|
Методическое пособие учителя начальных классов гбоу сош №394 Красносельского района Санкт-Петербурга Титовой Елены Викторовны Учебно-методическое пособие
учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394
Красносельского района Санкт-Петербурга
Титовой Елены Викторовны
«Использование портфолио для формирования
элементов учебной культуры ученика начальной школы»
Введению портфолио в начальной школе предшествовала работа учителя и учеников по формированию «Папки делового человека». В «Папку делового человека» были помещены:
Карты отслеживания результатов индивидуальной учебной деятельности учащегося, представляющие результаты выполнения учебных заданий.
Памятки, алгоритмы, схемы, таблицы для эффективного усвоения учебного материала.
Проверочные работы, требующие корректировки.
Творческие работы, выполненные к отдельным урокам.
Накопление опыта работы с «Папкой делового человека» содействовало развитию у учащихся элементарных навыков самоанализа и самопроверки сформировало опыт систематизации учебной информации.
Второй этап работы по формированию портфолио включал освоение опыта развития навыков классификации информации. С этой целью для распределения продуктов образовательной деятельности учащимся было предложено собрать несколько видов портфелей.
«Сборный портфель»
Портфель хранится дома и представляет обычную коробку, в котором находится «рабочая информация». В портфель – коробку помещаются текущие работы (тетради, книжки-малышки, творческие работы, рисунки, аппликации, отзывы, записи и т.д.)
«Контрольный портфель»
Само название портфеля «контрольный» говорит о том, что в нем собраны все проверочные и самостоятельные работы ученика. Портфель хранится в индивидуальном шкафчике ученика, показывается родителям при индивидуальных встречах. Ребенок может переложить самые ценные на его взгляд работы в третий – «демонстрационный портфель» - «витрину» ученика.
Портфель: «Мои личные достижения»
Портфель содержит 5 разделов:
Личные успехи – таблица по самооцениванию и оцениванию учителем знаний, умений, навыков по предметам за каждый год обучения. Тетради успехов – поощрения за год.
Русский язык – личные достижения по русскому языку в динамике: проверочные и творческие работы по годам обучения.
Математика – личные достижения по математике в динамике: проверочные и творческие работы по годам обучения.
Чтение – индивидуальные карты развития навыков чтения вслух и про себя в динамике, проверочные и творческие работы по чтению.
Информатика - проверочные и творческие работы по предмету.
«Демонстрационный портфель» - «витрина» ученика.
Девиз портфеля «Давайте познакомимся». Папка содержит достижения ученика (его лучшие работы, то есть то, чем он хочет похвалиться). Этот портфель предназначен для «публики». Его показывают друзьям, родителям. В «демонстрационный портфель» могут входить избранные материалы из домашнего «сборного портфеля» и контрольного портфеля «Мои личные достижения».
Разделы «демонстрационного портфеля»:
Все обо мне и моей семье (выбор тематики самостоятелен).
Мои награды: грамоты, свидетельства участия в конкурсах, газетные вырезки, фото-видеоматериалы и т. д.
«Творческая кладовая» (работы, способствующие творческому развитию, саморазвитию, самореализации и самоопределению личности).
Мои личные достижения (учебные успехи).
Введение различных видов портфелей позволяет сформировать навыки организации учебного труда, развить представления о разнообразии продуктов образовательной деятельности; определить цели их систематизации и презентации. Портфели накапливают информацию об образовательном опыте ученика, значимом как для него самого, так и для учителя и родителей. |
|
|