«Сталинградская битва начало коренного перелома в Великой Отечественной войне»
Главная страница


«Сталинградская битва начало коренного перелома в Великой Отечественной войне»



Скачать 191.34 Kb.
Название«Сталинградская битва начало коренного перелома в Великой Отечественной войне»
Дата16.03.2016
Размер191.34 Kb.
ТипУрок

УРОК РАЗДЕЛА «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941 – 1945 ГГ.» КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ»

9 КЛАСС

«…Сталинград – это гордость России и боль!

Это славы солдатской Вечный огонь!... »

Тема урока: «Сталинградская битва - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне»

Место урока в системе уроков: третий урок раздела

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: программированный контроль, рассказ с применением наглядных пособий, упражнение, беседа с использованием поисковых вопросов и презентаций, опережающее обучение

Цели:

- дать представление о сущности коренного перелома в ходе войны;

- выяснить причину успеха боевых операций на данном этапе войны;

- ознакомить с датами основных исторических событий;

- ознакомить с понятиями и терминами: коренной перелом в войне, стратегическая инициатива.

Формируемые универсальные учебные действия:

Метапредметные: сознательно организовывать и регулировать деятельность; анализировать и обобщать факты; составлять таблицу; формулировать и обосновывать выводы; использовать современные источники информации; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе; осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; способствовать осознанию исторического значения подвига советского народа.

Методическое оснащение урока:

  1. Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.;

  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2009;

  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX - начало XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2010;

  4. История Отечества: 1920-1953 гг. Хрестоматия. - М. 1991, с. 83-89;

  5. Сто великих битв. - М. Вече. 2002, с. 466-476;

  6. П. И. Потёмкин. Историко-художественная хрестоматия по Великой Отечественной войне. - М.: Просвещение. 1987, с. 126-165;

  7. Видеоролик Ю.Гуляев «Горячий снег» муз. А.Пахмутова, сл. М.Львов;

  8. Презентация «Сталинградская битва: история и современность» (О стойкости и мужестве защитников Сталинграда);

  9. Документальный материал, карточки, тестовые задания, схемы;

  10. Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».

Техническое оснащение урока: ноутбук, проектор, музыкальный центр, экран.

Основное понятие: коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (конец 1942-1943 гг.) – переход стратегической инициативы к советскому командованию. Войска фашистской Германии перешли от наступления к обороне на всём театре военных действий. Коренной перелом начался с разгрома немецких войск под Сталинградом.

Основные даты:

  • весна 1942 г.- неудачное наступление Красной Армии;

  • сентябрь-ноябрь 1942 г. – оборона Сталинграда;

  • ноябрь1942 г. – январь 1943 г. – наступление Красной Армии под Сталинградом, начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны.

Персоналии: В.И. Чуйков, М.С. Шумилов, А.М. Василевский, П.А. Ротмистров, К.К. Рокоссовский, Н.Ф. Ватутин, Р.Я. Малиновский, Фридрих Паулюс.

Структура урока:

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

III. Введение в новый материал

IV. Работа по теме урока

V.Первичная проверка нового материала

VI. Обобщение и систематизация

VII. Закрепление изученного материала

VIII. Подведение итогов урока

ХОД УРОКА

Этапы урока, время

Содержание

Обоснование

Учитель

Ученики

1.Организационный этап.

1минута

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, рапорт об отсутствую-щих и готовности к уроку.

Психологический прием расположения аудитории к учителю.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Мотивационно-целевой этап.

5 минут


1. Сообщение обучающимся темы и цели урока.

«Здесь орден мужества надет на грудь земли.

Недаром эта грудь истерзана снарядом.

Со смертью билась жизнь,

И смерть враги нашли.

И победила жизнь

В боях под Сталинградом!»

Пабло Неруда.

Тема нашего урока: «Сталинградская битва – начало коренного перелома в Великой Отечественной войне».

Цель урока: ознакомление с событиями, происходившими в ходе Сталинградской битвы в 1942-1943 гг.

Работать будем по следующему плану (план на экране):

1.Оборона Сталинграда.

2. Победоносное завершение Сталинградской битвы.

3. Зимнее наступление советских войск в 1942- 1943 гг.

2. Актуализация опорных знаний (Работа с тестами). Но прежде, чем перейти к изучению нового материала, хотелось бы узнать, как вы усвоили ранее изученный материал по темам: «Начало Великой Отечественной войны», «Битва под Москвой». Опрос будет происходить следующим образом: все работают с тестами по 2 вариантам, проверку результатов осуществляют сами учащиеся (взаимоконтроль) по эталону ответов и критерию оценок на слайде. (Приложение 1)

Слушают, смотрят на экран, осмысливают информацию, запоминают цели урока, записывают тему урока в тетрадь, знакомятся с планом урока.

Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы тестов, выполняют проверку и взаимоконтроль.


Организация внимания, мотивация к активному восприятию новой темы, установка

атмосферы сотрудничества ученик- учитель.

Создание личностно-заинтересованного отношения к достижению цели урока.

Развитие навыков самоконтроля.

Перевод знаний, имеющихся у учащихся из потенциального в активное.

3. Введение в новый материал.

5 минут



Предлагает рассмотреть проблемную ситуацию, которая будет раскрываться в ходе урока:

«Отчего фашисты прошли сотни километров, захватывая разные государства и страны, а несколько сот метров, отделявших их от Волги, дойти не смогли?» В.Гроссман.

Анализируют основные понятия проблемы, делают записи в тетрадях по знакомому алгоритму, задают вопросы, смотрят слайды, следят за показом по карте.

Создание познавательной мотивации, активизация внимания, мышления, памяти. Актуализация новых знаний, развитие восприятия.

4. Изучение нового материала.

20 минут









Организует поэтапное объяснение нового материала.

1. Дает характеристику началу Сталинградской битвы, обращает внимание на исторические документы того времени (приказ №227, план «ОСТ»), демонстрирует слайды

2. Показывает расстановку сил к осени 1942 г. и предлагает прослушать сообщения о героизме защитников Сталинграда. Предлагает составить тезисный план по сообщениям. (Приложение 2)

Дает оценку выступлениям обучающихся, обобщает ответы. Демонстрирует видеоролик.

3. Дает сравнительную характеристику соотношения сил на советско-германском фронте на сталинградском направлении. Предлагает проанализировать таблицу (Приложение 3) по вопросам, демонстрирует слайд:

Вопросы для анализа:

1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?

2. Почему это стало возможно?

Характеризует этап начала контрнаступления под Сталинградом (операция «Уран»), обращает внимание на карту, схему, слайды.

Делают сообщения, раскрывают проблему содержанием своих сообщений, корректируют знания, задают вопросы, смотрят слайды презентации, записывают тезисный план (по знакомому алгоритму), следят за показом по карте, анализируют документы, делают выводы.

Развитие качеств мышления – осознанности, активности, убедительности, вкуса исследовательской деятельности и поиска закономерностей. Стимулирование самостоятельной познавательной и личностно-ориентированной деятельности. Организация осмысления, осознание нового материала. Развитие навыков монологической речи, расширение кругозора.


5. Первичная проверка нового материала.

5 минут


Организует первичную проверку знаний через коллективный блиц-опрос (Приложение 5), делит класс на две группы.

Подводит итоги блиц-опроса (слайд).

Слушают учителя, делятся на две группы, знакомятся с алгоритмом блиц-опроса, работают в тетрадях.


Первичное обобщение знаний, расширение кругозора и коммуникативных умений и навыков. Развитие межпредметных связей.

Организация обратной связи.

6. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление изученного материала.

7 минут



Дает оценку военно-политичес-кому и международному значению разгрома немцев под Сталинградом, как коренному перелому в ходе ВОВ и всей Второй мировой войны в целом. Предлагает учащимся высказать свое мнение.

Задает поисковые вопросы по обобщению темы урока и раздает карточки-задания «Историческая математика», «Соотношение событий и имен». (Приложение 6)

Слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения на события, работают по карточкам-заданиям.

Закрепление изученного материала обобщение и систематизация знаний, умение формулировать собственное мнение.

Концентрация внимания на результат урока.

7. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

2 минуты

Выставляет оценки, комментирует их, дает общую характеристику работы класса, спрашивает у учащихся их мнения об уроке. Дает домашнее задание (доска).

Высказывают своё мнение о полезности урока, что было интересным, сложным, новым, необычным на уроке. Выставляют оценки, записывают домашнее задание.

Самоанализ, рефлексия.


Источники

  1. Хрестоматия Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Т.4. – М: 1984 г.

  2. С.Г. Горяинов. Задачник по истории России. - Ростов – на – Дону, «Феникс»: 1996 г.

  3. Контрольно-измерительные материалы. История России 9 класс/ Сост. К.В.Волкова. - М.: ВАКО, 2012 г.

  4. 100 битв, которые изменили мир. № 2, 2011г.

  5. 100 битв, которые изменили мир. № 8, 2011г.

  6. 100 битв, которые изменили мир. № 128, 2013г.

  7. Видеоролик «Горячий снег» https://youtube.com/watch?v=q841Svh7tGM

  1. www.Prezentacii.com

  2. www.nsportal.ru

  3. www.festival.1september.ru

  4. www.warheroes.ru/hero/hero.asp

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тесты

Вариант № 1

1. СССР стал фактическим участником 2-ой мировой войны:

  1. 1 сентября 1939 г.;

  2. 17 сентября 1939 г.;

  3. 22 июля 1941 г.;

  4. 22 июля 1940 г.

2. Высшим государственным органом, сосредоточившим всю полноту власти в годы Великой Отечественной войны, стал

  1. Государственный комитет обороны;

  2. Верховный Совет СССР;

  3. Народный комиссариат обороны;

  4. Ставка Верховного Главнокомандования;

  5. Совет Труда и обороны.

3. 24 июня 1941 года был организован специальный Совет по эвакуации под председательством:

  1. Г.М. Маленкова;

  2. А.Н. Косыгина;

  3. Н.М. Шверника;

  4. Н.С. Хрущева;

  5. Н.А. Вознесенского

4. В 1942 г. Сталин поверил дезинформации немецкой разведан о том, что Гитлер готовит главный удар в летние месяцы на:

    1. Крым;

    2. Сталинград;

    3. Москву;

    4. Урал;

    5. Харьков.

5. Предложение И.В. Сталина о поведении в 1942 г, наступательных операций на Украине, в Крыму и ряде других мест было поддержано:

  1. С.К Тимошенко и Н.К. Рокоссовским;

  2. С.К. Тимошенко и К Е Ворошиловым;

  3. K.Е. Ворошиловым и В.М. Молотовым;

  4. B.M. Молотовым и И.С. Коневым;

  5. И.С. Коневым и Г.К. Жуковым.


Вариант №2

1. 17 сентября 1939г. Красная Армия выступила на территорию:

  1. Польши;

  2. Финляндии;

  3. Венгрии;

  4. Болгарии и Греции.

2. С необычайным призывом, начинавшимся с религиозного обращения «Братья и сестры…» выступил 3 июля 1941 г.:

  1. И.В. Сталин;

  2. M.И. Калинин;

  3. Г.К. Жуков;

  4. В.М. Молотов.

3. Выступил против плана глубокой обороны Красной Армии на лето 1942 г. и настоял на поведении крупных наступательных операций:

  1. И.B. Сталин;

  2. С.К.Тимошенко;

  3. К. Е. Ворошилов;

  4. В.М Молотов;

  5. К.К. Рокоссовский.

4. Разведка Германии в 1942 г. провела удачную операцию по дезинформации советского руководства под кодовым названием:

  1. «Кремль»;

  2. «Москва»;

  3. «Центр»;

  4. «Барбаросса»;

  5. «Ост».

5. В конце марта 1942 г. ГКО принял решение о проведении наступательных операций на Украине, в Крыму и других местах. Главный порок принятого решения состоял в:

  1. неизвестности о планах наступления войск вермахта;

  2. несоединимости двух одновременных задач: наступать и обороняться;

  3. страхе одних военачальников перед Сталиным и вере других в непогрешимость его как Верховного Главнокомандующего;

  4. неизвестности о планах противника и решении его наступать.

Во время взаимопроверки варианты ответов и критерии оценок проецируются на экране.

Эталоны ответов

Вариант № 1.









5 е


Вариант № 2:











Критерий оценок:

«5» – 5 правильных ответов

«4» – 4 правильных ответа

«3» – 3 правильных ответа

«2» – 2 правильных ответа


Приложение №2

Обучающийся 1: Когда судьбу Сталинграда решали уже минуты, к этому огненному берегу под бомбами и снарядами прорвались из-за Волги пробитые осколками бронекатера. С них бросались в воду гвардейцы 31-й стрелковой дивизии генерала Родимцева. Через два дня они штурмом взяли Мамаев курган, который тогда называли Главной высотой России. Из воспоминаний А.И. Родимцева: “…Отбивать высоту 102,0 нам пришлось несравненно меньшими силами, чем силы гитлеровцев, занимавших её… На каждый наш танк шло 10 вражеских, на каждого нашего бойца наступало 10 фашистов, на каждый поднимавшийся в воздух Як или Ил приходилось 10 “мессершмитов” или “юнкерсов”. В центре города на бетонной стене написаны слова: “Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева. Выстояв, мы победили смерть”.

Обучающийся 2: Все они, участники этой битвы, были героями. И те, кто погиб в волжских волнах на огненной переправе. И те смельчаки из полка майора Долгова, первыми начавшие штурм кургана. И лейтенант Чуприна, поднявший в атаку на крутой склон кургана бойцов своей роты. Простой, ничем непримечательный Сталинградский дом, отмеченный на карте фельдмаршала Паулюса как крепость. Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова и лейтенанта И.Ф. Арсеньева. У них не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Они были почти отрезаны от своих и 58 дней отбивали нападения врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт. Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожили столько гитлеровцев, сколько они не теряли при взятии некоторых крупных европейских городов.

Обучающийся 3: Сколько таких домов было в Сталинграде! Огромный город стал полем боя. Мамаев курган стал центром этого смертельного боя.

“Остров Людникова”… Его не найдёшь среди многочисленных волжских островов. Нет его ни на одной карте мира. “Островом Людникова” в дни боёв называли узкую полосу земли между Волгой и заводом “Баррикады”. Тогда здесь на смерть стояли воины дивизии Ивана Ильича Людникова. Всего 300 метров отделяли врага от Волги, от желанной воды. Но эти 300 метров немцы не прошли. Бои продолжались 40 дней и 40 ночей. О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

Обучающийся 4: А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

8 сентября: … безрассудное упрямство.

11 сентября: … фанатики.

13 сентября: … дикие звери!

16 сентября: Варварство … это не люди, а черти.

27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком”.

Обучающийся 5: Только благодаря мужеству и героизму защитников Сталинграда город удалось отстоять. Дивизия Н.Ф. Батюка, закрепившись на склонах Мамаева кургана, отбивала по 10-12 вражеских атак каждый день. Враг смог продвинуться вперёд всего на несколько метров и только там, где уже не осталось в живых ни одного батюковца. Четыре месяца беспрерывных боёв выдержала дивизия Батюка. “Ни шагу назад!” - стало клятвой защитников Сталинграда. Михаил Паникаха… Сентябрьской ночью батальон морской пехоты, в котором он служил стрелком-бронебойщиком, переправился через Волгу. И сразу же принял неравный бой. Семь фашистских танков шло прямо на бронебойщиков. Паникаха и его товарищи подбили один танк, затем второй. Но оставшиеся пять танков шли вперёд, не давая нашим бойцам оторваться от земли. Кончились патроны, гранаты. Паникаха, взяв бутылки с горючей жидкостью, пополз навстречу танку. Когда из разбитой пулей бутылки брызнула и охватила одежду бойца пылающая смесь, Паникаха не остановился, не повернул назад. Поднявшись во весь рост, живым факелом рванулся он навстречу ревущему танку, разбил о его броню вторую бутылку и сам упал на моторную часть машины… Подвиг Паникахи запечатлён в камне, в памятнике-ансамбле на Мамаевом кургане

Николай Сердюков… В одной из атак он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. Михаил Пассар, снайпер, уничтожил 272 фашиста, погиб в атаке.

Приложение №3

Линии сравнения

Советские войска

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

1134,8

1011,5

Количество танков

1560

675

Количество орудий и минометов

14934

10290

Количество самолетов

1916

1219


Приложение №4

Блиц-опрос

1-я группа

Дата оборонительного периода Сталинградской битвы (17 июля-18 ноября 1942 г.)

Командующий 62-й армией (В.И.Чуйков)

Девиз защитников Сталинграда («Ни шагу назад»)

Когда подписан приказ № 227? (28 июля 1942 г.)

Какой оборонительный объект в городе в донесениях значился «Высота 102»? (Мамаев Курган)

Как называлась операция по разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом? («Уран»)

Какие фронты принимали участие в контрнаступлении? (Юго-Западный, Донской, Сталинградский)

Кто руководил осуществлением операции «Кольцо»? (К.К.Рокоссовский)

Когда была учреждена медаль «За оборону Сталинграда»? (22.12.1942 г.)

Как долго шли бои за Мамаев курган? (140 суток)

Главный памятник на Мамаевом кургане? (скульптура «Родина-мать зовёт»)

2-я группа

Дата наступательного периода Сталинградской битвы (19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г.)

Командующий 64-й армией (генерал М.С.Шумилов)

Девиз защитников Сталинграда («За Волгой для нас земли нет!)

Где находится «остров Людникова»? (в районе завода «Баррикады»)

Как называлась операция по расчленению и уничтожению окружённой группировки немцев? («Кольцо»)

Кто командовал фронтами? (генералы: Н.Ф.Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Ерёменко)

Кто координировал действия советских войск в ходе Сталинградской битвы? (генерал Г.К.Жуков)

Сколько человек было награждено медалью «За оборону Сталинграда? (750 тыс.)

Сколько человек получили звание Героя Советского Союза в Сталинградской битве? (125)

Сколько времени продолжалась Сталинградская битва? (200 суток)

Чьим именем назван дом «солдатской Славы»? (сержанта Павлова)

Приложение 5

Вопросы для обобщения и систематизации:


  • Какие цели преследовала Германия, предприняв наступление на южном направлении советско-германского фронта?

  • Каким призывом получил известность приказ № 227от 28 июля 1942года?

  • В чем вы видите значение разгрома гитлеровских войск под Сталинградом?

  • применимо ли к действиям советских войск в Сталинградской битве высказывание Суворова:

«побеждают не числом, а умением?»

Приложение 6

  • Методом «исторической математики».

  • Соотношение событий и имен.

Учитель:

Чтобы убедиться, достигнута ли поставленная цель нашего урока, выполним следующие задания:

1. «Историческая математика»

17 июля – 18 ноября 1942 г. + Сталинград = …

19 ноября 1942 г. + Сталинград = …

Январь 1943 г. + Сталинград = …

2 февраля 1943 г. + Сталинград = …

2. С именами каких полководцев связана победа

под Сталинградом?

  1. М.С. Конев

  2. А.И. Еременко

  3. К.А. Мерецков

  4. В.И. Чуйков

  5. Л.А. Говоров

  6. Г.К. жуков

  7. В.Д Соколовский

  8. И.Д. Черняховский

  9. К.К. Рокоссовский

  10. С.М. Буденный

  11. Н.Ф. Ватутин

Ответ: Б; Г; Е; И; Л.

под Ленинградом?

  1. С.М. Буденный

  2. В.И. Чуйков

  3. Л.А. Говоров

  4. В.Д. Соколовский

  5. К.Е. Ворошилов

  6. И.Д. Черняховский

  7. Г.К. Жуков

  8. К.А. Мерецков

  9. К.К. Рокоссовский

  10. И.С. Конев

Ответ: В; Д; Ж; З.