Главная страница

Учебник для 4 класса: в 2 ч. М.: Просвеще ние, 2010. Моро, М. И., Бантова, М. А. Тетрадь по математике для 4 класса: в 2 ч. М.: Просве щение, 2010



Скачать 378.53 Kb.
НазваниеУчебник для 4 класса: в 2 ч. М.: Просвеще ние, 2010. Моро, М. И., Бантова, М. А. Тетрадь по математике для 4 класса: в 2 ч. М.: Просве щение, 2010
М. И. Моро
Дата12.03.2016
Размер378.53 Kb.
ТипУчебник

МАТЕМАТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федеральноп компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, в том числе на проведение контрольных работ- 12 часов.

Для реализации программного содержания используются:

Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. - М.: Просвеще ние, 2010.

Моро, М. И., Бантова, М. А. Тетрадь по математике для 4 класса: в 2 ч. - М.: Просве щение, 2010.

Моро, М. И., Бантова, М. А. Методические рекомендации к учебнику «Математика 4 класс». - М.: Просвещение, 2004.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования; но в программу внесены изменения: добавлен 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса, для более углубленного изучения предмета «Математика» и из общего числа часов (итого 170 часов) выделены 10 резервных часов (1ч – I четверть ,3ч - II четверть , 3ч - III четверть , 3ч -IV четверть ) в связи с морозными и праздничными днями.

Количество часов в год – 170

Количество часов в неделю - 5

Количество часов в I четверти - 45.

Количество часов во II четверти - 35.

Количество часов в III четверти – 48 ч.

Количество часов в IV четверти – 40 ч

Математика 4 класс 170 часов



№ п/п

ТЕМА





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11
12

13

14

15

16
17

18

19

20

21

22
23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45
46
47
48

49

50
51

52

53

54

55

56

57

58

59
60

61
62

63

64
65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84
85

86

87

88
89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102
103

104

105

105

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118-

122

123

124

125

126

127

128

129

130
131

132-134

135

136

137

138

139

140

141-

142

143

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157-

162

163

164

165

166

167

168

169

170

1 четверть -45 ч

Повторение нумерации чисел. Счет предметов. Разряды

Выражение и его значение.

Сложение и вычитание.(входная контрольная работа)

Нахождение суммы нескольких слагаемых. Самостоятельная раб.

Письменный приём вычитания 804-467

Умножение трехзначных чисел на однозначные

Умножение однозначных на трехзначные

Деление на однозначное число. Арифметический диктант

Деление трехзначных чисел на однозначное

Письменное деление на однозначное число.

Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль

Свойства диагоналей прямоугольника.

Диагонали прямоугольника и квадрата.

Закрепление. Самостоятельная работа

Контрольная работа

Работа над ошибками. Новые счетные единицы класс единиц и класс тысяч

Чтение чисел

Запись чисел. Тест №1

Разрядные слагаемые. Арифметический диктант

Сравнение чисел. Математический турнир.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе. Тест №2

Класс миллионов и миллиардов. Самостоятельная работа

Луч. Числовой луч.

Угол. Виды углов. Построение прямого угла.

Закрепление. Нумерация чисел больше тысячи. Проверочная раб.

Контрольная работа

Единицы длины километр.

Закрепление знаний. Единицы длины.

Единицы площади. Квадратный километр, Квадратный миллиметр.

Единицы площади. Ар, гектар.

Таблица единиц площади. Самостоятельная работа

Измерение площади фигуры с помощью палетки.

Нахождение нескольких долей целого.

Нахождение целого по его части.

Единицы массы. Тонна, центнер.

Таблица единиц массы. Самостоятельная работа

Единицы времени.

Время от 0 часов до 24 часов.

Решение задач.

Единицы времени. Секунда.

Единицы времени. Век. Таблица единиц времени. Тест №3

Закрепление. Величины. Проверочная работа

Контрольная работа

Резервный час

2 четверть -35 ч

Письменные приемы сложения и вычитания. Случаи вычитания вида 7000-456, 57001-18032.

Решение уравнений вида Х+15=68:2. Нахождение неизвестного уменьшаемого.

Решение задач. Самостоятельная работа в парах.

Сложение и вычитание величин. Тест №4

Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме. Арифметический дикт.

Закрепление. Самостоятельная работа

Контрольная работа

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1

Письменные приемы умножения

Письменные приемы умножения для случаев вида 4037 * 4.Мат.дик

Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями. Сам.раб

Решение уравнений вида Х * 8 = 26 + 70

Деление как арифметическое действие. Тест №5

Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число

Письменные приёмы деления. Самостоятельная работа

Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз

Решение уравнений вида Х:6 = 18-5, 48:Х = 92:46

Задачи на пропорциональное деление. Самостоятельная работа

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули

Деление многозначных чисел на однозначные.

Деление многозначных чисел. Тест №6

Решение задач. Закрепление. Математический диктант

Контрольная работа

Понятие «средний»

Среднее значение. Продолжение

Скорость, время, расстояние.

Взаимосвязь между скоростью, временем, расстоянием. Арифм дик

Задачи на движение. Закрепление

Закрепление. Решение задач.

Самостоятельная работа.

Работа над ошибками.

Контрольная работа

Резервный час

Резервный час

Резервный час
3 четверть – 48 ч

Решение задач. Самостоятельная работа

Виды треугольников.

Построение прямоугольного треугольника на нелинованной бумаге.

Построение прямоугольного треугольника на нелинованной бумаге. Математический диктант

Умножение числа на произведение. Математический диктант

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление.

Письменные умножения двухзначных чисел, оканчивающиеся нулями. Самостоятельная работа

Решение задач на встречное движение.

Перестановка и группировка множителей.

Решение задач. Математический диктант

Закрепление. ИКТ. Фигуры. Самостоятельная работа

Деления числа на произведение. Практическая работа

Устные приемы деления для случаев вида 600:20, 5600:800

Деление с остатком на 10, 100, 1000

Решение задач. Самостоятельная работа

Письменные приёмы деления чисел, оканчивающиеся нулями.

Письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями.

Деления на числа оканчивающиеся нулями.

Деления на числа оканчивающиеся нулями. Закрепление.

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

Решение задач на движение в противоположных направлениях. Самостоятельная работа

Закрепление. ИКТ. Магические квадраты. Тест №7

Контрольная работа

Умножение числа на сумму. Практическая работа

Устные приемы умножения вида 12*15, 40*32

Письменное умножение на двухзначное число.

Письменное умножение на двухзначное число ( Закрепление)

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям

Закрепление. Самостоятельная работа

Письменное умножение на двухзначное число ( Закрепление)

Закрепление. Самостоятельная работа

Письменное умножение на трехзначное число.

Письменное умножение на трехзначное число. Математ. диктант

Закрепление. Самостоятельная работа

Письменное деление на двузначное число.

Письменное деление на двузначное число с остатком.

Деление на двузначное число. Практическая работа

Деление на двузначное число. Математический диктант

Закрепление. ИКТ. Таблица умножения. Самостоятельная работа

Умножение на двухзначное число ( Закрепление)

Закрепление

Контрольная работа

Работа над ошибками.

Резервный час

Резервный час

Резервный час

4 четверть – 40 ч

Приём письменного деления на трёхзначное число.

Деление на трёхзначное число. . Практическая работа
Деление с остатком. Самостоятельная работа

Решение задач

Проверка умножения делением

Проверка деления умножением. Арифметический диктант

Закрепление. Самостоятельная работа

Деление с остатком ( Закрепление).

Закрепление. Практическая работа

Тест №8

Самостоятельная работа

Закрепление. Практическая работа

Контрольная работа

Итоговое повторение. Нумерация. Практическая работа

Повторение. Римская нумерация. Арифметический диктант

Повторение. Нумерация. Ребусы

Повторение. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение

Повторение. Арифметическое действие

Повторение. Сложение и вычитание. Самостоятельная работа

Повторение. Умножение и деление. Самостоятельная работа

Повторение. Правило о порядке выполнения действий. Сам. раб

Повторение. Величины

Повторение. Геометрические фигуры

Повторение. Задачи

Самостоятельная работа

Повторение. Доли. Микрокалькулятор

Проверочная работа.( в печатной тетради)

Годовая контрольная работа

Игра «Слабое звено»

Математический КВН

Резервный час

Резервный час

Резервный час






Тема. Количество часов.



Требования федерального компонента.


Оборудование.



Контроль –

ные параметры.


1. числа от 1 до 1000.

Арифметичес-

кие действия – 15 часов.
2. Числа, которые больше 1000. Нумерация. – 12 часов.
3. Величины. – 18 часов.

4. Сложение и вычитание. – 7 часов.

5. Умножение и деление. – 94 часа.

6. Повторение – 24 часа.




Знать четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 – 4 действия. Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел. Умножение и деление на однозначное число. Луч, угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.

Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Числовой луч.

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар, соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида х + 132 = 654 + 79, ?29 – х = 217 + 163. Устное сложение и вычитание чисел в случаях. Сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание величин. Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, Решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; деление нуля и невозможность деления на нуль; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение.

Решение уравнений вида 6 . х = 429 + 120, х : 18 + 270 – 50. на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное числа (в пределах миллиона). Умножение и деление величины на однозначное число. Приемы взаимосвязей между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении и др.). Диагонали прямоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника (квадрата).

Выполнять вычисления значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующие применения всех изученных правил о порядке выполнения действий; решать задачи в 1 действие, раскрывающих: смысл арифметических действий; нахождение неизвестных компонентов действий; отношения больше, меньше, равно; взаимосвязь между величинами; решение задач в 2 – 4 действия; решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; изображение изученных фигур на клетчатой и на нелинованной бумаге с помощью линейки, треугольника, циркуля.


Таблица «Порядок действий». Геометрические фигуры. Таблицы для устного счета.


Таблица разрядов и класс-

сов. Виды углов.


Таблицы.Палет-

ка. Геометричес-

кие фигуры. Часы. Секундомер.

Таблицы. Виды треугольников. Схемы решения задач, уравнений


Таблицы. Карточки с инди-

видуальными заданиями для учащизся. Таблицы для решения задач – схемы. Геометрические фигуры.

Раздаточный геометрический материал. Сигнальные карточки. Таблицы для устного счета и для решения задач.


Арифмети –

ческий диктант. Контрольная работа.

Арифмети –

ческий диктант. Самостояте-

льная работа

Контрольная работа.
Самостояте-

льная работа математический диктант.

Проверочная работа.

Контрольная работа.

Самостоятель-

ная работа. Диктант. Контрольная работа.


Самостоятель-

ная работа. Проверочная работа.

Математичес –

кий диктант

«Да – нет».

Арифметичес-

кий диктант. Контрольные работы.

Самостоятель-

ная работа.

Контрольная работа.

Арифметичес –

кий диктант.

Итоговая контрольная работа.




Тематический план


4 класс (170 ч)




Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоя-тельные работы

практичес-

кие

работы

контроль-ные

работы




Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия

15




1

2




Числа, которые больше 1000. Нумерация

12

1

1

3




Величины

18

1

1

3




Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание

7




1

2




Числа, которые больше 1000. Умножение и деление

94

1

6

20




Итоговое повторение

24




2

4



Итого


170

3

12

34


Содержание тем учебного курса



4 класс (170 ч)

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия (15 ч)

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (12 ч)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.

Величины (18 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание (7 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

Х + 312 = 654 + 79,

729 – х = 217,

х – 137 = 500 – 140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (94 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

В течение всего года проводится:

  • вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;

  • решение задач в одно действие, раскрывающих:

а) смысл арифметических действий;

б) нахождение неизвестных компонентов действий;

в) отношения больше, меньше, равно;

г) взаимосвязь между величинами;

  • решение задач в 2 – 4 действия;

  • решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение (24 ч)

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.

Величины.

Геометрические фигуры.

Доли.

Решение задач изученных видов.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

4 класс

Контрольные работы:

  • входная

  • текущие и тематические:

Нумерация чисел больших 1000.

Величины. Сложение и вычитание многозначных чисел.

Умножение и деление многозначных чисел на однозначные.

Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Письменное умножение на двузначное и трехзначное число.

Умножение и деление на двузначное и трехзначное число. Деление с остатком.

Арифметические действия. Правила о порядке выполнения действий.

  • итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)

Практические работы:

Угол. Построение углов различных видов.

Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

При разработке данной программы использую:

  • общеобразовательную программу авторов М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой,

  • учебник «Математика 4 класс» в 2-х частях авт. М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой,

  • методические рекомендации автора-составителя Н.А.Цыкиной.

Дидактический материал:

  • тренинговые разрезные карточки по математике для индивидуальной работы сост. Т.А.Бугримова, Н.А. Цыкина,

  • Т.К.Жикалкина «Система игр на уроках математики»,

  • Самостоятельные работы «Реши задачу», «Найди ошибку» автор Т.В.Шклярова,

  • Тематический и тестовый контроль по математике


Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

  • Овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».


Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.


В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

  • • овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;

  • • научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;

  • • получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с

  • числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;

  • • познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;

  • • приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

  • .1. Числа и величины

  • Выпускник научится:

  • • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

  • • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,

  • увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

  • • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

  • • читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм —

  • грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

  • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

  • .2. Арифметические действия

  • Выпускник научится:

  • • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

  • • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с

  • нулём и числом 1);

  • • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

  • • вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять действия с величинами;

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

  • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).

  • .3. Работа с текстовыми задачами

  • Выпускник научится:

  • • анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

  • • решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);

  • • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

  • решать задачи в 3—4 действия;

  • находить разные способы решения задачи.

  • .4. Пространственные отношения.

  • Геометрические фигуры

  • Выпускник научится:

  • • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

  • • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

  • • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

  • • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

  • • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

  • • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

  • Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

  • .5. Геометрические величины

  • Выпускник научится:

  • • измерять длину отрезка;

  • • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

  • • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

  • Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

  • .6. Работа с информацией

  • Выпускник научится:

  • • устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;

  • • читать несложные готовые таблицы;

  • • заполнять несложные готовые таблицы;

  • • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые круговые диаграммы;

  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

  • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («… и …», «если… то…», «верно/не" верно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);

  • составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы)


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся



Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Ошибки:

  • вычислительные ошибки в примерах и задачах;

  • ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;

  • неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);

  • не решенная до конца задача или пример;

  • невыполненное задание;

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

  • неправильный выбор действий, операций;

  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;

  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

  • нерациональный прием вычислений.

  • недоведение до конца преобразований.

  • наличие записи действий;

  • неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;

  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;

  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

  • при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

  • неправильное произношение математических терминов.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».
Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
При оценивании письменных работ , учитель должен помнить что:

1.Главными критериями оценивания являются проявленные учеником умения:

  • Применять правила и определения на практике;

  • Составлять и записывать условие задачи;

  • Найти правильный ход решения и реализовать его;

  • Выполнять арифметические действия( сложение, вычитание, умножение и деление).

    1. Грамматические ошибки, допущенные в контрольной работе, считаются недочётами.


Письменная работа, содержащая только примеры.

При решении примеров на арифметические действия считать ошибкой:

  • Неправильно выполненное действие;

  • Неверную запись примера столбиком(разряд под разрядом).

При вычислении выражений на порядок действий считать ошибкой:

  • Неправильно выбранный порядок действий;

  • Неправильно выполненное арифметическое действие.

Оценка «5» ставится

  • Вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка «4» ставится:

  • Допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка «3» ставится:

  • Допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка «2» ставится :

  • Допущены 5 и более вычислительных ошибок.


Письменная работа, содержащая только задачи.
При решении задач считать ошибкой:

  • Неверную запись краткого условия задачи;

  • Неверный выбор хода решения задачи;

  • Неверно выполненные арифметические действия;

  • Неверно записанный ответ.

Оценка «5» ставится

  • Все задачи решены и нет исправлений.

Оценка «4» ставится:

Оценка «3» ставится:

  • Хотя бы 1 ошибка в ходе решения задачи и 1 вычислительная ошибка

или

  • если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.

Оценка «2» ставится :

  • Допущена ошибка в ходе решения 2-х задач

или

  • допущена 1 ошибка в ходе решения задачи .


Комбинированная работа (1 задача, примеры и задания другого вида.)
При решении уравнений считать ошибкой:

  • неверный ход решения;

  • неправильно выполненное действие;

  • отсутствие проверки;

  • неправильно выполненная схема проверки или её отсутствие.

При решении заданий, связанных с геометрическим материалом считать ошибкой:

  • неверное построение геометрической фигуры;

  • несоблюдение размеров фигуры;

  • неверно выполненный перевод одной единицы измерения в другую;

  • неумение использовать чертёжный инструмент при измерениях и построении геометрических фигур.

Оценка «5» ставится

  • Вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка «4» ставится:

  • Допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка «3» ставится:

  • Допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий

или

  • допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка «2» ставится :

  • Допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы 1 вычислительная ошибка

или

  • при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.


Комбинированная работа (2 задачи и примеры).
Оценка «5» ставится

  • Вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка «4» ставится:

  • Допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка «3» ставится:

  • Допущены ошибки в ходе решения одной из задач

или

  • допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка «2» ставится :

  • Допущена ошибка в ходе решения 2 задач

или

  • Допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки

или

  • Допущено в решении примеров и задач 6 вычислительных ошибок.



Математический диктант.
Оценка «5» ставится

  • Вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка «4» ставится:

  • Не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.

Оценка «3» ставится:

  • Не выполнена ¼ часть примеров от их общего числа.

Оценка «2» ставится :

  • Не выполнена ½ часть примеров от их общего числа


Тестирование.
Тестирование оценивается либо по критериям и нормам оценки всех видов заданий ,либо по уровням:

  • Высокий - выполнены все предложенные задания;

  • Средний - выполнены все задания с незначительными погрешностями;

  • Низкий - выполнены отдельные задания.



Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

  • Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

  • Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.


Список литературы



Литература для учащихся:


  • Основная:

  1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 4 класс, М.: Просвещение, 2010

  2. Моро М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 4 класса в 2-х частях. – Просвещение, 2010




  • Дополнительная:

  1. Ракитина М. Г. Математика: 4 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006

  2. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 500 примеров по математике: На порядок действий: 4 класс. – М.: Астрель, 2004


Пособия для учителя:

  1. Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по математике: 4 класс. – М.: ВАКО

  2. Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 4 класс: К учебнику М. И. Моро «Математика. 4класс. Школа России». – М.: Экзамен, 2006

  3. Я иду на урок в начальную школу: Математика: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004