|
Тема: Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность
Четвёртый открытый научный форум молодых учёных «Наука и школа» Тема:
Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность Васильковская Лариса Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 2053
Вахлакова Татьяна Федоровна,
педагог-библиотекарь ГБОУ СОШ № 2053
Москва 2013 г.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский.
Введение в тему
У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться.
Поэт, художник, музыкант –
Такими сразу не родятся…
В любом из нас зарыт талант,
Лишь стоит только покопаться.
Учитель должен создавать творческую образовательную среду, в которой дети будут иметь возможность проявить себя, развивать свои природные способности в новых для себя условиях.
Младшему школьнику свойственно проявление инициативы в разных видах деятельности. Учителю очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её. Проектная деятельность, это тот вид деятельности, через который ребёнок сможет себя реализовать в полной мере.
Актуальность
В Национальной программе поддержки и развития чтения говорится, что «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.
В современном мире с появлением компьютера отношение к книге изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. Мы педагоги обучаем наших первоклассников работе с различными источниками информации, но нельзя недооценивать роль книги в жизни человека. Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».
Исходя из перечисленных выше проблем детского чтения, необходимо как можно раньше приобщать ребёнка к книге.
Поэтому нам, педагогам необходимо вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний.
Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова, путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач. Вследствие этого формируется не только личность, владеющая современными техническими информационными носителями, но и классическая интеллигентная образованная личность, для которой книга – «источник знаний», источник вдохновения.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту НОО, в первом классе начинают закладываться основы будущей читательской деятельности ребёнка, начинается процесс формирования читательских компетенций. А что же такое читательская компетентность?
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Основу читательской компетентности составляют ценностно-смысловая и коммуникативная и познавательная компетентности.
Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов. Какие читательские умения формируются в рамках этой компетенции? Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль, умение апеллировать к источнику знаний.
Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение различными основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.
Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.
Процесс формирование читательской компетентности, приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой - внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. Работа по формированию читательских компетенций развивает творческую активность детей, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.
Организация проектной деятельности даёт возможность формировать читающего ученика, который владеет необходимым уровнем читательских компетенций.
В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1 классов не могут осуществлять проектную деятельность самостоятельно, поэтому мы, педагоги, организуем и направляем эту деятельность.
Более подробно мы расскажем, как была организована исследовательская деятельность учащихся двух 1 классов при создании проекта «Держава детства», посвященного творчеству Сергея Владимировича Михалкова.
На уроках обучения грамоте мы прочитали веселый рассказ «Щенок» и узнали, что написал его Сергей Михалков. Но были среди ребят и такие, кто не слышал и даже не был знаком с произведениями этого автора. Тогда – то и родилась идея глубже познакомиться с творчеством этого писателя, прочитать и другие его произведения.
Именно идея определила цель проекта – глубже познакомиться с творчеством Сергея Владимировича Михалкова и повысить уровень читательской культуры.
Задачи:
-расширение круга чтения учащихся;
-формирование читательской самостоятельности;
-развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к прочитанному;
-учиться работать в команде, делиться своими идеями, предлагать пути их решения;
-формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве.
Предполагаемые результаты:
- повышение интереса к книге;
-расширение кругозора в различных областях знаний;
-создание среды взаимопонимания;
- активизация социального взаимодействие взрослых и детей;
- произойдёт культурное событие, где учащиеся увидят конечный результат своей деятельности, который повысит их самооценку, вызовет желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Тип проекта
Этот проект творческий, т.к. предполагает максимально свободный подход в решении задач.
Межпредметный (интегрированный) – проект, интегрирует тематику нескольких предметов (литературное чтение, ИЗО, технология, музыка, ИКТ), выполняется в урочное и во внеурочное время.
долговременный– 4 месяца
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
На подготовительном этапе работы над проектом был проведён опрос.
В интервью ребятам предложили ответить на два вопроса:
1.Чем любите заниматься в свободное время?
2.Выберите то занятие, которое вам больше нравится, объясните свой выбор.
рисование
создание мультфильмов
чтение и разучивание стихов
сочинение историй, сказок, стихов…
участие в театрализованной постановке
Таким образом, дети сами выбрали вид деятельности, который им интересен.
После проведённого опроса ребята приняли решение о создании 5 творческих групп.
1.Группа «Артистёнок» приступила к репетициям сказки «Как старик корову продавал»;
2. Группа «Кинорежиссёры» в программе amove приступила к
созданию мультимедийного фильма с закадровым озвучиванием;
3. «Сценаристы» под руководством Татьяны Фёдоровны, педагога-библиотекаря школы, готовили викторину по произведениям С.В. Михалкова;
4. «Оформители» совместно с родителями приступили к выпуску стенгазеты и к подготовке выставки рисунков «Михалков - детям»;
5. Группа «Путешественники», в которую вошли учащиеся 1 и 5 классов, родители, учителя, включились в процесс создания сценария игры –путешествия «По страницам прочитанных книг».
Основной этап
Конкурс чтецов проходил в 3этапа.
1этап-классный
2этап-общешкольный
3этап- окружной
Победители окружного этапа выступили на празднике, который проходил на заключительном этапе работы над проектом.
Конкурс рисунков
Лучшие творческие работы были представлены на выставке рисунков «Михалков - детям». В голосовании принимали участие учащиеся школы, родители, учителя.
Т.Ф. Работа клуба читателя
Основными задачами клуба являются формирование нравственных качеств личности через знакомство детей с миром детской литературы;
создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основная цель занятий: расширение круга чтения учащихся.
Базовыми формами проведения занятий являются ролевые игры, беседы с элементами тренингов.
Такие формы проведения занятий позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.
Задания, формирующие интерес к чтению:
Чтение по ролям.
Придумать к рассказу продолжение.
Составить вопросы к тексту.
Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
Разгадывание и составление кроссвордов. Детям дается для самостоятельного чтения произведение, а затем предлагается ответить на вопросы кроссворда по прочитанному произведению.
Мы составили кроссворды по произведениям Михалкова и провели
викторину.
Защита проекта
Организованное учащимися, родителями и педагогами в актовом зале школы произошло культурное событие. Каждая группа творчески отчиталась о проделанной работе. «Кинорежиссёры» продемонстрировали мультимедийный фильм. Группа «Артистёнок» показала инсценировку сказки С.В.Михалкова «Как старик корову продавал». «Путешественники», учащиеся 5 классов провели игру-путешествие «По страницам прочитанных книг».
Участие в таком культурном мероприятии существенно расширило опыт конструктивного, творческого поведения учащихся в социуме.
Продуктом проекта стала
Литературно-музыкальная композиция «Держава детства».
Критерии успеха
В результате работы над проектом
1.Повысился интерес к чтению
2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
3. Продукт проекта Литературно-музыкальная композиция «Держава детства» может быть использован другими коллективами для проведения внеклассных мероприятий.
4. Информация о ходе работы над проектом широко распространена.
5. Получено удовольствие от своей деятельности.
Мы подготовили для вас буклет, в котором отразили некоторые рекомендации учителям начальных классов по формированию у учащихся навыков читательской деятельности.
1.Не заставляйте, а приглашайте ребенка к сотрудничеству и взаимопониманию, сделайте каждую встречу с книгой праздником.
2.Яркость, эмоциональность и разнообразие – вот три направления, по которым должно проводиться обучение чтению.
3.Вызвать у ребенка желание к самостоятельному поиску, развивать активность его пытливого ума – именно к этому нужно стремиться.
4.Прививая ребенку любовь к книгам, нужно стараться, чтобы чтение было осознанным.
5.Учитывайте индивидуальные особенности школьников, используйте задания различных видов и типов.
Итак, не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал бы творческой личностью. Личностью самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.
Читательская деятельность не только важнейший резерв обучения и развития, но и необходимый фактор становления личности завтрашнего гражданина, которому предстоит наращивать свой интеллектуальный потенциал всю жизнь.
Дети–это национальное достояние любой страны, её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель создаст и организует условия, инициирующие детское творчество учащихся, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу России. |
|
|