Главная страница

Умк «Перспективная начальная школа». Мустафина Альбина Нураддиновна,учитель первой категории моу «всош №1» Мне пришлось работать достаточно по традиционной системе (2 выпуска), в этом год



Скачать 43.53 Kb.
НазваниеУмк «Перспективная начальная школа». Мустафина Альбина Нураддиновна,учитель первой категории моу «всош №1» Мне пришлось работать достаточно по традиционной системе (2 выпуска), в этом год
Дата11.03.2016
Размер43.53 Kb.
ТипДокументы

Развивающий эффект обучения по УМК

«Перспективная начальная школа».

Мустафина Альбина Нураддиновна,учитель первой категории МОУ «ВСОШ №1»
Мне пришлось работать достаточно по традиционной системе (2 выпуска), в этом году сделаю первый выпуск по новой экспериментальной программе «Перспективная начальная школа» (научный руководитель Чуракова Р.Г.). У меня появилась возможность сравнить работу учителя по этому комплекту с традиционной программой, а также сам результат работы (развитие детей, их знания, умения, навыки, способности…).

Начну с деятельности учителя по данному УМК. Работать учителю легко в том смысле, что все под рукой: учебники, словари, хрестоматии по литературному чтению и окружающему миру, тетради на печатной основе, «Музейный дом – живописные произведения, подобраны музыкальные произведения к различным темам и конкретным произведениям, подробное методическое обеспечение с теоретическими комментариями. Материала очень много. Но данный комплект «берет» не столько количеством, сколько качеством подачи материала. Работа ведется в системе. Начатое в 1 классе успешно реализуется, углубляется, совершенствуется в последующих 2-4 классах.

Все, что используется в УМК (перечислено выше), необходимо и достаточно для формирования общеучебных умений и навыков, заложенных в новом образовательном стандарте (новые навыки: работать с оглавлением книги, с содержанием, со словарями, с различными источниками информации...). Походы в словари включены в деятельность на уроке, без словарей часто нельзя выполнить упражнения (так, например, во 2 классе только на уроках русского языка обращаемся в словари 153 раза, дальше – больше).

Еще хотелось бы отметить вот какую закономерность. Все знают, что, в начале изучения какой-либо орфограммы, все идет хорошо, все понимают, но вот когда тему прошли, изучили другую, материал первой уже забыт. А в данном УМК орфограмма не бросается, к ней приходится возвращаться много раз.

В первом классе детей приглашают стать членами сразу двух научных клубов. Дети получают навык общения через письмо. В последующих 2-4 классах в конце каждой четверти есть задания, отличающиеся от пройденного в течение четверти. На них нужно дать ответы в письмах. Они нацелены на проверку общеучебных умений и навыков. На поставленные вопросы учебника надо найти ответы в разных источниках (в словарях, энциклопедиях, книгах, у соседей, родителей…). Вопросы не текущие, они организуют поисковую деятельность ребят. Механизм возвращения к информации дает возможность проверить, умеют ли дети это делать. Для одиноких ребят очень важен источник общения. Для всех ребят снимается страх, барьер между письменной и устной речью. Ученикам нравится вести переписку.

Кто в первом классе не хотел писать, тот включается позднее во 2, 3 классах. Кто-то пишет подробно, кто-то кратко, высказывают свое мнение о прочитанном, пишут о себе, своих успехах, неудачах. Дети не боятся писать, не скованны в письмах. Навык письменного общения нов для школы. В традиционной системе этого нет. У наших же детей появляется потребность писать, общаться на расстоянии, да еще и выполняют задания, учатся учиться.

Комплект «Перспективная начальная школа» несомненно развивающий. Прекрасно выстроена работа по развитию речи детей. Так, на уроках математики прекрасно развивается математическая речь. Дети умело владеют терминологией, понятиями. По русскому языку есть отдельная II часть учебника во 2-4 классах, посвященная полностью развитию речи, включающая также 5, потом 7 словарей. Сначала ученики работают с текстом, знакомятся с различными видами текстов, начинают с устных форм работы (изложения, сочинения по картине), постепенно переходят к письменным формам работы (изложения, сочинения). Речь развивать нам удается. Дети умело пишут как изложения, так и сочинения разных видов: описания, рассуждения, повествование, описывают картины, фотографии. В конце 4 класса в учебниках чтения и русского языка даются олимпиадные задания, выполняя которые, дети показывают в том числе и свою речь (письменную) и те навыки, которые у них сформированы.

Еще один навык, формирующийся у детей благодаря УМК, - работа со словарями. Во 2-м классе дети работают с пятью, а в 3-4 классах – с семью. «Толковый» помогает объяснить значения трудных слов; «Пиши правильно» содержит словарные слова. Тут же хочется отметить, что все словарные слова сначала обыгрываются в виде рисунков – ассоциации, которые ученики легко запоминают, в тетрадях, а потом эти слова появляются в словаре. Те, кто вдруг забыл правильное написание, в любой момент могут посмотреть в словарь. В УМК есть «обратный» (грамматический) словарь – подборка слов не по первым, а по последним буквам. Этот словарь помогает отрабатывать разные орфограммы (суффиксы глаголов, приставки разных частей речи и т.д.). «Произноси правильно» учит детей правильно говорить (ударения и звуки). Словарь происхождения слов позволяет посмотреть на орфограмму с точки зрения происхождения слова. Словарь «устойчивых выражений» помогает использовать в речи фразеологические обороты.

Этими словарями пользуемся на уроках русского языка и литературного чтения. В учебниках окружающего мира свои словари, в математике – свои.

В результате в конце 4 класса у детей вырабатывается навык работы со словарями как источником информации, а в нашем современном мире это очень ценно. Этот навык тоже ценный для школы. В традиционной системе есть отдельные моменты работы со словарями, но навык не вырабатывается. Если там 1-2 словаря на класс, то в УМК у каждого на парте их по шесть-семь.

Отдавая детей в среднее звено, я думаю, что ученику будет мало одного учебника, он привык работать с разными источниками. Значит, он сам будет развиваться, ходить в библиотеку, читать книги, энциклопедии, кто-то обратится в Интернет.

Еще хотелось бы отметить работу по УМК с живописными произведениями. В конце всех учебников литературного чтения и в хрестоматиях по чтению есть «Музейный дом» с прекрасными репродукциями известных картин. Дети очень любят их рассматривать, изучать в лупу, отыскивают каждую мелочь, деталь, используют рамочку для выделения частей картины для более подробного ее изучения.

Хочется поблагодарить авторов за продуманные, четкие систематизированные вопросы и к живописным, и к художественным произведениям. Работа учителя по максимуму облегчена, а ученики по максимуму задействованы в учебном процессе: читают, рассматривают, отвечают, рассуждают, выискивают. Учитель только корректирует работу детей.

Отдам учеников в среднюю школу с легким сердцем. С помощью этого комплекта сделала все возможное по формированию общеучебных навыков, чтобы детям было комфортно учиться в среднем звене. Данный комплект – это инструмент, который позволил осуществить требования стандарта. Дети умеют анализировать, исправлять свои ошибки, делать сообщения из разных источников, переписываться и т.д., они научились учиться.

А следовательно развивающий эффект на лицо.