Проект : «Театрализованные игры по художественным произведениям как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.»
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Одна из задач учебно- воспитательной работы педагогического коллектива МАДОУ № 26 : Способствовать позновательно-речевому развитию детей дошкольного возраста. В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной монологической речи является рассказывание детей.
Работая с детьми старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему проектной деятельности я выбрала : « Развитие речи детей старшего возраста». Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, поэтому дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения , перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью , в нем много метких сравнений , эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас , грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для проектной деятельности: « Театрализованные игры по художественным произведениям как средство развития речи детей старшего возраста».
Цель проекта:
Развитие речи детей старшего возраста через театрализованные игры по художественным произведениям
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь: учить рассказывать сказки , небольшие рассказы, уметь строить распространённые предложения.
2. Продолжать работу над интонационной выразительностью : учить модулировать голосом- громче, тише, передавать интонацию удивления, радости, печали, испуга.
3. Упражнять в передаче образа через жест ,мимику и движение.
4.Развивать устойчивый интерес и любовь к литературным произведениям.
5. Продолжать обучать приёмам вождения персонажей в театре би-ба-бо, пальчиковом и кукольном театрах.
6. Воспитывать внимание, выдержку,развивать память,воображение и фантазию.
Срок реализации проекта: с октября 2011 по май 2012г.
Участники проекта: воспитатель Саськова Т.В. Дети и родители старшей группы 4 « Бельчонок»
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Задачи:
1. Изучить отношение родителей к предполагаемой проектной деятельности
2. Объединить действия воспитателя и родителей по созданию развивающей среды: организация театрального уголка, изготовление костюмов к сказкам
3. Подготовить : подбор художественной литературы, сценарии сказок, театрализованные игры, этюды.
Основной этап
1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов.
( приложение)
2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр(приложение)
3.Показ сказок : «Заюшкина избушка», «Журавль и цапля», театрализованное представление сказки « Путешествие жителей Цветочного города по тропе здоровья» для детей младших групп
( приложение)
4. Показ сказок для родителей: «Как козлята маму поздравляли»,
« Грибок-теремок» (коми « Тшак-керка») (приложение).
Заключительный этап
1. Итоговое занятие «В гостях у сказочной страны» (приложение)
2. Создание альбома «Мы играем в театр».
3. Обобщение положительного опыта . Итоговая презентация проекта.
Предполагаемый результат: Повысить уровень овладения монологической речью. Совершенствовать словарный запас, темп, выразительность речи. |