Главная страница


Статья «Игровые технологии на уроках математики в 5 классе»



Скачать 299.85 Kb.
НазваниеСтатья «Игровые технологии на уроках математики в 5 классе»
Стариковой Галины Ивановны
Дата12.02.2016
Размер299.85 Kb.
ТипСтатья



Статья

«Игровые технологии на уроках математики в 5 классе»

Исполнитель: Стариковой Галины Ивановны

ГБОУ СОШ №383

Красносельского района

г.Санкт-Петербурга

                                       

                                           

2014 год

Содержание

Введение                                                                                                 стр. 3

Актуальность проблемы стр. 3

Теоретические аспекты использования  игровых технологий                                                                   стр.4

Понятие и педагогические возможности

 игровой технологии                                                                              стр.5

Основные аспекты использования

игровых технологий на уроке                                                               стр. 6          

Игровые технологии в процессе обучения математики        стр. 7

Дидактические игры и практические задания                                                                                стр. 9

Заключение                                                                                             стр. 18

Библиография                                                                                          стр. 19

                                                                                                                                 

                                                                                                                                   1

“Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и

любознательности.”

      В.А. Сухомлинский.

Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активизация учебной деятельности является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Использование игровых технологий позволяет удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимся; формирование социальных компетенций;  изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся.

        Игра - это естественная и гуманная форма бучения для ребёнка. Обучая посредством игры, появляется возможность дать учебный материал не так, как нам взрослым удобно объяснить, а как детям удобно его взять.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Актуальность темы. Будущий и современный работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующими качествами:

  • Думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);

  • Обладать творческим мышлением;

  • Обладать богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.

Таким образом, выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:

  • Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

  • Самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

  • Четко осознавать где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • Грамотно работать с информацией (уметь собирать факты, необходимые для решения определенной проблемы, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем; делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

  • Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях;

  • Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таким образом, нас всё больше интересуют технологии обучения, формирующие активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении, развивающую общеучебные навыки: исследовательские, самооценочные, рефлексивные. Одной из таких технологий является игровая.

Теоретические аспекты игровых технологий.

Игра-это особая сфера человеческой активности, это первый шаг ребёнка в культуру, это возможность раскрыться порой ещё не реализованным способностям и задаткам личности. Любой ребёнок, независимо от его способностей и талантов, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.

По определению Г.К.Селевко, «игра-это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие

функции:

- Развлекательную (это основная функция игры-развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- Коммуникативную: освоение диалектики общения;

- Самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;

- Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- Диагностическую: выявление отклонений от нормотивного поведения, самопознание в процессе игры;

- Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социальнокультурных ценностей;

- Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

- Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

- Творческий очень активный характер этой деятельности;

- Эмоциональная приподнятость деятельности;

- Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности входят планирование, реализация цели, а также анализ результатов.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя участниками;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми;

г) реальные отношения между участниками;

д) сюжет.

Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение. Игра как метод обучения.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличии от игр вообще педагогическая (дидактическая) игра обладает существенным признаком -четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Игровой замысел выражен как правило в названии игры, он заложен в дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, часто он выступает в виде вопроса или в виде загадки и придаёт игре характер познавательный или отрабатывающий отдельные навыки, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.

Правила игры определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Они разрабатываются с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся, они создают условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры, воспитывают умение управлять своим поведением, подчинятся требованиям коллектива.

Игровые действия регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания и получить новые.

Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока.

Результат игры придаёт игре законченность и выступает в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, её эффективность, приводят к желаемому результату.

При использовании игровых технологий на уроках важно: определить место дидактической игры в системе других видов деятельности на уроке (игры следует различать по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие), целесообразность использования игры на разных этапах изучения материала, разработка методики проведения игры с учётом уровня подготовленности учащихся и цели урока.

       Под игровой технологией Л.А. Байкова понимает "определенную последовательность операций, действий, направленных на достижение учебно-воспитательных целей". Она же дает следующее определение образовательных игр — "это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей".  Выделяют несколько функций образовательных игр: обучающая — развитие общеучебных умений и навыков,  развивающая — развитие различных психических функций, воспитывающая — развитие качеств личности, общей культуры.

     Время вносит свои коррективы, появляются  новые программы, обновляются учебники и создаются альтернативные учебники. «Официальные» методики быстро устаревают, а традиционные уроки уже не удовлетворяют. Но не останавливается процесс обучения. Учитель-предметник ищет новые пути в надежде, что они помогут правильно организовать познавательную деятельность учащихся на уроке, увеличить долю самостоятельной работы школьников в приобретении знаний. Очень эффективны в этом строе нестандартные формы уроков.    Они помогают научить всех и каждого, развивая и обогащая личность ребёнка.

Увеличение умственной нагрузки учащихся на уроках математики заставляет задуматься каким образом поддерживать интерес к предмету, как превратить учебную деятельность в удовольствие.

Современная педагогика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективного взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы обучения с присущими им элементами соревнования, интереса. Игра и творчество, и труд. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру, прилагая все усилия.

Серьезность такого предмета как математика, сложность и объём новых знаний не предполагают постоянного использования только способов, связанных с подачей материала в игровой форме. Но, с другой стороны, однообразность, сухость изложения и однотипное содержание заданий на уроках могут привести к потере интереса к предмету.

Особенно в младших классах целесообразно вводить в урок элементы занимательности в виде игр, творческих заданий, исторических экскурсов, необычных по форме или по содержанию задач. Практика показывает, что использование на уроках элементов занимательного и игрового характера позволяет повысить интерес ребят к математике, снизить утомляемость, развивает творческие способности и логическое мышление учеников, улучшает психологический климат на уроке и межличностные отношения в коллективе.

Важнейшей задачей обучения является воспитание социально-активной , творческой личности, способной эффективно адаптироваться к социально-экономическим изменениям. В этой связи актуализируется проблема формирования у учащихся универсальных социально-личностных компетенций, которые бы обеспечивали более продуктивное решение различных проблем в жизни и будущей профессии. Одним из эффективных средств формирования у детей компетенций выступает игровая технология.

Это обусловлено тем, что в игровой деятельности моделируются различные ситуации из сфер экономики, политики, культуры и общества в целом. Разрешая их, у учащегося развиваются знания и опыт, которые лежат в основе формируемых компетенций. Участие в игре способствует более эффективному социальному развитию школьника, его самореализации.

Многие исследователи в области педагогики, такие как С.С. Кашлев, Т.Н. Гущина, В.Г. Коваленко, Е.Н. Можар подтвердили высокую эффективность данной технологии. Они пришли к выводу, что использование игровых технологий на уроке способствует внутренней мотивации к учению, формированию устойчивого интереса к изучению данного предмета. Использование игровых технологий на уроках естественнонаучных предметов способствует в большей мере доступности и прочности усвоения учебного материала. Обучаясь по игровой технологии, у школьника исчезают психологические барьеры. В.Г. Коваленко отметила, что «включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала».

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики — современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Как вариант возможно применение не всей игры в целом, а игровых приемов. Они могут занимать как весь урок, так и часть его. Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведённых на предмет, а элементы игры удобно использовать на практически любом уроке.

Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается положительное отношение к учёбе.  

Уроки с использованием игровых технологий:

- способствуют яркому эмоциональному восприятию учебного материала;

- развивают творческие способности школьников и учителя;

- воспитывают веру ученика в собственные силы;

- учат школьника радоваться общению с педагогом и товарищами;

- формируют внимание и стремление к самостоятельной деятельности;

- заставляют взрослого и детей импровизировать;

- активизируют самостоятельную деятельность учащихся;

- учат школьников отстаивать свою точку зрения;

- создают психологический комфорт в классе;

- вызывают интерес у всех школьников.

Дидактические игры и игровые элементы на уроках математики в 5 классе.

«Играют люди на планете, играют птицы и жуки.

Играют все, но только дети играют ото всей души.

И если в школе на уроке вдруг поведется поиграть,

То нет счастливей их на свете и выучат все всё на пять.»

К.Г.Ушинский

     Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности.

Известно, что дети проявляют большой интерес к проводимым играм. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои силы, чтобы не подвести напарника по игре. Непоседливые, озорные замирают на уроке и следят за игрой, переживая все неудачи своей команды, и приходят в восторг от удач игроков. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игры дети приобретают самые разнообразные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки, оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого, в игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно всех людей, независимо от возраста привлекает игра.

Наука педагогика внесла большой вклад в развитие и разработку проблемы игры, по новому подошла к решению многих вопросов: придала исключительное значение содержанию игры, признала настоятельной необходимостью использование игровых технологий при изучении всех предметов в школе.

На уроках математики игра приобретает особое значение не столько для друзей математики, сколько для её недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те ученики, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков, как утверждал К.Д. Ушинский: “Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить её в забаву – это одна из труднейших задач дидактики”.
Игра «Лучший счетчик»
        Класс делится на три команды. Каждая выбирает «счетчика», который будет защищать свою команду. Примеры «счетчику» задают члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет «счетчик» другой команды. За каждый правильный ответ 1 очко. Побеждает команда, которая набрала больше очков. Условие игры – отвечать на вопросы быстро.
Игра «День рождения»

Очень положительно воспринимается учащимися просьба написать дату своего рождения. Дальше учителю лишь надо придумать какие-нибудь задания по изучаемой теме. Например, при отработке терминов «по возрастанию» и «по убыванию» можно предложить учащимся следующее: запишите 5 чисел если первым является число, выражающее день Вашего рождения, а каждый следующий отличается от предыдущего на число, соответствующее месяцу рождения.

  Игра «Исторические события»

По теме: «Пропорция»

Решите уравнения и определите дату исторического события:

 1)     у : 11,2 = 510,25 : 5,2;

       у – год взятия крестоносцами Иерусалима.

2) 2,3 : х = 0,023 : 13,37

       х – год начала Столетней войны между Англией и Францией.

3) 8 : м = 1,75 : 326,375

       м – год открытия Америки Христофором Колумбом.

Ответы: у =1099, х = 1337, м = 1492.   

4)    Первые Олимпийские игры проводились в Древней Греции в 776 году до н.э. Каждые следующие олимпийские игры проводились через 4 года. В каком году проводились пятые Олимпийские игры?

5) Великому русскому учёному Менделееву Д.И. приснился сон: как упорядочить все существующие химические элементы, из которых состоят вещества. В каком году Дмитрий Иванович Менделеев придумал таблицу химических элементов?

 Ответы:792; 1869  

    

В процессе введения новых математических понятий, усвоения математической терминологии, формирования умений и навыков, систематизации и обобщения знаний, способствующих развитию интереса к математике, использую специальные логические упражнения. Каждый логический тест содержит некоторый математический «секрет». Выявить этот «секрет» задача решающего.

Игра «Анаграмма»

            Приведу пример словесного логического теста – анаграммы. Анаграмма – слово, в котором поменяны местами все или несколько букв, в сравнении с исходным словом.

Решить анаграмму – значит определить исходное слово. Анаграммы помогают усвоению математических понятий.

Решить анаграммы.

м а п р я я  (прямая)                          ч у л (луч)

р е з о т о к (отрезок)                        р и п е т р е м (периметр) 

Интересны для ребят и случаи, когда в упражнении включено задание: «Решить анаграммы и исключить лишнее слово».

Игра «Восстанови решение задачи»

Можно использовать компьютерные технологии.

У прямоугольного участка земли длина 25 м, а ширина на 55 м больше. Какова площадь участка? Ответ выразить в сотках.

Длина - 25 м

Ширина - ?, на 55 м больше

S - ? соток

Решение

  1. Узнаем,________________прямоугольного участка:

25______55=______(м)

  1. Узнаем,________________прямоугольного участка:

25*______=______(м2)

  1. Выразим ___________м2 в сотках

__________м2 =________ соток

Для работы:

длину; периметр; ширину; -; +; *; 80; площадь; 70; 1750; 2000; 200; 20; 2.

Игра «Заполни пропуски»

55а+12b+37a-7b=(_____+_____)a+(_____-_____)b=____a+_____b

Для работы:

92; 5; 55; 37; 12; 7; 55а; 7b

Игра «Выбери ответ»

Можно использовать компьютерные технологии

  1. Выполни деление 5200:100

520




52




5200






  1. Выполни деление 960:48

20




200




25






  1. Выполни деление 150:30

    35




    50




    5




  2. Выполни деление 760:10

    7600




    76




    760




  3. Выполни деление 903:3

    31




    310




    301




  4. Выполни деление 750:15

    40




    5




    50




  5. Выполни деление 4545:45

    11




    101




    110




  6. Выполни деление 240016:8

    302




    3002




    30002




  7. Выполни деление 1212:6

    200




    220




    202




  8. Выполни деление 7200:200

36




360




38






Игра «Забавные задачи»

          По французским законам за преступления полагались следующие денежные взыскания: кража быка – 900 сольдо, поджог амбара – 7% от суммы указанной за кражу быка, проникновение в чужой сад – 5/21 от суммы, указанной за поджог амбара. Сколько сольдо необходимо было уплатить за кражу в саду?

Игра «Кроссворд»

























































2п













а































р













с































о













п






























и













р










у



















з













е










н



















в















е

л

и

т

е

л

ь









е

л

и

м

о

е































д













л





















7п

е

р

е

м

е

с

т

и

т

е

л

ь

н

о

е










н













т




л

























и













е




е


















о

ч

е

т

а

т

е

л

ь

н

о

е


































ь




и






























а

с

т

н

о

е








































о




























10м

н

о

ж

и

т

е

л

и
















По горизонтале:

4. Число, на которое делят.

5. Число, которое делят.

7. Свойство умножения.

8. Свойство умножения.

9. Результат деления.

10.Числа, которые перемножают.

По вертикали:

1. Свойство умножения.

2. Результат умножения.

3. Старинная мера массы в России, которая использовалась в торговле.

6.Действие, с помощью которого по произведению и одному из

множителей находят другой множитель.




















1.

С

Т

О

Р

О

Н

А































2.

У

Р

А

В

Н

Е

Н

И

Е
















3.

Ш

К

А

Л

А








































4.

Р

А

В

Н

Ы

Е































5.

П

Е

Р

Е

С

Е

К

А

Ю

Щ

И

Е

С

Я






















6.

П

У

Д


































7.

З

О

Л

О

Т

Н

И

К


































8.

П

Р

О

Ц

Е

Н

Т













9

Н

Е

И

З

В

Е

С

Т

Н

О

Е





































10

Ч

И

С

Л

И

Т

Е

Л

Ь






















11

В

Е

Р

Ш

И

Н

А

















  1. Лучи, образующие угол

  2. Равенство, содержащее неизвестное.

  3. Название всех делений линейки одним словом.

  4. Название фигур, совпадающих при наложении.

  5. Прямые, имеющие одну общую точку.

  6. Старинная мера веса.

  7. Старинная мера веса для мелких, торогих товаров.

  8. Одна сотая часть числа.

  9. Название буква в уравнение.

  10. Название числа, стоящего выше черты дроби.

  11. Название точки, из которой выходят два луча, образующих угол.


Игра «Испорченный телефон»

      Для игры класс делится на 5-6 команд (по рядам).

     «Числовой луч». Одни учащиеся отмечают указанные точки на числовом луче, другие выписывают координаты поставленных точек.

  Ребята выполняют задание, отрывают своё решение и передают результат следующему участнику игры. Тот делает то же самое и т. д. Выигрывает та команда, которая быстро и верно выполнила задание. Ученики поощряются хорошими оценками.

Игра «Венгерский кроссворд»

(можно использовать, если на уроке осталось свободное время)

За определенное время требуется найти как можно больше математических терминов. Слова могут изгибаться под прямым углом в любую сторону.

У

О

С

У

П

Р

О

М

Т

К

М

М

А

И

Н

Р

О

Д

Е

В

З

О

Е

З

Е

Р

А

Д

Ж

Т

О

Н

Д

Р

И

Е

Н

Ч

И

Е

О

У

Е

И

К

А

Ь

Б

С

У

О

С

У

П

Р

О

М

Т

К

М

М

А

И

Н

Р

О

Д

Е

В

З

О

Е

З

Е

Р

А

Д

Ж

Т

О

Н

Д

Р

И

Е

Н

Ч

И

Е

О

У

Е

И

К

А

Ь

Б

С


Игра «Логические задачи»

Помогает прививать навыки решения комбинаторных задач.

Внук-пятиклассник возвращается из школы и рассказывает дедушке, что они всем классом решили обменяться фотографиями. Дедушка говорит:

 - Это хорошо. Память будет. Но сколько же это карточек надо?

 - 650, - отвечает внук, - нас в классе…

 - Подожди, не говори, - просит дедушка, - я сам сосчитаю.

Сколько же учеников в восьмом классе? Каким способом мог дедушка найти их число?

Игра «Творческое задание»

Сказка об одной прямой и двух точках.

Жила была одна гордая прямая. Как-то она повстречала две точки и стала смеяться: «Какие вы маленькие! На что вы годитесь? Вот я могу тянуться до бесконечности в обе стороны.»

Одна маленькая точка вдруг прыгнула на прямую и цепко ухватилась за её. Часть прямой отвалилась. Теперь это бала уже не прямая, а луч. Луч мог продолжаться бесконечно только в одну сторону, а маленькая точка стала началом луча.

Увидев это, вторая точка тоже вцепилась в хвост луча и отвалилась вторая часть прямой. Получился отрезок. Маленькие точки стали концами отрезка. Этот отрезок был единственным, не мог никуда продолжаться и можно было измерить его длину!

Вот что могут сделать две маленькие точки!

Игра «Цветочек».

В листе цветка помещается дробь, которую нужно сложить, умножить, разделить, вычесть. Дроби, с которыми нужно произвести эти действия, записаны на лепестках цветка.    

                  1) 1,5 ∙ 0,2          3) 3,4 : 0,2               5) 4,02 + 0,2

                  2) 3,75 ∙ 0,2       4) 0,08 + 0,2             6) 5,3 – 0,2

       После того, когда ученики выполнят указанные действия, рисует на доске такой же цветок тот, кто первым выполняет все вычисления, только в лепестках пишет результаты вычислений.

Сама математика как учебный предмет-это интеллектуальная игра, в которой математические знания являются её правилами, и успех в этой игре определяется совместными усилиями учителя и учащихся.

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя.

Но если с учёбой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье.
Не следует использовать один и тот же игровой прием постоянно, чтобы избежать привыкания и снижения интереса. Разнообразие форм и объемов занимательных элементов дает возможность построить каждое занятие таким образом, чтобы при сохранении серьезности подхода к изучению предмета создать положительную эмоциональную обстановку в классе, повысить мотивацию изучения математики.

В заключении хочется отметить следующее: на игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Литература:

  1. Автайникова, А.К. Некоторые формы организации устного счета // Математика в школе. – 2001.- №3.

  2. Алтухова Е.В. Математика 5-11. Уроки учительского мастерства. Издательство «Учитель», 2007

  3. Андреенкова Н.Л. Математика. Интерактивные дидактические материалы.ООО «Планета», 2013

  4. Байкова Л.А.Технология игровой деятельности: Учебное пособие. Рязань, РГПУ, 1994.

  5. Бряшина, Н. Математический брейн-ринг // Математика.-2003.-№27.

  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психики. — 1966,№ 6.

  7. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5 -11 классы, Волгоград: Учитель,2006

  8. Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991.

  9. Гуркина С.Ю.,Игровые технологии, интернет (ГБОУ СОШ №1 пгт Суходол мр Сергиевский Самарской области)

  10. Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.

  11. Депман И.Я., Виленкин Н.Я., «За страницами учебника математики», Москва, «Просвещение», 1999г

  12. Дереклеева Н.И. Мастер – класс по развитию творческих способностей учащихся. Москва, 2008

  13. Дождикова Т.Ю. Игровые моменты на уроках математики, интернет,(ГБОУ СОШ № 136)

  14. Ерохина Е.В. Игровые уроки математики 5 – 11классы. “Грамотей” 2004

  15. Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2004.- №6.

  16. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Москва. Наука, 1984

  17. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990.

  18. Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. - М.: Просвещение, 1981.

  19. Любецкая Н. Ф. Игровые ситуации на уроках математики, интрнет 2008 г.

  20. Оникул П.Р. 19 игр по математике. Союз: С - Петербург, 1999.

  21. Ремчукова И.Б. .Математика 5 – 8 кл. Игровые технологии на уроках.  Издательство «Учитель», 2007

  22. Сафенкова Е.Н.,Игровые моменты на уроках математики, интернет(школа № 8 г.Порона), 2012г.

  23. Ситников, Т.В. Приемы активизации учащихся в 5-6 классах // Математика в школе. – 2003. -№2.- 32с.

  24. Стеблина, Б. Игровые формы занятий 5-6 классы // Математика. – 2001.- №23.- 32с

  25. Шуба М.Ю Занимательные задания в обучении математике Москва “Просвещение”, 1994.