«Математическая разминка на музыкальных занятиях в старшей и подготовительной группах ДОУ» Игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для всестороннего развития ребенка, учитывая особенность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.
Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений у ребенка, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает достичь не только высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять детей.
Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются у детей значительно легче в музыкально - игровой форме. Наряду с этим формируется личность ребенка, закладываются основы таких важных черт характера, как доброта, отзывчивость, дружелюбие, честность, справедливость, находчивость, выдержка.
Игровые музыкальные занятия и музыкальные разминки в детском саду способствуют развитию математических представлений у дошкольников, таких, как умение ориентироваться в пространстве - вправо, влево, вперёд, назад, хождение по кругу, врассыпную, различные перестроения - в шеренгу, в колонну, в несколько кругов в начальной части музыкального занятия, затем во время выполнения музыкально - ритмических движений в танцевальных композициях, хороводах, музыкальных играх.
Примером таких игр является музыкальная игра «Раз, два, три, четыре, пять», которую можно проводить под фонограмму «Польки Летка-енка» используя Диск А.Усачева «Математика для малышей. Где живут цифры?».
(Фонограмма песня № 10 Слайд № 1)
Использование ресурса этого музыкального диска на музыкальных разминках поможет малышам попасть в страну знаний, где живут цифры. На что похожи цифры и где они живут? Сколько пальцев на руке и сколько месяцев в году? Дети научатся писать цифры и считать ворон на дереве. Слушая фонограммы этого диска, дети узнают еще много интересного об этой замечательной стране – Математике.
При проведении музыкальных занятий, в зависимости от сюжета, дошкольники учатся считать и различать времена года – примером этому Чайковский… «Времена года», слушаем его альбом, время суток - утро, день, вечер, ночь....
Кроме этого, на музыкальных занятиях можно применять всевозможные считалки, физкультминутки, пальчиковые игры и загадки.
Примеры различных математических музыкально - игровых форм представлены на слайдах 2, 3, 4, 5. Физкультминутка
(Слайд № 2)
Раз – нагнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть.
Игра “Пальчики”
(Слайд № 3)
Ведущий читает текст и делает соответствующие движения, все повторяют их за ним.
Пальчики уснули, В кулачок свернулись.
| Сжать пальцы правой руки в кулак.
| Один ! Два! Три.' Четыре! Пять!
| Сжать пальцы правой руки в кулак.
| Захотели поиграть!
| Пошевелить всеми пальцами.
| Разбудили дом соседей,
| Поднять левую руку (пальцы сжаты в кулак)
| Там проснулись шесть и семь, Восемь, девять, десять –
| Отогнуть пальцы один за другим на счёт.
| Веселятся все!
| Покрутить обеими руками.
| Но пора обратно всем: Десять, девять, восемь, семь
| Загнуть пальцы левой руки
| Шесть калачиком свернулся,
| один за другим.
| Пять зевнул и отвернулся.
| Загнуть пальцы правой руки.
| Четыре, три, два, один, Снова в домиках мы спим.
| Поднять обе руки, сжатые в кулаки.
|
Музыкальная разминка «Счет»
(Слайд № 4)
Дети исполняют песню и выполняют движения по тексту.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – В ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять – руками помахать,
пять руками помахать
ну и дальше продолжать!
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
ну а 8 потянись,
скажем 9 - покружись.
Скажем 9 - покружись,
ну а 10 поклонись! Математические загадки
(Слайд № 5)
Нет углов у меня.
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Со стола скачусь я вдруг.
А зовусь я просто… (круг).
| Если все углы прямые,
И всего угла четыре,
Ну а по две стороны
Противоположны и равны.
Этот четырехугольник,
Назовем…. (прямоугольник)
|
|
| Посчитай и посмотри:
У него три стороны.
Три вершины, три угла,
Как зовут его, друзья? (треугольник)
| Я – похож на яйцо,
И как просто буква О.
Я почти как круг – малец,
Я – такой, как огурец. (Овал)
|
|
| Он давно знакомый мой
Он весь ровный и прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его (квадрат).
|
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Это примеры интегрированных занятий, направленных на воспитание интереса к музыкальной деятельности и развитие логического мышления у детей.
Развитие и обучение основам математики в музыкально – игровой форме - лучший подарок для ребенка и родителей!
|