|
Программа «социально педагогическая коррекция и реабилитация» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ
СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
Социальный педагог: Епифанова Ю.Ю.
2013-2015 год. Программа « Социально – педагогическая коррекция и реабилитация» РАЗДЕЛ 1. 1.1. Общие положения.
В последние годы безнадзорность детей приобрела угрожающие масштабы, растёт число не обучающихся и неработающих подростков, увеличивается удельный вес детей младшего школьного возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. За последние 5 лет число преступлений, совершённых подростками возросло более чем на 20%, а количество их участников более чем на 30%. Ежегодно около миллиона детей и подростков доставляются в органы внутренних дел за различные правонарушения, в приёмники-распределители попадают около 60 тыс. В целом по России это почти каждый четвёртый подросток.
В целом ряде исследований установлено, что распространенность поведенческих расстройств среди детей и подростков является характерной чертой последних десятилетий. Выявлены три уровня дезадаптации по степени нарастания их патогенного воздействия:
1. Распад семьи и перепоручение воспитания ребенка родственникам и другим лицам;
2. Наличие конфликтных семейных отношений, препятствующих осуществлению нормальных воспитательных функций;
3. Асоциальная дезадаптация родительских семей.
Относительно большой удельный вес имеют расстройства, связанные с дефектами воспитания, выявлены и представлены следующие психотравмирующие факторы микросреды, влияющие на психическое здоровье детей:
- конфликтные ситуации во взаимоотношениях родителей между собой;
- алкоголизация родителей;
- повышенные требования со стороны родителей, граничащие с
деспотизмом.
Проведены многочисленные исследования, подтверждающие отрицательные воздействия конфликтных ситуаций на детей и подростков из неблагоприятных семей, в особенности на формирование у них психических расстройств, связанных со стрессом, и асоциальных форм поведения. Произошло значительное омоложение контингента наркоманов: ребята пробуют наркотик уже в тринадцать-четырнадцать лет.
В нашей школе есть семьи, которые не уделяют должного внимания воспитанию детей. Наблюдаются случаи асоциальных явлений (пробуют алкоголь, курение учащиеся 7-11 классов), отдельные подростки совершают правонарушения, не соблюдают Устав школы (пропускают уроки без уважительных причин, опоздания, нарушения школьной дисциплины).
Эти серьёзные педагогические проблемы школы, которые разрешимы во взаимодействии педагогов, психологов, работников медицины и социальных служб, правоохранительных органов стали основанием для разработки программы «Подросток и закон». 1.2. Основания для разработки программы.
1. Недостаточный уровень воспитанности в отдельных классах школы по результатам диагностики.
2. Нецензурная брань, сквернословие среди учащихся.
3. Омоложение асоциальных явлений среди учащихся по результатам анкетирования (табакокурение, алкоголь). 1.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы.
1 .Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». (Принят Гос. Думой 21.05 1999 года).
2. Закон РФ «Об образовании», закон Саратовской области «Об образовании».
3. Закон «О правах ребенка», «О защите прав детей», «Об опеке и попечительстве».
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
5. Конвенция о правах ребёнка. (Принята Ген. Ассамблеей ООН 20.10.1989 года).
6. Концепция воспитания личности растущего человека. (Мин. образования г. Саратов, 2000 год).
7. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. (28.02.2000 год).
8. Конституция РФ, «Гражданский и Семейный кодекс РФ».
9. «Правовой статус ребёнка в Российской Федерации». (г.Саратов, 2000год) 1.4. Цель и задачи программы.
Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.
Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.
- оказание комплексной социальной психологической и педагогической помощи в личностном самоопределении подростков.
- изучение в комплексе причин девиантного поведения учащихся.
- выявление, изучение и предупреждение отклонения в поведении несовершеннолетних. 1.5. Сроки реализации программы: 2013-2015 учебный год. РАЗДЕЛ 2
Основные принципы программы.
1 .Принцип преемственности педагогических действий и деятельности ребёнка в
дошкольном, школьном периодах развития.
2.Принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений.
3. Принцип развития и творчества личности.
4. Принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей.
5. Принцип дифференциации предполагает создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребёнка способом, тестом и объёмом, отбором содержания форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых.
6. Принцип педагогической целесообразности — это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности, определения, что нужно сделать в нужный момент. Предоставление самостоятельности и самовыражение личности ребёнка.
7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.
8. Принцип творческой самодеятельности учащихся (свобода и стимулирование деятельности детей), самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение воспитанниками, соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализации полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.
9. Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, чтобы дети, осознавая свою социальную защищённость, в то время как формировали у себя готовность к социальной самозащите. Это принцип предполагает включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, для выработки определённых способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека.
10. Принцип толерантности:
Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных требований:
- все работники школы и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам.
- педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних на счет унижения других.
- оценка должна способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках учителя.
- процесс обучения не возможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни. РАЗДЕЛ 3
3.1. Основные направления программы.
1. Предупреждение и преодоление асоциального развития детей и подростков.
2. Диагностика личности школьника.
3. Целенаправленная воспитательная деятельность, связанная с профилактикой отклонений в поведении детей.
4. Организация и координация совместной деятельности правоохранительных органов, здравоохранения, образования, социального обеспечения и др.
5. Профессиональная подготовка учительских кадров к воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями.
6. Организация педагогической помощи родителям проблемных детей. 3.2. Методы воспитания проблемных детей:
1.Методы мотивационной сферы и самосознания:
а) объективное осмысление своих достоинств и недостатков.
б) ориентация самосознания.
в) убеждение.
г) прогнозирование последствий отрицательного поведения.
2.Методы перестройки жизненного опыта:
а) предписание.
б) ограничения.
в) переучивание.
г) переключение.
д) регламентация образа жизни.
З.Методы предупреждения отрицательного и стимуляция положительного поведения:
а) поощрения и наказания.
б) соревнования.
в) положительные перспективы.
4.Методы разрушения отрицательного типа характера. 3.3. Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся.
Для эффективности внеклассной деяте5ьности в этом направлении используются следующие формы работы:
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением,
- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
- встречи со специалистами,
- изучение отношения взрослых к проблемам учащихся,
- тематические викторины, устные журналы,
- конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, - выставки рисунков, акции в защиту человека о влияния вредных привычек,
- нравственные классные часы,
- интерактивные игры,
- пресс - конференции, круглые столы по данной теме. РАЗДЕЛ 4 Обеспечение реализации основных направлений программы. 4.1. Изучение проблемных детей.
Основные задачи: 1. Формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности.
2. Предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между детьми.___________________________________________
№
| Мероприятия
| Сроки
| Ответственный
| 1.
| Выявление причины, факторов риска всех проблемных детей, начиная с первого класса, и накопление банка данных.
| постоянно
| соц. педагог, кл. рук.
| 2.
| Путем систематических наблюдений за детьми, изучения результатов их деятельности, устанавливать характер их педагогической запущенности.
| постоянно
| педагоги, психолог, соц. педагог
| 3.
| Определение положения ученика в классном коллективе, взаимоотношения с ним путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования.
| постоянно
| соц. педагог,
психолог, кл. рук.
| 4.
| Изучение интересов и склонностей, способностей ученика, возможное включение его во внеурочную кружковую, общественно-полезную деятельность.
| постоянно
| кл. рук., соц.
педагог, заместитель директора по ВР, кл. рук.
| 5.
| Наблюдения за проблемным учеником в других группах, компаниях и объединениях, выяснение направленности этих групп, характер их выявления на ученика.
| постоянно
| соц. педагог, кл. рук.
| 6.
| Изучение положения ребенка в семье.
| постоянно
| соц. педагог, кл. рук.
| 7.
| Составление индивидуального коррекционного плана
| в начале каждого года.
| кл. рук.
|
| воспитательной работы с семьей и ребенком.
|
|
| 8.
| Изучение психоэмоционального физического состояния ребенка совместно с медицинскими работниками.
| постоянно
| м/с сестра
| 9.
| Пополнение базы данных.
| постоянно
| соц. педагог, кл. рук.
| 10
| Проведение педагогической диагностики: промежуточное, итоговое.
| постоянно
| соц. педагог, кл. рук.
| 11.
| Изучение социальной среды ребенка. Составление социального паспорта семьи.
| постоянно
| соц. педагог
|
4.2. Совместная деятельность педагогов, правоохранительных органов, здравоохранения, социального обеспечения, общественных организаций. Основные задачи: 1) осуществление системы профилактики основанной на взаимодействии педагогов, медработников, правоохранительных органов и социальных служб. 2) формирование основ нравственного поведения детей. 1 четверть
Мероприятия
| Сроки
| Ответственные
| Анализ работы
| 1.Сообщение о состоянии подростковой преступности за истекший учебный год и летние каникулы, летней занятости подростков, находящихся в СОП
| Сентябрь
| Зам. по ВР, соц. педагоги
|
| 2. Создание социального паспорта МОУ-СОШ № 1 р.п. Степное
| сентябрь
| Соц. Педагоги, кл. руководители
|
| 3. Беседы с обучающимися на правовые, психологические и медицинские темы, с приглашением инспектора ПДН, врача-нарколога, инспектора ГИБДД
| По планам воспитательной работы классных руководителей
| Кл. руководители, зам. по ВР, соц. педагоги
|
| 4. Правовое воспитание. Цель: профилактика и предупреждение правонарушений и преступлений. Совет профилактики правонарушений и преступлений среди школьников.
| Сентябрь-ноябрь
| Соц. педагоги, администрация
|
| 5. Встреча обучающихся 7 классов с инспектором ПДН «Ответственность подростков за административные правонарушения»
Встреча обучающихся 8 классов со старшим инспектором ПДН «Права и обязанности несовершеннолетних»
Встреча обучающихся 5-6 классов со школьным инспектором «Профилактика бродяжничества и правонарушений среди несовершеннолетних»
Прием школьного инспектора ПДН (1 раз в четверть в течение учебного года)
| Октябрь
Ноябрь
Октябрь
Каждую четверть
| МО МВД Советского района, кл. руководители, соц. педагоги
|
| 6. Индивидуальная работа по выявлению и постановке на учет обучающихся, склонных к правонарушениям.
| В течение учебного года
| Соц. педагоги, кл. руководители
|
| 7. Участие детей группы «риска» в общественном конкурсе рисунков «Я выбираю ЗОЖ»
| ноябрь
| Соц. педагоги
|
| 8. «День профилактики»
| ноябрь
| Зам. по ВР, соц. педагоги, инспектор ПДН
|
| 9. Подворные обходы по семьям, находящимся в СОП
| Сентябрь-ноябрь
| Соц. педагоги
|
| 10. День здоровья: соревнования среди обучающихся 5-х классов, соревнования по волейболу среди обучающихся 10-11 классов
| сентябрь
| Зам. по ВР, вожатые, кл. руководители
|
| 11. Беседа «Психическое здоровье младших школьников»
| октябрь
| Психолог школы
|
| 12. Соревнования среди 6-х классов «Веселые старты»
| ноябрь
| КЦСОН
|
| 13. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям:
Беседа «развитие межличностных отношений у подростков 12-15 лет»
Беседа психолога КЦСОН с детьми из семей, находящихся в СОП
Индивидуальные беседы с обучающимися и родителями
Консультация психолога семьям группы «риска»
|
Октябрь декабрь ежемесячно
| Психолог, соц. педагоги, КЦСОН, кл. руководители
|
|
2 четверть
14. Правовое воспитание. Цель: профилактика и предупреждение правонарушений и преступлений. Совет по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся школы
| январь-февраль
| Соц. Педагоги и администрация
|
| 15. Встреча обучающихся 9 классов со старшим инспектором ПДН «Уголовный кодекс РФ»
Прием школьного инспектора ПДН (1 раз в четверть в течение учебного года)
| январь
| МО МВД Советского района, кл. руководители, соц. педагоги
|
| 16. Подворные обходы по семьям, находящимся в СОП
| Ежемесячно
| Соц. педагоги
|
| 17. «Психические аспекты добрачных отношений»
| январь
| ЦРБ
|
| 18. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям:
Беседа «развитие межличностных отношений у подростков 12-15 лет»
Беседа психолога КЦСОН с детьми из семей, находящихся в СОП
Индивидуальные беседы с обучающимися и родителями
Консультация психолога семьям группы «риска»
Индивидуальные беседы с опекунами и опекаемыми
|
январь январь
Ежемесячно
| Психолог, соц. педагоги, КЦСОН, кл. руководители
|
| 19. Оформление стенда на конкурс рисунков «Я выбираю ЗОЖ»
| январь
| Соц.педагоги, вожатые
|
| 20. Встреча обучающихся 7 классов с инспектором ПДН «Что вызнаете о законе?»
Встреча обучающихся 8 классов со старшим инспектором ПДН «Состояние подростковой преступности»
| Февраль
| МО МВД Советского района, кл. руководители, соц. педагоги
|
| 21. Подворные обходы по семьям, находящимся в социально-опасном положении
| Ежемесячно
| Соц.педагоги
|
| 22. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям
| Ежемесячно
| Соц.педагоги, психолог
|
| 23. Консультация психолога с семьями СОП. Индивидуальные беседы с учащимися и родителями. Индивидуальные беседы с опекунами и опекаемыми
| Ежемесячно
| Соц.педагоги, психолог
|
|
3 четверть
24. Совет по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся школы
| Март, апрель
| Соц.педагоги, аидминистрация
|
| 25. Встреча обучающихся 9-11 классов с инспектором ГИБДД «Правила дорожного движения»
| Март
| МО МВД Советского района, кл. руководители, соц. педагоги
|
| 26. Подворные обходы по семьям, находящимся в социально-опасном положении
| Ежемесячно
| Соц.педагоги
|
| 27. Здоровый образ жизни. Цель: пропаганда ЗОЖ (лекция)
| Март
| Соц.педагоги
|
| 28. Кокурс рисунков и плакатов «Я выбираю жизнь»
| Март
| Учитель рисования, соц.педагоги, вожатые
|
| 29. Классное собрание «Модель идеальных родителей», 8 классы
| Март
| Соц. педагоги, кл. руководители
|
| 30. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям
| Ежемесячно
| Соц.педагоги, психолог
|
| 31. консультация психолога семьям группы «риска»
| Ежемесячно
| Соц.педагоги, психолог
|
|
4 четверть
32. Беседа «Планирование семьи»
| Апрель
| ЦРБ
|
| 33. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям
| май
| Соц.педагоги, психолог
|
| 34. Индивидуальные беседы с обучающимися на дому. Контроль за занятостью в летний период
| Июнь-август
| Соц.педагоги, психолог
|
| 35. Просветительские беседы с обучающимися
| Июнь-июль
| Соц.педагоги, психолог
|
| 36. Посещение на дому обучающихся группы «риска» и детей из семей СОП
| Июнь-август
|
|
|
4.3. Организация досуговой деятельности проблемных детей.
Основные задачи: 1. Создание условий для максимального проявления потенциальных возможностей детей и подростков.
2. Привлечение проблемных детей к организации и проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий.
1.
| Вовлечение проблемных детей в кружковую работу.
| постоянно
| кл. рук., соц. педагог.
| 2.
| Расширение и стимулирование их читательских интересов и вкусов.
| постоянно
| библиотекарь, учителя рус. яз. и литературы.
| 3.
| Работа по плану правового воспитания в школе.
| постоянно
| педагоги
| 4.
| Организация ненавязчивого контроля за проведением свободного времени.
| постоянно
| соц. педагог, зам.дир. по ВР, кл. рук.
| 5.
| Классные часы по нравственному воспитанию.
| ежегодно
| кл. рук., библиотекарь
| 6.
| Проведение занятий по психокоррекции,тренинги: -коммуникативные умения и навыки.
| ежегодно
| психолог, кл. рук. 9 кл.
|
| - изучение личности
| ежегодно
| психолог, кл. рук.
|
| -как относится к себе и людям? Знаете ли вы себя?
| ежегодно
| 10 кл., психолог, рук.
|
| - путешествие к собственным способностям.
| ежегодно
| психолог, кл. рук 5 кл.
| 7.
| Организация социально-полезной деятельности детей «группы риса».
| постоянно
| соц. педагог, зам дир по ВР
| 8.
| Декада правовых знаний.
|
| - правовая игра «Обязанности и долг несовершеннолетних»
| 2011 г.
| соц. педагог на занятии кружка, психолог
|
| - Конкурс плакатов и рисунков «Мои права».
| ежегодно
| уч. ИЗО, кл. рук. 5-8 кл.
|
| - Встреча с работниками внутренних органов. «Знаешь ли ты закон?»
| ежегодно
| соц. педагог, кл. рук. 8-9 кл.
|
| - Классные часы: «О привычках полезных и вредных»
| ежегодно
| кл. рук. 1-11 классов
|
| - Правовая игра «Счастье твое закон бережет».
| 2011 г.
| кл. рук. 6 кл., соц.педагог
|
| -Правовая игра «Идеальное общество»
| 2012 г.
| кл. рук. 7 кл.
соц. пед.
| 9.
| Час общения «Молодежь в новом
| 2012 г.
| кл. рук. 9,11 кл.
|
| веке»
|
| соц.педагог
| 10.
| Семейные праздники
| ежегодно
| кл. рук. 1-11 кл.
| 11.
| Классный час «Мои увлечения и свободное время».
| ежегодно.
| Классные руководители
| 12.
| Веселые старты, спортивные праздники.
| ежегодно
| учителя физкультуры
| 13.
| «Защити себя и близких». (Беседы о ПДДТ, пожарах, поведении на воде, и т. д.)
| ежегодно
| кл. рук.
| 14.
| Участие в туристических походах, военно-спортивных сборах.
| ежегодно
| учителя ОБЖ, физкультуры и кл. рук.
|
4.4 План работы социальных педагогов с учащимися группы «риска» -
система профилактической работы с учащимися, имеющими окоченения в поведении
№
| Виды работ
| Сроки
| 1.
| Учет и корректировка по классам учащихся с указанием причин отклонений в поведении
| Сентябрь - май
| 2.
| Взаимодействие администрации школы, педагогов, социально-психологической службы в координации и планировании работы по блокам.
| В течении года
| 3.
| Оперативное разрешение педагогическим коллективом, социальным педагогом, родителями конфликтных ситуаций\. Правонарушений учащихся.
| В течении года
| 4.
| Реализация правовых знаний во внеурочное время силами педагогического коллектива с привлечением преподавателей для профилактической работы с учащимися, родителями.
| По плану школы
| 5.
| Привлечение социально-психологической службы к индивидуальной, групповой работе, работе в классных коллективах учащихся, к оказанию помощи и поддержки медицины, правоохранительных органов, социальной защиты в социальной адаптации подросткам и учащимся младших классов.
| По плану школы
| 6.
| Взаимодействие с различными структурами: медицины, правоохранительных органов, социальной адаптации обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
| В течении года
|
4.5. Профилактика асоциальных явлений.
Основные задачи:
1. Оказание помощи подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
| Работа с педагогами
| Сроки
| Ответственные
| 1.
| Теоретическая и методическая подготовка педагогов, родителей, общественности по антиалкогольному, антитабачному и антинаркотическому воспитанию школьников через ПС, МО, семинары-практикумы, научно-практические конференции, педсоветы, совещания.
| постоянно
| администрация, психолог, соц. педагог, завуч по ВР.
| 2.
| Выявление подростков, склонных к асоциальным явлениям.
| ежегодно
| соц. педагог, кл. рук.
| 3.
| Учет и контроль семей, где отец/мать/ злоупотребляют алкоголем.
| постоянно
| соц. педагог, кл. рук.
| 4.
| Индивидуальные беседы с детьми по профилактике курения и алкоголизма.
| постоянно
| кл. рук., соц. педагог, здравоохр.-представители ПДН.
| 5.
| Учет детей с признаками нервно-психических заболеваний (неврозы, аномалии характера и др.)
| ежегодно
| медсестра.
| 6.
| Оформление уголка в библиотеке школы «Подросток и закон» с подборкой материалов по проблемам алкоголизма, наркомании, курения.
| постоянно
| библиотекарь
| 8.
| Составление анкет по выявлению у учащихся отношения к употреблению токсических веществ, к здоровому образу жизни.
| постоянно
| соц. педагог, кл. рук.
| Работа с родителями.
| 1.
| Беседы с родителями детей, входящих в «группу риска»
| постоянно
| кл. рук., психолог, соц. педагог
|
| Проведение лекций на классных собраниях родителей учащихся:
- Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание ребёнка - 2 кл.
- Почему дети лгут - 3-4 кл.
- Физиологическое взросление и его влияние на поведение школьника - 5 кл.
- Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка -6 кл.
- Осторожно, подросток - 7 кл.
- Общечеловеческие ценности - 8 кл.
- Проблема наркомании. Не пытайтесь справиться в одиночку - 9 кл.
- Не допустить беды - 10 кл.
- Система ценностей старшеклассника
- 11 кл.
| ежегодно
| кл. рук., психолог, соц. педагог.
| 3.
| Проведение общешкольных родительских собраний по параллелям
|
|
|
| - Этот трудный подростковый возраст (профилактика вредных привычек) 7-8 класс
| 2011 г.
| соц. педагог
|
| - Специфика семейного воспитания:
позитивное и негативное. 5-6 классы
| 2011 г.
| психолог
|
| - Закон и ответственность 9 классы
| 2011 г.
| соц. педагог
|
| - Родители, их права и обязанности по отношению к детям (решение проблем,
| 2012 г.
| Соц. педагоги
|
| касающихся несовершеннолетних -беспризорности, безнадзорности, роста преступности среди подростков)
| С родителями детей,состоящих на учете
|
| 4.
| - Проведение учета и обследования условий воспитания детей в неблагополучных, неполных и многодетных семьях.
- Проведение изучения условий жизни в семьях педагогически запущенных подростков.
- Проведение индивидуальных психолого - педагогических консультаций по вопросам обучения и воспитания для родителей педагогически запущенных и слабоуспевающих школьников
| ежегодно Сентябрь
Октябрь ежегодно
ежегодно
| соц. педагог, кл. рук.
соц. педагог, кл. рук.
соц. педагог, кл. рук., педагог -психолог
| 4.
| Учет и контроль семей, где отец/мать/ злоупотребляют алкоголем.
| постоянно
| соц. педагог, кл. рук.
|
| Работа с учащимися.
|
|
| 1.
| Вечер вопросов и ответов с приглашением специалистов (юристов, мед. работников, рабочих центр, библиотеки).
| ежегодно
| соц. педагог
| 2.
| Классные часы о вреде курения, алкоголя, наркомании.
| ежегодно
| кл. рук.5-11 кл.
| 3.
| Выставка рисунков и плакатов по темам:
- Здоровый образ жизни
- Нет наркотикам
- Никотин-яд!
| ежегодно
| завуч по ВР, кл. рук. 2-11 кл., учитель ИЗО
| 4.
| Выпуск стенгазеты «Мое здоровье в моих руках»
| ежегодно
| Ст. вожатая, отв. кл.
рук., м/с
| 5.
| Участие в акциях:
«Нет – наркотикам!»
«За здоровье и безопасность наших детей»
| ежегодно
| соц педагог, кл. рук. 9-11 кл. 5-11 кл.
| 6.
| «День борьбы со СПИДом» - классные часы
| ежегодно
| кл. рук. 5-11 кл.
| 7.
| Диспуты в рамках изучения программ «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор»
|
|
|
| -Трезвость – норма жизни
| 2011 г.
| психолог, кл. рук. 10 кл.
|
| - Как я организую своё время
| 2012 г.
| психолог, кл. рук 9 кл.
|
| - Откуда берутся непутевые сыновья?
| 2012 г.
| психолог, соц. педагог, кл. рук 10,11 кл.
| 8.
| Диагностика личностных особенностей или психические особенности человека
| ежегодно
| психолог, кл. рук. 10-11 кл.
| 9.
| Оформление стационарной выставки в библиотеке «Твои права, подросток»
| ежегодное
обновление
| библиотекарь
| 10.
| Выявление подростков, склонных к асоциальным явлениям.
| ежегодно
| соц. педагог, кл. рук.
| 11.
| Индивидуальные беседы с детьми по профилактике курения и алкоголизма.
| постоянно
| кл. рук., соц. педагог, здравоохр.-представители ППДН.
| 12.
| Организация культпоходов в кинотеатры для просмотра документальных учебных фильмов о вреде алкоголя, табака, наркотиков и других одурманивающих веществ.
| ежегодно
| кл. рук.
| 13.
| Чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях.
| ежегодно
| кл. рук., библиотекарь
| 4.6 План работы социальных педагогов на 2012-13 учебный год
№
| Взаимодействие с ученическим коллективом
| Взаимодействие с педагогическим коллективом
| Взаимодействие с родителями и общественностью
| 1. Цели и задачи
| Оказание компетентной помощи, гуманизация социокультурной среды обитания детей и подростков
| Совершенствование системы воспитания личностных качеств и индивидуальных интересов и способностей учащихся
| Создание модели взаимодействия семьи, школы, общественных структур в разрешении актуальных социальных проблем
| 2.Содержание работы по направлениям
| -Выявление, учет социального статуса учащихся в социуме.
-Оказание поддержки учащимся в процессе их социализации .
-Защита прав подростка, оказавшегося в социально-опасном положении.
-Устранение или нейтрализация причин, вызывающих социальные отклонения различного рода.
-Ранняя профилактика бродяжничества и правонарушений.
- Социальный контроль по обеспечению функционирования системы социальных норм.
- Осуществление государственной защиты предусмотренных законом прав личности учащихся
| -Социально-педагогическая профилактика - система мер социального воспитания, направленных на развитие детей и подростков.
-Комплексная система взаимодействия с классными руководителями, учителями, педагогами дополнительного образования по оказанию социально психолого-педагогической помощи учащимся в обучении, разрешении социальных проблем.
-Совершенствование системы взаимодействия координационной комиссии, малых педсоветов, социально-педагогических, медико - профилактических консилиумов по предупреждению второгодничества и правонарушений учащихся .
| -. Совершенствование взаимодействия семьи и школы.
- Использование различных форм сотрудничества с другими структурами.
- Взаимодействие семьи, учреждений дополнительного образования в творческом развитии личности ребенка.
- Вооружение семьи психолого-педагогическими знаниями.
| 3.Формы и методы работы
| - Социальная диагностика проблемных сфер.
- Социально-психологические тесты, социометрия.
- Корректировка, учет учащихся по социальным группам:
дети из СОП
группы «риска»
дети-инвалиды
дети, оставшиеся без попечения родителей и сироты
дети, из многодетных семей
дети, из малообеспеченных семей
- Контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся в социальной поддержке.
- Правовая защита интересов обучающихся.
- Индивидуальные, групповые собеседования при разрешении конфликтных ситуаций.
- Помощь, поддержка детей из семей СОП.
- Оказание помощи обучающимся в развитии их творческой активности, способностей, дарований.
- Посещение обучающихся на дому при разрешении социальных, материальных вопросов, защите прав детей.
| 1.Анкеты, социальные карточки по классам.
2. Подготовка и проведение малых социально-педагогических консилиумов.
3.Участие в совместных заседаниях Координационной комиссии и малых педсоветов.
4. Подготовка и проведение групповых собраний и индивидуальных бесед с учащимися при решении социальных проблем в конфликтных ситуациях, при наличии форм насилия, унижения достоинства ученика.
5. Проведение дискуссий по профилактике здорового образа жизни совместно с учителями и классными руководителями.
6. Проведение дней профилактики вредных привычек.
7. Взаимодействие социально-психологических служб с педагогическим коллективом по профилактике отклонений в развитии личности, поведении подростка.
| 1.Диагностическая работа по изучению социального статуса семьи.
2. Составление социального паспорта и характеристик семей, оказавшихся в социально-опасном положении, семей, где есть трудные подростки.
3. Усовершенствование комплекса взаимодействия социально-психолого-педагогических служб в просветительской работе с родителями.
4. Привлечение родителей к совместной деятельности с ученическим и педагогическим коллективами.
|
Ожидаемые результаты. 1. Воспитание у подростков важных жизненных качеств:
- Целеустремлённость - главная черта характера. Выбирать цель жизни так, чтобы принести пользу людям, развить свои силы и способности, чтобы совесть была чистой, а поведение достойным.
- На первом месте - трудолюбие - условие всякого успеха в жизни.
- Мужество - это умение жить по совести, говорить правду в глаза, не трусить, столкнувшись с трудностями или злом, это умение жертвовать собой во имя общих интересов.
- Требовательность к себе и самокритичность - это путь познать себя и условие самоуважения.
- Человеколюбие, сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь всем, кто в этом нуждается.
- Нетерпимость ко всему плохому в себе. Недостатки - мои злейшие враги.
2. Формирование антинаркогенного, антиалкогольного иммунитета.
3. Отсутствие преступлений. РАЗДЕЛ 6
Контроль за реализацией программы.
1. Отчеты классных руководителей на совещаниях при директоре, педсоветах, МО классных руководителей о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений.
2. Отчеты социального педагога, заместителя директора по ВР, классных руководителей, совета профилактики по реализации программы.
3. Мониторинг работы с проблемными детьми.
4. Информирование социально-психологический службы о промежуточных итогах работы.
В рамках программы предполагается участие следующих специалистов: педагоги, медицинские и социальные работники, психологи, работники правоохранительных органов. |
|
|