолетов и сабель. А у гвардейцев есть пушки.
7. Попробуйте ночью зайти в конюшню или прислушайтесь к курятнику: вас поразит тишина, и вместе с тем вы будете слышать то движение крыла, то чавканье, то треск насеста, то тоненький голос, выскочивший, точно капелька, из горла спящей птицы.
8. Воздушные шары, красные, синие, желтые, казались великолепными. Каждому хотелось иметь такой шар... Но чудес не бывает! Ни одному мальчику, самому послушному, ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара. (Ю.Олеша)
Задание:
Замените ряд однородных членов обобщающим словом; (где нужно, измените форму согласующихся слов).
Упражнение 10 Ученик
Задание:
Передайте содержание выделенного фрагмента более общим по смыслу словом или словосочетанием.
1. Маленькими кулаками он тер глаза и размазывал слезы по щекам.
2. С этим же плащом, в этом же трико, сшитом из желтых и черных треугольников, народ привык его видеть во время представлений на ярмарках и воскресных гуляньях.
3. Иногда продавцу удавалось посмотреть вниз. Тогда он видел крыши, черепицы, похожие на грязные ногти, голубую узкую воду, людей-карапузиков и зеленую кашу садов.
4. Надежные части дворцовой гвардии были расставлены на постах во дворце, в парке у входа и выходов, на мостах и по дороге к городским воротам. (Ю.Олеша)
5. В одном большом германском городе жил когда-то сапожник Фридрих со своей женой Ханой. Весь день сидел он у окна и клал заплатки на башмаки и туфли. А Хана продавала на рынке овощи со своего маленького огорода.
У Ханы и Фридриха был сын Якоб. Обыкновенно он сидел возле матери на базаре. Когда какой-нибудь повар или кухарка покупали у Ханы сразу много овощей, Якоб помогал донести покупку до дома и редко возвращался назад с пустыми руками. Покупатели Ханы любили хорошенького мальчика и почти всегда дарили ему то цветы, то пирожное, то монетку. (В.Гауф)
6. Доктор Гаспар и его черный спутник пришли на рыночную площадь. У балаганов толкался народ. Ни одного франта, ни одной дамы в наряде цвета золотых рыбок и винограда, ни одного знатного старика на расшитых золотом носилках, ни одного купца с огромным кожаным кошельком на боку не увидел доктор Гаспар среди собравшихся. Здесь были ремесленники, мастеровые, продавцы ржаных лепешек, поденщицы, грузчики, старухи, нищие, калеки. Серую, старую, рваную одежду иногда только украшали либо зеленые обшлага, либо пестрый плащ, либо разноцветные ленты. Представление еще не начиналось. За размалеванными занавесками, за перегородками слышались голоса, позванивали бубенцы, напевали флейты, что-то пищало, шелестело, рычало. (Ю.Олеша)
Упражнение 11 Ученик
Задание:
На пустой строчке запишите предложение, которое обобщает смысл выделенного фрагмента.
1. По широкой лестнице его понесли кверху, в зал. Продавец на секунду зажмурился. Звучало множество голосов, гремел смех, слышались аплодисменты. По всем признакам парадный завтрак удался на славу. (Ю.Олеша)
______________________________________________________________
2. В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.
______________________________________________________________
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришел старик – поклонился.
______________________________________________________________
Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь. (В.Катаев)
3. Кукушка сидела на березе. Вокруг нее то и дело мелькали крылья. Птицы летали между деревьями, искали уютные уголки, таскали мох, перышки, траву. ______________________________________________________________
Скоро должны были появиться на свет маленькие птенчики. Но у кукушки была своя забота. Она сидела и думала: «Вот посижу, погляжу на птиц. Кто лучше всех гнездо выстроит, той и подкину яйцо». (В.Бианки)
______________________________________________________________
4. Рассказывают, что однажды у лесных ягод спор вышел.
– Я вкуснее всех, – сказала рябина.
Калина сказала:
-Ты горькая.
– Слаще меня нет, – говорит малина.
– Сладка, да червива, – говорит калина.
– Я самая душистая, – сказала черемуха.
А калина говорит:
– Вяжут твои ягоды, зубы от них сводит.
– Нет лучше меня – сочнее и нарядней, – говорит костяника.
Калина тут сказала:
– Кисла ты, да еще с косточками. (По Т.Ладыженской)
______________________________________________________________
Упражнение 12 Ученик
1. Задолго до создания Интернета земной шар начала опутывать другая «паутина» – сеть метеорологических станций. Первые из них появились в середине XVII века в Италии. Каждая метеостанция имела термометр, барометр, гигрометр для измерения влажности воздуха, флюгер и анемометр, чтобы определять направление и силу ветра. На каждой станции работал метеоролог. Ежедневно, в строго определенные часы, он снимал показания приборов, определял тип облаков, записывал, что идет – дождь, снег или град, отмечал туман, грозу, обледенение и заносил данные в дневник. Курьер – верхом или в почтовой карете – доставлял собранную информацию в ближайшую обсерваторию. С середины XIX века данные стали передавать по телеграфу. На основании собранных данных в обсерваториях составляли прогнозы погоды. (По Е.Кудрявцевой)
2. Девять планет обращаются вокруг нашего Солнца, и у большинства из них есть спутники. У Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна – до двадцати спутников, у Марса – два, а у Земли и далекого крошечного Плутона – по одному: у Земли – Луна, у Плутона – Харон.
Если о Плутоне и его спутнике известно пока очень мало (лишь совсем недавно удалось получить первую фотографию Харона), то Луну люди наблюдают уже много тысяч лет. Но несмотря на это, и она таит в себе неразгаданные загадки. Так, до сих пор не получен окончательный ответ на вопрос, есть ли на Луне вода. (По Е.Левитану)
Задание:
Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения. Запишите обобщенный вариант этих фрагментов.
Упражнение 13 Ученик
Задание:
Запишите вступление, которое отразит информацию, общую для двух высказываний.
(А)
1. На Среднем Востоке следят за тем, чтобы при строительстве дома было использовано четное число бревен – иначе быть несчастью.
2. В Таиланде, наоборот, в доме обычно нечетное количество дверей, окон, комнат и лестничных ступенек: по поверью, четное число вызывает землетрясение. (А.Гостева)
(Б)
1. В Абхазии некоторые очень красивые места на холмах считались нежелательными для жизни, потому что это «места черта», и прежде чем начать строительство, брали горсть земли и шли к ведунье, чтобы она сказала, благоприятна эта земля или нет.
2. На Руси считалось, что дом ни в коем случае не может располагаться на месте старой бани или там, где когда-то случился пожар или пролилась чья-то кровь. Чтобы выбрать правильное место для строительства дома, из хлева выпускали молодую корову и смотрели, где она уляжется. (А.Гостева)
Упражнение 14 Ученик
Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зеленая дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.
Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.
Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей. (М.Гаспаров)
Задание:
Выделите тезисы и примеры. Первый абзац сократите с помощью приема исключения, выделенный фрагмент – с помощью приема обобщения.
|
|
|