|
Образовательная программа Учителя специального (коррекционного) класса VIII вида Индивидуальная образовательная программа
Учителя специального (коррекционного) класса VIII вида
МБОУ «Высокогорская СОШ №2»
Филипповой Натальи Юрьевны.
Фамилия, имя, отчество: Филиппова Наталья Юрьевна
Дата рождения: 05.12.1977 г.
Образование: высшее
Специальность по диплому: учитель математики
Место работы: МБОУ «Высокогорская СОШ № 2 Высокогорского муниципального района РТ»
Занимаемая должность: учитель специального (коррекционного) класса VIII вида
Дата назначения на должность: 2011 г.
Общий трудовой стаж: 14 лет
Педагогический стаж: 14 лет
Стаж работы учителем в учреждении – 8 лет
Стаж работы олигофренопедагогом – нет
Классы, в которых преподает учитель- 5-9 классы (малокомплектный класс)
Квалификационная категория, дата присвоения: II кв. к., 07.12.2010 г.
Участие в профессиональных конкурсах:
Муниципальный конкурс профессионального мастерства на лучшую методическую разработку урока «Мастерская учителя начальных классов» среди учителей второй квалификационной категории II место 2011 год;
Выступления на семинарах:
«Формирование универсальных учебных действий средствами учебно-методических комплектов начальной школы» перед слушателями курсов повышения квалификации учителей начальных классов Института развития образования РТ. 7 и 8 октября 2009 года.
2. «Особенности формирования УУД в предмете «Русский язык» в УМК «2100»» и «Методика построения урока с учётом формирования УУД» перед слушателями курсов повышения квалификации учителей начальных классов Института развития и образования РТ. 4 июля 2009 года.
Курсы повышения квалификации:
Институт развития образования республики Татарстан по теме: «Профессиональная компетентность учителя начальных классов – основа его конкурентоспособности» с 25.05 по 05.06.2009 года. 72 часа.
Центр переподготовки и повышения квалификации НП «Телешкола»- Университете «Просвещение» - по программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)»
Тема самообразования учителя: «Формирование навыков учебной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта»
Педагогические технологии:
Использование ИКТ на уроках и занятиях с уч-ся VIII вида
Игровая технология
Введение
Программа коррекционной работы в школе направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Коррекционной работы учителя может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной или дистанционной формы обучения. Анализ собственной деятельности
В 2011-2012 году по направлению от школы прошла переподготовку в НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт» по программе «Олигофренопедагогика», по итогам этих курсов я получу специальность олигофренопедагог. В этом же 2011-2012 учебном году я стала работать учителем коррекционного класса. Опыта работы по данной специальности у меня не было, т.к. до этого я работала учителем начальных классов.
Цель моей деятельности – развивать профессиональную компетентность в области специальной педагогике для обеспечения коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, и сформировать учительские компетенции в индивидуализации и дифференциации обучения детей с нарушением интеллекта.
Задачи программы
Научиться выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуально-групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и психическом развитии.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
1.Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию учителя, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
2.Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
3.Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
4.Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.
5.Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления моей работы
Моя коррекционно-развивающая работа должна обеспечивать своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствовать формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Для этого мне необходимо будет:
выбрать оптимальные для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организовывать и проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, необходимые для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
проводить внеклассные мероприятия на развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Описание педагогических технологий, которые позволяют достичь поставленных задач: 1. Использование ИКТ на уроках и занятиях с уч-ся VIII вида
Состояние современного образования и тенденции развития общество требует новых подходов к развитию образовательной и воспитательной сред для достижения успеха в 21 веке уже не достаточно знаний и умений критически мыслить, а необходимо некоторая техническая квалификация.
Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения и воспитания более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Использование новых информационных технологий может преобразить проведение занятий, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимание и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к учёбе. Грамотное использование компьютера могло бы решить проблему дефицита подвижной наглядности, например, на занятиях по работе с бумагой: детям намного интереснее сначала увидеть, как выглядит поделка и как её изготовить, и только потом приступать к работе. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе в классе. Я считаю, что преимущества компьютера как инструмента обучения школьников с нарушением интеллекта состоят в том, что с его помощью становится возможным:
- мотивировать детей к трудным для них видам учебной деятельности;
- моделировать продуктивные виды совместной и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), необходимые для освоения поставленных развивающих и коррекционных задач;
- создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;
- расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.
2. Игровая технология Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.
Я думаю, что умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в социуме, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.
Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.
Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Этапы реализации программы
этап
| результат
| срок
| Образовательный ресурс
| Сбор и изучение теоретической литературы по теме
«Обучение детей с нарушением интеллекта »
| Создание методической копилки
| 2011-2016 год
| Интернет, материалы коллег, книжные магазины.
| Выступление на МО, семинарах и конференциях
| Представление своей методической копилки
| 2011-2016 год
|
| Курсовая переподготовка по теме «Олигофренопедагогика»
| Диплом об образовании по специальности «Олигофренопедагог»
| 2011-2012 год
| Московский социально-гуманитарный институт
| Курсовая переподготовка по теме «Педагогика и методика начального образования»
| Диплом об образовании по специальности «учитель начальных классов»
| 2013-2014 год
| ФГАОУ ВПО КФУ
| Этап сбора и анализа информации
| Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.
Написание характеристик.
| Август-сентябрь (каждого уч. года)
|
| Этап планирования
| Составленная рабочая программа, имеющая коррекционно-развивающую направленность
| Август-сентябрь
(каждого учебного года)
| Программа коррекционного обучения, интернет.
| Этап регуляции и корректировки
| Результатом является внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка форм обучения, методов и приёмов работы.
| Сентябрь-ноябрь ежегодно
|
| Этап введение информационных технологий
| Создание презентаций, коллекций картинок, фильмов, музыкальных произведении
| 2011-2016 год
| Интернет. Собственные ресурсы
| Этап введения игровых технологий
| Банк дидактических игр в обучении школьников с нарушениями интеллекта
| 2011-2016 год
| Интернет. Собственные ресурсы
| Этап участия в семинарах по проблеме обучения детей с ОВЗ
| Свидетельства о прохождении обучения на семенарах
|
|
| Этап повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога»
| Свидетельство о прохождении обучения
| 2015 год
|
| Участие в конкурсах
| Свидетельства об участии, диплом
| 2011-2016
| Муниципальные, всероссийские, республиканские, международные
| Участие в конкурсах учеников
| Сертификаты об участии, дипломы победителей, благодарственные письма учителю за подготовку победителей и проведение конкурса.
| 2011-2016
| Муниципальные, всероссийские, республиканские, международные
| Ведение личного сайта
| свидетельство
| С 2013 года
| https://nsportal.ru/natalya-yurevna-filippova
| Этап открытых уроков
| Представление своего опыта работы
| 2012-2014 год
| Школьный, муниципальный, республиканский уровень.
| Создание в социальной сети электронного портфолио
| свидетельство
| С 2013 года
| https://nsportal.ru/albom/2014/02/06/natalya-yurevna-filippova/elektronnoe-portfolio
| Прохождение аттестации
| на I-ую категорию
| 2015-2016 учебный год
|
| |
|
|