|
Статья «Самооценка и саморегуляция в системе «учитель ученику, ученик-ученику» Статья
«Самооценка и саморегуляция в системе «учитель ученику, ученик-ученику»
(из опыта работы учителя математики Н.М.Климовой)»
«…Я хочу учиться, но ничего не понимаю» ( 8 кл. Гусейнов Эльвин);
«… Я иногда на уроке ничего не понимаю и мне как то не спросить еще раз, потому что мне кажется, что я все равно не пойму…» (Никитин Ярлик, 8 кл.)
«… Я хочу все серьезно изучать, но не понимаю…» ( 7 кл. Константинов Саша )
« …Хочу учиться , но не понимаю…»-основная причина большинства ребят прихода в спецшколу: потеря интереса к учебе, уход с уроков, бродяжничество, совершение преступления. В нашу школу приходят мальчики с нулевыми или очень низкими знаниями по математике. Об этом свидетельствуют срезовые работы: 90% детей 5-8 классов не знают таблицы умножения, не знают названий арифметических действий их компонентов, не решают примеры на умножение, а тем более на деление… . Поэтому в какой бы класс ребенок не пришел, приходится начинать обучение с изучения этих вопросов. И какое открытие: познав таблицу умножения, они готовы ее отвечать и отвечать, им нравится отвечать ее вразброс , задавать друг другу, соревноваться в количестве правильных ответов. А я вижу неопровержимую истину: даже маленькие знания приносят детям искреннюю радость и удовлетворение. А стало быть надо ликвидировать пробелы и идти дальше. Девиз один: каждый из мальчиков с каждого урока должен унести «хоть каплю», но истинных знаний. Создавая благоприятную обстановку на уроке, помогаю мальчикам поверить в себя, увидеть и объективно оценить свои возможности, чтобы приступить к самореализации, начать работать на результат. Естественно, на каждом шагу возникают трудности: одни понимают одно, другие другое, третьи ничего не понимают…. Вот в такой обстановке одним из звеньев, незаменимым звеном в обучении, является взаимопомощь, взаимообмен знаниями и умениями - групповая работа. Она имеет множество , всем известных, плюсов: ребенок может побывать в роли учителя (что всем очень нравится и каждый к этому стремится), консультанта , руководителя и просто искреннего друга. Происходит творческое общение одноклассников, дети раскрепощаются. Польза этого не сравнима ни с чем: знающие гордятся собой (это всегда видно), объясняя другому он еще и еще повторяет понятое и ему хочется объяснить всем, кому не понятно. Удивительно , но это так всегда.
В каждой конкретной работе свои конкретные примеры: Андрианов Женя, научившись строить графики функций у=кх и у= ,не уставал объяснять Гусеву А. и Федорову И. до тех пор, пока не добился результата. Вахнин В., овладев умением строить проекции, умением оформлять чертежи, так смог увлечь и научить своего одноклассника Михайлова С. выполнять работы, что за итоговую работу он получил четверку. Таких примеров взаимодействия бесконечное множество и оно всегда приносит только положительный результат в обучении детей.
В заключение хочется сказать: в соответствии с новыми стандартами структура современного урока должна быть динамичной, использующая набор разнообразных действий, объединенных в целесообразную деятельность. А такое звено как «учитель ученику, ученик ученику» всегда поможет преодолеть возникающие трудности при непонимании изучаемого материала, усилит мотивацию к познанию окружающего нас мира, поможет приобрести истинные знания, продемонстрирует то, что занятия в школе - необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск необходимой и полезной информации в реальной жизни. |
|
|